Дыхательная гимнастика в речевом развитии
учебно-методический материал по логопедии

Лех Наталья Семеновна

Дыхательная гимнастика в речевом развитии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика в речевом развитии

От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки. В речевом развитии также важным является речевое дыхание. Например, некоторые дети неправильно произносят звук «Р» лишь потому, что не могут сделать достаточной силы вдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении звука «Р». Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха) может явиться причиной недостаточного произнесения слов, неправильной модуляции голоса,  возникновения запинок в речи.

Процесс дыхательных движений осуществляется диафрагмой и межреберными мышцами. Диафрагма –  мышечно-сухожильная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной. Главная ее функция – создавать отрицательное давление в грудной полости и положительной в брюшной. В зависимости от того какие мышцы задействованы различают 4 типа дыхания:

- Нижнее или « брюшное», «диафрагмальное» (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного средняя);

- Среднее или «реберное» (в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх; диафрагма слегка поднимается);

- Верхнее или «ключичное» (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плеча при неподвижной грудной клетке и некотором дыхании диафрагмы; в основном вентилируется верхушки легких и немного средняя часть);

- Смешанное или «полное дыхание йогов» (объединяет все типы дыхания, при этом равноценно вентилируется все части легких).

  Значит, вдох и выдох сменяя друг друга обеспечивают вентиляцию легких, а какую их часть – зависит от типа дыхания.

  Насколько легкие наполнились воздухом, определяется глубиной вдоха и выдоха. При поверхностном дыхании используется только дыхательный объем воздуха; при глубоком – помимо дыхательного дополнительный и резервный. В зависимости от этого меняется частота дыхания. Легкие являются органом не только дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела. Они также участвуют в процессе свертывания крови, обмена белков, жиров и углеводов.

  С целью систематического использования дыхательные упражнения  включают в  комплексы оздоровительной гимнастики и физкультурных занятий.

Примерный комплекс дыхательной гимнастики №1

«Послушаем свое дыхание»

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.

И.П. стоя, сидя, лежа. Мышцы туловища расслаблены, в полной тишине дети прислушиваются к своему дыханию и определяют:

  • Куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
  • Какая часть тела приходит в движение при вдохе и выходе (живот, грудная клетка, плечи или все части волнообразно);
  • Какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;
  • Какова частота дыхания: частое или спокойное с определенным интервалом (автоматической паузой);
  • Тихое, неслышное дыхание или шумное.

Данное упражнение можно проводить до или после физической нагрузки, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.

«Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая, вентиляцию верхних отделов легких.

Исходное положение (далее по тексту И.П.) лежа, сидя, стоя одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч (повторить 4-8 раз).

«Дышим тихо, спокойно, плавно»

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

И.П., стоя, сидя, лежа (если сидя, спина прямая, глаза закрыты)

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос (повторить 5-10 раз).

Упражнение выполняется, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха.

«Воздушный шар» (дышим животом, нижнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять мышцы брюшной полости, обеспечивая вентиляцию нижних отделов легких.

И.П. лежа на спине, ноги вытянуты, тело расслаблено, глаза закрыты, внимание сконцентрировано на движении пупка, на котором лежат обе ладони.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночнику, пупок как бы опускается.

  1. Медленный, плавный вдох, без каких либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается как круглый шар.
  2. Медленный плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

«Подыши одной ноздрей»

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

И.П. сидя, стоя, тело выпрямлено, но не напряжено.

  1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно верхнее, среднее, нижнее дыхание).
  2.  Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, закрыв левую и делать продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких  и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась ямка.

3. Тоже другими ноздрями (повторить 3-6 раз)

После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той, которой легче было дышать, затем другой). Повторить 6-10 раз. Начинать со спокойного дыхания и переходить на глубокое дыхание.

« Радуга, обними меня»

Цель: та же

И.П., стоя или в движении.

1. Сделать полный вдох носом с разведением рук со стороны

2. Задерживать дыхание на 3-4 секунды

3. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «С», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идет под мышку, другая на плечо.

 Повторить 3-4 раза.

«Воздушный шар в грудной клетке» (среднее, реберное дыхание)

Цель: учить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать  внимание на их движение  с вентиляцией средних отделов легких.

Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание.

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками рёбра грудной клетки.

1. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.

2. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части рёбер.

Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть рёбер грудной клетки. Повторить 6-10 раз.

