Развитие орфографической "зоркости" младших школьников на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

Измайлова Марина Николаевна

Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися начальных классов  устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии и, конечно же, орфографии. Зачастую же в практике наблюдается, что орфографические навыки детьми младшего школьного возраста, в условиях современной действительности, усваиваются слабо. Проблема отсутствия «языкового чутья» сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов. Именно это заставляет учителей вновь и вновь обращаться к методикам, направленным на развитие навыков орфографической «зоркости», учить выразительно высказывать свои мысли в устной форме и  орфографически верно передавать их на письме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения по русскому языку для развития орфографической "зоркости"

у учащихся начальных классов.

Измайлова Марина Николаевна учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №72 с углубленным изучением немецкого языка»

Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися начальных классов  устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии и, конечно же, орфографии. Зачастую же в практике наблюдается, что орфографические навыки детьми младшего школьного возраста, в условиях современной действительности, усваиваются слабо. Проблема отсутствия «языкового чутья» сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов. Именно это заставляет учителей вновь и вновь обращаться к методикам, направленным на развитие навыков орфографической «зоркости», учить выразительно высказывать свои мысли в устной форме и  орфографически верно передавать их на письме.

Звонкие и глухие согласные звуки

№1

1.Назови предметы, изображённые на картинках. Запиши эти слова.

                AA53C944

        5FD028D07AA59B1C

ACAF175EED4ADB8A

        B09DB3F2

2.Какие звуки в этих словах разные? Какое препятствие встречает воздух во рту при произнесении звуков [б]  и  [п] . Какой из этих звуков произносится звонко, с голосом?

Какой из этих звуков звонкий, какой – глухой?

3.Проделай такую же работу с другими картинками.

№2*

1.Прочитай слова. Сравни их написание.

           Быль-пыль, Фаня-Ваня, сыр-сын, гол - кол, дом-том, рама-рана, Саша-сажа, лиса-Лиза, мех-мел, Динар-Тимур.

2.Выбери и запиши пары слов, отличающиеся друг от друга парными согласными. Подчеркни в этих словах двумя чёрточками буквы звонких парных согласных.

№3

1.Прочитай и отгадай загадки. Из каждого слова-отгадки выделяй начальный согласный звук. Какой он – звонкий или глухой?

Я над речкою лежу,        Разноцветное коромысло

оба берега держу.                  над рекою повисло.

Серебряный шар        В тёмном уголке живёт,

в ночном небе повис.        сети тонкие плетёт.

2.Запиши отгадки. Подчеркни в этих словах двумя чёрточками буквы звонких согласных, одной чертой – глухих согласных звуков.

№4*

1.Прочитай слова.

Башня, сова, гости, дачка, жар, розы.

2.Какое слово отличается от данных только одним звуком? Запиши слова парами.

Слова для справок: софа, тачка, росы, пашня, шар, кости.

№5

1.Запиши слова по образцу.

             Лебеди – лебедь, пруды – пру.. , года – го.. , кроты – кро.. , рукава –

рука.. , тулупы – тулу.. , ястребы – ястре.. , жирафы – жира..  .

2.Составь с одним из слов предложение. Напиши.

№6

1.Спиши слова, вставив нужную букву. Устно подбери проверочные слова.

б или п? Гер.. , зу.. , сно.. , сер.. , коро.. ,  …

в или ф? Шка.. , обры.. , зо.. , ше.. , обу..ь,  …

г или к?  Кру.. , бе.. , ша.. , сне.. , виз.. ,  …

2.Добавь в каждую строчку своё слово.

№7

1.Спиши слова, вставив нужную букву. Устно подбери проверочные слова.

д или т? Мё.. , сосе.. , огоро.. , полё.. , цве.. , го.. ,  …

з или с? Ри.. , коло.. , арбу.. , глобу.. , ни.. ,  …

ж или ш? Но.. , шала.. , камы.. , ёр.. , ё.. , чи.. , …

2.Добавь в каждую строчку своё слово.

№8

1.Спиши слова, вставив пропущенные  буквы. В скобках пиши проверочные слова.

               Сне..  укутал деревья. Ду..  в мохнатой шапке. На ветках сосны  белый шар..  . Молодая ёлочка спряталась в сугро..  . Не страшен деревьям холо..  и  моро.. .

№9

1.Отгадай и запиши слова. Докажи, что написал правильно.

л

е

        Дикое животное.

п

р

у

        Небольшое озеро.

н

а

р

о

        

                Население страны.

а

р

б

у

                Большая ягода.

к

о

м

п

о

            Напиток из сухофруктов.

г

о

л

у

ь

            Птица.

2. Напиши предложение с одним из слов.

№10*

1.Спиши, вставив пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

                Спит у двери рыжий ко.. , внутрь попасть мешает ко..  . Построили мы с папой пло.. , трудов усердных чудный пло..  . Старый пру.. совсем зарос. Я длинный пру..  домой принёс. Люблю деревню, поле, лу..  . Ненавижу чистить лу..  .

Обозначение гласных звуков

№1

1.Прочитай стихотворение. Спиши.

Безударный гласный.                          Гора – горы, дела – дело,

Стоп!        а теперь пишите смело.

Писать опасно!

Чтоб развеять все сомнения,

ставьте звук под ударение.

2.Произнеси выделенные слова. Поставь ударение. Назови ударные гласные, ударные слоги; безударные гласные, безударные слоги в этих словах.

Какие слова будут проверочными?

№2

1.Спиши. Вставь пропущенные слова и буквы. Безударную гласную проверяй ударением.

