Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Обобщение педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_dzedaeva_1.docx436.29 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ им. Героя Советского Союза А.М.  Селютина с. Михайловское»

Использование современных

образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС

                                                Автор: учитель начальных  классов

высшей категории  

Дзедаева Эльма Ермаковна

г. Владикавказ

 2021 г.


Оглавление

  1. Аннотация……………………………………………………………… 3
  2. Слово о педагоге………………………………………………………. 6
  3. Описание опыта………………………………………………………... 7
  4. Литература……………………………………………………………. ..19
  5. Приложения…………………………………………………………… 20


  1. Аннотация

«Берегите наш язык , наш прекрасный русский язык , этот клад , это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса».

И.С. Тургенев

Проблема развития, совершенствования и обогащения речи обучающихся одна из важнейших в современной школе.  Необычайно точное и ёмкое определение речи, как важнейшего показателя уровня культуры человека, можно найти у Н.И. Жикалкина: «Естественный путь усвоения языка – это развитие речи.Речь - канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания ».

Именно речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения в школе.

Речь - способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от овладения ребенком новых представлений и понятий; с другой - хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.

Однако, современные реалии таковы, что устная и письменная речь подавляющего большинства школьников часто находится на плачевно низком уровне. И это не может не вызывать тревогу по следующим причинам: бедный словарный запас, невозможность чётко, грамотно выразить мысль, жаргонизация, суперлаконизм, слова-«паразиты», излишне негативная эмоциональная окраска звучащей речи наших детей.

Вместе с тем мы понимаем, что будущее стоит за инициативными, предприимчивыми, коммуникабельными, профессионально мобильными, грамотно и чётко излагающими свои мысли специалистами. Поэтому современная школа является важнейшим звеном в деле повышения речевой культуры учащихся.

Развитие речевой деятельности ребенка - не стихийный процесс, он требует определенного педагогического руководства. Большинство направлений работы по развитию речи можно успешно проводить на самых разных уроках и во внеурочной деятельности тоже. Но главные - это, конечно же, уроки русского языка и литературного чтения.

«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навык распоряжаться им свободно в изустной или письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета»,- так считал К.Д.Ушинский. Прошло много времени с тех пор, как были написаны эти строчки, но как же актуально звучат они сейчас! Но если  раньше развитие речи связывалось с изучением грамматики, то современная методика преподавания русского языка обращает внимание на развитие личностных особенностей и способностей каждого учащегося.

В данном опыте основное внимание уделяется развитию речи  учащихся в условиях реализации ФГОС.


2. Слово о педагоге

Дзедаева Эльма Ермаковна окончила в 1990 г. Орджоникидзевское педагогическое училище №1 по специальности «учитель начальных классов», «Северо-Осетинский государственный педагогический институт Министерства образования и науки Республики Северная Осетия-Алания» по специальности «учитель-сурдопедагог по специальности сурдопедагогика».

Имеет стаж педагогической деятельности 31 год. В 1990 году начала педагогическую деятельность в МБОУ СОШ с. Михайловское  и по настоящее время работает учителем начальных классов МБОУ «СОШ имени Героя Советского Союза А.М.Селютина с. Михайловское».

Систематически повышает квалификацию.

На базе  курсов ПК при СОРИПКРО:

-«Использование интерактивной доски в образовательном  процессе» - 2017 год, 36 часов;

- «Развитие профессиональных компетенций учителя начальных классов в контексте требований профессионального стандарта педагога» - 2020 год, 108 часов;

- «Организация инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ и инвалидов в общеобразовательных организациях с учетом требований ФГОС ОВЗ» - 2020год, 36 часов;

- «Современные технологии начального образования»- 2020 год, 110 часов;

ООО «Центр инновационного образования и  воспитания»:

-  профессиональная переподготовка «Организация работы классного руководителя в образовательной организации», 2021 год, 250 часов.

С 2015 года и по настоящее время – учитель высшей категории.

Работая с 2010 по системе учебников «Школа России», составила рабочие программы с 1 по 4 класс урочной и внеурочной (1-4 классы) деятельности с учётом требований ФГОС нового поколения.

В 2020 г. передовой педагогический опыт ДзедаевойЭльмыЕрмаковны «Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС»  принят к распространению методическим советом школы.

В процессе обучения Дзедаева Э.Е. активно и целенаправленно применяет современные образовательные развивающие технологии: технологию развивающего обучения, технологию проблемного обучения, личностно-ориентированные технологии, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии. Благодаря этому учащиеся классов, в которых работает ЭльмаЕрмаковна, показывают высокие стабильные результаты в учебной деятельности, получая прочные знания, и продолжают успешно учиться в среднем звене.

