ПОЛОЖЕНИЕ о порядке проектирования и реализации ИОМ
методическая разработка по логопедии

Роговской Алексей Анатольевич

Материалы и разработки для работы службы психолого - педагогического сопровождения педагогов-психологов, логопедов, учителей-дефектологов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_o_poryadke_proektir_i_realizatsii_iom.docx50.66 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа в Капотне»

(ГБОУ Школа в Капотне)

109649, г. Москва, ул. 5-й квартал Капотни, д. 29

т/факс 8-495-355-00-00, e-mail: kapotnya@edu.mos.ru

ОГРН 1037700077403

kapotnya.mskobr.ru

ИНН/КПП 7723138571/772301001

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

  1. Общие положения.

1.1.         Настоящее Положение о порядке проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья/инвалидностью (далее Положение) регламентирует деятельность специалистов образовательной организации в рамках создания условий для удовлетворения индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) и/или инвалидностью в процессе обучения, воспитания и социальной адаптации на уровне дошкольного, начального, основного общего образования.

1.2.         Нормативно-правовой базой разработки Положения являются:

•         Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации»;

•         Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

•         Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384);

•         Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847)

•         Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35850);

•         Постановление Правительства РФ №1297 от 1 декабря 2015г. «Об утверждении государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы;

•         Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 N 28564)

•         Постановление Главного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года № 26 Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", зарегистрировано в Минюсте РФ 14 августа 2015 года, рег. № 38528;

•         Письмо Минобрнауки РФ от 29 марта 2016 года № ВК-641/09 "Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их образовательных потребностей". Реализация адаптированных образовательных программ;

•         Приказ от 9 ноября 2015 г. № 1309 "Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"

•         Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"

•         Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"

•         Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 N 07-832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»

•         Письмо Заместителя министра Минобрануки России ИР-535/07 от 07.06.2013 года. «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»

•         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»

•         Приказ Минтруда России от 31.07.2015 N 528н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм".

1.3.         Индивидуальный образовательный маршрут (далее - ИОМ) - проект системы комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ/инвалидностью с учетом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей, включающий описание регламента, содержания и форм организации обучения, психолого-педагогической и специальной поддержки.

1.4.         ИОМ создается с целью максимальной индивидуализации и конкретизации направлений и задач деятельности педагогического коллектива ГБОУ Школы в Капотне по созданию специальных образовательных условий с учетом индивидуальных возможностей и барьеров, особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ/инвалидностью.

1.5.         ИОМ определяет специфику освоения ФГОС НОО ОВЗ/ ФГОС О у/о в соответствии с рекомендациями Центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы (далее ЦПМПК), решением Психолого-педагогического консилиума ГБОУ Школы в Капотне (далее ППк), комплексной диагностики особенностей психофизического развития, ожиданиями родителей/законных представителей обучающегося, а для детей-инвалидов - с учетом индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА/ИПР).

1.6.         В ИОМ отражены направления деятельности образовательной организации по созданию специальных образовательных условий в соответствии с рекомендациями Центральной психолого-медико-педагогической комиссии г.Москвы (далее - ЦПМПК) и/или Индивидуальной программы реабилитации/индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (далее - ИПР/ИПРА).

1.7.         ИОМ составляется для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование в различных формах обучения (в соответствии со ст.17, 34, 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" N 273- ФЗ):

•         Очной:

в режиме совместного обучения/воспитания обучающегося с ОВЗ/инвалидностью со сверстниками при одновременной реализации основной общеобразовательной программы и адаптированной основной общеобразовательной программы (инклюзивное образование);

-         с использованием индивидуального учебного плана, обеспечивающего освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

-         с использованием дистанционных технологий реализации образовательных программ;

-         на дому или в медицинских организациях по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации.

• Очно-заочной:

-         с использованием индивидуального учебного плана, обеспечивающего освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

-         с использованием дистанционных технологий реализации образовательных программ;

-         на дому или в медицинских организациях по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации.

1.8.         ИОМ разрабатывается и реализуется педагогическими работниками образовательной организации, принимающими непосредственное участие в создании специальных образовательных условий для        конкретного обучающегося с ОВЗ/инвалидностью.

