Анализ работы учителя -логопеда за 2019 - 2020 учебный год
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
Анализ работы учителя - логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_raboty_uchitelya-logopeda_davydovoy_n._a._1.docx | 37.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Тарбагатайская СОШ»
Анализ работы
учителя – логопеда Давыдовой Н. А.
за 2019-2020 учебный год
Цель : создание благоприятных условий для развития речи, обучения, воспитания и социальной адаптации детей с нарушениями речи.
Задачи:
- Проводить диагностику и коррекцию нарушений устной и письменной речи учащихся с ОНР,ТНР, ЗПР
- Осуществлять структурированное и динамическое наблюдение за речевой деятельностью на занятиях; корректировать программы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
- Повышать качество оказания логопедической помощи через апробацию и внедрение новых педагогических технологий в области логопедии.
- Пропагандировать специальные знания среди педагогов и родителей, оказывать консультационную помощь.
- Повышать уровень педагогического мастерства через семинары – практикумы, мастер – классы и консультации.
Нормативно – правовая документация
Деятельность учителя – логопеда на протяжении учебного года осуществлялась в соответствии с:
- Инструктивным письмом Минобразования России от 14.12.200г. №2 «Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
- Письмом Министерства образования РФ » от 20.06.2002г. №29/2194 - 6
«Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида»,
- Годовым планом организационно - педагогической деятельности логопеда
- ФЗ РФ от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями).
- ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом МОиН РХ от 19.12.2014г. №159.
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями).
- Адаптированной основной общеобразовательной программы
- Должностной инструкцией учителя – логопеда.
- Циклограммой учителя – логопеда.
- Графиком работы учителя – логопеда
Для диагностики использовалась адаптированная методика Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов», альбом Иншаковой О.Б.
Ожидаемые результаты
Личностные:
- осознавать и анализировать свое эмоциональное состояние;
- определять эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать им; выражать свои эмоции;
- проявлять любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- понимать причины успеха и неуспеха в учении, связывать это с приложенными усилиями и старанием;
- с желанием и интересом выполнять учебные задания;
- иметь потребность в чтении.
- готовность и способность к саморазвитию в ходе логопедического занятия;
- сформированность мотивации на коррекционных занятиях;
- ценностно-смысловые установки на занятии;
Предметные:
Учащиеся с системным недоразвитием речи научатся
- выполнять простейших движений или заданий по словесной инструкции;
- изменять силу голоса: громко - тихо, замедление или ускорение темпа речи по указанию учителя-логопеда;
- при обыгрывании ситуации использовать в речи отработанные слова и простые предложения;
- различать звук на слух;
- анализировать слоги по звуковому составу;
- уметь слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ и отвечать на вопросы по содержанию;
- уметь писать элементы букв.
- правильного соединять буквы и слова;
- анализировать слова по буквенному составу, различать звуки гласных и согласных, звонких и глухих на слух, в написании;
- списывать с печатного и рукописного текстов слова и предложения после их анализа и графического изображения;
- писать под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, простых по структуре предложений;
- правильного писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
- подбирать слова, обозначающие названия предметов, части предмета, обобщающие слова для определения группы слов одной родовой категории;
- подбирать слова, обозначающие действия предмета;
- составлять по заданию предложения, выделять предложений из речи и текста;
составлять и выбирать заголовок к тексту.
Приоритетные направления деятельности:
- диагностическая работа;
- коррекционно-развивающая работа;
- консультативная и просветительская работа с родителями и педагогами;
- методическая работа
- аналитическая деятельность
1.Диагностическая работа
Логопедическое обследование устной и письменной речи учащихся прошло в соответствие с планом в начале и конце учебного года. Для диагностики использовалась адаптированная методика Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов». Диагностический альбом О.Б. Иншаковой. Данные обследования занесены в протоколы и речевые профили учащихся, а так же в речевые карты. Взято на учёт 19 учеников. Учащиеся имеют логопедическое заключение: ФНР, ОНР, ЗПР, ТНР,ТМНР, ЛГНР, ФФНР, НВОНР.
Анализ результатов логопедической диагностики показал не только количественное увеличение числа учащихся с речевыми нарушениями, но и изменение качественного состава учащихся в стороны утяжеления речевого, а так же интеллектуального дефекта. На всех учащихся заведена необходимая документация, скомплектованы группы с учётом возраста и тяжести речевого дефекта.
