Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.
материал по русскому языку (1 класс) по теме

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

     Актуальность и перспективность опыта.

    Главным в своей работе с учениками считаю создание ситуации успеха, комфортных условий для оптимального развития каждого ребёнка.

     Для меня важно, чтобы каждый ученик на уроке работал активно и увлеченно. С этой целью применяю такие нестандартные формы работы, которые позволяют не только вовлечь учащихся в творческую деятельность, но и помогают оценить индивидуальные способности каждого. Владение компьютерной грамотностью и возможностями интерактивной доски делают мои уроки современными, интересными, насыщенными.

   Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника. Начальная школа в настоящее время находится в эпицентре общественного внимания, ее проблемы, трудности, новизна поставленных задач не оставляют равнодушным ни одного человека. Ведь в руках учителя дети, из которых потом выйдут рабочие и ученые, математики и инженеры. Это общество, которое поведет Россию вперед.

     В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

    В учебном стандарте школ России говорится, что процесс развития и совершенствования речи (особенно письменной) связывается с формированием грамматико-орфографических представлений и умений.

      К сожалению, наблюдения показывают, что учащиеся начальных классов допускают ошибки в написании слов. Первые шаги на пути познания родного языка сложные, и определяют актуальность темы «формирование орфографической зоркости в работе у детей младшего школьного возраста». Каковы педагогические условия, способствующие формированию орфографической зоркости. В этом и состоит проблема. В решении проблемы состоит цель опыта: рассмотреть формы, методы и приемы, способствующие формированию орфографической зоркости.

     Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 - 4 классах.

     Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, то есть неумение “видеть” орфограммы.  Методика обучения орфографии не совершенна: в ней не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости.

      Изучение состояния орфографической зоркости учащихся начальных классов показало, что процент видения орфограмм младшими школьниками низок. Такое положение дел в начальной школе происходит:

 - во-первых, из-за отсутствия единства взглядов на природу русской орфографии, на лежащие в ее основе принципы. (В настоящее время четко определились две теоретические концепции русской орфографии: морфологическая и фонематическая);

 - во- вторых, из-за неразработанности научно-обоснованной системы формирования орфографической зоркости у младших школьников.

Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Поэтому при подготовке к уроку и его проведению я всё чаще использую информационно- коммуникативные технологии.   

Условия формирования опыта.     

  При обучении младших школьников грамотному письму велико значение упражнений.

 К упражнениям предъявляю следующие требования: самостоятельность, систематичность (связь предыдущего упражнения с последующим), логичность (взаимосвязь главной и второстепенной мысли), устные предшествуют письменным.

 Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость:

      – списывание;

      – комментированное письмо;

      – письмо с проговаривание;  

      – письмо с пропуском орфограмм;

      – исправления учениками умышленного допущенных ошибочных написаний;

      – письмо по памяти;

      – диктанты (предупредительный, объяснительный, выборочный, свободный, зрительно-слуховой, словарный);

      – орфографические пятиминутки.

Главный заряд трудолюбия ребята получают на уроке. Поэтому первую ступень мы должны сделать настолько правильной, чтобы невозможно из начальной школы выпустить человека без достойных знаний, без хорошего здоровья. Я сделала вывод, если использовать все разнообразие имеющихся методов и приемов, направленных на развитие творчества учащихся и заниматься этим в системе, то можно добиться более высоких результатов. Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Поэтому я превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися. Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности урока и проводимых мероприятий. При этом применение ИКТ на уроках повышает статус учителя, который идёт в ногу со временем. Для этого использую готовые электронные диски, разрабатываю уроки – презентации. На современном этапе перед методикой преподавания в начальных классах стоит задача взаимодействия современных образовательных технологий с традиционными.

 Теоретическая база опыта.   

Теоретическую основу опыта составляют научные изыскания   профессора М. Р. Львова. Он выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

– увидеть орфограмму в слове;

– определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;

– определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

– определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;

– решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

– написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы.

Формирование орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка – процесс длительный и требует от учителя тщательной подготовки к учебному занятию. Учителю предстоит продумать каждый из этапов урока, подобрать специальные упражнения, на основе которых будут не только получены новые знания, но и будет развиваться интеллект учащихся, их устная и письменная речь, орфографическая зоркость.

Технология опыта.

       Технология опыта – развитие орфографической зоркости младшего школьника, формирование творческих способностей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Я принимаю ребёнка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями и характером. Я считаю, что необходимо учитывать физиологические особенности ребенка, различный уровень обученности, готовности к участию в творческой деятельности. В своей работе я основываюсь на гуманной педагогике.      

 В истории педагогики проблема технологии обучения всегда была одной из самых   актуальных.   Использование новых технологий, предлагает новые подходы к процессу обучения. Я работаю по УМК «Перспективная начальная школа». Хочется сказать, что содержание материала, представленного в системе, позволяет учителю, не нарушая системы, организовать совместную с детьми творческую деятельность так, что они становятся активными участниками учебного и воспитательного процесса. Эта программа интересна, доступна детям, она помогает мне в развитии и более успешном обучении учащихся и побуждает к творчеству и учителя, и детей. В своей работе постоянно стремлюсь к новым формам и методам работы с учащимися.    

