План работы специалистов СППС на учебный год
методическая разработка по логопедии

Роговской Алексей Анатольевич

Материалы и разработки для работы службы психолого - педагогического сопровождения педагогов-психологов, логопедов, учителей-дефектологов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_spetsialistov_spps_na_2018-2019_uchebnyy_god.docx164.18 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа в Капотне»

(ГБОУ Школа в Капотне)

109649, г. Москва, ул. 5-й квартал Капотни, д. 29

т/факс 8-495-355-00-00, e-mail: kapotnya@edu.mos.ru

ОГРН 1037700077403

kapotnya.mskobr.ru

ИНН/КПП 7723138571/772301001

ПЛАН

работы специалистов службы психолого-педагогического сопровождения ГБОУ Школы в Капотне

на  2018-2019 учебный год.

                                                                                   Москва, 2018

Пояснительная записка.

Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.

Цель психолого-педагогического сопровождения обусловлена государственным заказом на результаты учебно-воспитательной работы в ГБОУ Школа в Капотне в условиях выполнения требований ФГОС и потребностями всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Потребности личности в процессе психолого-педагогического сопровождения изучаются методами психолого-педагогической диагностики. На основе полученных данных уточняются цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.

Цель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ГБОУ Школа в Капотне - адаптация обучающихся и воспитанников в условиях выполнения требований ФГОС.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • профилактика возникновения проблем развития ребенка (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся и воспитанников в переходные периоды);
  • содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
  • развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, учителей.

Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.

Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это касается учителей, администрации школы и родителей обучающихся и воспитанников, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками).

Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог.

Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью учителей, педагога-психолога, других педагогических работников школы, при этом учителя и педагогические работники используют в практике работы развивающие технологии обучения и воспитания, а педагоги-психологи - развивающие дополнительные занятия с учащимися, проходящие, как правило, после уроков.

Функция психолого-педагогического сопровождения обеспечивается компонентами сопровождения, среди которых выделяются профессионально-психологический и организационно-просветительский.

Профессионально-психологический компонент сопровождения - представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической деятельности педагога-психолога личность ребенка изучается только с целью оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший императив гуманистической психологии: Ребенок не может быть средством - он всегда цель психологического сопровождения.

Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности педагога-психолога, через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией школы, при этом используются разнообразные формы активного полисубъектного взаимодействия всех участников. Анализ и оценка существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики - открытость и развивающийся характер (синергетичность).

Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:

Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.

Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Данный принцип основан на идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во главу угла психологического сопровождения ребенка, полное его принятие и позицию фасилитации педагога и психолога.

Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.

Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности обучающихся и воспитанников. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции.

Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и администрации;

Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;

Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, а научить его решать проблемы самостоятельно, создание условий для становления способности ребенка к саморазвитию;

Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.

Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области психологических и социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.

Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.

Уровни психолого-педагогического сопровождения:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • на уровне класса;
  • на уровне школы.

Формы сопровождения:

  • консультирование;
  • диагностика;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • профилактика;
  • просвещение.

Направления психолого-педагогического сопровождения.

  • Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся и воспитанников в переходный период (1,5, 10-ый класс).
  • Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся и воспитанников «группы риска».
  • Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.
  • Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.
  • Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями.
  • Выявление и поддержка одарённых детей.
  • Дифференциация и индивидуализация обучения.
  • Сохранение и укрепление психологического здоровья.
  • Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.

Психолого-педагогическое обеспечение включает:

  • дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);
  • психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
  • специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики развития ребёнка);
  • здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).

Субъекты системы психологического сопровождения и их характеристика.

Под субъектами психологического сопровождения понимаются специалисты, различные службы и сами школьники, активно взаимодействующие в процессе реализации функций психологического сопровождения в рамках достижения общей цели деятельности. Учитывая активную позицию обучающихся и воспитанников в процессе сопровождения, им также придается субъектная функция.

Критерии эффективности реализации модели психолого-педагогического сопровождения.

Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности обучающихся и воспитанников и формированием у них навыков компетентности.

В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются:

Педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием личности обучающегося или воспитанника и уровня его достижений поставленными педагогическими задачами в условиях выполнения требований ФГОС. В качестве педагогических задач рассматриваются и диагностируются:

•        отсутствие неуспевающих обучающихся и воспитанников;

•        профессиональное самоопределение;

•        активное участие обучающихся в общественной жизни школы, инициативность, творческое отношение к делу;

•        отсутствие признаков девиантного поведения в школе  и вне школы;

•        бесконфликтное взаимодействие с одноклассниками;

•        отсутствие конфликтов с педагогами.

