"Смыслоразличительная роль ударения"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Цель: закрепить умение понимать смыслоразличительную роль ударения, читать правильно слова-омографы и понимать их.

Задачи:

Образовательные: обучающиеся должны научиться:

  • Воспроизводить ритм слова с выделением ударного слога.
  • Определять ударный гласный в процессе написания слов.
  • Понимать значение слова, когда ударение перемещается.
  • Познакомиться со словами-омографами.

 

Коррекционно-развивающие:

  • Тренировать дикцию речи.
  • Развивать орфографическую зоркость.
  • Формировать слоговой анализ и синтез.
  • Развивать пальцевую моторику.
  • Расширять словарный запас.
  • Корригировать мышление путём отработки операции сравнения.
  • Применять здоровьесберегающую организацию образовательного процесса: пальчиковые упражнения, общеразвивающую физкультпаузу, физкультпаузу для глаз, чередование различных видов учебной деятельности.

 

Воспитательные

  • Формировать умение отвечать 2-3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания).
  • Развивать навыки активного использования речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Формировать способность к адекватной оценке своей учебной деятельности.
  • Развивать интерес к изучению темы.

Форма организации логопедической работы: групповое занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_kl_smyslorazlichit_rol_udareniya.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия с обучающимися второго класса

Тема: Смыслоразличительная роль ударения

Цель: закрепить умение понимать смыслоразличительную роль ударения, читать правильно слова-омографы и понимать их.

Задачи:

Образовательные: обучающиеся должны научиться:

  • Воспроизводить ритм слова с выделением ударного слога.
  • Определять ударный гласный в процессе написания слов.
  • Понимать значение слова, когда ударение перемещается.
  • Познакомиться со словами-омографами.

Коррекционно-развивающие:

  • Тренировать дикцию речи.
  • Развивать орфографическую зоркость.
  • Формировать слоговой анализ и синтез.
  • Развивать пальцевую моторику.
  • Расширять словарный запас.
  • Корригировать мышление путём отработки операции сравнения.
  • Применять здоровьесберегающую организацию образовательного процесса: пальчиковые упражнения, общеразвивающую физкультпаузу, физкультпаузу для глаз, чередование различных видов учебной деятельности.

Воспитательные

  • Формировать умение отвечать 2-3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания).
  • Развивать навыки активного использования речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Формировать способность к адекватной оценке своей учебной деятельности.
  • Развивать интерес к изучению темы.

Форма организации логопедической работы: групповое занятие.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этап 1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

Догадайтесь, какое будет задание. С одной стороны задание связано с вашей фамилией, с другой стороны оно немного связано с темой нашего занятия. Какие будут мнения.
(разделить свою фамилию на слоги и поставить ударение). Назовите ударный слог. Докажите, что он ударный.
Что такое слог?
Как определить количество слогов в слове? Приведите пример.
Как поставить ударение в слове? Приведите пример.

Работа в парах

Устно придумайте каждый по одному слову, разделите его на слоги, поставьте ударение. Пусть ваш сосед проверит вас.
Поднимите руки, у кого всё получилось? Кто встретил трудности?

  • Пальчиковая гимнастика

А теперь приготовим наши пальчики

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы.
Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

- На двери висит замок. (Качаем)
- Кто его открыть бы мог?
- Постучите (стучим),
- Покрутите (крутим),
- Потяните (тянем),
- Отомкните (размыкаем кисти рук)!


Определение темы урока.

1. Назовите второй звук в слове «шутка» .

Какой буквой он обозначается на письме. Давайте запишем

2. Назовите второй слог в слове «подарок». Запишем.

3. Назовите первый слог в слове «реки». Запишем

4. Отгадайте загадку: Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. «ножницы»

Назовите второй слог. Запишем.

5. Эта буква последняя в слове « украшение» Запишем.

- Прочитайте, какое слово у нас получилось? УДАРЕНИЕ

Работа с чистоговоркой

ЗАКРЫТ ЗАМОК НА ЗАМОК

Прочитайте предложение. О чём оно? Что вы можете о нём сказать?
Что заметили необычного? Объясните. Что вы обнаружили?
Прочитайте предложение выразительно.

Напишите слова, одинаковые по буквенному составу. Что вы можете сказать об этих словах? Поставьте в них ударение. Что изменилось?
Проверьте, пожалуйста, так ли у вас?

Какова тема нашего урока? (записывают). Какова цель нашей работы?

Как называются слова одинаковые по написанию, но с разным ударением?

Омографы (записывают в тетрадь)

Как не ошибиться в постановке ударения в словах-омографах?
(Нужно понимать значение слова и правильно ставить ударение)

Рысь идёт на мягких лапах,
Рысь добычи чует (хором) запах.
Ученик, диктуя себе, записывает два слова на доске, ставит ударение, объясняет значение каждого слова.

Швея стачала юбку в швах и сзади сделала (хором) запах (слов работа).

На ветку дуба сели  белки,
Устроив в роще посиделки.

Шеф-повар просит нас: «Сынки,
Для торта сбили бы белки»

Утром лакомка Денис
Покупал себе  ирис.

С тем же именем цветок
Повстречался у дорог!

Из теста сделали  кружки.
 Из них слепили пирожки.

Компот налили в кружки:
Отведайте,    подружки!

Засыпал малыш  в кроватке:
Спать в тепле зимою сладко.

Ночью снег засыпал двор,
Белым сделался забор!


В путешествии помог АТЛАС всех в стране дорог ----- Приобрел отец для нас замечательный атлас

                                                                                                    Из него сошьют рубашки для Андрюшки и         Наташки

Знакомство с другими парами слов.

- А вы умеете изменять слова.

-Давайте поиграем! Я вам показываю слово, а вы его произносите. Я вам говорю слово, а вы его изменяете.

Мука-мука, гвоздики- гвоздики, стрелки-стрелки.

Работа с лексическим значением слов.

Выполнение самостоятельной работы

 Солнце село за село.    Ворона меньше ворона.

Мама варит

уху.

Комар подлетел к

Собака сидит у

ворот.

У рубашки вышит

Дети молоко.

пили

Бревно ровно.

- Прочитайте слова

- Можно понять, о чем речь?

По предложению можно понять, о чем речь.

- Запишите два любых предложения. Поставьте ударение.


Найти слова-омографы в предложениях и поставить в них ударение. Оцениваю. Какой вывод можно сделать

Что нового сегодня узнали? Как называются слова, одинаковые по написанию, но с разным ударением? Как не ошибиться в постановке ударения в словах-омографах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.

Урок по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова с использованием информационных технологий " Ударение. Смыслоразличительная рольударения в слове " проводится в первом классе в период обучения грамоте. ...

Урок русского языка во 2 классе "Смыслоразличительная роль ударения"

Урок соответствует требованиям ФГОС второго поколения и сопровождается мультимедийной презентацией....

Технологическая карта урока ФГОС "Смыслоразличительная роль ударения в словах"

Технологическая карта урока ФГОС "Смыслоразличительная роль ударения в словах"...

Конспект урока (литературное чтение 1 класс) на тему: "Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"

Урок по УМК "Перспективная начальная школа" с использованием информационных технологий проводится в период обучения грамоте. На уроке дети отрабатывают умения составлять звуковые модели слов, схемы пр...

Коспект логопедического занятия "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения".

Конспект  подгруппового логопедического занятия по теме "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"....

Обучение грамоте, 1 класс. ПНШ, "Слог, ударение. Смыслоразличительная роль ударения"

Цели: способствовать  применению  умения  делить  слова на  слоги и находить  ударный  слог в условиях  решения учебных  задач и  упражнений....