Здорвьесберегающие технологии в практике работы учителя-логопеда.
статья по логопедии

Ольга Леонидовна Лящева

В статье отображены здоровьесберегающие технологии в современной работе с детьми, такие как артикуляционная, дыхательная гимнастики, логоритмическая ритмика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Лящева Ольга Леонидовна,

Учитель-логопед

ГБОУ Лицея 572 Невского района

г. Санкт-Петербург

Здорвьесберегающие технологии в практике работы учителя-логопеда.

За последние годы здоровье  и  развитие детей значительно снизилось. Эта ситуация объясняется тем что экологическое положение ухудшается, а так же воздействуют социально-экономические проблемы населения.

Современные дети очень перегружены умственными нагрузками, не достаточно двигаются в течение дня, в большей части времени ведут сидячий образ жизни. Задача педагогов компенсировать эти недостатки физическими оздоровительными нагрузками. Поэтому необходимо организовать правильный режим дня для того чтобы дети имели возможность как можно больше двигаться.

Множество различных факторов, которые положительно влияют на здоровье и развитие детей применяют на практике в педагогических учреждениях. Одним из таких факторов является здоровьесберегающие, педагогические технологии.

Здоровьесберегающие педагогические технологии это совокупность программ, приемов, методов организации учебно-воспитательного процесса, не наносящего вреда здоровью участников.  

Целеполагающим этих технологий является, прежде всего, осознание ребенком правильного  отношения к своему здоровью, применения накопленного опыта самостоятельно в жизни,  поддерживать и сохранять свое здоровое состояние, оказывать элементарную психологическую самопомощь.

На сегодняшний день практика логопедической работы показывает нам, что на протяжении нескольких лет идет увеличение количество детей с различными тяжелыми речевыми нарушениями. Такими как дизартрии, заикание, сенсорной-моторной алалией, ринолалией.

Коррекционная работа логопеда берет на себя не только функцию по исправления различных речевых нарушений, но и работу над личностью ребенка  в целом. У детей-речевиков наблюдается и ряд других сопутствующих нарушений, таких как  нарушение мелкой моторики,  памяти, внимания, встречается и нарушение и мыслительных процессов. В связи с этим возникает необходимость комплексной, оздоровительной работы с такими детьми. Эта работа подразумевает под собой выполнение упражнений на развитие дыхательной системы, развитие артикуляционных мышц челюстно-лицевого аппарата, упражнение  на  мелкую моторику, упражнение на развитие высших психических функций (память, мышление, слуховое и зрительное внимание), логоритмические упражнения.

В связи с вышесказанным в современное время в работе логопеда широко применяется здоровьесберегающая практика. Значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, как правило, нарушенного у детей с  речевыми проблемами. Так же применяют методы по развитию координации детей, которая зачастую нарушена.

На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя больших затрат, оптимизируют процесс коррекционной работы с детьми у которых имеются речевые нарушения и способствуют оздоровлению в целом.

Различные методы и приемы связанные со здоровьесберегающими технологиями помогают разнообразить и сделать более интересными логопедические занятия.

Приведем пример использования таких технологий:

Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика это выработка правильных, полноценных движений  и определенных положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых  движений в сложные.

Такие движений должны быть целенаправленными, направленными на выработку определенных движений языка, губ, щек, что позволяет правильно произносить тот или иной звук. Важным моментом является выработать у ребенка кинестетические ощущения органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, губ, в целом всего речевого аппарат.

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика это совокупность определенных упражнений направленных на формирования хорошего, правильного вдоха и выдоха. Такая гимнастика способствует развитию речи, формирует правильное, ровное звукопроизношение, а также прекрасно укрепляет организм ребенка. Параллельно с решением задачи на формирование чистой красивой речи логопед  решает ряд других оздоровительных задач: насыщение организма кислородом, улучшение кровообращения, повышения иммунитета, улучшение психо-эмоционального состояния. В начале логопедического занятия упражнения на дыхания снижают излишнюю эмоциональность, тем самым успокаивая ребенка и подготавливая его к дальнейшей работе.

Логопедическая ритмика.

Логоритмика  это совокупность упражнений и заданий на основе сочетания музыки, движения, слов, метод логопедической работы по развитию речевых функций ребенка.

Если сказать по-другому, это комплекс физических упражнений сопровождающихся музыкальным фоном и словами. Помимо того, что логоритмические упражнения помогают ребенку правильно выработать ритмический рисунок слова и сформировать четкую и правильную слоговую структуру слова, помочь сформировать фонематическое восприятие, эти упражнения отлично вырабатывают хорошую координацию у ребенка. Тем самым мы выполняем задачи, заложенные в здоровьесберегающих технологиях.

Подводя итоги, можно сказать что, применение  оздоровительных технологий в логопедической практике имеет огромное значение в целом, что касается  развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных технологий в практике работы учителя-логопеда

Инклюзивное образование подразумевает включение в единый образовательный процесс всех категорий детей, признание ценности их различий и способности к обучению, которое, в свою очередь, ведется наиболе...

Использование технологии эдьютейнмента в работе учителя-логопеда

Представлена инновационная педагогическая технология «эдьютейнмент» в контексте ее использования в коррекционно-развивающем пространстве сенсорной комнаты для проведения логопедических зан...

Инновационные методики и технологии в практической работе учителя- логопеда

Использование в работе инновационных методик и технологий помогает оптимизировать работу учителя- логопеда, внося новые способы взаимодействия педагога и ученика....

Статья на тему: "Игровые технологии в практике работы учителя-логопеда"

Коррекционая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова....

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые варианты обуче...

Игровые технологии в практике работы учителя – логопеда.

Использование игровых технологий на логопедических занятиях дает большой воспитательный и коррекционно - развивающий эффект, успешно дополняя стандартные формы работы.  Достоинства использования ...

Методическая разработка по логопедии "Методы, формы и технологии, применяемые в работе учителя - логопеда"

В дпнной разработке указаны формы, методы, технологии, которые я применяю в своей работе....