Формирование лексико-грамматической категории и развитию речи
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Завьялова Яна Юрьевна

Совершенствовать навыки образования относительных и притяжательных прилагательных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи

Цель:

• Совершенствовать навыки образования относительных и притяжательных прилагательных.

• Закреплять навык различать род имен существительных.

• Закреплять умение пользоваться в речи распространенным предложением.

• Закреплять навык строить полные и четкие предложения при ответе на вопрос.

• Тренировать фонематический слух, звуковой анализ и синтез.

• Заинтересовать детей играми, связанными с родным языком.

• Формировать слуховое и зрительное внимание, понимание речи, мышление, память.

• Развивать мелкую моторику и координацию движений.

• Развивать творческие способности детей.

Потребуются маленький мячик; большой мяч, разноцветные домики (красный, синий, желтый, зеленый); собранные из конструктора ЛЕГО игрушки на каждого ребенка (кукла, кубики, ведро, самолетик, машина и т.п.); картинки с изображением цирковой арены, плоскостные цирковые животные; картинки с изображениями чудо-зверя, елки, пенька, зайчика, ежика (для имитации леса), картинки с изображением осенних листьев (кленовый, рябиновый, березовый, дубовый); картинки-символы звуков ([а], [и], [о], [у]), конверты, карточки с заданием на каждого ребенка.

Организационный момент

Логопед. Раз, два, три, четыре, пять — становитесь в круг играть!

Дети встают вместе с логопедом в круг. Звучит лирическая музыка.

Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения.

Дети делают вдох и выдох три раза.

А сейчас, давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Как вы думаете, какого цвета мячик я сегодня принесла на занятие?

Каждый ребенок называет цвет мячика.

Сегодня я принесла оранжевый мячик. Мы будем его передавать друг другу правой рукой, держа большим пальцем и мизинчиком — вот так. (Показывает детям, как правильно держать мячик.)

Дети передают мячик, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.

Дети. Доброе утро, Алина. Доброе утро, Кирюша и т.д. Доброе утро, Татьяна Владимировна.

Логопед. Доброе утро, дети. Занимайте свои места за партами.

Дети садятся на свои места.

Разноцветные домики

Логопед. Дети, как называется планета, на которой мы живем?

Дети. Мы живем на планете Земля.

Логопед. А сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие на планету, которая называется Детство.

Дети выполняют движения, соответствующие тексту стихотворения.

На планету чтоб попасть,

Всем сначала надо встать,

Хлопнуть, топнуть и нагнуться,

Вновь подняться, улыбнуться.

Тихо сесть, глаза закрыть,

Обо всём на миг забыть,

Дружно всем сказать слова:

«Здравствуй, детство и игра».

Звучит волшебная музыка. Дети открывают глаза и видят изображение планеты Детство, у каждого ребенка на столе стоит игрушка.

Вот мы и оказались на планете Детство. Вместе с вами сюда попали игрушки. Назовите их.

Дети. Машина, кукла, ведро, кубики, самолет, крокодил и т.д.

Логопед. А теперь назовите игрушку, которая вместе с вами отправилась в путешествие на планету Детство. Например: у меня пирамидка. Кирюша, что у тебя?

Кирюша. У меня машина.

Логопед. Алина, что у тебя?

Алина. У меня кукла, и т.д.

Логопед. Все жители веселой планеты Детство живут в разноцветных домиках. (Показывает на один из домиков.) Какого цвета этот домик?

Дети. Красный.

Логопед. Правильно. В красном домике живут предметы, про которые можно сказать «она». (Показывает на следующий домик.) Какого цвета этот домик?

Дети. Синий.

Логопед. Правильно. А в синем домике живут предметы, про которые можно сказать «он». (Показывает на следующий домик). Какого цвета этот домик?

Дети. Зеленый.

Логопед. Правильно. В зеленом домике живут предметы, про которые можно сказать «они». (Показывает на следующий домик.) Какого цвета домик?

Дети. Желтый.

Логопед. Правильно. А в желтом домике живут предметы, про которые можно сказать «оно».