Учащиеся Дзедаевой организованы, на уроках прослеживается хорошая работоспособность и высокий темп работы. Педагогическая деятельность Дзедаевой Э.Е. не ограничена только обучением детей. Эльма Ермаковна делится своим опытом, выступая с докладами и мастер-классами на заседаниях школьного методического объединения, школьных педсоветах, научно-практических конференциях.

При изучении опыта по теме: «Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС» Эльмой Ермаковной проводится планомерная работа  в условиях общеобразовательного учреждения.

Современная  начальная  школа  видит  одной из  главных задач  обучения – развитие  речи  и мышления   младших  школьников.  Для изучения и распространения опыта задействованы многие сотрудники школы, такие как логопед, психолог, классный руководитель.

Работа с данным материалом позволяет развить умение анализировать, обобщать, грамотно строить и высказывать собственные мнения и представления, позволяет развивать критическое мышление.

Опыт  работы Дзедаевой Э.Е. показывает, что данные формы работы могут сделать учебный процесс успешным. Игры, различные задания для групп помогают создать на уроке такие условия, при которых учащиеся захотят самостоятельно добывать знания. Различные формы работы  помогают не только развивать речь детей на уроках, но и активизировать познавательную деятельность каждого ученика.

Практический опыт данной работы распространялся:

 На методическом объединении учителей школы:

  1. Открытые уроки по русскому языку и литературному чтению (технологические карты уроков прилагаются)

В рамках курсов повышения квалификации учителей;

  1. Мастер-класс «Организация парной и групповой работы на уроках в начальной школе»;

На научно – практических конференциях регионального уровня и всероссийского   уровня:

  1. Мастер класс «Базовые качества инновационной культуры педагога» (СОГПИ 2019 г.);
  2. Доклад ««Использование современных образовательных технологий  в условиях реализации ФГОС» (СОГПИ 2020 г.)


3. Описание опыта

Основные понятия, термины в описании педагогического опыта:

Речь – это деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива (говорение) или для обращения к самому себе. Речь звучащая. Речь внутренняя. См. также язык.

Развитие речи детей – возникновение понимания речи и ее произнесения в раннем возрасте при общении со взрослыми, последующее обогащение словаря, грамматических и стилистических структур речи в дошкольном и школьном возрасте в процессе общения и под влиянием обучения.

Технология — от греческих слов techn (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение).Технология — это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности. «Любая же деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем весь процесс начался снова».

Термин «образовательные технологии» более емкий, чем «технологии обучения», ибо он подразумевает еще и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.

Инновационные технологии — наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения.

В педагогической литературе встречаются понятия: педагогическая технология, образовательная технология, технология обучения. Они соотносятся, очевидно, также как и категории: педагогика, образование и обучение. Самым широким является понятие педагогическая технология, оно охватывает процессы образования, обучения и воспитания.

        Образовательная технология связана с организацией образовательных систем и образовательных учреждений. Технология обучения и технология воспитания описывают деятельность учителя и учащихся соответственно в учебном и воспитательном процессе.

Педагогическая технология и образовательная технология часто используются как синонимы, так как современная трактовка термина «образование» включает в себя также и воспитание личности, придание ей некоторого образа. Поэтому в описании образовательных технологий, например, в книге Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», можно встретить и вальдорфскую педагогику, и педагогику сотрудничества, и «диалог культур» и другие.

Обобщая свой опыт, я учитывала теоретические и методические сведения о формировании и функционировании коммуникативно-речевых умений и навыков и развитии речи учащихся начальных классов. В процессе развития речи выделяют этапы: формирование первоначальных умений и навыков, их развитие и дальнейшее совершенствование.

Цель работы – систематизировать приемы работы по развитию речи младших школьников и повысить культуру речи.

Задачи:

1. Изучить теоретические аспекты развития речи младших школьников.

2. Выявить роль и значение речевой деятельности в учебно-воспитательном процессе;

3. Систематизировать методические приемы для развития связной речи на основе опыта учителей – практиков.

В качестве рабочей гипотезы мною  выдвинуто предположение о том, что работа по развитию речи учащихся начальных классов представляет собой систему и может быть эффективно организована на основе авторских учебно-методических пособий, контрольно измерительных материалов (тестов), карточек, разработанных мною на муниципальном уровне.

Работая по этой системе, я соблюдаю следующие методические условия:

1) целенаправленный и тщательный отбор содержания нового дидактического текстоориентированного материала на основе выделенных методических критериев: когнитивность — обеспечение познавательного развития  учащихся; креативность — обеспечение формирования и развития творческих способностей; сензитивность — соответствие психологическим особенностям возраста с учетом повышенной чувствительности и восприятия образной картины окружающей действительности; аксиологический критерий, подразумевающий приоритет ценностных ориентации ребенка (любовь к отчизне, уважительное отношение к отечественной и мировой культуре, воспитание толерантности); эмоционально-экспрессивная окраска текста, предполагающая работу над выразительностью речи и овладением изобразительно-выразительными средствами.