Психологическая эффективность:

•        субъективное ощущение у обучающихся и воспитанников комфорта и уверенности в свою школу;

•        адекватная самооценка;

•        сформированность Я - концепции личности;

•        оптимальное развитие его способностей, и, как следствие,        профессиональное

самоопределение.

План работы педагогов-психологов службы ППС на 2018-2019 учебный год

Целью деятельности педагога - психолога является создание условий в образовательном учреждении социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса.

К основным задачам относятся:

•        содействие личностному и интеллектуальному развитию детей, подростков и молодежи на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самоопределению и саморазвитию;

•        содействие гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;

•        психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;

•        психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

•        помощь в профориентации старшеклассников;

•        профилактика и преодоление отклонений в социальном развитии детей, подростков;

•        психологическая экспертиза профессиональной деятельности специалистов, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий;

•        подготовка и создание условий психолого-педагогической преемственности при переходе со ступени на ступень в процессе непрерывного образования;

•        содействие распространению и внедрению в практику образования достижений психологической науки;

•        научно-методическое обеспечение деятельности специалистов системы образования.

•        психолого-педагогическое сопровождение учащихся в рамках проектной, исследовательской деятельности, дистанционных технологий обучения.

•        в рамках Ресурсной школы психолого-педагогическое сопровождение учащихся, педагогов и родителей, включенных в Проект.

Основные направления деятельности педагога — психолога:

1.        Диагностическая работа;

2.        Коррекционно - развивающая работа;

3.        Консультативная работа;

4.     Просветительская работа;

            5.     Организационно-методическая работа.

№ п.п.

Виды деятель-ности

Планируемые мероприятия

Сроки

Уровень

1.

Диагностико – аналитическая деятельность

Целевое психолого-педагогическое сопровождение  воспитанников.

сентябрь - май

ДО

Диагностика сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер в подготовительных группах.

сентябрь-октябрь

ДО

Выявление детей с ОВЗ, группы риска.

В течение года

Все уровни

Диагностика нервно-психического развития в эпикризные сроки.

В течение года

ДО

Углублённое обследование воспитанников, представленных на ЦПМПК.

в течение учебного года

ДО

Посещение уроков, анализ учебного дня учащегося (организация, вовлеченность, продуктивность).

сентябрь - апрель

НО, ОО, СОО

Целевое психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1 класса.

сентябрь - май

НО

Диагностика сформированности познавательной деятельности (1-6 классы).

сентябрь

НО, ОО

Диагностика свойств внимания, памяти, мышления (7-10 классы в рамках профориентации).

апрель

ОО

Диагностика уровня школьной мотивации (1класс).

сентябрь -  ноябрь

НО

Диагностика уровня школьной мотивации (2-4кл).

сентябрь

НО

Оценка готовности школьников к переходу в среднее звено (5 класс).

сентябрь - октябрь

НО

Диагностика сформированности пространственной и произвольных сфер  (1-3 классы, 1-7 класс – индивидуальная  форма обучения, дети со сложной структурой дефекта).

сентябрь

НО, ОО

Диагностика познавательных способностей учащихся для решения вопроса об изменении формы обучения по запросам родителей, педагогов.

в течение учебного года

НО, ОО, СОО

Диагностика математических и лингвистических способностей подростков (8 класс).

октябрь

ОО

Диагностика типа темперамента (7-9 классы).

ноябрь

ОО

Диагностика учащихся группы риска.

ноябрь

НО, ОО, СОО

Диагностика умственного развития подростков (7-9 классы).

декабрь

ОО

Диагностика индивидуальноличностных особенностей подростков (6-8 класс).

декабрь

ОО

Изучение самооценки школьника (5, 6, 7 классы).

декабрь

ОО

Изучение направленности личности (9 класс).

декабрь

ОО

Диагностика профессиональной направленности (9-11 классы).

декабрь

ОО, СОО

Диагностика мотивационно - волевой сферы школьников (5,6,7 классы).

февраль

ОО

Предпрофильная диагностика (4  классы).

апрель

НО

Диагностика агрессии у подростков  (8 классы).