1.9.         ИОМ обучающихся с ОВЗ/инвалидностью разрабатывается на всю ступень образования в соответствии с заключением ЦПМПК.

1.10.         ИОМ может корректироваться в процессе его реализации.

1.11 . Мероприятия в рамках ИОМ реализуются в процессе всего срока получения образования обучающимся с ОВЗ/инвалидностью в ГБОУ Школы в Капотне. Содержание и формы мероприятий корректируются в зависимости от индивидуальных особых образовательных потребностей обучающегося,        возрастных и индивидуальных

особенностей развития, динамики освоения        им Адаптированной основной

общеобразовательной программы, развития, социальной адаптации, изменения рекомендаций ЦПМПК.

1.12.         ИОМ для обучающегося с ОВЗ/инвалидностью разрабатывается в срок не более 7 недель с момента предоставления родителем (законным представителем) в образовательную организацию оригинала заключения ЦПМПК и заявления на создание специальных условий образования и воспитания (с учетом начала посещения ОО, необходимости диагностических мероприятий, периода адаптации, обсуждения направлений и форм реализации ИОМ на заседании ППк ОО.

1.13.         Сроки проведения мониторинга эффективности реализации ИОМ, внесения изменений и дополнений в ИОМ отдельных обучающихся определяются решением ППк ОО:

-        плановый промежуточный мониторинг эффективности реализации ИОМ обучающихся с ОВЗ/инвалидностью - не ранее, чем через полгода с момента реализации ИОМ, итоговый мониторинг - в конце учебного года;

-        внеплановый динамический мониторинг проводится в любые сроки по запросу родителей (законных представителей) или администрации ОО.

2.        Организационно-педагогические условия проектирования и реализации ИОМ обучающегося с ОВЗ и/или инвалидностью.

2.1.         Организационно - педагогическими условиями проектирования и реализации ИОМ являются:

•наличие у учащегося/воспитанника статуса «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», подтвержденного ЦМППК и/или статуса «ребенок- инвалид», подтвержденного Бюро медико-социальной экспертизы;

•         согласие родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ/инвалидн6остью на создание специальных условий получения образования;

•         наличие в образовательной организации специалистов психолого-педагогического сопровождения;

•         наличие психолого - педагогического консилиума образовательной организации (ППк ОО).

2.2.         Проектирование ИОМ, оценка эффективности его реализации корректировка ИОМ осуществляется в рамках деятельности ППк ОО.

2.3.         Основными задачами ППк ОО по проектированию ИОМ являются:

•         конкретизация индивидуальных условий обучения и воспитания в соответствии с рекомендациями ЦПМПК / ИПР /ИПРА в ГБОУ Школе в Капотне.

•         определение специфических индивидуальных условий освоения адаптированной образовательной программы обучающимся с ОВЗ на основе комплексной диагностики: определение формы обучения, формы реализации образовательной программы, определение специальных методов, подходов, технологий и др.;

•         определение индивидуализированных задач развития обучающегося на год на основе анализа выявленных в результате комплексного обследования дефицитов и ресурсов обучающегося; определение индивидуальных планируемых результатов образования;

•         разработка тактики, конкретизация и планирование направлений коррекционно-развивающей работы, содержания психолого-педагогического сопровождения учащегося/воспитанника:        подбор коррекционных программ, технологий сопровождения, адекватных возможностям и особым образовательным потребностям ребенка, специфическим условиям его включения в образовательную среду, требованиям АООП:

а) специальной поддержки: определение целевых ориентиров коррекционно-развивающей работы (далее - КРР): конкретизация и детализация направлений КРР, рекомендованных ЦПМПК, постановка задач КРР; определение курсов и программ коррекционно-развивающей работы; определение организационных условий реализации коррекционно-развивающей работы;

б) психолого-педагогической поддержки всех участников инклюзивного образования.

•         структурирование процесса обучения, развития и воспитания обучающегося с ОВЗ/инвалидностью и закрепление ответственности и единого регламента деятельности всех участников образовательного процесса

•         разработка логистики (очередности и организационных форм) оказания специальной и психолого-педагогической поддержки обучающемуся с ОВЗ/инвалидностью в образовательной организации;

•         мониторинг эффективности реализации и корректировка содержания ИОМ, на основе анализа результатов промежуточной и итоговой психолого-педагогической диагностики динамики освоения обучающимся АООП, развития и социальной адаптации;

•         повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ/инвалидностью посредством привлечения к реализации ИОМ.