2) поэтапность презентации дидактического материала в соответствии с формированием речевых умений и навыков и особенностями развития речи младших школьников; последовательность в изложении материала;

3) строго закрепленная структура и системность в подаче материала;

4) приобщение к кругу чтения младших школьников с целью расширения их кругозора, развития способности к дальнейшему совершенствованию речевых умений и навыков (социокультурный аспект).

В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой исследования  в моём педагогическом опыте предполагалось решение следующих задач:

1) выяснить в ходе анализа лингвистической, психологической, педагогической и методической литературы степень изученности исследуемой проблемы;

2) сформулировать принципы организации материала для учебного пособия по развитию речи;

 3) выявить критерии отбора дидактического материала на этапе совершенствования работы по развитию речи младших школьников;

4) установить объем и содержание работы по развитию речи на основе анализа действующих букварей и учебно-методических пособий по развитию речи, программ по русскому языку и литературному чтению для начальных классов;

5) разработать и экспериментально обосновать методическую систему работы по развитию речи учащихся начальных классов;

6) выявить наиболее эффективные методы и приемы развития речи младших школьников.

Речь человека – это показатель его интеллекта и культуры. Развитие речи – одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения.    Развивать речь детей – значит систематически работать над её содержанием, последовательностью, учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, грамотному оформлению мыслей. Заниматься этим нужно на каждом уроке, так как успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в работе по всем предметам, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

Развитию речи учащихся, формированию и становлению их как языковой личности способствует проведение речевых уроков русского языка.

Речевой урок обеспечивает речевую активность детей, вооружает их языковыми умениями и навыками в такой степени, в какой это необходимо для того, чтобы получить речевую ориентацию в определенной лексической теме, в определенной речевой ситуации (и в жизненной ситуации тоже); за урок учащийся накапливает по теме необходимый для изложения своих мыслей языковой материал, обучение языку ведется в процессе познания действительности и овладение речью на самом деле становится «способом познания действительности» (Львов М.Р.)

В современной методике преподавания русского языка в начальной школе используются современные образовательные методы и  методики, инновационные технологии для развития коммуникативной и культуроведческой компетенций школьников в условиях реализации ФГОС.

Среди прочно вошедших в методику данных предметов наиболее интересными представляются проблемный метод, технология С.Н. Лысенковой (использование опорных схем при комментируемом управлении), игровые технологии, деятельностный подход, групповая работа, здоровье сберегающие технологии. В своей работе регулярно использую цифровые образовательные и сетевые технологии, благодаря современному оснащению учебного кабинета  начальных классов( мультимедиа, интерактивная доска, компьютер).

Проблемный метод.

Основа проблемного обучения – создание проблемной ситуации, то есть ситуации интеллектуального затруднения, при котором учащиеся не располагают необходимыми знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений. Существуют различные способы создания проблемной ситуации, наиболее применимы и оптимальны, на наш взгляд следующие:

  • выдвижение проблемного вопроса
  • создание проблемной ситуации.

Игровые технологии.

Большой интерес представляют игровые технологии, выполняющие коммуникативную функцию. Ролевые игры основаны на разыгрывании речевых ситуаций, взятых из жизни, из художественных произведений. Это кроссворды, викторины, ребусы, интеллектуальные игры, лингвистические игры..

Использование опорных схем при комментируемом управлении.

Особый интерес представляет использование опорных схем.при комментируемом управлении. Данная технология предполагает поэтапное введение материала:

  • «перспективная подготовка (тема раскрывается последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами);
  • уточнение новых понятий, их обобщение, применение;
  • развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий»

Во время проведения такой перспективной подготовки (то есть начала прохождения темы, изучения материала) осуществляется комментированное управление. А затем составляется опорная схема, которая рождается на глазах учеников в процессе объяснения материала (учащиеся сами активно участвуют в создании этой схемы).

Данная технология способствует развитию речи учащихся и умения учащихся строить связный рассказ по опорной схеме.

Применение деятельностного подхода при обучении развитию речи я использую концепции развивающего обучения Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова.

В основе деятельностного подхода – создание учителем условий для проявления познавательной активности учеников. Я создаю проблемные ситуации, составляю и обсуждаю план урока вместе с учениками, используя разнообразные формы и методы в учебной деятельности, позволяющие формировать универсальные учебные действия в условиях реализации ФГОС.

При деятельностном подходе  «изменяется характер изучения нового: это не сообщения учителя, а самостоятельное нахождение учащимися способа решения поставленной проблемы учителем. Учитель выполняет роль консультанта, создавая ситуацию успеха. Оценивается данная работа по желанию учащихся, что снимает эмоциональное напряжение.

При деятельностном подходе формы работы могут быть различными – это размышления, исследования, дискуссии, ролевые игры.

Речетворчество.