Результативность логопедической работы за 2019-2020 учебный год
Класс | Количество логопатов | Звукопроизношение | Навыки сформированности чтения | Навыки сформированности письма | Продолжение занятий по развитию навыков устной и письменной речи |
1 а | 2 Андрей К. Карина Ив. | Не сф сф | Не сф сф | Не сф сф | Сентябрь – май Сентябрь – май |
1 б | 3 Саша М. Денис Ер. Яна П. | Нсф нсф сф | Нсф нсф сф | Нсф нсф сф | Сентябрь – май Сентбрь-май Сентбрь-май |
1 в | 3 Вероника С. Кирилл Ш. Валера М. | сф нсф нсф | сф нсф нсф | сф нсф нсф | Сентябрь-январь Сентябрь-май Сентябрь-май |
2 б | 3 Даша Еф. Алина К. Кристина Ю | Нсф сф нсф | Нсф сф нсф | Нсф сф нсф | Сентябрь-май Сентябрь-май Март-Апрель |
3 а | 1 Костя Г. | нсф | нсф | нсф | Сентябрь-май |
3 б | 1 Руслан Д. | сф | сф | сф | Сентябрь-май |
3 в | 2 Иван Н. Анна П. | сф нсф | сф нсф | сф нсф | Февраль2019-Январь2020 Февраль2019-май 2020 |
4 а | 2 Иван Ч. Артём Ш. | сф сф | сф сф | сф сф | Февраль2019-май 2020 Декабрь-Май |
Надомник 2 | 1 Никита К. | Не сф | Не сф | Не сф | Сентябрь-май |
Надомник 5 | 1 Станислав Д | нсф | нсф | нсф | Сентябрь-май |
19 | Сф-8 | Сф-8 | Сф-8 |
сф – сформированы, нсф – сформированы недостаточно, не сф – не сформированы
Всего – 19
Сформированы – 8 (50%)
Недостаточно сформированы – 7 (43, 75)
Не сформированы – 1 (6,25)
Выбыли - 3
2. Коррекционно- развивающая логопедическая работа проводилась в соответствие с Рабочей программой учителя- логопеда, использовались рекомендации Ефименковой Л.Н., Садовниковой И.Н., Мазановой , Лалаевой Р.И.. При планировании работы с детьми с ОВЗ за основу взяты: «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под ред. В.В. Воронковой. В конце учебного года был проведён анализ эффективности логопедической работы по трём критериям: сформированность звукопроизношения, чтения, письма.(таблица)
Звукопроизношение у 20 – 67% учащихся приближено к норме. У остальных 6- 20% человек наблюдается положительная динамика в формировании звуковой стороны речи. С незначительным улучшение речи 2 -7% учащихся, таким учащимся необходим более длительный период коррекционной работы. 2 учащихся (6%) выбыли во 2 полугодии на семейное образование и с ними буде продолжаться работа в рамках Ресурсного центра по психолого-педагогическому сопровождению. Наблюдается небольшая положительная динамика в коррекции письма и чтения. Успешность коррекционной работы затрудняет ригидность мышления, стойкость старых патологических навыков и трудность выработки новых навыков, невыполнение домашнего задания (в основном, упражнений на гимнастику языка и моторику пальцев), а так же такие особенности познавательной деятельности, которые затрудняют понимание детьми инструкции, и закреплению новых умений, полученных на логопедических занятиях
Работа с детьми – инвалидами осуществлялась через разработку и реализацию индивидуальных коррекционных программ, проведение индивидуальных занятий по исправлению недостатков устной и письменной речи для формирования разносторонних представлений о предмете и явлений окружающей действительности, обогащения словаря, развития грамматического строя речи и связной речи. Проводилось прогностическое консультирование родителей детей – инвалидов для способствования осознания возрастных и индивидуальных особенностей детей, пониманию проблем ребенка со стороны родителей. Использование в работе технологии моделирования и проигрывание сказок, а так же компьютерных развивающих программ привело к повышению результативности коррекционной работы. В следствии логокоррекционной работы дети – инвалиды научились делать элементы артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Считаю работу с детьми – инвалидами удовлетворительной.
3.Консультативная и просветительская работа
Работа с педагогами. Работа с родителями.
Мероприятия | Тема |
Тематические консультации для педагогов (ШМО) | 1.Дисграфия и способы её устранения. 2.Причины дислексии и способы её устранения.(доклад, презентация) |
Круглый стол | Спецификация ошибок на письме и при чтении. Приёмы их предупреждения и коррекции (доклад) |
Выступление на педсовете | Виды речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение чтением, письмом (доклад, презентация) |
Мастер - класс | Логопедическая гимнастика |
РМО | Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через использование современных инновационных технологий |
Родительское собрание | Приёмы логопедических занятий родителями с детьми. |
Взаимосвязь со специалистами школы осуществлялась через ознакомление членов ПМПк и других педагогов школы с результатами логопедического обследования и определение путей коррекционного взаимодействия, а так же после анализа результатов обследования детей, были составлены речевые карты учащихся, нуждающихся в работе с логопедом.
Работа с родителями
Индивидуальные консультации для родителей:
1. Речевые игры дома
2. Игры и упражнения с детьми с ОНР,ФНР
3. Причины речевых нарушений у детей.
Методическая работа
Изготовление логопедических папок
1. «Логопедическое обследование самостоятельной письменной речи учащихся начальной школы»;
2. Тематические:«Большой – маленький», «Посуда», «Овощи – Фрукты», «Рыбы», «Животные», «Транспорт», « Профессии», «Действия», «4 лишнее», 3. «Дом, где живут гласные»
Картотека
1. Пополнение пальчиковой, дыхательной и артикуляционной гимнастики для детей
Изготовление пособия
1.Лото «Логопедическая столовая»
2. Разрезные картинки – пазлы
Тема самообразования « Использование ИКТ в работе учителя – логопеда»
Цель: проводить автоматизацию звуков в слогах, словах и предложениях при помощи интерактивных дидактических игр.