Вы игрушкам помогите,

В нужный домик поселите.

Например, так: это пирамидка, пирамидка будет жить в красном домике, потому что пирамидка — «она».

Дети расселяют свои игрушки в домики, давая при этом полные ответы.

Чудо-зверь

Логопед. Игрушки заняли свои домики, а наше путешествие по планете Детство продолжается. Все жители планеты Детство очень любят ходить в цирк, потому что там, на цирковой арене, с концертной программой выступает очень необычный зверь. (Выставляет на мольберт картинку, составленную из трех частей: голова — зайца, туловище — волка, хвост — лисы.)

Это что за чудо-зверь

В цирке на арене?

Из кого составлен он —

Разберись быстрее.

Зовут этого чудо-зверя

Зайцеволколис.

Чья голова у этого зверя?

Дети. Заячья.

Логопед. Чьи уши?

Дети. Заячьи.

Логопед. Чье; туловище?

Дети. Волчье.

Логопед. Чей хвост?

Дети. Лисий.

Логопед. Чьи передние лапы?

Дети. Волчьи.

Логопед. Чьи задние лапы?

Дети. Лисьи.

Логопед. Дети, скажите, а такого чудо-зверя мы можем встретить на нашей планете Земля?

Дети. Нет, чудо-зверь живет только на волшебной планете Детство.

Обобщающие понятия

Логопед. Зайцеволколис выступает на арене цирка с предметом, название которого вы можете узнать, если поймаете в ладошки звуки, которые я произнесу, а потом из этих звуков составите слово: [м']; [а], [ч].

Дети складывают ладошки «чашечкой» и ловят звуки.

Какое слово получилось?

Дети. Мяч.

Логопед. Я предлагаю вам сейчас тоже поиграть в мяч.

Дети встают около своих стульчиков.

Я буду бросать каждому из вас мяч и называть одним словом сразу несколько предметов, а вы, поймав мяч, кидаете мне его назад и называете любой из этих предметов. Например: овощи — свекла.

Логопед бросает каждому ребенку мяч, называя обобщения: фрукты, посуда, мебель, одежда, деревья, транспорт, домашние животные, обувь и т.д.

Прогулка в лес

Логопед. А сейчас я приглашаю вас совершить прогулку в лес, но, чтобы дойти до него, мы с вами должны аккуратно прошагать вот по этим кочкам, стараясь не упасть.

Мы по кочкам в лес пойдем,

Ни за что не упадем!

Дети шагают по «кочкам» и попадают на лесную поляну.

Какие деревья вы увидели в лесу?

Дети. Елки, ели.

Логопед. А что у елок на веточках вместо листочков?

Дети. Иголки.

Логопед. Как по-другому можно назвать иголки?

Дети. Хвоинки.

Логопед. Но это не просто хвойный лес, это — лес волшебный. Каждый, кто сюда приходит, может ненадолго превратиться в дерево.

Вы на месте повернитесь

И в деревья превратитесь.

Дети поворачиваются вокруг себя, поднимают руки вверх и превращаются в деревья.

Дует легкий ветерок, листочки едва шевелятся.

Дети имитируют легкое дуновение ветра и слегка шевелят пальцами.

Вдруг подул сильный ветер — деревья стали раскачиваться и рассказывать о своих листочках.

Дети

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Кленовый: «Ааа».

Рябиновый: «Иии».

Березовый: «Ооо».

Дубовый: «Ууу».

Называя листочки, логопед обращает внимание детей на мольберт с картинками, где изображены эти листья, а под ними картинки-символы звуков, которые произносят листочки [а], [и], [о], [у].

Логопед. Дети, скажите, какой листочек пел песенку «Ааа»?

Дети. Кленовый.

Логопед. Какой листочек пел песенку «Иии»?

Дети. Рябиновый.

Логопед. Песенку «Ооо»?

Дети. Березовый.

Логопед. А песенку «Ууу»?

Дети. Дубовый.