Данная методика основана на «обучении умения писать сочинения выполнять домашние задания, на воспитании уверенности в себе при написании сочинений».

Учителю необходимо создать комфортные условия для речетворчества, особую творческую атмосферу, творческую активность, то есть состояние, при котором у учащихся «развязывается язык», когда каждый ребенок, начиная с замысла и включая весь процесс его воплощения в работе, максимально полно реализует свои потенциальные способности.

Основными формами организации речетворческой деятельности являются урок и мастерская.

На уроке учитель решает следующие речетворческие задачи:

  • учить видеть, слышать и чувствовать текст;
  • пополнять речевую память учащегося новыми способами создания художественного образа;
  • развивать образное мышление, создавая условия для творчества.

Речетворческую деятельность в мастерской организуем с учетом трехступенчатости данного процесса:

  1. погружение в (художественный) текст на уроках речевого мастерства;
  2. рождение замысла и начало его разработки на уроках речетворчества;
  3. создание текста и его совершенствование.

Важной составляющей речетворческой деятельности являются тренинги, при проведении которых используются различные приёмы:

а) «Прием свободных ассоциаций»;

б) «Что было бы, если бы…» (ученик задает себе такой вопрос и пытается на него ответить);

в) «Брошенный камень» (слово и связанные с ним ассоциации).

Используя данные приемы, строим работу, учитывая следующие этапы:

  1. Учащимся дано домашнее задание написать сочинение на определенную или свободную тему. Делаем пояснение для успешного выполнения работы. Учащиеся выполняют задание дома, создают записи, оформляют содержание.
  2. Проверка работ с целью выявления тех сочинений, которые вызовут интерес у других учеников.
  3. Работа в классе по группам по инструкции (найти в сочинении положительное, интересное, высказать свои мысли в группе, не обращать внимание на неудачные моменты работы). Приложение 7.

Воспринимая позитивные оценки, дети запоминают свои удачные находки, убеждаются в своих способностях. Развивается интерес к выполнению данных работ и  в конечном итоге я добиваюсь своей цели- развития речи учащихся.

Во время групповой работы на уроках развития речи развиваются все виды универсальных учебных действий. Выделим только главные из них.

Личностные универсальные учебные действия – в первую очередь, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, предложений и оценок товарищей и учителя.

Регулятивные универсальные учебные действия  – принятие и сохранение учебной задачи; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; использование итогового и пошагового контроля по результату, актуального контроля на уровне произвольного внимания; адекватное восприятие предложений и оценки товарищей по работе, проявление познавательной инициативы; адекватная оценка правильности выполнения действия и внесение в него необходимых корректив.

Познавательные универсальные учебные действия–  осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием энциклопедий, словарей; смысловое восприятие познавательных текстов, выделение существенной информации; установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений; владение алгоритмом построения рассуждения и др.

Коммуникативные универсальные учебные действия– адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач (прояснение непонятного с помощью вопросов, умение пользоваться диалогом, построение монологических высказываний), учет разных мнений и стремление к координации различных позиций, осуществление взаимного контроля и взаимопомощи в сотрудничестве.

Перечисление универсальные учебные действия формируемые в групповой работе дают представление о том, какие изменения постепенно происходят в личностном развитии учащихся во время обсуждения коллективного задания и распределения ответственности за результат между всеми членами группы.

Работая над этой проблемой я использую как здоровьесберегающиетехнологии, так и здоровье формирующие образовательные технологии. Это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Основные вопросы по здоровье сберегающим направлениям, которые изучает учитель:

1. Организация урока в условиях здоровье сберегающей технологии.

2. Физкультминутки на уроках в начальной школе.

3. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.

4. Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни.

5.Организация учебно-воспитательного процесса в режиме профилактики и охраны психологического здоровья младших школьников.

Актуальность педагогического опыта.

Актуальность темы исследования определяется социальной значимостью проблематики, обусловливающей важность повышения речевой грамотности и речевой культуры учащихся начальных классов. Проблему исследования определяет противоречие между требованиями, предъявляемыми школьной программой, и реальным уровнем развития речи младших школьников.

Научность в представляемом педагогическом опыте.

Обобщая свой опыт, я учитывала теоретические и методические сведения о формировании и функционировании коммуникативно-речевых умений и навыков и развитии речи учащихся начальных классов. В процессе развития речи выделяют этапы: формирование первоначальных умений и навыков, их развитие и дальнейшее совершенствование.