2.4.        Основными этапами проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута в ГБОУ Школа в Капотнеявляются:

•         Предварительный (аналитический): изучение координатором заключений (рекомендаций) ЦПМПК по обеспечению специальных условий обучения и воспитания обучающегося/ ИПР/ИПРА обучающихся с инвалидностью; выявление и анализ особенностей развития ребенка с ОВЗ (обследование специалистами ППк ОО, в том числе - воспитателя, классного руководителя), его индивидуальных ООП;

•         Проектирование ИОМ с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося: конкретизация направлений деятельности педагогического коллектива ГБОУ Школы в Капотне        по созданию специальных образовательных        условий для обучающегося; определение вида и объёма и регламента        оказания        необходимой помощи (образовательной, психолого-педагогической, социальной), планируемых результатов, форм и содержания мониторинга эффективности реализации ИОМ;

•         Организационный; обсуждение проекта ИОМ на заседании ППк, корректировка и утверждение директором ОО; ознакомление родителями (законными представителями) обучающегося с ИОМ; подбор или разработка программно¬методического обеспечения; составление индивидуального расписания урочной и внеурочной деятельности обучающегося с ОВЗ/инвалидностью; составление плана коррекционной работы, адаптации ребенка к образовательной среде;

•         Реализация        ИОМ:        организация мероприятий по        адаптации        ребенка в

образовательной        среде;        организация образовательного        процесса        (разработка

индивидуального учебного плана при необходимости, внесение изменений и дополнений в рабочие программы по предметам учебного плана и др.); организация специальной и психолого-педагогической поддержки обучающегося и других участников образовательных отношений; организация взаимодействия всех участников реализации ИОМ; оказание членами ППк информационно-консультативной поддержки участникам реализации ИОМ (учителя/воспитатели, специалисты сопровождения, родители (законные представители);

•         Контрольно-оценочный этап:        оценка эффективности реализации ИОМ: мониторинг эффективности реализации ИОМ; проведение промежуточного / итогового ППк с целью определения эффективности реализации ИОМ; корректировка ИОМ при необходимости.

3.        Участники проектирования и реализации индивидуального образовательного

маршрута: состав и ответственность.

3.1.        Директор ГБОУ Школа в Капотне несёт ответственность за создание условий проектирования и реализации мероприятий в рамках ИОМ обучающегося с ОВЗ/инвалидностью.

3.2.         Координатор инклюзивного образования ГБОУ Школы в Капотне:

•         организует и координирует деятельность всех участников проектирования и реализации ИОМ;

•         оказывает методическую поддержку в рамках реализации ИОМ всем участникам образовательного процесса;

•         несет ответственность за проведение мониторинга эффективности реализации ИОМ.

3.3.         Педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог (при необходимости), классный руководитель ГБОУ Школы в Капотне предоставляют:

•         комплексное заключение по результатам первичной/динамической/итоговой диагностики освоения АООП, развития и социальной адаптации обучающегося с ОВЗ;

•         дают рекомендации ППк ГБОУ Школа в Капотнепо основным направлениям, целям и задачам коррекционно-развивающей работы с обучающимся с ОВЗ/инвалидностью;

•         реализуют содержание психолого-педагогической и специальной поддержки обучающегося в рамках направлений и задач, определенных ИОМ;

•         представляют рекомендации учителям/воспитателям/родителям по обучению, развитию и социализации обучающегося с ОВЗ/инвалидностью.

3.4.         . Учителя - предметники ГБОУ Школы в Капотне:

•         реализуют АООП для обучающихся с ОВЗ, ориентируясь на индивидуальные планируемые результаты, закрепленные в ИОМ;

•         проводят педагогическую диагностику освоения обучающимся АООП, представляют результаты диагностики на ППк ОО.