март

ОО

Диагностика сферы межличностных отношений.  (5 класс, 9-е классы, 10-е классы).

январь

ОО, СОО

Выявление детей группы риска.

сентябрь

НО, ОО, СОО

Оформление карт развития ребенка 4 классы.

апрель-май 2019

НО

2.

Консультативная работа

Проведение консультаций родителей по вопросам развития, обучения и воспитания.

в течение года

НО, ОО, СОО

Консультирование по вопросам адаптации детей раннего возраста.

сентябрь-октябрь

ДО

Посещение родительских собраний в младших  и подготовительных группах.

сентябрь

ДО

Консультация педагогов, родителей   воспитанников, испытывающих  трудности в обучении.

по необходимости

ДО

Выступление на родительских собраниях согласно тематическому плану.

в течение года

Все уровни

Неделя психологии.

ноябрь 2018

Все уровни

Индивидуальное консультирование вновь прибывших учащихся.

сентябрь

НО, ОО, СОО

Консультирование по вопросам адаптации.

октябрь

НО, ОО, СОО

Индивидуальное консультирование с классными руководителями по организации индивидуальной работы с трудными учащимися.

ноябрь

НО, ОО, СОО

Консультирование педагогов 1 -х классов по проблеме адаптации к школе.

сентябрь-ноябрь

НО

Консультирование педагогов 5-х классов по проблеме адаптации к среднему звену.

сентябрь-ноябрь

ОО

Посещение родительских собраний в 1-х классах.

сентябрь

НО

Собеседование с родителями и педагогами учеников, испытывающими затруднения в обучении.

в течение учебного года.

НО, ОО, СОО

Психолого-педагогический консилиум по проблеме  «Готовность учащихся 4-х классов к обучению в среднем звене».

январь-февраль

ОО

Консультирование учащихся по вопросам выбора образовательного и профессионального маршрута (9-11 классы).

в течение года

ОО, СОО

Выступление на классных часах, пед. советах согласно тематическому плану.

в течение года

НО, ОО, СОО

3.

Коррекционно-развивающая работа

Развитие и коррекция мотивационной, познавательной  и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

октябрь-май

ДО

Коррекционная работа с воспитанниками со статусом ОВЗ.

в течение года

ДО

Проведение индивидуальных и подгрупповых  занятий по коррекции поведения и снятия агрессивности.

октябрь-январь

Все уровни

Индивидуальная коррекция проблем дезадаптации.

январь- май

Все уровни

Работа с воспитанниками группы риска по запросам администрации и законных представителей.

в течение года

Все уровни

Адаптивные занятия для учащихся 5 класса.

октябрь

ОО

Групповая развивающая работа по темам:

1) Развитие        коммуникативных навыков, межличностного  взаимодействия 6 классы.

2) Развитие самосознания 7 классы.

3) Развитие позитивных жизненных целей. 8 классы.

4) Профориентационная        работа на тему «Мой профессиональный выбор» 9,10 классы.

5) Психологическая подготовка к экзаменам, 9-10 классы.

в течение года

НО, ОО, СОО

Ведение индивидуальных коррекционных и развивающих занятий 1-4классы.

в течение года

ОО

Ведение групповых развивающих занятий в 1 -4 классах.

в течение года

ОО

Развитие и коррекция мотивационной и эмоциональной сферы.

октябрь-январь

НО, ОО, СОО

Коррекция сферы межличностных отношений.

январь-май

НО, ОО, СОО

Коррекционная работа с педагогами и родителями.

август, ноябрь, январь, март

Все уровни

Работа с обучающимися группы риска.

в течение года

НО, ОО, СОО

Коррекция сферы профессионального самоопределения (11, 10-е классы).

в течение года

СОО

Неделя психологии.

апрель

Все уровни

Психологическая поддержка учащихся, подготовка к ОГЭ, ЕГЭ.

в течение года

ОО, СОО

4.

Организационно-методическая  работа

Выступления на родительских собраниях в 1-го, 5-х,10-х классах «Помощь детям при адаптации к школе».

октябрь - начало  ноября

НО, ОО, СОО

Планирование работы на учебный год.

август

Все уровни

Согласование годового плана с администрацией школы.

сентябрь

Все уровни

Планирование работы на текущий месяц.

каждый  месяц

Все уровни

Составление плана проведения родительских собраний.

