Методическая разработка учителя-логопеда по формированию словаря прилагательных у младших школьников с задержкой психического развития.
методическая разработка по логопедии

Котрова Екатерина Александровна

Методическая разработка учителя-логопеда

по формированию словаря прилагательных

у младших школьников с задержкой психического развития.

 

     Под понятием «задержка психического развития (ЗПР)» понимают – темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоциональноволевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционноразвивающем обучении и медицинском сопровождении.

     Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся с п е ц и ф и ч е с к и м и т р у д н о с т я м и в о б у ч е н и и.

     Характеристика детей с задержкой психического развития (ЗПР)

     Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

     Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития (ЗПР) должно сочетаться с наглядной опорой.

     Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Любые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание.

     Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и дефицита внимания.

     Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

     У детей с задержкой психического развития более сохранно нагляднодейственное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

     Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

     Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюдением игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

     Пояснительная записка.

     Данная методика разработана для учителей-логопедов начальной школы. Здесь представлены группы упражнений и игр, направленных на формирование атрибутивного словаря младших школьников с задержкой психического развития.

Речь открывает ребенку доступ ко всем достижениям человеческой культуры. Исключительное значение речи в психическом становлении ребенка делает важным знание условий и факторов, способствующих ее развитию на разных этапах… Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций. Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и лексико- грамматического строя речи.

На ранних этапах овладении языком ведущая роль принадлежит лексическому уровню, а в дальнейшем на первый план выступает словообразовательный уровень.

Таким образом, овладение словообразованием осуществляется на oснове мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предпочитает достаточно широкий уровень интеллектуального и речевого развития. Словарь ученика может рассматриваться в качестве национального языка. Таким образом, по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений и памяти) расширения контактов с окружающим, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах. По мере развития речи ребенка языковая система расширяется, усложняется на основе усвоения все большего количества правил, закономерностей языка, что в полной мере относится и к формированию лексической и словообразовательной систем.

 

Методы логопедической работы по развитию лексики

у младших школьников с задержкой психического развития.

При проведении логопедической работы по развитию словаря прилагательных необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у младших школьников с речевой патологией.

Трудности, выявленные в ходе изучения словаря прилагательных у детей с задержкой психического развития объясняются их поздним усвоением в онтогенезе. Полученные данные сопоставляются с мнением исследователей о преимущественной несформированности антонимии, синонимии у школьников с задержкой психического развития.

С учетом этих факторов формирование словаря прилагательных проводится по следующим направлениям:

- расширение объема словаря прилагательных параллельно с расширением представлений об окружающей действительности (цвете, величине, форме, признаках высоты, толщины) на основе умения сравнивать предметы по различным признакам; формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти и др.);

Последовательность логопедической работы по обогащению словаря прилагательных должна учитывать частотный словарь детей младшего школьного возраста, а также выявленные особенности словаря прилагательных школьников с задержкой психического развития.

- уточнение значений слов;

- формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);

- организация семантических полей, лексической системы;

Развитие лексической системности осуществляется на основе усвоения структуры значения слова, овладения парадигматическими связями слов.

На начальном этапе работ проводится группировка, объединение слов по семантическим признакам. В дальнейшем осуществляется дифференциация слов внутри семантического поля         выделение ядра, периферии установление парадигматических связей на основе противопоставлений и аналогии.        

- активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

В каждом направлении формирования словаря прилагательных определяются основные задачи, содержание, методы.

При разработке данной методики по развитию словаря прилагательных были использованы некоторые приемы и методы, описанные Л.С. Выготским, Е.Ф.Соботович, А.М. Шахнаровичем и др. Предлагаемые задания могут варьироваться в зависимости от этапа работы, общелогопедических задач, программы детского сада, контингента и возраста детей.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания. Рассмотрим несколько наиболее эффективных упражнении:

 

Методическая разработка по формированию словаря прилагательных у младших школьников с задержкой психического развития

У младших школьников с задержкой психического развития недостаточно сформирован словарь прилагательных. Однако не все компоненты словаря прилагательных нарушены равномерно. Так, наименее сформированными являются функции группировки слов, синонимии, антонимии. Наиболее сформированным является пассивный словарь.