Анализ результативности опыта. 

Анализируя свой педагогический опыт, можно прийти к выводу, что именно системная работа с учащимися в урочное и внеурочное время способствует развитию познавательных интересов учащихся и успешности их деятельности. С первых дней обучения учащихся в школе стараюсь сделать учеников творцами учебно-воспитательного процесса. Все это достигается с помощью новых современных методов обучения.

Итогом проведенной работы было то, что дети научились самостоятельно работать, не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных детей не выработалась отрицательная оценка мотивации к учебе.  Важно научить детей правильно выполнять работу над ошибками. Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть ещё не изученные орфограммы. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать. Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости. Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся.   Дети учатся с удовольствием, не боятся контрольных работ, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Мои ученики активно осваивают образовательное пространство школы.  Применение современных образовательных технологий в процессе обучения предмету помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении заданий, свободно высказываться. Применение современных технологий при развитии орфографической зоркости, обеспечивают высокое качество знаний. Полученные знания, умения и навыки положительно отражаются и на учёбе.

Большой интерес ученики проявляют к конкурсам «Кенгуру», «Медвежонок», в которых они охотно участвуют. Большое количество учащихся принимают участие в школьных творческих конкурсах. Особой любовью в нашем классе пользуются дистанционные викторины и олимпиады, которые расширяют кругозор учащихся, развивают творческое мышление, повышают самооценку учащихся. Каждым учеником моего класса ведётся портфолио, которое представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения.        

 В основе любого творчества лежит знание, поэтому в процессе подготовки к каждому новому учебному году и в течение учебного года стараюсь познакомиться с новейшими методическими пособиями, и беру на вооружение то, что можно использовать в дальнейшей своей работе. Старюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов своей школы, а также использую интернет-ресурсы.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что развивая орфографическую зоркость у детей с применением современных технологий, один из способов повышения профессиональной творческой деятельности учителя начальной школы. Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой обеспечивают ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями. Я вхожу в класс и несу своим ученикам не только знания, но и стремлюсь формировать у них нравственные ценности, главное, что совершенствует и развивает ребенка, делает его личностью. Стараюсь научить их распоряжаться своими мыслями, направлять их в нужное русло, сдерживать и корректировать свое поведение.    

Одно из главных направлений моей работы в решении проблемы развития орфографической зоркости - это дифференцированное обучение. Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Учет индивидуальных особенностей детей - один из ведущих принципов дидактики. Зная, что разным ученикам требуется разное время, разный объём, разные формы и виды работы, чтобы овладеть программным учебным материалом, дифференцированный подход осуществляю в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы.   Широко использую в своей практике наглядный и дидактический материал. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами. Принимаю активное участие в работе методического объединения школы, активно занимаюсь самообразованием.

Львов М. Р. Правописание в начальных классах. М., 1990.

Фролова Л.А. Развитие орфографической зоркости младших школьников.

Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии.

Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся. -2002- №1-С.90

Кустарева В.А. Активизация учебной деятельности школьников и их речевая культура.

Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости. Начальная школа. -2012г.

Чистякова Л.Н. Приёмы работы по предупреждению орфографических ошибок. Начальная школа. -2013г.



Предварительный просмотр:

Выполнила: Кеняйкина Ирина Васильевна, учитель нач. классов МОУ «Лицей №7», г. о. Саранск.

Конспект урока русского языка в 1 классе на тему:

 «Правописание слов с сочетаниями жи и ши».

Задачи:

-  формировать у учащихся навыки правописания сочетаний: ЖИ – ШИ;

        -  развивать умение видеть орфограммы и подбирать проверочное слово.

Обучение УУД:  - самостоятельно составлять задания на применение изучаемого правила;

- развивать орфографическую зоркость, речь учащихся, логическое мышление;

- воспитывать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: мультимедийная установка, индивидуальные карточки.

                                                            Ход урока:

1.     Организация.

2.  − Прозвенел и смолк звонок,

       Начинается урок.

       Все за парты дружно сели,

       На меня все посмотрели.

3.  Подготовка руки к письму. Физминутка.

     «Паучок» (ученица у доски делает разминку для пальцев)

4.  Откроем тетради, возьмём ручки, запишем число.

     Отгадайте загадку:

      − Эта буква широка

       И похожа на жука,

       И при этом точно жук

       Издаёт жужжащий звук (жжж)

5.   Чистописание:

     Прописная и строчная буквы Ж ж. (повторить письмо в воздухе с   проговариванием).

   − Записываем. Положим ручки.

6.  Повторение гласных букв.

     − Сколько гласных букв в русском алфавите? (десять)

    − Какие гласные звуки обозначают твёрдость предшествующего согласного?

    (их 5 – а, о, у, ы, э)

    − Запишем на следующей строке.