Логопед. Давайте присядем на лесной полянке. Попрощаемся с листочками до будущей весны и вместе с ними громко скажем: «а-и-о-у». А сейчас каждый из вас тихо-тихо, почти шепотом, попрощается с осенними листочками.

Каждый ребенок сначала громко, потом шепотом произносит «а-и-о-у».

Самомассаж

Логопед. Мы попрощались с осенними листочками, давайте приляжем на лесной полянке, немного отдохнем, послушаем пение лесных птиц и сделаем себе легкий массаж.

Звучит магнитофонная запись пения птиц, дети делают самомассаж.

Ручки растираем

Потирают ладони.

И разогреваем,

Хлопают в ладоши.

И лицо теплом своим

Нежно умываем.

Разогретыми ладошками проводят по лицу сверху вниз.

Пальчики сгребают

Все плохие мысли,

Граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам.

Ушки растираем

Сверху вниз мы быстро,

Растирают пальцами рук ушные раковины по краю сверху вниз.

Их вперед сгибаем,

Сгибают руками ушные раковины вперед.

Тянем вниз за мочки,

Оттягивают уши вниз за мочки.

А потом руками

Трогаем мы щечки.

Легко похлопывают щеки ладошками.

Молодцы ребята, вставайте, нам пора возвращаться на свои места.

Что нам почта принесла?

Дети занимают свои места. На столах перед ними лежат «письма».

Логопед. Пока мы гуляли в лесу, нам пришла почта. Кто принес нам письма?

Дети. Почтальон.

Ни конвертах приклеены картинки с изображением зверюшек.

Логопед. Давайте внимательно посмотрим на конверт и расскажем, от кого мы получили письма. Например: Я получила письмо от цирковой обезьянки.

Дети. Я получил письмо от циркового льва; Я получил письмо от цирковой собаки и т.д.

Логопед. Давайте заглянем в конверт и посмотрим, что же там внутри.

Дети достают из конвертов карточку, на которой наклеены две картинки.

Расскажите, пожалуйста, какие предметы у вас изображены на карточках и сколько их. А рассказывать вы будете вот так. «У меня один синий чайник и одна красная клубника».

Дети. У меня одно желтое солнышко и одна серая кошка. Один зеленый огурец и одна оранжевая морковь. Одно розовое платье и один синий бант и т.п.

Логопед. Молодцы, теперь мы знаем, что вам прислали в конвертах жители планеты Детство. А сейчас мальчики уберут свои картинки в конверт, а девочки положат свои картинки на конверт.

Дети выполняют инструкцию.

Подведение итогов

Дети встают со своих мест и образуют полукруг возле логопеда.

Логопед. Вам понравилось путешествовать по планете Детство?

Дети. Да.

Логопед. Вспомните и назовите, какие игрушки вместе с вами оказались на этой планете.

Дети называют игрушки, которые они расселяли в разноцветные домики.

Наше путешествие на планету Детство завершается, но я думаю, что мы еще не раз вернемся туда, будем там играть и заниматься.

О чем мечтают дети?

Дети

У нас мечта одна –

Пусть вечно правит миром игра.

Логопед

Игра?..

Дети

Игра!

Логопед

Игры мир добр и светел

И вечен мир игры.

Он полон звонких песен

И сказки и мечты.

Он дарит радость встречи,

Ведь все мы в нем друзья.

Пусть на любой планете

Дети

Всегда живет игра!

Логопед. На память о нашем путешествии жители планеты Детство хотят подарить вам вот эти маленькие сувениры. (Показывает маленький сундучок, в котором лежат коробочки с мозаикой на каждого ребенка.) Наше занятие закончено, вы можете отдыхать и внимательно рассмотреть свои подарки.

Звучит веселая детская музыка.

Индивидуальное логопедическое занятие по теме: « Звук «Ш»».

                                                        

        Этап: Автоматизация звука в словах.