Актуальность выбранной темы.
Коррекция недостатков устной речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у педагога, учащихся и родителей. Большинство детей, посещающих логопедическую группу, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У детей с ОНР,НВОНР, ФНР, ТНР, ЗПР наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью интерактивных дидактических игр.
Применение ИКТ в коррекционно-развивающем процессе направлено на включение в работу всех анализаторных систем и позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Поэтому введение в традиционные коррекционные логопедические методики элементов компьютерных программ по предупреждению, автоматизации и устранению речевых нарушений не теряет своей актуальности.
Банк достижений
Сайт almanahlogopeda | Название | Тема | Результат |
Всероссийская заочная олимпиада | Развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями | Победитель II мест (диплом) | |
Всероссийская заочная олимпиада | Технологии диагностики и коррекции нарушений звукопроизношения | Победитель I место (диплом) | |
Всероссийская заочная олимпиада | Виды речевых нарушений и методика логопедического воздействия | Победитель II место (диплом) | |
Всероссийская заочная олимпиада | Организация работы с детьми, имеющими речевые нарушения | Победитель II место (диплом) | |
Проект совместной деятельности учителей-логопедов и педагогов образовательных организаций | Проект «Книжка на ночь» | Победитель III место (диплом) | |
Всероссийская заочная олимпиада | Особенности организации образовательной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи: от теории к практике | Победитель III место (диплом) | |
МКУ Управление образования МО «Тарбагатайский район» | РМО педагогов дошкольного образования | Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование современных инновационных технологий | Участник (сертификат) |
Республиканский центр медицинской профилактики им. В. Р. Бояновой Министерства здравоохранения РБ | Семинар - тренинг | Развитие стрессоустойчивости у детей и подростков | Свидетельство № 53 |
Аналитическая деятельность
- Работу за 2019-2020 учебный год считаю удовлетворительной, так как у детей с ОНР, ФНР повысился интерес к обучению, понизилась утомляемость, в связи с нестандартными подходами, индивидуальными программами развития и новыми технологиями.
- Дети заинтересованы в логопедических занятиях, обучение стало осознанным, так как на помощь пришли интерактивные дидактические игры («Баба-Яга учится читать», «Мерсибо», «Логопедическое лото», «Звукарик», Програмное Обеспечение и методический практикум «Коррекция и развитие речи детей 6-8 лет» и т.д.)
- Процесс подачи материала на логопедических занятиях стал несколько другой, более индивидуализированный
- качество коррекционной работы.
Опираясь на проведенную диагностику, у детей прослеживается положительная динамика: повысилась учебная мотивация, нормализовались графомоторные навыки, улучшилось звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, расширился словарный запас.
В конце учебного года в речевые карты, листы коррекционных занятий внесены необходимые записи о продвижении учащихся в преодолении речевых дефектов. Составлен аналитический отчет о проделанной работе. Проанализировав коррекционно-логопедическую работу учителя-логопеда за учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что задачи, поставленные специалистом в начале учебного года, решены; намеченные цели достигнуты.
Цели и задачи на следующий учебный год
Цель – создание условий для коррекции дефектов устной и письменной речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку.
Задачи:
- Развитие фонематического анализа и синтеза;
- Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения и текста;
- Формирование и развитие грамматически правильной речи;
- Формирование и развитие выразительной, связной речи;
- Обогащение словарного запаса;
- Развитие фонематического восприятия;
- Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;
- Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;
- Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового,
зрительного, кинестетического. - Развитие познавательных процессов: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класса учителя начальных классов, логопеда на 2019-2020 учебный год
Рабочие программы1 класса учителя начальных классов, логопеда на 2019-2020 учебный год...
АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ за 3 четверть 2019 – 2020 учебного года. Лубневская И.Л. 4 класс «А» .Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» городского округа город Воронеж.
Классные часы . Участие в общешкольных мероприятиях. Внешкольные мероприятия (выход учащихся). Отражение деятельности классного руководителя на сайте МБОУ «Лицей №1». Работа с ...
АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2019-2020 УЧЕБНОГО ГОДА
Анализ успеваемости и качества знаний обучающихся показал, что к концу полугодия все обучающиеся успевают по предметам.В классе 5 отличников: С одной «4» по математике закончила .На «...
Дорожная карта (Отчет о работе по самообразованию) за 2019/2020 учебный год учителя начальных классов Захаровой Зои Николаевны
Материал о работе учителя за 2019/2020 учебный год...
Анализ коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда за 2019-2020 учебный год
Анализ коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопедаза 2019-2020 учебный год...
АНАЛИЗ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА за 2019-2020 учебный год
АНАЛИЗ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА за 2019-2020 учебный год...
Анализ работы семьи “Радуга” в 2019-2020 уч.году.
Педагогическая деятельность воспитателей нашей семьи “Радуга” построена на взаимодействии со специалистами нашего учреждения (педаго...