             Вот большой  …  (что?).  (На чём?)  …  сидел мальчик с удочкой.  

(Над чем?)  …  летела чайка. (Под чем?)  …  плескались волны.

Слова для справок: мост, на м..сту, над м..стом, под м..стом.

2.Подчеркни букву безударного гласного.

№3

1.Спиши. Вставь пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

Л..сной, р..чной, г..ристый,

м..рской, р..дной, л..систый.

Проверь слова, да не  сп..ши.

красиво, грамотно  п..ши

2. Подчеркни букву безударного гласного.

№4

1.Спиши. Вставь пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

                Льют д..жди на п..ля и с..ды. Прилетели гр..чи, скв..рцы и др..зды. На лугу пасутся ст..да. В с..ду зреют пл..ды.

2. Подчеркни букву безударного гласного.

№5*

1.Прочитай, выделяя каждое предложение.

              зажглась на небе первая зв..зда от холода в л..су потрескивают ств..лы сосен вот  прошла л..са по снегу как ловко замела она свои сл..ды

2.Спиши текст, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

3.Подчеркни главные члены в каждом предложении.

№6

1.Подбери проверяемые слова.

        Гнёзда, шалость, корм, бег, шаг, соль.

Слова для справок: с..лонка, гн..здовье, к..рмить, б..гун, ш..жок, гн..здиться, ш..лун, к..рмушка, б..глец, ш..гать, с..лить, к..рмилец, ш..ловливый, уб..гать, с..лёный.

2.Запиши их по группам.

№7

1.Назови нарисованные предметы.

                EF9B47F27666DCD01EDBEB5E566D8F1C

        

3FFAEF8A37072028

2. Запиши эти слова. Подбери проверочные слова.

3.С одним из слов составь и запиши предложение. Подчеркни главные члены предложения.

№8

1.Прочитай слова, вставив пропущенные буквы.

          Стр..ла, зв..зда, яг..да, п..сьмо, п..суда, г..зета, пч..ла, гн..здо, т..релка, р..бота, з..мля, р..бята, пл..чо, п..тно, м..лина, м..ш..на.

2.Распредели слова в 2 группы. Можно ли проверить написание всех слов?

№9*

1.Прочитай, вставив пропущенные буквы.

В..рона, с..рока, с..бака, к..мар,

б..лото, к..стёр, п..р..сёнок, п..жар,

д..рога, л..пата, т..пор, к..лесо –

пишите всегда только с буквою О!

2.Можно ли проверить написание этих слов?

3.Подготовься к письму по памяти.

4.Подчеркни букву безударного гласного в словах, правописание которых нужно запомнить

№10

1.Спиши загадку, вставив пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

к

р

в

а

Посреди дв..ра ст..ит к..пна.                          

Спереди вилы, а сзади м..тла.

                     

2.Раздели слово-отгадку для переноса.

№11

1.Прочитай пословицы.

Апрель с в..дой, а май с тр..вой.

Весна кр..сна цв..тами, а осень сн..пами.

Где цв..ток, там и м..док.

На хороший цв..ток л..тит и мотылёк.

2.Спиши, вставив пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

№12*

1.Составь из данных слов предложения. Озаглавь текст.

хороший, на, выдался, редкость, день

на, отправились, берег, ребята, реки, Казанки

дал, старый, нам, дед, лодку

берег, переехали, дети, другой, на, реки

незабудки, там, крупные, росли

забрались, душистый, сена, мальчики, на, стог

спустились, девочки, овраг, и, роз, диких, в, нарвали

                                                                                                 По Е.Досычевой

2.Запиши. Подчеркни главные члены предложения.

3.Поставь над словами знак ударения.

4.Составь схему 4-ого предложения.

№13

1.Спиши, вставив пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

                    Долгой з..мой в л..сах и п..лях пахло снегом. В апреле появились новые зап..хи. Они идут от з..мли, от з..лёной щетинки травы, первых цв..тов. Струйками ст..кают с клейких л..сточков , капают вместе с берёзовым соком.

                                                                                              По Н.Сладкову

2.Составь схему 2-ого предложения.

№14

1.Прочитай, вставив пропущенные буквы. Докажи.

На п..лянке, у тр..пинки

Проб..ваются тр..винки.

С  буг..рка ручей б..жит,

А под ёлкой сне.. л..жит.

                                 Б. Заходер

2.Подготовься писать по памяти.

№15*

1.Прочитай. Сколько предложений в тексте?

                 Была зима шёл январь месяц снегу намело много деревья в лесу стояли по пояс в сугробах люди сидели в домах и топили печи в такую пору, под вечер, злая мачеха приказала падчерице сходить в лес за подснежниками заплакала девочка, закуталась в рваный платок и пошла в лес

2.Спиши. Первое слово каждого предложения пиши с большой буквы. В конце предложения ставь нужный знак.

3.Из какой сказки этот отрывок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка"

Комплексная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуа...

Доклад:"Интеллектуальное развитие младшего школьника на уроках русского языка"

В докладе показаны примеры и задания, с помощью которых учитель развивает интеллектуальные способности учащихся, согласно требованиям новых стандартов. ...

Интеллектуально-речевое развитие младших школьников на уроках русского языка

В статье рассказывается об интеллектаульно-речевом развитии младших школьников....

интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка

специфика проведения минутки чистописания, словарной работы, создание проблемной ситуации, виды упражнений...

Концепция "Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".

1. Почему я уделила место этому вопросу?        Интеллект - это достояние,мощь,будущее каждоц нации. На протяжении ряда лет я наблюдаю, что на современном этапе развития среди ряда...