3.5.         Социальный педагог совместно с классным руководителем:

•         планируют формы работы по реализации ИОМ в части социальной адаптации обучающегося с ОВЗ;

•         организуют мероприятия, определяют формы работы по оказанию помощи ребенку, находящемуся в сложной жизненной ситуации.

3.6.         Воспитатель уровня дошкольного образования:

•         разрабатывает и корректирует планирование и содержание деятельности в рамках реализации пяти основных образовательных областей, направленных на разностороннее развитие воспитанника с ОВЗ, с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей;

•         планирует совместно с социальным педагогом/педагогом-психологом/учителем формы работы по реализации ИОМ в части задач социальной адаптации и формирования социальной компетентности обучающегося с ОВЗ.

3.7.         Родитель (законный представитель):

•         предоставляет документы, подтверждающие статус ребенка с ОВЗ/инвалидностью;

•         в рамках обсуждения ИОМ на ППк ОО может вносить предложения по созданию специальных образовательных условий.

4.        Структура Индивидуального образовательного маршрута обучающегося с

ОВЗ/инвалидностью.

4.1.        Титульный лист, который включает в себя:

•         наименование учреждения, адресность программы (наименование адаптированной основной общеобразовательной программы, период обучения);

•         гриф утверждения руководителем, согласовано координатором инклюзивного образования;

4.2.         Первый раздел - общие сведения, в котором излагается (кратко):

•         сведения о ребенке (Ф.И.О., класс, дата рождения);

•         сведения о педагогическом коллективе работающим с ребенком;

•         специальные условия образования согласно рекомендациям ЦПМПК/ИПР (ИПРА)

•         цель и задачи разработки ИОМ;

•         режим пребывания обучающегося - индивидуальное расписание с учетом

урочной и внеурочной деятельности, в соответствии с нормами СанПин для

обучающихся на определенном уровне образования;

4.3.         Второй раздел - специальные условия, в котором излагается (кратко) специфические и индивидуальные особые образовательные потребности учащегося/воспитанника с ОВЗ/инвалидностью.

4.3.         Третий раздел - психолого-педагогическое сопровождение, в котором излагается (кратко) конкретные направления психолого-педагогического сопровождения.

4.4.         Четвертый раздел - освоение адаптированной основной общеобразовательной программы заполняется только для АООП с вариантами 2 и 3, в котором излагается (кратко) по каждому предмету: требования стандарта, конкретные задачи на учебный период, формы организации учебной деятельности, показатели достижений, формы оценки, критерии оценки.

4.5.         Пятый раздел - формирование социальной компетентности (если требуется), в котором указывается: направления деятельности, конкретные задачи на период, ответственные, формы деятельности, показатели достижений, формы оценки достижений.

5.        Приложение к ИОМ.

5.1.         Индивидуальный учебный план (если требуется)

-         Индивидуальный учебный план обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося с ОВЗ;

-         внесение изменений в индивидуальный учебный план производится после заключения ППк ОО с учетом мнения родителей (законных представителей), утверждается директором ОО.

5.2.         Психолого-педагогическое представление на обучающегося (это для внутреннего пользования) с описанием его возможностей и дефицитов.

5.3.         Заключения/таблицы/представления по итогам промежуточной и итоговой диагностики за год от учителя (классного руководителя), психолога, логопеда, дефектолога, социального педагога (если участвовал в реализации ИОМ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о порядке проведения городского конкурса чтецов "Строки, опаленные войной"

Данный материал будет полезен учителям, организаторам школы....

Положение о порядке проведения городского конкурса рисунков "Дело было в январе" по произведениям А.Л.Барто

Данным материал можно использовать при проведении мероприятий, посвященных 110-ой годовщине со дня рождения А.Л.Барто...

Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану

Модель локального нормативного акта. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ....

Положение о порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся начальных классов с РАС

     Основная задача   школы  – всесторонняя педагогическая помощь ребенку с особыми образовательными потребностями.      Данный материал помо...

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке разработки АООП

Материалы и разработки для работы службы психолого - педагогического сопровождения педагогов-психологов, логопедов, учителей-дефектологов....

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке разработки, утверждения и внесения изменений в АООП

Материалы и разработки для работы службы психолого - педагогического сопровождения педагогов-психологов, логопедов, учителей-дефектологов....