        Цели:

  • Закреплять правильное произношение звука в словах;
  • Развивать фонематический слух / умение определять наличие звука в словах /, навыки звукового анализа и синтеза, связную речь /составлять предложения по данным словам /.
  • Развивать подвижность речевого аппарата, процессы мышления / умение действовать по образцу/, целостность зрительного восприятия;
  • Воспитывать трудолюбие, умение занять себя интересным делом.                                                                        

Наглядность оформлена в виде книги форматом А3, иллюстрации соответствуют содержанию сказки / лес, лесная поляна, болото/, герои сказки /заяц, сорока, паук, лягушка, белка, еж./, предметные картинки, названия которых содержат звук «ш».

Ход занятия:

I. Организационный момент. Массаж биологически активных зон /приводит организм к достаточно высокой степени мобилизации, настраивает на занятие/.

        -- Растираем «грабельками» /раздвинутые пальцы рук / лоб – все посторонние мысли уходят;

        -- Растираем ушки – голова будет лучше думать;

        -- «Вилочкой» /указательный и средний пальцы / массируем точки перед ухом и за ним – хорошо будем видеть, и слышать, будем внимательными;

II. Артикуляционная гимнастика.

        Для того, чтобы нас не покидало хорошее настроение собери на бумаге разрезанную на части, нарисованную улыбку.

        Улыбнись также – вытяни губы в « трубочку» - «улыбка». А теперь подготовим к работе язычок./На обратной стороне собранной «улыбки» картинки – символы артикуляционных упражнений/.

                По ступенькам пошагаем  / выполняется упражнение «ступеньки»/,

                В барабаны поиграем / упражнение «барабанщик»/,

                Малярами побывали / упражнение «маляр» /,

                На лошадке поскакали / упражнение «лошадка» /.

III. Сообщение темы занятия.

        Язычок готов продолжать учиться правильно произносить звук «ш» в словах.

IV. Уточнение правильной артикуляции. /Дает представление о том, как работают органы артикуляции, формирует « физиологический» образ звука /.

        Что происходит с губами, когда произносится звук «ш»?

        Как располагается язык?

        Какая воздушная струя?

V. Изолированное произношение звука. /Устанавливается взаимосвязь артикуляции, слуха и движения /.

        Произнеси звук «ш» со змейкой./ И.п. Руки перед грудью, локти опущены, ладони от себя. Произнося звук «ш», выполняется волнообразное движение руками вперед. /

VI. Работа по теме. 

1). Вхождение в сказку.

        Сегодня звук «ш» ведет нас в сказку. Чтобы попасть в нее, нужно наполниться волшебной силой.

Сделаем глубокий вдох ртом, выдох – носом, шумный вдох /будто пьем воздух / - выдох. /Выполняется несколько раз./ Чувствуешь, как наполняешься волшебной силой.

Книжка открывается – сказка начинается./Наглядность оформлена в виде книги формата А3. Иллюстрации соответствуют содержанию сказки./

        Жил – был заяц. Звали его Тошка. Он был такой зануда, вечно всем недоволен. Сидит он на пеньке, сам себе бормочет: « Хороши штанишки у нашего малышки».

2). Фонетическая разминка.

        Да это же скороговорка. Давай покажем зайцу, как ее говорить./ Проговаривается медленно, шепотом, ускоряя темп,/

        Хорошо у тебя получается, а заяц все равно не доволен. Вдруг откуда не возьмись, летит сорока.

- Ты, что, заяц, такой хмурый?

- Да... Тоска меня берет, ничего интересного вокруг не вижу.

- Да ты, что, заяц!  Я по лесу почту разношу, столько интересного встречаю. Одни картинки на конвертах чего стоят. Рассмотри их.

3). Работа по развитию фонематического слуха.

        Назови картинки на конвертах./ Матрешка, шуба, петушок, самовар, краски, карандаш./ Найди картинки в названиях, которых нет звука «ш». Определи, где живет звук «Ш» в остальных словах./ Начало, середина, конец./

        - Ну, что, заяц, понравилось?- спрашивает сорока.

        - Ай,- только махнул рукой заяц и побежал прочь. Бежит, по сторонам не глядит, чуть с разбегу в паутину не угодил, да вовремя остановился.

        - Добрый день, сосед! – поприветствовал его паучок.