сентябрь

Все уровни

Планирование диагностических и развивающих мероприятий.

весь год

Все уровни

Подведение итогов за четверть, полугодие, год.

ноябрь, декабрь, март, июнь

НО, ОО, СОО

Работа в интернете, подбор и обработка информации.

сентябрь-июнь

Все уровни

Оформление информационного стенда для родителей «Психологи советуют».

сентябрь-июнь

Все уровни

Участие в ППк

август-июнь

Все уровни

Подведение итогов о проделанной работе за учебный год.

май-июнь

Все уровни

План работы учителей-логопедов службы ППС на 2018-2019 учебный год

Цель работы: оказание помощи воспитанникам, обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи в освоении ими общеобразовательных программ.

Задачи:

1.         Своевременное выявление воспитанников и обучающихся  с трудностями освоения ими образовательных программ.

2.         Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников и обучающихся.

            3.         Разъяснение среди педагогов, родителей обучающихся специальных знаний по логопедии с целью профилактики речевых

                      нарушений.

№ п.п.

Виды деятель-ности

Планируемые мероприятия

Сроки

Уровень

1.

Диагностико – аналитическая деятельность

Углублённое обследование устной речи воспитанников. Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведения о раннем развитии детей, имеющих нарушения речевого развития. Постановка заключения.

сентябрь

ДО

Обследование устной речи воспитанников, уточнение списков групп, предварительно скомплектованных в мае предыдущего года.

с 01.09.18 по 15.09.18

ДО

Заключительное обследование детей ОВЗ и будущих первоклассников.

Оформление индивидуальных карт обучающихся.

с 16.05.19 по 31.05.19

ДО

Динамическое наблюдение за детьми в процессе коррекционного обучения (анализ состояния устной речи воспитанников).

в течение учебного года

ДО

Углублённое обследование воспитанников, представленных на ЦПМПК.

в течение учебного года

ДО

Диагностика речевых нарушений по запросам.

в течение года

ДО, НО, ОО

Анализ логопедической работы за 2018-2019 учебный год.

май

ДО, НО, ОО

Обследование устной речи воспитанников и обучающихся 1 класса, уточнение списков групп, предварительно скомплектованных в мае предыдущего года.

с 01.09.18 по 15.09.18

ДО, НО

Динамическое наблюдение за детьми в процессе коррекционного обучения (анализ состояния письменной и устной речи обучающихся логопедических подгрупп).

в течение учебного года

НО, ОО

Углублённое обследование устной и письменной речи обучающихся логопедических подгрупп. Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведения о раннем развитии детей, имеющих нарушения речевого развития. Постановка заключения.

сентябрь

НО, ОО

Обследование состояния письменной речи обучающихся 1,4 классов по прописям и тетрадям.

во время школьных каникул

НО

Проведение углубленного обследования письменной речи у выявленных детей-дисграфиков, постановка их на учет.

в течение учебного года

НО

Обследование письма и чтения учащихся 1 класса.

декабрь, май

НО

Углублённое обследование обучающихся, представленных на ЦПМПК.

в течение учебного года

НО, ОО

2.

Консультативная работа

Оказание консультативно-методической помощи воспитателям,  родителям:

  • выступления на родительских собраниях по темам и запросам;
  • проведение систематических консультаций и индивидуальных бесед с родителями и воспитателями:

Рекомендации родителям воспитанников от учителя-логопеда;

Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей;

Учим ставить в слове ударение;

Что нужно знать о навыках письма;

Приемы логопедической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков.

- оказание помощи родителям в подборе речевого и наглядного материала для закрепления правильных произносительных навыков с детьми дома.

в течение учебного года

ДО

Пропаганда логопедических знаний (участие в родительских собраниях, на педсоветах, индивидуальные консультации родителей, стенды).

в течение учебного года

ДО, НО

3.

Коррекционно-развивающая работа

Формирование коррекционных подгрупп с учетом речевой патологии и возраста.

до 16.09.18

ДО

Логопедические занятия по коррекции и развитию разных сторон речи.

с 16.09.18 по 15.05.19

ДО

Логопедические занятия по коррекции и развитию разных сторон речи в логопедическом лагере «Солнышко»

01.06.19 по 29.06.19

ДО

Логопедические занятия по коррекции и развитию разных сторон речи.