В связи с этим, при разработке методических рекомендаций мы учитывали неравномерность трудностей в овладении словарём прилагательных и построили направления работы с учетом уровня сформированности данной функции (от наименее сформированной функции – к более сохранной).

Логопедическое воздействие по развитию словаря прилагательных у младших школьников может осуществляться по следующим направлениям:

1. Развитие словаря обобщающих слов;

2. Обогащение словаря синонимов;

3. Обогащение словаря антонимов;

4. Развитие активного словаря прилагательных;

5. Развитие пассивного словаря прилагательных.

I направление. Развитие пассивного словаря прилагательных;

Задачи:        

- Обогащение пассивного словаря прилагательных;

- Развитие словесно-логического мышления;

- Развитие слухового внимания и памяти

 Примерные виды заданий:

1. Отгадывание по картинкам загадок – описаний.

Содержание: предлагается несколько картинок с животными, из которых требуется выбрать подходящую.

Например:

Я большой, грозный, с длинной гривой (лев)

Я пятнистый, высокий, с тонкой шеей (жираф).

Я рыжая, шустрая, люблю орехи

Я большой, серый с длинным хоботом (слон)

Я серенький, маленький с длинным хвостиком (мышонок)

Я с длинной шеей, горбатый и тонкими ногами (верблюд)

Я рыжая, хитрая, с пушистым хвостом (лиса)

2.Отгадывание названия предмета по описанию его дифференциальных признаков.

Содержание: предлагается выбрать предмет по его описанию.

Например:

Это овощ. Длинный, зеленый, хрустящий (Огурец)

Это овощ. Красный, круглый, вкусный. Что это? (Помидор)

Это овощ. Оранжевая, длинная, хрустящая (Морковь)

II направление логопедической работы.

Активизация и обогащение словаря прилагательных

Задачи:

- Актуализация и обогащение словаря прилагательных;

Примерные виды заданий:

1. «Назови лишнее слово».

Содержание: детям предлагается выбрать из ряда слов лишнее и объяснить почему.

Крепкий, надежный, далекий, прочный;

Смелый, звонкий, храбрый, отважный;

Ломкий, долгий, хрупкий, слабый;

Глубокий, печальный, грустный, унылый.

Старый, дряхлый, изношенный, маленький, ветхий

2. Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного.

Ответы на вопросы «какой», «какая?», «какие?», «какое?»

Содержание: Логопед называет слово, обозначающее предмет. Дети должны подобрать к нему как можно больше слов, отвечающих на данные вопросы.

Например: Цветок (какой он?) – синий, голубой, васильковый, нежный, красивый, изящный, полевой.

3. Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой», «какая?», «какие?», «какое?»

Содержание: Дети должны подобрать как можно больше слов, отвечающих на данные вопросы.

Идет (какой?) дождик

Дождик – весенний, теплый, колкий, мокрый, долгий, грибной.

III направление. Обогащение словаря антонимов.

а) развитие пассивного словаря антонимов

Задачи:

- Развитие антонимии

- Развитие словесно-логического мышления;

- Развитие слухового внимания и памяти

Примерные задания:

1.Выбрать из трех слов два слова – «неприятеля»

Содержание: Предлагаются картинки, из которых надо выбрать слова - «неприятели»

Большой, низкий, маленький

Длинный, большой, короткий

Радость, грусть, смех

Брать, поднимать, опускать

Большой, высокий, низкий

День, сутки, ночь

б) Активизация и закрепление словаря антонимов

Задачи:

 - Актуализация антонимов

- Развитие связной речи

- Развитие слухового внимания и памяти

Примерные виды заданий:

1. Игра «Я начну, а ты закончи предложение».

Содержание: Предлагаются предложения, которые надо продолжить словом - «неприятелем»

Камень тяжелый, а пушинка…

Летом тепло, а зимой…

Белка скачет быстро, а улитка ползает…

Сметана густая, а молоко…

Днем светло, а ночью…

Фея добрая, а ведьма…

Слон большой, а комар…

Сахар сладкий, а горчица…

Лев храбрый, а заяц…

Дерево высокое, а куст…

Ручеек узкий, а река…

Сегодня мне весело, а вчера было…

2. Игра «Сравни!».