        - Ничего в нем доброго нет – тоска зеленая.

        - А давай, я научу тебя в моих узорах разбираться, тогда не соскучишься. Согласился заяц, да и мы давай поучимся.

4). Работа по развитию целостного зрительного восприятия.

        /Паутина представлена в виде наложенных изображений предметов./

Какие предметы видишь в паутине? /По мере называния  - мишка, кошка, шапка, шарик – выкладываются предметные картинки на квадратное полотно./

Назови предмет в правом верхнем углу, левом нижнем и так далее. Ребенок называет предмет, а затем отраженно произносит названное логопедом словосочетание:

Плюшевый мишка, пушистая кошка, шерстяная шапка, воздушный шарик.

        Вот и рассмотрели паутину. Много узоров паучок знает, да только у косого терпения не хватает их распутывать. Заяц зевнул:

-Как только тебе не надоедает целый день нитки путать – тоска зеленая.

- Кванечно, тоска! Кругом лес дремучий, разве здесь интересную жизнь найдешь!

- Уж не ты ли, пучеглазая, знаешь, где ее искать?- насмешливо спросил заяц.

- А квак же, на болоте. Вот где жизнь! Днем охотимся, по вечерам концерты закатываем. Квультурный отдых.

5). Работа по развитию мелкой мускулатуры пальцев рук. Давай и мы послушаем лягушачий концерт. Но сначала соберем еще одну певунью из лягушачьего хора./Лягушка состоит из отдельных элементов./

        Итак, все готово. Расселись лягушки по местам и ну горланить так, что даже первый звук в словах теряется.

 

6). Развитие навыков звукового анализа.

        Верни звук «ш» в слова, поставь его первым и произнеси слово.

- куры, - рамы, - апка, - аги, - орты.

        -Ну и концерт, тоска зеленая, - чуть не заплакал от обиды заяц. Лапой махнул и назад в лес подался. Бежит по тропинке – вдруг шишка шлеп прямо ему по макушке. Задрал заяц голову и увидел белку.

7). Развитие связной речи.

        Рассмотри ее. А теперь попробуй составить предложение, используя слова

Белка – дупло, белка – шишка, белка – шишка – дупло.

        Обратился заяц к белке:

- Эй, ты, что со скуки шишками бросаешься?

- Какое там со скуки. Едва успеваю вертеться: грибов насуши, орехов натаскай. Мне скучать некогда.

Решил заяц на дерево полезть – интересной жизни поискать. А белка рассмеялась.

- Смешной ты, интерес надо в себе искать! Тогда нигде скучать не будешь.- сказала белка и поскакала по своим делам.

8). Развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики.

        Заяц насупился:

- Ишь выдумала смешной я ей!

Изобрази мимикой, как нахмурился заяц.

Тут из норки ежик вылез:

- Что ты там бурчишь заяц?

Заяц обиженно ответил:

- Белка насмехается, говорит интерес надо в себе искать. А где же он прячется в ушах или на хвосте?

VII. Итог занятия.

        А ты как думаешь, где прячется интерес?

А ежик ответил зайцу:

-В руках, да в голове!

Как ты это понимаешь?

Если руки, да голова делом заняты, то и скучать некогда.

Сказка подошла к концу, волшебная сила наша иссякла и мы снова в обычном мире. Но прежде чем попрощаемся, я хочу пожелать, чтобы ты всегда была занята интересным, полезным делом и никогда не скучала.

Индивидуальное логопедическое занятие по теме: « Звук «Р» ».

                                                Составила учитель-логопед Мельникова Е.Н.

        Этап: Автоматизация звука в словах.

        Цели:

  • Закреплять правильное произношение звука «р» в словах.
  • Развивать фонематический слух, навыки слого-звукового анализа и синтеза, активизировать словарный запас.
  • Развивать подвижность речевого аппарата, речевое дыхание; формировать умение ориентироваться в направлениях  пространства, соотносить предметы по форме.
  • Формировать мотивацию деятельности, навыки целенаправленной деятельности через эмоциональное восприятие сказки.