с 16.09.18 по 20.05.19

ДО, НО, ОО

Посещение уроков русского языка и чтения в 1-2 классах с целью соблюдения преемственности в организации коррекционно-развивающего процесса с учащимися, имеющие речевые нарушения.

в течение учебного года

НО, ОО

4.

Организационно-методическая  работа

Участие в семинарах, конференциях, педсоветах.

согласно плана ГБОУ Школа в Капотне

ДО, НО, ОО

Изучение специальной литературы по вопросам оказания помощи детям, имеющим речевые нарушения.

в течение учебного года

ДО, НО, ОО

Приобретение, разработка, изготовление учебно-дидактических пособий по предупреждению и устранению нарушений устной и письменной речи.

в течение учебного года

НО

Изучение специальной литературы по теме самообразования «Нарушения речи у младших школьников с УО»

в течение учебного года

НО

Участие в семинарах, конференциях, педсоветах.

согласно плана ГБОУ Школа в Капотне

ДО, НО, ОО

План работы социальных педагогов службы ППС на 2018-2019 учебный год

Цель: – социальная адаптация личности ребенка в обществе.

Задачи:

1.  Формирование у учащихся адекватного представления о здоровом образе жизни, профилактика утомляемости школьников в процессе учебного труда.

2. Координация деятельности всех специалистов школы по повышению успеваемости и социальной адаптации детей и подростков.

3. Профилактика правонарушений среди учащихся.

4. Организация целевого досуга учащихся.

5. Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты.

Для реализации поставленных задач на 2018-2019 учебный год предполагается выполнение следующих функций в работе социального педагога:

1. Профилактическая функция:

 - Изучение условий развития ребенка в семье, в школе, определения уровня его личностного развития, психологического и физического состояния, социального статуса семьи;

 - Правовое, психологическое, педагогическое просвещение родителей,  педагогов.

2. Защитно-охранная функция:

- Создание банка данных семей о проблемах и конфликтных ситуациях;

- Подготовка документации для педагогических консилиумов, для представления интересов детей в государственных и правоохранительных учреждениях;

  - Индивидуальные беседы, групповые занятия с участниками конфликтных ситуаций, обеспечение контакта детей с родителями и учителями в случае возникновения конфликта

3. Организационная функция:

 - Организация групповых тематических консультаций с приглашением юристов, психологов, врачей, инспекторов КДН.

 - Обеспечение индивидуальных консультаций с родителями, педагогами и учащимися.

 - Контакт с органами местной власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства с правоохранительными органами, с общественными организациями.

- Организация досуга и отдыха через связь с детскими объединениями и учреждениями дополнительного образования.

№ п.п.

Виды деятель-ности

Планируемые мероприятия

Сроки

Оформление результатов

1.

Организационные вопросы

Откорректировать списки следующих категорий обучающихся:

•        уклоняющихся от учебы в возрасте от 6 до 15 лет;

•        подростков, находящихся в социально опасном положении;

•        состоящих на внутришкольном учете;

•        состоящих на учете в КДН :

•        состоящих на учете в ОДН;

•        проживающих в малоимущих семьях;

•        проживающих в неполных семьях;

•        учащихся из многодетных семей;

•        детей-инвалидов;

•        детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

•        учащихся, занимающихся в творческих объединениях,   кружках, спортивных секциях.

сентябрь, январь,

май

списки, таблицы

Обновить учётную документацию:

•        Ежедневной работы,

•        Правонарушений, совершённых в школе за летний период.

сентябрь

списки, таблицы

Составление социального паспорта классов.

сентябрь

социальные паспорта

Составление социального паспорта учреждения.

октябрь

классов

Выявление и изучение учащихся, склонных к нарушениям правил поведения в школе и общественных местах.

в течение года

социальный паспорт

Выявление и контролирование учащихся, имеющих пробелы в знании фактического учебного материала, систематически или эпизодически не посещающих школу без уважительных причин.

в течение года

списки, рекомендации,

беседы

Выявление и изучение семей, создающих неблагополучные условия для жизни и учебы детей.

в течение года

списки, рекомендации,

консультации

Выявление и организация работы с детьми из многодетных семей и социально незащищенных семей.

в течение года

списки, рекомендации,

беседы

Выявление и организация работы с детьми-инвалидами, с детьми, нуждающимися в психолого-медико-педагогической помощи.

в течение года

списки, рекомендации,

консультации

Выявление и контролирование учащихся, склонных к проявлению вредных зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и ПАВ.