        По вкусу: лимон и конфету.

        По цвету: снег и сажу.

        По высоте: дерево и куст.

        По толщине: канат и нитку.

        По ширине: реку и ручеек.

        По возрасту: ребенка и старика.

        По весу: камень и пушинку.

        По размеру: слон и мышь.

3. Игра с мячом «Скажи наоборот».

 К данным словам придумать слова - «неприятели».

Большой

новый

молодой-

высокий

острый -

веселый

кислый

сухой

добрый

смелый

здоровый

чистый

IV Направление. Обогащение словаря синонимов

Задачи:

- Развитие синонимии

- Развитие словесно-логического мышления;

- Развитие слухового внимания и памяти

а) развитие пассивного словаря синоним

Примерные виды заданий:

1. Выбрать из трех слов два слова - «приятеля».

Крепкий, веселый, прочный;

Слабый, неловкий, неуклюжий;

Большой, огромный, красивый;

Храбрый, звонкий, смелый;

Глубокий, печальный, грустный.

б) Развитие активного словаря синоним

- Развитие антонимии

- Развитие словесно-логического мышления;

- Развитие слухового внимания и памяти

- Развитие связной речи

Примерные виды заданий:

1. Игра «Придумай предложение».

Придумать предложение с каждым из слов – «приятелей».

Большой – громадный – огромный;

быстрый – скорый – стремительный;

неловкий – неуклюжий – нескладный;

ненастный – пасмурный – радостный.

2. Добавить одно общее слово к двум словам

Мяч, яблоко – какие?

Желтый, кислый – что?

Сахар, мед – какие?

Снег, лед – какие?

Вода, молоко – какие?

Активация и закрепление словаря синонимов

Задачи:

- Актуализация синонимов

- Развитие синонимии

- Развитие слухового внимания и памяти

Игра «Как сказать?»

Как сказать о плохой погоде? (пасмурная, облачная, дождливая, холодная)

1. Игра с мячом «Расскажи про зайчика».

На доске картинка «Заяц». Логопед дает задание детям придумать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер». Затем логопед бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, говорит слово, отвечающее на вопрос: «Какой заяц?», и бросает мяч обратно логопеду. Если слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее дойдет к условной линии. В процессе игры логопед изменяет вопросы:

«Какой заяц?» (серый, белый, пугливый, длинноухий).

«Какая шубка у зайца?» (летом серая, зимой белая, пушистая, гладкая, мягкая).

«Какое у зайца может быть настроение?» (веселое, грустное, плохое, хорошее).

«Какие зайчата у зайца?» (быстрые, шустрые, веселые, маленькие, длинноухие).

V направление. Уточнение связи прилагательных с существительными.

1. Игра «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».

Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».

Взошло (какое?) солнце…

Подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?» (Солнце – яркое, большое, летнее, весеннее, зимнее, блестящее, красное, багровое, веселое, улыбающееся, радостное).

2. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?», по теме «Весна» (ранняя, поздняя); зима; осень; лето

Солнце (какое?)… дождь, земля, небо, ветер, трава, облака, листья, день, сосулька, ручей, снег, воздух, погода, трава, ночь…

Каждое направление осуществляется в два этапа, сначала обогащается пассивный словарь детей, затем идет активизация и закрепление лексикона.

В методических рекомендациях мы использовали игры и упражнения, разработанные Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Захарова, Т.Б. Филичевой, Коноваленко, Новоторцевой, Краузе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uchitelya-logopeda_ns.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка учителя-логопеда

по формированию словаря прилагательных

у младших школьников с задержкой психического развития.

     Под понятием «задержка психического развития (ЗПР)» понимают – темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоциональноволевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционноразвивающем обучении и медицинском сопровождении.

     Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся с п е ц и ф и ч е с к и м и т р у д н о с т я м и в о б у ч е н и и.

     Характеристика детей с задержкой психического развития (ЗПР)

     Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

     Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития (ЗПР) должно сочетаться с наглядной опорой.

     Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Любые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание.

     Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и дефицита внимания.

     Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

     У детей с задержкой психического развития более сохранно нагляднодейственное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

     Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

     Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюдением игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

     Пояснительная записка.

     Данная методика разработана для учителей-логопедов начальной школы. Здесь представлены группы упражнений и игр, направленных на формирование атрибутивного словаря младших школьников с задержкой психического развития.

Речь открывает ребенку доступ ко всем достижениям человеческой культуры. Исключительное значение речи в психическом становлении ребенка делает важным знание условий и факторов, способствующих ее развитию на разных этапах… Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций. Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и лексико- грамматического строя речи.

На ранних этапах овладении языком ведущая роль принадлежит лексическому уровню, а в дальнейшем на первый план выступает словообразовательный уровень.

Таким образом, овладение словообразованием осуществляется на oснове мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предпочитает достаточно широкий уровень интеллектуального и речевого развития. Словарь ученика может рассматриваться в качестве национального языка. Таким образом, по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений и памяти) расширения контактов с окружающим, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах. По мере развития речи ребенка языковая система расширяется, усложняется на основе усвоения все большего количества правил, закономерностей языка, что в полной мере относится и к формированию лексической и словообразовательной систем.

Методы логопедической работы по развитию лексики

у младших школьников с задержкой психического развития.

При проведении логопедической работы по развитию словаря прилагательных необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у младших школьников с речевой патологией.

Трудности, выявленные в ходе изучения словаря прилагательных у детей с задержкой психического развития объясняются их поздним усвоением в онтогенезе. Полученные данные сопоставляются с мнением исследователей о преимущественной несформированности антонимии, синонимии у школьников с задержкой психического развития.

С учетом этих факторов формирование словаря прилагательных проводится по следующим направлениям:

- расширение объема словаря прилагательных параллельно с расширением представлений об окружающей действительности (цвете, величине, форме, признаках высоты, толщины) на основе умения сравнивать предметы по различным признакам; формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти и др.);

Последовательность логопедической работы по обогащению словаря прилагательных должна учитывать частотный словарь детей младшего школьного возраста, а также выявленные особенности словаря прилагательных школьников с задержкой психического развития.

- уточнение значений слов;

- формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);

- организация семантических полей, лексической системы;

Развитие лексической системности осуществляется на основе усвоения структуры значения слова, овладения парадигматическими связями слов.

На начальном этапе работ проводится группировка, объединение слов по семантическим признакам. В дальнейшем осуществляется дифференциация слов внутри семантического поля         выделение ядра, периферии установление парадигматических связей на основе противопоставлений и аналогии.        

- активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

В каждом направлении формирования словаря прилагательных определяются основные задачи, содержание, методы.

При разработке данной методики по развитию словаря прилагательных были использованы некоторые приемы и методы, описанные Л.С. Выготским, Е.Ф.Соботович, А.М. Шахнаровичем и др. Предлагаемые задания могут варьироваться в зависимости от этапа работы, общелогопедических задач, программы детского сада, контингента и возраста детей.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания. Рассмотрим несколько наиболее эффективных упражнении:

Методическая разработка по формированию словаря прилагательных у младших школьников с задержкой психического развития

У младших школьников с задержкой психического развития недостаточно сформирован словарь прилагательных. Однако не все компоненты словаря прилагательных нарушены равномерно. Так, наименее сформированными являются функции группировки слов, синонимии, антонимии. Наиболее сформированным является пассивный словарь.

В связи с этим, при разработке методических рекомендаций мы учитывали неравномерность трудностей в овладении словарём прилагательных и построили направления работы с учетом уровня сформированности данной функции (от наименее сформированной функции – к более сохранной).

Логопедическое воздействие по развитию словаря прилагательных у младших школьников может осуществляться по следующим направлениям:

1. Развитие словаря обобщающих слов;

2. Обогащение словаря синонимов;

3. Обогащение словаря антонимов;

4. Развитие активного словаря прилагательных;

5. Развитие пассивного словаря прилагательных.

I направление. Развитие пассивного словаря прилагательных;

Задачи:        

- Обогащение пассивного словаря прилагательных;

- Развитие словесно-логического мышления;

- Развитие слухового внимания и памяти

 Примерные виды заданий:

1. Отгадывание по картинкам загадок – описаний.

