"Смыслоразличительная роль ударения"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)
Цель: закрепить умение понимать смыслоразличительную роль ударения, читать правильно слова-омографы и понимать их.
Задачи:
Образовательные: обучающиеся должны научиться:
- Воспроизводить ритм слова с выделением ударного слога.
- Определять ударный гласный в процессе написания слов.
- Понимать значение слова, когда ударение перемещается.
- Познакомиться со словами-омографами.
Коррекционно-развивающие:
- Тренировать дикцию речи.
- Развивать орфографическую зоркость.
- Формировать слоговой анализ и синтез.
- Развивать пальцевую моторику.
- Расширять словарный запас.
- Корригировать мышление путём отработки операции сравнения.
- Применять здоровьесберегающую организацию образовательного процесса: пальчиковые упражнения, общеразвивающую физкультпаузу, физкультпаузу для глаз, чередование различных видов учебной деятельности.
Воспитательные
- Формировать умение отвечать 2-3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания).
- Развивать навыки активного использования речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Формировать способность к адекватной оценке своей учебной деятельности.
- Развивать интерес к изучению темы.
Форма организации логопедической работы: групповое занятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия с обучающимися второго класса
Тема: Смыслоразличительная роль ударения
Цель: закрепить умение понимать смыслоразличительную роль ударения, читать правильно слова-омографы и понимать их.
Задачи:
Образовательные: обучающиеся должны научиться:
- Воспроизводить ритм слова с выделением ударного слога.
- Определять ударный гласный в процессе написания слов.
- Понимать значение слова, когда ударение перемещается.
- Познакомиться со словами-омографами.
Коррекционно-развивающие:
- Тренировать дикцию речи.
- Развивать орфографическую зоркость.
- Формировать слоговой анализ и синтез.
- Развивать пальцевую моторику.
- Расширять словарный запас.
- Корригировать мышление путём отработки операции сравнения.
- Применять здоровьесберегающую организацию образовательного процесса: пальчиковые упражнения, общеразвивающую физкультпаузу, физкультпаузу для глаз, чередование различных видов учебной деятельности.
Воспитательные
- Формировать умение отвечать 2-3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания).
- Развивать навыки активного использования речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Формировать способность к адекватной оценке своей учебной деятельности.
- Развивать интерес к изучению темы.
Форма организации логопедической работы: групповое занятие.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этап 1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности
Догадайтесь, какое будет задание. С одной стороны задание связано с вашей фамилией, с другой стороны оно немного связано с темой нашего занятия. Какие будут мнения.
(разделить свою фамилию на слоги и поставить ударение). Назовите ударный слог. Докажите, что он ударный.
Что такое слог?
Как определить количество слогов в слове? Приведите пример.
Как поставить ударение в слове? Приведите пример.
Работа в парах
Устно придумайте каждый по одному слову, разделите его на слоги, поставьте ударение. Пусть ваш сосед проверит вас.
Поднимите руки, у кого всё получилось? Кто встретил трудности?
- Пальчиковая гимнастика
А теперь приготовим наши пальчики
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы.
Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
- На двери висит замок. (Качаем)
- Кто его открыть бы мог?
- Постучите (стучим),
- Покрутите (крутим),
- Потяните (тянем),
- Отомкните (размыкаем кисти рук)!
Определение темы урока.
1. Назовите второй звук в слове «шутка» .
Какой буквой он обозначается на письме. Давайте запишем
2. Назовите второй слог в слове «подарок». Запишем.
3. Назовите первый слог в слове «реки». Запишем
4. Отгадайте загадку: Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. «ножницы»
Назовите второй слог. Запишем.
5. Эта буква последняя в слове « украшение» Запишем.
- Прочитайте, какое слово у нас получилось? УДАРЕНИЕ
Работа с чистоговоркой
ЗАКРЫТ ЗАМОК НА ЗАМОК
Прочитайте предложение. О чём оно? Что вы можете о нём сказать?
Что заметили необычного? Объясните. Что вы обнаружили?
Прочитайте предложение выразительно.
Напишите слова, одинаковые по буквенному составу. Что вы можете сказать об этих словах? Поставьте в них ударение. Что изменилось?
Проверьте, пожалуйста, так ли у вас?
Какова тема нашего урока? (записывают). Какова цель нашей работы?
Как называются слова одинаковые по написанию, но с разным ударением?
Омографы (записывают в тетрадь)
Как не ошибиться в постановке ударения в словах-омографах?
(Нужно понимать значение слова и правильно ставить ударение)
Рысь идёт на мягких лапах, | Швея стачала юбку в швах и сзади сделала (хором) запах (слов работа). |
На ветку дуба сели белки, | Шеф-повар просит нас: «Сынки, |
Утром лакомка Денис | С тем же именем цветок |
Из теста сделали кружки. | Компот налили в кружки: |
Засыпал малыш в кроватке: | Ночью снег засыпал двор, |
В путешествии помог АТЛАС всех в стране дорог ----- Приобрел отец для нас замечательный атлас
Из него сошьют рубашки для Андрюшки и Наташки
Знакомство с другими парами слов.
- А вы умеете изменять слова.
-Давайте поиграем! Я вам показываю слово, а вы его произносите. Я вам говорю слово, а вы его изменяете.
Мука-мука, гвоздики- гвоздики, стрелки-стрелки.
Работа с лексическим значением слов.
Выполнение самостоятельной работы
Солнце село за село. Ворона меньше ворона.
Мама варит
уху.
Комар подлетел к
Собака сидит у
ворот.
У рубашки вышит
Дети молоко.
пили
Бревно ровно.
- Прочитайте слова
- Можно понять, о чем речь?
По предложению можно понять, о чем речь.
- Запишите два любых предложения. Поставьте ударение.
Найти слова-омографы в предложениях и поставить в них ударение. Оцениваю. Какой вывод можно сделать
Что нового сегодня узнали? Как называются слова, одинаковые по написанию, но с разным ударением? Как не ошибиться в постановке ударения в словах-омографах?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/07/26/picture-545.jpg)
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.
Урок по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова с использованием информационных технологий " Ударение. Смыслоразличительная рольударения в слове " проводится в первом классе в период обучения грамоте. ...
Урок русского языка во 2 классе "Смыслоразличительная роль ударения"
Урок соответствует требованиям ФГОС второго поколения и сопровождается мультимедийной презентацией....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Технологическая карта урока ФГОС "Смыслоразличительная роль ударения в словах"
Технологическая карта урока ФГОС "Смыслоразличительная роль ударения в словах"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/24/picture-544358-1627133558.jpg)
Конспект урока (литературное чтение 1 класс) на тему: "Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"
Урок по УМК "Перспективная начальная школа" с использованием информационных технологий проводится в период обучения грамоте. На уроке дети отрабатывают умения составлять звуковые модели слов, схемы пр...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/18/picture-216727-1524080698.jpg)
Коспект логопедического занятия "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения".
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"....
Обучение грамоте, 1 класс. ПНШ, "Слог, ударение. Смыслоразличительная роль ударения"
Цели: способствовать применению умения делить слова на слоги и находить ударный слог в условиях решения учебных задач и упражнений....