в течение года

списки, беседы, рекомендации,

консультации

Выявление условий и факторов, провоцирующих отклонения в поведении учащихся.

в течение года

списки, беседы,

консультации,
рекомендации

Работа по запросам ПДН, КНД и ЗП, учащихся, родителей, учителей.

в течение года

списки

Выступление по запросам классных руководителей на родительских собраниях и классных часах, в заседаниях методических советов.

в течение года

списки

2.

Обеспечение социальных прав и гарантий обучающихся

Выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде.

постоянно

Своевременное оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся в них учащимся.

постоянно

Посредничество между личностью учащихся и учреждением, семьей, средой, специалистами социальных служб, ведомственными и административными органами.

постоянно

Содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающегося в учреждении, семье, в окружающей социальной среде.

постоянно

3.

Работа с опекаемыми детьми

Контрольное обследование социально-бытовых условий.

        

октябрь

апрель

Акты обследования

информации

Сбор информации о детях, находящихся под опекой.

постоянно

Акты обследования

информации

Контроль за успеваемостью и поведением опекаемых обучающихся.

постоянно

Акты обследования

информации

Выступление на родительских собраниях.

сентябрь,

декабрь,

март,

май

Протоколы родительских собраний

4.

Работа по взаимодействию с педагогическим коллективом

Консультирование классных руководителей по проведению диагностических мероприятий и тестирования.

постоянно

Консультации по составлению педагогических характеристик и представлений на учащихся.

в течение года

Разработка рекомендаций и оказание помощи по ликвидации существующих недостатков в   педагогических характеристиках и представлениях на учащихся.

в течение года

рекомендации

Индивидуальные консультации для классных руководителей и специалистов.

в течение года

рекомендации

Взаимодействие с учителями по решению конфликтных ситуаций, возникающих в процессе работы с учащимися, требующими особого педагогического внимания.

в течение года

рекомендации

Работа с классными руководителями по организации оздоровительной работы с детьми «группы риска», подопечными детьми.

в течение года

беседы,

рекомендации

Выступление перед классными руководителями на педагогических советах, совещаниях.

в течение года

Совместное посещение семей с целью изучения социально-бытовых условий жизни.

в течение года

Акт обследования

5.

Индивидуальная работа с учащимися, состоящими: на внутришкольном учете, на учете в КДНиЗП , на учете в ГДН ОМВД

Корректировка банка данных о трудновоспитуемых учащихся:

- изучение индивидуальных особенностей детей;

-изучение социально-бытовых условий;

-изучение социума по месту жительства.

сентябрь, по мере постановки на учет

пакет документов

Посещение на дому учащихся, подготовка актов обследования условий жизни и воспитания.

два раза в год,

по мере необходимости

акты обследования

Выявление причин непосещения учебных занятий учащимися, состоящими на внутришкольном учете.

в течение года

беседы,

рекомендации,

вызов на

административный совет, на Совет профилактики

Осуществление контроля за посещением уроков учащимися, состоящими на внутришкольном учете, контроль за поведением данных учащихся на уроках.

в течение года

журнал учета за посещением                   уроков,

дисциплинарный журнал

Осуществление регулярного взаимодействия с родителями учащихся, состоящих на внутришкольном учете, изучение условий проживания данных учащихся, проведение профилактических бесед индивидуально и на родительских собраниях.

1 раз в месяц,

по мере необходимости

акты обследования

Индивидуальная работа с данной категорией учащихся, проведение профилактических бесед, диагностических исследований, привлечение к выполнению посильных поручений. Диагностика внеурочных интересов учащихся, требующих особого педагогического внимания, вовлечение в различные виды положительной деятельности (кружки, спортивные секции, школьные мероприятия).

в течение года

списки учащихся,

посещающих кружки и секции

Психолого-педагогическая консультация и индивидуальная работа с подростками.

по мере необходимости

списки учащихся,

рекомендации

Проведение классных часов, посвященных пропаганде здорового образа жизни, профилактике безнадзорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений, самовольных уходов из школы оказание помощи классным руководителям по проведению такого рода классных часов, предоставление дополнительных материалов по данной тематике.

в течение года

Беседа сотрудников ГДН ОМВД с учащимися по профилактике подростковой преступности в соответствии с планом совместной работы.