В качестве рабочей гипотезы  выдвинуто предположение о том, что работа по развитию речи учащихся начальных классов представляет собой систему и может быть эффективно реализована, если соблюдать следующие методические условия:

1) целенаправленный и тщательный отбор содержания нового дидактического текстоориентированного материала на основе выделенных методических критериев: когнитивность — обеспечение познавательного развития у учащихся; креативность — обеспечение формирования и развития творческих способностей; сензитивность — соответствие психологическим особенностям возраста с учетом повышенной чувствительности и восприятия образной картины окружающей действительности; аксиологический критерий, подразумевающий приоритет ценностных ориентации ребенка (любовь к отчизне, уважительное отношение к отечественной и мировой культуре, воспитание толерантности); эмоционально-экспрессивная окраска текста, предполагающая работу над выразительностью речи и овладением изобразительно-выразительными средствами и стилистическими фигурами речи;

2) поэтапность презентации дидактического материала в соответствии с формированием речевых умений и навыков и особенностями развития речи младших школьников; последовательность в изложении материала;

3) строго закрепленная структура и системность в подаче материала;

4) приобщение к кругу чтения младших школьников с целью расширения их кругозора, развития способности к дальнейшему совершенствованию речевых умений и навыков (социокультурный аспект).

В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой исследования предполагалось решение следующих задач:

1) выяснить в ходе анализа лингвистической, психологической, педагогической и методической литературы степень изученности исследуемой проблемы;

2) сформулировать принципы организации материала для учебного пособия по развитию речи;

3) выявить критерии отбора дидактического материала на этапе совершенствования работы по развитию речи младших школьников;

4) установить объем и содержание работы по развитию речи на основе анализа действующих букварей и учебно-методических пособий по развитию речи, программ по русскому языку и литературному чтению для начальных классов;

5) разработать и экспериментально обосновать методическую систему работы по развитию речи учащихся начальных классов; 6) выявить наиболее эффективные методы и приемы развития речи младших школьников.

        Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- философский взгляд на триединство языка, мышления, речи, обосновывающий речевое развитие учащихся (Ф.И. Буслаев, JI.B.Щерба);

- исследования в области речевой деятельности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин.);

- педагогические труды, определяющие технологию обучения (Ю.К. Бабанский, К.Д. Ушинский);

- лингвистические подходы к изучению речи (В.В. ВиноградовИ.Р. Гальперин, Д.Э. Розенталь, Л.П. Якубинский);

- методические концепции развития речи учащихся (Е.С. Антонова, Е.В. Ладыженская, М.Р. Львов,  Т.Г. Рамзаева, М.С. Соловейчик)

Для решения поставленных задач использованы следующие методы: отбор материала в направлении научного поиска; анализ лингвистической, методической, педагогической, психологической литературы с целью установления теоретических основ исследования;

целенаправленное наблюдение за процессом обучения младших школьников; изучение и обобщение педагогического опыта учителей; анализ письменных работ учащихся начальных классов;

проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов; обработка результатов эксперимента; разработка методической системы развития речи учащихся.

Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

Происходящие перемены требуют новых подходов в разработке курсов и реализации приоритетных содержательных линий, а также новых форм работы, отражающих преемственность традиций и необходимость инноваций. Обучение сегодня рассматривается не как простая трансляция  знаний от учителя к ученику, а как сотрудничество, и в образовательном процессе начинают преобладать методы работы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой личности, готовой к восприятию и решению инновационных задач. В силу этого перед начальной школой стоят сегодня большие и серьезные задачи — не только вернуть уважение к слову, но и максимально использовать возможности методики преподавания русского языка и литературы для того, чтобы найти эффективные и современные способы развития речи учащихся. Соблюдение вариативности, согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов», признано сегодня принципиально необходимой чертой образовательной политики.

Учебные программы начальных классов и учебно-методические пособия по развитию речи учитывают требования времени и, прежде всего, требование повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования и призваны выполнять задачи по реализации познавательных и социокультурных целей. Успех работы по развитию речи учащихся возможен в случае, если она носит обучающий характер, проводится регулярно, последовательно и в системе.

Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

В начальной школе детей обучают чтению, письму, речи устной и письменной – это есть формирование специфических речевых умений и навыков, то есть видов речевой деятельности. Обычно выделяют четыре основных вида речевой деятельности.

1. Говорение – отправление звуковых сигналов, несущих информацию;

2. Аудирование (слушание) – восприятие звуковых сигналов и их понимание;

3. Письмо – использование видимых графических символов для передачи сообщения;

4. Чтение – восприятие графических символов и их понимание.

Понятие видов речевой деятельности в методике родного языка позволяет более четко представить себе психологические закономерности формирования соответствующих навыков и умений. Логично ожидать, что методические приемы, виды упражнений и т.д. должны быть соотнесены со структурой и формированием соответствующих психологических механизмов, всегда комплексных и многоуровневых.

Содержание работы по развитию речи складывается из  основных элементов представляемого педагогического опыта  работы:

1.работы по обогащению словаря(приложение 1, 2)

2.грамматического строя речи учащихся:

- словосочетание, предложение;

- части речи.

3.Работа с текстом (сочинения, изложения).

4.Творческие работы(приложение 3)

Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.