Ветер» (очистительное полное дыхание)

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.

И.П.: сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.

2. Задержать дыхание на 3-4 секунды.

3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Повторить 3-4 раза.

Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) лёгкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

Примерный комплекс дыхательной гимнастики № 2

Цель: укрепление носоглотки, верхних дыхательных путей, легких.

И.П. стоя или в движении.

«Ёжик»

Поворот головы вправо – влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

Повторить 4-8 раз.

Губы «трубкой».

1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные мышцы.

2. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все лёгкие до отказа.

3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).

4. Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз.

«Ушки»

Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный. Повторить 4-5 раз.

«Пускаем мыльные пузыри».

1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.

3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

4. Выдох спокойный через нос с опущенной головой.

Повторить 3-5 раз.

Язык «трубкой»

1. Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык высунуть и тоже сложить «трубкой».

2. Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все лёгкие, раздувая живот и рёбра грудной клетки.

3. Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза – 3-5 секунд.

4. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.

Повторить 4-8 раз.

«Насос»

1. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.

2. Выполнять наклоны вперёд – вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов).

3. Выдох произвольный.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.

«Дышим тихо, спокойно и плавно».

Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.

Примерный комплекс дыхательной гимнастики № 3

(проводится в игровой форме)

1. «Ветер на планете».

Повторить упражнение «Насос» из комплекса №2.

2. «Планета «Сат – Нам» - отзовись!» (йоговское дыхание).

Цель: учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей дыхательной мускулатуры.

И.П.: сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных, переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как стрела.

После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь «Сат – Нам».

Повторить 3-5 раз.

Примечание: «Сат» произносить резко, как свист, поджимая живот к позвоночному столбу – это резкий выдох. «Нам» произносить мягко, расслабляя мышцы живота – это небольшой вдох.

Цикл дыхания: выдох «Сат» - пауза – вдох «Нам». С произнесением «сат» напрягаются мышцы туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки, пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи; «нам» - всё расслабляется.

Упражнение выполняется в медленном темпе. После того как дети 8-10 раз произнесут «Сат – Нам», взрослый говорит: «Позывные принял!».

«Дышим тихо, спокойно и плавно».

Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса №1 с целью расслабления мышечного тонуса.

«Инопланетяне»

Цель: та же.

Разница в выполнении: напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.

И.П.: 3-4 раза из положения лёжа на спине, 3-4 раза стоя.

Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например: «Инопланетяне просыпаются, напрягаются».

1. Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот, грудную клетку.

2. Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью лёгкие.

3. Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая «Я сильный (ая)».

4. Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.

Методические рекомендации

 Все три комплекса связаны между собой по степени и увеличения физической нагрузки на определенные мышцы дыхательной системы и по  технике их выполнения. Поэтому их необходимо чередовать в течение  1 ил 2 недель. Младшие школьники выполняют все дыхательные упражнения с меньшей дозировкой и в упрощенной форме, с постепенным усложнением.

 

Учитель- логопед Лех Наталья Семеновна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика как средство развития речевой деятельности младших школьников

Развитие правильного звукопроизношения очень важно при поступлении ребёнка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому языку в начальной школе является недостаточно чёткое произношение з...

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика в младшем дошкольном возрасте...

Комплекс дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой

Уникальный оздоровительный метод доступен каждому, кто захочет его освоить и применить. Этот оздоровительный метод поможет Вам с такими проблемами как: насморк, аденоиды, гайморит, бронихит, бронхиаль...

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой представляет собой  несколько сотен быстрых движений тела, при которых вдохи выполняются в конце движений со сжатой или не имеющей возможности расширятьс...

Презентация "Учу здоровью! Драгоценные минуты отдыха и релаксации на уроке". Гимнастика для глаз. Дыхательная гимнастика.

Работа, направленная на сохранение здоровья, во время  проведения физминуток на уроках в начальной школе. Гимнастика для глаз по методу  У.Г. Бейтса. Дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стр...

мастер -класс: «Артикуляционная и дыхательная гимнастика в речевом развитии детей раннего возраста»

Проблема: большое количество детей раннего дошкольного возраста с трудностями в речевом развитии.Цель: Вовлечение родителей в работу по развитию активной речи детей средствами артикуляционной и д...

Консультация для родителей и педагогов на тему: «Дыхательная гимнастика для формирования речевого дыхания»

   Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и разв...