в течение года

совместный план

Составление представлений на учащихся,

находящихся в:

  • трудной жизненной ситуации;
  • социально опасном положении;
  • учащихся «группы риска».

в течение года

представления

Вызов и заслушивание учащихся и их родителей на заседаниях административного совета и Совета профилактики.

Раз в месяц,

по мере необходимости

протоколы

Разбор и анализ конкретных ситуаций и рассмотрение вопросов о возможном лишении родительских прав, оформление опеки(попечительства) и т.д.

по мере   необходимости

протоколы

Вести учёт успеваемости учащихся в конце четверти (беседы с учеником и классным руководителем).

в течение года

рекомендации

Анализ итогов успеваемости детей «группы риска» по четвертям и за год.

в течение года

отчет классных руководителей

6.

Работа с родителями (семьями) обучающихся

Корректировка тематики родительских собраний и родительских клубов.

сентябрь

Внести изменения и дополнения в картотеку неблагополучных семей.

в течение года

Проведение индивидуальных семейных консультаций с родителями по проблемам детей:

об обязанностях по воспитанию и содержанию детей,

-о взаимоотношениях в семье,

-о бытовых условиях и их роли в воспитании и обучении.

в течение года

журнал

Социально-педагогическое консультирование родителей по организации летнего оздоровительного отдыха детей.

апрель

май

рекомендации

Собеседование с родителями, уклоняющимися от воспитания подростков;

Ознакомление со статьями УК РФ, АК РФ;

Вынесение им официального предупреждения об ответственности за воспитание и обучение детей.

в течение года

7.

Профилактическая работа

Заседание Совета профилактики.

по плану Совета

протоколы

Проведение профилактических недель.

сентябрь

ноябрь

апрель

отчет

Ранняя профилактика бродяжничества и правонарушений.

Постоянно

акты

Рейды в семьи «группы риска».

1 раз в месяц

акты

Обследование неблагополучных семей, состоящих на учете в субъектах профилактики.

1 раз в месяц

акты

Составление актов обследования жилищно-бытовых условий подопечных детей.

ноябрь

март

акты

Проведение индивидуальных бесед с обучающимися, имеющими трудности в обучении, с низким уровнем мотивации познавательных интересов.

постоянно

журнал

Проведение лекций и бесед с учащимися по различным аспектам первичной профилактики употребления ПАВ, о вреде алкоголизма, наркомании и табакокурении.

постоянно

лекции,

доклады

Предоставление информации в комиссию по делам несовершеннолетних о посещаемости школьных занятий учащимися «группы риска».

По запросу

отчет

8.

  • Оформление стенда по профилактике

    правонарушений, включающего в себя материалы

    материалы по профилактике ПАВ

  • Активная пропаганда здорового образа   жизни – организация и проведение

   мероприятий по тематике вреда   табакокурения, алкоголя и наркотиков

    оформление наглядной агитации.

  • Профилактические беседы с учащимися   на тему:  

 «Ответственность за уголовные и административные

правонарушения»

  • Плановая индивидуальная встреча с учащимися,

    состоящими на ВШУ

  • Взаимодействия с учителями по решению конфликтных

 ситуаций, возникающих в процессе работы с учащимися

  • Классные часы:
  1. «Гаджеты и их влияние на снижение успеваемости»
  2.  «Проступок, правонарушение, преступление»,
  3. «Поведение и правила хорошего тона»
  4. «Опасность социальных сетей»
  5. «Правила поведения в школе»
  6. «Что делать, если тебе угрожает опасность?»
  7. «Как бороться с агрессией»
  8. «Твое будущее»

       9.   «Правила поведения на каникулах»

  • Рейд «Подросток»

октябрь

ноябрь

декабрь

октябрь

сентябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

рекомендации,

доклады,

лекции

9.

Диагностико – аналитическая деятельность

Мониторинг занятости учащихся во внеурочное время

(отдельно для детей «группы риска»).

сентябрь

анализ,

таблица

10.

Организационная и координационная деятельность

Взаимодействие со специалистами социальных служб, ведомственными и административными органами для принятия мер по социальной защите и поддержки обучающихся:

  • с ГДН ОМВД;
  • с КДН
  • с отделом опеки и попечительства;
  • с ГИБДД;
  • с управлением социальной защиты населения;
  • с органами здравоохранения;
  • Реабилитационным центром помощи семье и детям  «Гармония»;
  • Центром занятости населения;

в течение года

Анализ работы социального педагога школы за 2018 – 2019 учебный год.