       Буквы пишем аккуратно,

       Чтобы было всем понятно.

        Мы старались, мы писали,

        Чтобы их легко читали.

    − Какие гласные звуки смягчают предшествующую гласную?

    (их тоже 5 – и, е, ё, ю, я). Запишите.

   − А есть ли согласные буквы, которые всегда твёрдые, независимо какая гласная   пишется после них? (да) ж ,ш, ц)). Запишите. Ручки положили.

 7.    Работа по теме урока.

     − Послушайте загадку.

        Мы проворные сестрицы –

        Быстро бегать мастерицы.

        В дождь лежим,

        В снег – бежим,

        Уж такой у нас режим. (лыжи)        

  −  Какой звук слышим на конце слова «лыжи»? ([ы])        

   − Мы должны запомнить (плакат на доску), что жи, ши с буквой и пиши.

    − Запоминаем навсегда – жи, − ши пиши с и.

    −  Тема нашего урока: правописание слов с сочетаниями жи, ши.

 8.   Самодиктант. Запись в тетрадь.

     − Доскажите словечко, отгадайте загадки.

     − Отгаданное слово диктует кто-то, приготовьте красный и простой карандаши. Тот кто отгадывает слово, тот диктует это слово (комментарий ученика).

   Кот живёт у нас на крыше,

   А в чулане живут … (мыши)

(отмечаем гласные, делим на слоги, ставим ударение).

(Проверка со слайда – мыши)

   Не поедет без бензина

   Ни автобус, ни … (машина)

                                                                           (Проверка со слайда – машина)  

   По полям бегут ручьи,

   На дорогах … (лужи)

                                                                                (Проверка со слайда – лужи)

   Если с крыши потекло

   И сугробы ниже,

   Значит солнце припекло,

   Убирайте … (лыжи)

                                                                               (Проверка со слайда – лыжи)

   Покружилась в воздухе

   Звёздочка немножко,

   Села и растаяла

   На моей ладошке. (снежинка)                  (Проверка со слайда – снежинка)

   −Какое правило использовали при записи слов? (жи, ши пиши с и)

   −Закрываем тетради, положили в сторону.

9.   Физминутка. (Отдых рук.)

10.  − На партах у каждого из вас имеются подписанные листочки с заданиями. Прочитайте первое задание (кто-то читает задание вслух).

     − Всем ли понятно?

     − Взяли простой карандаш, соединили, какие слова у вас получились запишите на свободных строчках. Не забудьте подчеркнуть сочетания ЖИ, ШИ.                                                                           

     лу                           лы                                       ды                       ло

     но          жи            ле                                        мы         ши        ре

     чи                                                                       су

(работают на листочках)

   − Посмотрите в паре, помогите друг другу.

   − А теперь давайте проверим, какие слова получились.

    С ЖИ (лужи, ножи, чижи, лежи, лыжи)

    С ШИ (дыши, мыши, суши, шило, шире)

 -  Запомнили, как надо писать? (повторение орфограммы ЖИ, ШИ).

11.  Игра в слова. Закрепление.

   −  Хлопните в ладоши если услышите слова со слогами жи, ши.

   −  Камыши, ежи, лыжник, снежинка, рыжий, уши, тучи, моржи, щука.

12.  Работа с текстом на листочках. Закрепление.

   −У вас на листочках напечатан текст, почему – то машина выдала текст с ошибками. Ваша задача внимательно прочитать текст, исправить ошибки, количество найденных ошибок записать в окошечко.

   − Исправьте ошибки, только на те орфограммы которые вы уже знаете.

   − А теперь поработайте в паре, помогите друг другу.

   − На работу вам 3 минуты.

   − Сколько ошибок нашли? (ответы) (9)

13. Итог.   − Что запомнили от урока?

                  − Чему научились на уроке?

                     «Чижи, ужи, ежи, стрижи,

                        жирафы, мыши и моржи,

                        машины, шины, камыши –

                        запомни слоги: жи и ши».

14.Отметьте смайлик на листочках.

   − Если всё понятно.

   − Если немного непонятно.

   − Ничего не понятно.

   (Листочки передаём с последних парт вперёд).

   СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка

Проблема формирования орфографического навыка в начальной школе является одной из наиболее трудных задач. Орфографическая зоркость формируется постепенно в процессе выполнения разнообразных упражнений...

"Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка"

"Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка"...

Опытно-методическая работа "Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка"

Объектом  исследования является проблема повышения орфографической грамотности учащихся младших классов. Предмет исследования – методы, приёмы, средства, направленные на развитие орфог...

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка

Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания....

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий.

Грамотность- это орудие культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания в процессе общения. Этот материал расскажет о том, как развивать орфографическую зоркость в процессе обучения учащихс...

Развитие орфографической "зоркости" младших школьников на уроках русского языка

Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися начальных классов  устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии и, конечно же, орфографии....

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Актуальность и перспективность опыта.     Главным в своей работе с учениками считаю создание ситуации успеха, комфортных условий для оптимального развития каждого ребёнка....