Начальная школа нового времени видит одной из главных задач обучения – развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Слово, по определению Михаила Ростиславовича Львова, «представляет собой частицу знания, частицу обобщения опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи».

Любого учителя начальной школы глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, традиционно именуемых в школьной практике «словарными». Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если она не решена, то превращается в тяжелый груз для ученика и продолжает углубляться в среднем звене.

В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данными в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе.

Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должны способствовать активизации словаря младших школьников.

Для запоминания слов рекомендуется использовать следующие задания и вопросы.

-Самостоятельное чтение слова ребенком.

-Прочтение слова учителем «орфографически».

-Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, следует ему воспользоваться словарем).

Орфографическая работа над словом:

-постановка ударения, выделение простым карандашом трудной буквы,

-звукобуквенный анализ слова,

-деление слова на слоги и на слоги для переноса.

Заучивание правописания данного слова:

-подбор однокоренных слов,

-составление словосочетания, предложения с этим словом,

-подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

Запись слова в орфографический словарик.

-Составление рассказа из блока словарных слов

-Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.

-Образование другой части речи (класс - классная, работа-рабочий).

Все эти задания помогут ребёнку лучше запомнить словарные слова. Но учителю ещё нужно помнить, что существует процесс забывания детьми написания этих слов и поэтому важно создать своеобразную систему повторения и обязательно приучать учащихся к работе со словарями различных видов (орфографический, словарь антонимов, синонимов, этимологический словарь и т. д.). Работа с этими словами должна продолжаться на протяжении всего учебного года.

Для работы над словосочетанием и предложением применяю специальные психологические речевые ситуации, в процессе которых учащимся не только необходимо, но и желательно высказаться;

специальные речевые упражнения: рифмовка, скороговорка, доскажи словечко, речевой кошмар.

Творческие работы по развитию речи при изучении грамматики, фонетики  строю с учетом рецептивных видов деятельности (слушание, чтение) и оперативных действий (говорение, письмо).

Ученые выделяют несколько уровней владения речью (классификация предложена В.Я. Коровиной). Суть классификации в поступательном продвижении школьника от простого к сложному, от репродуктивных упражнений к творческим.

Работа с текстом (сочинения, изложения).

Пересказ и изложение – это детские речевые упражнения по образцам, основанные на активном подражании. С одной стороны, посредством устного пересказа и письменного изложения обогащается речь школьника, он как бы берет уроки у писателя; с другой стороны – школьник сам строит предложения и текст, проявляет инициативу и активность в рождении речи.

        В своей педагогической практике нами учитываются  трудности, с которыми сталкивается школьник в изложении. Тексты для изложений подбираются понятные, близкие детям.

Предполагается, что ученик, слушая или читая рассказ, предназначенный для письменного изложения, должен уловит мысль и передать ее своими словами. В изложении должна звучать живая речь школьника.

Здесь  использую такие виды работ:

  • составление плана.
  • выделение главной мысли, выбор наиболее удачных вариантов плана;
  • сверка написанного с записью на доске, в карточке, учебнике;
  • создание коллективного (группового) образца, правила;
  • определение жанровых и речевых особенностей текста, стиля и типа текста;
  • парная и групповая работа по сверке результатов учебной деятельности;

-  формулирование алгоритма действия учащихся по составлению правила, выбора наиболее удачной формулировки.

Сочинение – один из видов работы по развитию речи в школе и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика. Поэтому заниматься работой по развитию речи надо начинать на начальных этапах обучения.

Описание внешности человека, его лица, фигуры, жестов, одежды – один из видов ученических высказываний. Основное в таком описании – найти характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и суметь передать их словами.

Описание внешности человека – это один из наиболее трудных видов описания.

По источнику в этих описаниях можно выделить описание внешности человека по памяти, на основе жизненного опыта, по специальным наблюдениям, на основе прочитанного, по воображению, по картине.

Описание внешности человека, так же как и другие виды описания, может быть деловым, научным, художественным.

Работа над описанием внешности помогает развивать в детях наблюдательность и внимание к окружающим их людям, обогащает речь обучающихся “портретной” лексикой, которой они недостаточно владеют. Приложение 13.

К 4 классу младшие школьники пишут изложения разных видов: близкие к тексту, сжатые, выборочные, с творческими дополнениями.

Выводы.

Практическая задача развития речи младших школьников в педагогическом опыте реализовалась через использование и систематизацию различных приемов на уроках русского языка.

На основе анализа и обобщения  педагогического опыта и  изучения психолого-педагогической литературы можно сделать следующие выводы:

1. В процессе работы над развитием речи необходимо опираться на знание психолого-педагогических основ ее формирования.

2. Эффективность работы обеспечивается разнообразием методических форм и приемов работы по развитию речи (очень нравится детям работа в форме игры, соревновательные моменты, ребусы и загадки, рифмовки и чистоговорки).