Содержание: предлагается несколько картинок с животными, из которых требуется выбрать подходящую.

Например:

Я большой, грозный, с длинной гривой (лев)

Я пятнистый, высокий, с тонкой шеей (жираф).

Я рыжая, шустрая, люблю орехи

Я большой, серый с длинным хоботом (слон)

Я серенький, маленький с длинным хвостиком (мышонок)

Я с длинной шеей, горбатый и тонкими ногами (верблюд)

Я рыжая, хитрая, с пушистым хвостом (лиса)

2.Отгадывание названия предмета по описанию его дифференциальных признаков.

Содержание: предлагается выбрать предмет по его описанию.

Например:

Это овощ. Длинный, зеленый, хрустящий (Огурец)

Это овощ. Красный, круглый, вкусный. Что это? (Помидор)

Это овощ. Оранжевая, длинная, хрустящая (Морковь)

II направление логопедической работы.

Активизация и обогащение словаря прилагательных

Задачи:

- Актуализация и обогащение словаря прилагательных;

Примерные виды заданий:

1. «Назови лишнее слово».

Содержание: детям предлагается выбрать из ряда слов лишнее и объяснить почему.

Крепкий, надежный, далекий, прочный;

Смелый, звонкий, храбрый, отважный;

Ломкий, долгий, хрупкий, слабый;

Глубокий, печальный, грустный, унылый.

Старый, дряхлый, изношенный, маленький, ветхий

2. Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного.

Ответы на вопросы «какой», «какая?», «какие?», «какое?»

Содержание: Логопед называет слово, обозначающее предмет. Дети должны подобрать к нему как можно больше слов, отвечающих на данные вопросы.

Например: Цветок (какой он?) – синий, голубой, васильковый, нежный, красивый, изящный, полевой.

3. Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой», «какая?», «какие?», «какое?»

Содержание: Дети должны подобрать как можно больше слов, отвечающих на данные вопросы.

Идет (какой?) дождик

Дождик – весенний, теплый, колкий, мокрый, долгий, грибной.

III направление. Обогащение словаря антонимов.

а) развитие пассивного словаря антонимов

Задачи:

- Развитие антонимии

- Развитие словесно-логического мышления;

- Развитие слухового внимания и памяти

Примерные задания:

1.Выбрать из трех слов два слова – «неприятеля»

Содержание: Предлагаются картинки, из которых надо выбрать слова - «неприятели»

Большой, низкий, маленький

Длинный, большой, короткий

Радость, грусть, смех

Брать, поднимать, опускать

Большой, высокий, низкий

День, сутки, ночь

б) Активизация и закрепление словаря антонимов

Задачи:

 - Актуализация антонимов

- Развитие связной речи

- Развитие слухового внимания и памяти

Примерные виды заданий:

1. Игра «Я начну, а ты закончи предложение».

Содержание: Предлагаются предложения, которые надо продолжить словом - «неприятелем»

Камень тяжелый, а пушинка…

Летом тепло, а зимой…

Белка скачет быстро, а улитка ползает…

Сметана густая, а молоко…

Днем светло, а ночью…

Фея добрая, а ведьма…

Слон большой, а комар…

Сахар сладкий, а горчица…

Лев храбрый, а заяц…

Дерево высокое, а куст…

Ручеек узкий, а река…

Сегодня мне весело, а вчера было…

2. Игра «Сравни!».

        По вкусу: лимон и конфету.

        По цвету: снег и сажу.

        По высоте: дерево и куст.

        По толщине: канат и нитку.

        По ширине: реку и ручеек.

        По возрасту: ребенка и старика.

        По весу: камень и пушинку.

        По размеру: слон и мышь.

3. Игра с мячом «Скажи наоборот».

 К данным словам придумать слова - «неприятели».

Большой

новый

молодой-

высокий

острый -

веселый

кислый

сухой

добрый

смелый

здоровый

чистый

IV Направление. Обогащение словаря синонимов

Задачи:

- Развитие синонимии

- Развитие словесно-логического мышления;

- Развитие слухового внимания и памяти

а) развитие пассивного словаря синоним

Примерные виды заданий:

1. Выбрать из трех слов два слова - «приятеля».