Наглядность оформлена в виде книги форматом А-3, иллюстрации соответствуют содержанию сказки; предметные картинки / ежик, кошка, корка, маска, марка, банан, баран/, разрезанное на части изображение бабочки; фишки желтого цвета, фишки с изображением белки;  часы, показывающие тему занятия; лабиринт из картинок, содержащих звук «р».

                        

                                        Ход занятия:

I.Организационный момент. Посмотри на себя в зеркало, улыбнись и скажи сам себе: «У меня все получится».

II. Массаж биологически активных зон.

        Выполняются движения, соответствующие строчкам стихотворения.

Руки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим мы обогреваем.

Грабельки сгребают все плохие мысли,      /раздвинутые пальцы рук растирают лоб от                                                                 середины к вискам/

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А теперь погладим пальцами мы щечки.

Щечки разминаем, чтобы надувались.

Губки пожуем мы, чтобы улыбались.

По «ступенькам» быстро мы вот так шагаем,     / артикуляционное  упр. «Ступеньки» и далее                                                                 артикул. гимнастика по тексту/.

Громко в «барабаны» мы вот так играем.

С «чашечки» подуем, челку поднимаем,

А потом от носа мы к губам «стекаем».           /носогубные складки массируем движениями по                                                                 спирали/.

III. Сообщение темы занятия. 

        

        Сегодня мы продолжаем работать со звуком «р». Посмотри на наши часы, о чем они говорят?/ Стрелка часов показывает на тему:  слово + предложение. Ребенок сам формулирует тему занятия/.

IV.Характеристика звука, уточнение правильной артикуляции.

        Мы учимся слышать звук «р». Какой он?

        Учимся говорить «р». Как работают органы речи?

V. Работа по теме.

  1. Вхождение в сказку.

Сегодня мы с тобой поиграем в сказку. Эта ракушка поднялась с морского дна специально, чтобы подарить нам волшебную силу для погружения в сказку. Ракушку приложи к уху и тихо слушай, а другую руку положи на живот, сделаем вдох – животик надулся, выдох – сдулся, вдох – выдох. /Расслабление с фиксацией внимания на дыхании, отработка правильного диафрагмального дыхания. Упражнение сопровождается мелодией «шум моря»./ Чувствуешь, как тело наполняется шумом моря и сказочной силой.

  1. Фонетическая разминка. 

Жил-был в лесу ежик. Он только с виду был колючим, а в душе мягкий и добрый. Он очень любил собирать росу с цветков.

А мы с тобой, если найдем все росинки от самой маленькой до самой большой по порядку – прочтем скороговорку. / «Как на горке, горке стоят Егорки». Работа со скороговоркой./

  1. Развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов.

Собирал ежик капельки росы, и было у него одно желание: море увидеть. «Неспокойно мне», - говорил он васильку - «Вот здесь в груди мутит, к морю хочется».

Упражнение «Печаль ежика»: круговыми движениями открытой ладони мягко гладить себя по груди, успокаивать. Лицо печальное, глаза грустные, уголки губ опущены.

  1. Развитие слогового анализа и синтеза, развитие внимания.

Василек никогда не видел моря и поэтому отвечал: «Зря ты печалишься, ежик. Посмотри, какой я красивый и как замечательно у нас в лесу».

Полюбуемся и мы красотой леса и поиграем в игру «путаница»: на облачке написаны «запутанные» слова, «распутай» их и найди данный предмет на общей лесной картинке.

Маш-ро-ка /цветок/, жик-ры /гриб/, мор-му-хо /гриб/, ни-брус-ка /ягода/, со-ка-ро /птица/.

5.Закрепление навыка ориентироваться в направлениях пространства, определять наличие звука в слове.

Лес был действительно красивым, но ежик с каждым днем печалился все больше и больше. И однажды ранним утром ежик вышел из своего домика и пошел к морю. Сначала он шел лесом, и тропа петляла, причудливо изгибаясь и поворачивая то в одну сторону, то в другую. Настроение у ежика было радостное и бодрое.