4. Литературные тексты помогают детям глубже осознать свои чувства, приучает их к стройному и последовательному изложению своих мыслей, повышает самоуважение.

5. Красивое и правильное высказывание рождает у учащихся веру в себя, дисциплинирует мысль, развивает творческое воображение, фантазию.

6. Именно на уроках, где дети учатся планировать высказывание и говорить правильно, через методы и приемы, нравящиеся детям, создается атмосфера, способствующая творческому подъему, вызывающая в них духовную окрыленность.


Литература

  1. Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 224 с., илл.
  2. Есенина С.А. Как научить Вашего ребенка писать изложения. 4 класс (Пособие для начальных классов). – М.: «Грамотей», 2007.
  3. Карманова Т.Б. Опыт работы над выборочным изложением // Начальная школа. – 2017. – № 1. – С. 29 – 31.
  4. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: Просвещение, 2015. – 176с.
  5. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М: Издательский центр «Академия», 2000. – 464 с.
  6. Львова М.Е. Взаимосвязь обучения изложениям и сочинениям // Начальная школа. – 2009. – № 3. – С. 32 – 35.
  7. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. – М.: Просвещение, 2018. – 184с.
  8. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей.- Ярославль: ООО «Академия развития», 2006. – 240 с. Илл.


Приложения

Приложение 1

.

1. Замените словосочетания одним словом, обозначающим действие:

Сделать подарок – подарить

Бытьгостем -______________________________

Найтирешение  - __________________________

Положитьсоль - ___________________________

Заниматьсялепкой - _______________________

Испытыватьжалость - ______________________

Одержатьпобеду - _________________________________________________

Сделатьзапись - ____________________________________________________

Покрытькраской - ____________________________________________________

Оказатьпомощь - ____________________________________________________

Излучатьсвет - ______________________________________________________

2.Образуйте  «слова –действия».

Смех- я смеюсь, радость - __________________________, сон - ________________________

Улыбка - _________________________

3. Прочитай и впиши в стихотворение пропущенные слова. Разбери эти слова по составу.

Жили-были серый__________________________

И его ___________________________ .

Серый _________________________был очень тих

И ________________________тоже.

И ________________________был у них-

Очень тихий ____________________ .( ёж, ежиха, ежонок, ёжик)

4.Прочитай части слов и составь из них слова. Запиши получившиеся слова.

-чик-

Раз-

-к-

-ий

-л-

-к-

-стеж-

-вед-

-ый

Про-

-гул-

-свет-

При-

За-

-гор-

-бел-

-еньк-

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Подчеркни слова, которые обозначают действие.    

Осторожно ветер из калитки вышел,

Постучал в окошко, пробежал по крыше;

Поиграл немного ветками черёмух,

Пожурил за что-то воробьёв знакомых.

6.Прочитай текст, Вставь пропущенные части слов, обозначь их.

Я  _____брался под кровать,

Чтобы брата  ______пугать,

На себя всю пыль  ______брал,

Очень маму  ______пугал.

Дал списать я на контроль_____ой

Все задач_____иКоль____е,

И теперь у нас в тетрад____ах

У обоих двой____и.

Закончи слова в стихотворении:

Нарядился бык утёнк_____,

Медвежонок – жеребёнк_______,

Лань – орл_____,

Жук – собачк_____,

Гусь – слон____,

Грач – свинь____,        

Червяк – мартышк____

А индюк решил быть сразу

Льв____, слон____ и дикобраз____

На весёлый карновал

Только суслик не попал.


Приложение 2.

Словарные слова за 1 полугодие 4-го класса

Подпишите работу. Внимательно читайте каждый вопрос. После выполнения работы проверьте ее! Удачи!

* Обязательно

Фамилия, Имя

1. Здесь пропущена буква "а" *

  • г_зета
  • г_реть
  • г_ризонт
  • гор_д

2. Здесь пропущена буква "о" *

  • завтр_
  • б_гаж
  • к_мандир
  • комн_та

3. Здесь пропущена буква "е" *

  • б_лет
  • в_зде
  • д_ректор
  • ж_лище

4. Здесь пропущена буква "и" *

  • б_седа
  • кал_ндарь
  • библ_отека
  • инт_ресный

5. Только это слово написано правильно *

  • багатство
  • богацтво
  • богатство
  • богадство

6. Здесь ошибка! *

  • земледелие
  • двеннадцать
  • автомобиль
  • издалека

7. Здесь ошибка! *

  • агроном
  • комбайн
  • вогзал
  • костер

8. Не нужна удвоенная согласная *

  • аккуратно
  • адресс
  • аллея
  • коллектив

9. Надо писать раздельно... *

  • в_месте
  • из_далека
  • до_свидания
  • в_переди

   Приведу примеры упражнений для формирования фонетических понятий при работе над словарными словами.
1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: бер.г, в.окзал, з.мл.ника, ж.лез., г.рох, .сина, уч.ник, пл.ток, с.рень, с.пог, к.пуста ,...рех.
2. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овес,билет,язык.
3. Запишите слова, начинающиеся на букву р (т,м,о и т.д.)
4. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения: г.рой, адр.с, ур.жай, р.кета, ябл.к., п.нал, т.пор, п.суда, б.лот..
5. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.
6. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.
7.Игра«Угадай слово»
Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова, начинающиеся на слог «го-».
(
город, горох, гореть, горизонт)
         И наоборот можно дать конец слова, а учащиеся придумывают начало.

         Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг погрызли мышки.
От слов начало откусили,
Из книжек в норку утащили.
..суда,..реза,..сква.
8.Чайнворд.
       В клетки квадрата, круга и т.д. по направлении., указанному стрелкой, впишите словарные слова. Последняя буква предыдущего слова является началомследующего.
9. Игра «Собери слово»

пус, ка, та;  роз, мо;  же, ин, нер;  тор, трак;
10. Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда», «Животные» и т.д.
11. Найдите словарные слова на данную букву алфавита, запомните их написание и запишите по памяти в тетрадь.
12. Игра «Расшифруй слово»
Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово.

2, 10 ,13, 6 ,20 (билет)

26,16,22,7,18(Шофер)
33,2,13,16,12,16(яблоко)

13. Игра «Ступеньки»
В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше.
берег
гореть
медведь
 И т.д.
14. Выборочный диктант:
Дети записывают только слова с непроверяемой безударной гласной.

По шоссе едет автомобиль.
Ребята развели у реки костер
.
Дежурный следит за порядком в классе.

              Также на уроках для работы над словарным словом я  использую ребусы, кроссворды.


3 класс

Приложение 3

  1. Подчеркни существительные, которые отвечают на вопрос О ЧЁМ? Выдели окончание.

О корабле,  в колодце, за городом, на трассе, при стоянке, без топора, про садоводство, в карте, под ковром.

  1. Впиши пропущенные предлоги. Выдели окончания в выделенных словах.

________ лугом парашютики

Качаются ______ прутике.

________зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик ________дорожки.

  1. Измени форму слова по вопросам. Выдели окончания.

ЧТО? – рябина

ЧЕГО? - ______________________________

ЧЕМУ? - _____________________________

ЧТО? - _______________________________

ЧЕМ? - ______________________________

О ЧЁМ? - ____________________________

Б)

1. Закодированные слова

0       1       2       3       4       5       6       7        8       9

А      Р      О      У      С      К       Л       И       Ы      В

6740                  184Ь                 624Ь                9265                43125

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Отгадай ребус и запиши слово.

О

---  +  Д

Р

  1. _________________ - население государства, жители страны.

3.Подбери и запиши однокоренные слова, обозначь орфограмму.

НАРОД,________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Выполни звуковой анализ слова

Н-___________________

А-___________________

Р-___________________

О-___________________

Д-___________________

Народ - ____________________________________________________________________

4.Запиши заданный слог в названии картинок.

1        2       3          2         2

____________            ____________        ____________         ___________    ___________-

5.Замени картинки именами существительными. Задай вопрос к ним. Подчеркни предлоги.

Из кустов выскочил (_____________)_____________________________

Дети спрятались от дождя под (______________) ________________________

Я говорю по (_______________) ________________________________________

Около (____________)____________________ растёт рябина.

6.Подбери к именам прилагательным антонимы и подчеркни в них согласные, которые надо проверять.

ОБРАЗЕЦ: частый – редкий.

Горький - _______________________________

Шероховатый - __________________________

Смелый - _______________________________

Широкий - ______________________________

Твёрдый - _______________________________

7.Вставь пропущенные буквы.

Смеркалось. Пар струился синий;

Кругом ц…..рила(_________________) т…..шина(___________________);

Мерцали звёзды; над пустыней

Всх…..дила (__________________) медленно луна.

                                                                                                                      (А.К.Толстой.)

8. Отгадай коссворд.

        

        


        ↓

1.          2.        3.          4.        5.

6.           7.       8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи  учащихся на уроках русского языка в условиях реали...

Применение современных технологий для развития речи учащихся начальной школы

Данная работа включает в себя статью на тему "Применение современных технологий для развития речи учащихся" и презентацию к данной работе....

Опыт работы по теме «Технология критического мышления в начальной школе на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"

Опыт работы по теме "Технология критического мышления в начальной школе на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"...

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС....

Развитие мыслительной деятельности учащихся при введении нового материала путем самостоятельного поиска на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Введение нового материала путем самостоятельного поиска на уроках русского языка позволяет ученикам более сознательно усвоить изучаемый материал и быть активным участником урока....

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Актуальность и перспективность опыта.     Главным в своей работе с учениками считаю создание ситуации успеха, комфортных условий для оптимального развития каждого ребёнка....