Крепкий, веселый, прочный;

Слабый, неловкий, неуклюжий;

Большой, огромный, красивый;

Храбрый, звонкий, смелый;

Глубокий, печальный, грустный.

б) Развитие активного словаря синоним

- Развитие антонимии

- Развитие словесно-логического мышления;

- Развитие слухового внимания и памяти

- Развитие связной речи

Примерные виды заданий:

1. Игра «Придумай предложение».

Придумать предложение с каждым из слов – «приятелей».

Большой – громадный – огромный;

быстрый – скорый – стремительный;

неловкий – неуклюжий – нескладный;

ненастный – пасмурный – радостный.

2. Добавить одно общее слово к двум словам

Мяч, яблоко – какие?

Желтый, кислый – что?

Сахар, мед – какие?

Снег, лед – какие?

Вода, молоко – какие?

Активация и закрепление словаря синонимов

Задачи:

- Актуализация синонимов

- Развитие синонимии

- Развитие слухового внимания и памяти

Игра «Как сказать?»

Как сказать о плохой погоде? (пасмурная, облачная, дождливая, холодная)

1. Игра с мячом «Расскажи про зайчика».

На доске картинка «Заяц». Логопед дает задание детям придумать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер». Затем логопед бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, говорит слово, отвечающее на вопрос: «Какой заяц?», и бросает мяч обратно логопеду. Если слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее дойдет к условной линии. В процессе игры логопед изменяет вопросы:

«Какой заяц?» (серый, белый, пугливый, длинноухий).

«Какая шубка у зайца?» (летом серая, зимой белая, пушистая, гладкая, мягкая).

«Какое у зайца может быть настроение?» (веселое, грустное, плохое, хорошее).

«Какие зайчата у зайца?» (быстрые, шустрые, веселые, маленькие, длинноухие).

V направление. Уточнение связи прилагательных с существительными.

1. Игра «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».

Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».

Взошло (какое?) солнце…

Подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?» (Солнце – яркое, большое, летнее, весеннее, зимнее, блестящее, красное, багровое, веселое, улыбающееся, радостное).

2. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?», по теме «Весна» (ранняя, поздняя); зима; осень; лето

Солнце (какое?)… дождь, земля, небо, ветер, трава, облака, листья, день, сосулька, ручей, снег, воздух, погода, трава, ночь…

Каждое направление осуществляется в два этапа, сначала обогащается пассивный словарь детей, затем идет активизация и закрепление лексикона.

В методических рекомендациях мы использовали игры и упражнения, разработанные Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Захарова, Т.Б. Филичевой, Коноваленко, Новоторцевой, Краузе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение словаря на логопедических занятиях у младших школьников с задержкой психического развития.

Речь человека - это показатель его интеллекта и культуры. Чем речь точнее , образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества. Речь детей с З...

Формирование связной речи у младших школьников с задержкой психического развития.

Дети в наше время стали очень мало читать, тем самым не происходит как такового развития речи и словарный запас их становится очень бедным и пассивным. В статье предложены методы  и  формы р...

Статья: "Направление работы по формированию экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития"

Статья представлена в сборнике: Materialy VIII Miedzynarodowej nauKowy-praktycznej konferencjl, Wyksztalcenie I nauka bezgranic, Volume 22 Pedagogiczne nauki, Przemysl, 07-15 grudnia 2012 roku...

Статья: "Формирование экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития"

Статья представлена в сборнике: Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: позиция молодых, Челябинск, 2012....

Выступление на "Ярмарке идей в секции работа с отстающими по теме: "Формирование познавательных УУД у младших школьников с задержкой психического развития"

Выступление на "Ярмарке идей  в секции работа с отстающими по теме: "Формирование познавательных УУД у младших школьников с задержкой психического развития"...

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий в 1 классе по формированию познавательных УУД у младших школьников с задержкой психического развития

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий в 1 классе по формированию познавательных УУД у младших школьников с задержкой психического развития...

"Формирование учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития"

Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из ...