июнь

анализ

Составление плана работы на 2018-2019 учебный год.

август

план

11.

Участие в работе комиссий

Участие в работе Совета профилактики.

в течение года

протоколы

Участие в работе административного Совета.

в течение года

протоколы

Участие в работе школьного психолого-педагогического консилиума.

в течение года

протоколы

Участие в работе КДН.

по плану

постановления,

протоколы

План работы учителей-дефектологов службы ППС на 2018-2019 учебный год

Цель работы: Выявление и коррекция нарушений когнитивных процессов, определение причинно-следственных связей в развитии психических функций, их преодоление и предупреждение путём специального коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи.

  1. Диагностика и анализ уровня развития высших познавательных процессов обучающихся (воспитанников).
  2. Формирование групп обучающихся (воспитанников)  по результатам проводимой диагностики.
  3. Коррекция и Развитие познавательных процессов у обучающихся (воспитанников).
  4. Разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений когнитивных процессов у обучающихся (воспитанников).
  5. Консультирование педагогов, родителей (лиц их заменяющих) обучающихся (воспитанников) по вопросам коррекции имеющихся дефектов.

Вид работы

Содержание

Направление деятельности

Условия реализации

Срок проведения

1

Аналитико-диагностическая деятельность

- Исследование уровня развития обучающихся

- Определение особенностей познавательной и учебной деятельности

Изучение уровня развития обучающихся

(представлений о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве, знаний об окружающих предметах и явлениях, уровня сформированности познавательных процессов)

Диагностические методики

Фатековой Т.А

Ахутиной Т.А

Посещаемость детей

сентябрь-октябрь (входящая)

апрель-май (исходящая)

 -динамическое наблюдение за развитием учащихся

Отслеживание динамики развития учащихся, корректировка коррекционных программ, приемов и методов работы специалиста.

в течении года

-наблюдение за учащимися в процессе учебной деятельности

  

Определение характерных особенностей учебной деятельности и поведения учащихся, особенностей развития эмоционально-волевой сферы.

апрель-май

2

Коррекционно-развивающая деятельность

Развитие памяти

Содействие развитию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; создание условий для раскрытия внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений  мешающих его развитию.

Подготовленность к занятиям; посещаемость занятий; систематическое взаимодействие с воспитателями группы и специалистами;

в течение учебного года

Развитие осязания и мелкой моторики

Входит в структуру каждого коррекционного занятия

Развитие ориентировки в пространстве

Социально-бытовая ориентировка

Развитие внимания

Развитие мышления

3

Профессиональная деятельность

Участие в работе ШМО узких специалистов;

Участие в обучающих семинарах

Приобретение, разработка, изготовление учебно-дидактических пособий, Разработка оптимальных и эффективных путей коррекционной помощи при подготовке к обучению в массовой школе.

Заинтересованность воспитателей; подготовленность к занятиям

по плану ШМО

4

Консультативно-просветительская деятельность

Оказание консультативно-методической помощи учителям, родителям

Пропаганда дефектологических знаний

Активность воспитателей, родителей и их заинтересованность

в течении учебного года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы учителя-логопеда на учебный год

План оформлен в таблицу (5 страниц) и имеет следующие разделы: диагностика, организационная работа, коррекционно-развивающая работа, консультативно-просветительская работа, самообразование и методичес...

План работы на 2013-2014 учебный год. Учитель-логопед Коробкина М.П.

Приоритетные направления деятельности:• совершенствование коррекционно-развивающей работы  по наиболее важным направлениям;• структурированное и динамическое наблюдение за речевой деятельностью д...

Перспективный план работы педагога-психолога на учебный год

Психологическая служба в школе является основным звеном, организующим психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса.Цели и задачи психологической службы определены в соответствии с...

Воспитательный план работы на 2015 - 2016 учебный год

Мероприятия, проведённые в классе...

План работы ШМО 2016-17 учебный год

План работы  ШМО учителей начальных классов 2016-17 учебный год...

План работы с родителями на учебный год.

Работа с родителями-очень важный момент в сплочении коллектива класса.ЦЕЛЬ: сделать родителей активными участниками педагогического процесса.Включает в себя:1.  ЗАДАЧИ ПРОЦЕССА.2.ТЕМЫ РОДИТ...