Упражнение «Лабиринт»: пойдем вслед за ежиком вот по этой карте. Шагать мы можем только по квадратам, где изображены предметы, в названиях которых есть звук «р», называя при этом направление в котором двигаемся. Начнем со слова «топор» - закрывай его фишкой. Двигайся по полю. Среди закрытых фишками картинок назови те, к которым подойдет слово «моя», обозначьте фишками «белка».

6.Развитие навыков звукового анализа.

Но вот лес кончился, и путь ежику преградила река. «Эй!»,- крикнул ежик. «Кря – кря! Ты чего кричишь?» - спросила, подлетев, утка. «Переправиться надо», - ответил ежик. «А ты поиграй со мной», - сказала утка. И ежик согласился.

Посмотри на картинку. Что на ней изображено? – Банан.

Замени средний звук этого слова на «р». Какое слово получится? / После ответа показывается картинка  баран/. Банан – баран, кошка – корка, маска – марка.

7. Развитие умения концентрироваться на слуховых образах.

Переправила утка ежика на другой берег, и зашагал он дальше. Долго шел ежик, пришел на большой луг и заслушался.

Закрой глаза и тоже прислушайся. На фоне музыки звучат слова: Вокруг трещали кузнечики, звенели крылышками стрекозы, шуршали на ветру травинки, а с цветка на цветок перелетали красивые бабочки. Открой глазки.

8. Развитие конструктивного мышления, активизация словаря.

Я предлагаю тебе тоже собрать бабочку. Она должна разместиться в этом квадрате. Форма части квадрата и картинки должны соответствовать.

квадрат

Части картинки нужно наложить на квадрат.

В

Вспомни какого цвета были части квадрата. Что может быть красного цвета? /ребенок составляет словосочетания/ Что может быть черного цвета? Серого?

9. Формирование целостности зрительного восприятия.

Долго ли шел ежик, коротко ли, но вышел он, наконец, к морю. «Здравствуй, море», - сказал ежик. «Здравствуй, ежик», - ответило море. Накатила волна,ударила в берег и зашуршала по камешкам, отступая.

А на песке остались едва заметные слова. Попробуй прочитать их.

скороговорка

Ежик смотрел на море и вдруг спросил: «Я на тебя похож?» «Очень». – сказало море. И снова ударило волной о берег.

Целый день ежик играл с морем ,а вечером, засыпая на песке под скалой, ему казалось, что он тоже – маленькое море на четырех лапках. Он что-то бормотал себе под нос, подымал и опускал иголки.

VI.Заключение. 

Через все препятствия ежик шел к своей мечте. И вот, мечта ежика сбылась, сказка закончилась, волшебная сила наша растратилась, и мы снова оказались в обычном мире. Прежде чем мы расстанемся, мне бы хотелось, чтобы ты подумал, какая мечта есть у тебя. И на следующем занятии, если ты захочешь рассказать о ней, то я охотно тебя  послушаю. Спасибо за занятие. Удачного тебе дня!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения на формирование лексико-грамматического строя речи.

Упражнения на формирование лексико-грамматического строя речи....

Автоматизация звука"Р"через формирование лексико -грамматических категорий

Предлагается подборка заданий на формирование лексико-грамматических категорий, направленных на автоматизацию звука "Р" в словах, предложениях, связной речи....

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий .

Слова-действия                         Конспект логопедического занятия по теме ...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Фрукты»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР                      ...

Конспеты занятий в лагере дневного пребывания детей "Формирование лексико-грамматических представлений и развитие связной речи у детей – инофонов"

Конспеты занятий в лагере дневного пребывания детей "Формирование  лексико-грамматических  представлений   и развитие связной речи у детей – инофонов"...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»....

Речевая игра для формирования лексико-грамматического строя речи у обучающихся с СНР (системным недоразвитием речи).

Цель игры:Закрепить навык обучающихся правильного употребления местоимений “он, она, они, оно”;Закрепить и сформировать навык обучающихся дифференцировать существительные по категории рода...