Речевая карта обследования для учащихся младших классов начальной школы с нарушениями чтения и письма.
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Аверьянова Инга Вагинаковна
        Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространенными разновидностями речевых проблем у младших школьников. 
     Нарушения письма оказывают влияние на весь процесс обучения и на речевое развитие детей. Основная задача школьного логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, что осложняет учебно-познавательную деятельность учащихся. 
Чтобы вовремя выявлять эти нарушения,  необходимы диагностические исследования (в начале учебного года, в течение - «срезовая» диагностика, и в конце года) и регулярные мониторинги учащихся младшего школьного возраста.
Основным диагностическим документом логопеда является речевая карта.
Данная речевая карта разработана для мониторинга речевого развития детей в условиях обучения и воспитания обучающихся в образовательной организации для детей с ОВЗ.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевая карта обследования для учащихся младших классов начальной школы с нарушениями чтения и письма.    

                                     

 1.Ф.И. ребёнка ________________________________________________________________

 2.Дата рождения______________________________  Полных лет ___________________

 3.Адрес _____________________________________________________________________

 4.ФИО родителей, законных представителей ______________________________________

_____________________________________________________________________________

 5.Телефон родителей, эл. адрес __________________________________________________

 6. Школа__________________________________________ класс ___________________

 7. Посещал ли детский сад, № __________________________________________________

 8. Занимался ли ранее с логопедом _______________________________________________

 9. Жалобы родителей ________________________________________________________

 10. Родной язык ________________________________ наличие билингвизма ___________

 11. Успеваемость по русскому языку ___________________ чтению __________________

 12. Мотивация, отношение к занятиям ___________________________________________

 __________________________________________________________________________

 13. Состояние биологического слуха ______________________________________________________

  Состояние зрения ________________________________________________________  
14.  Состояние общей и мелкой моторики _________________________________________

 _____________________________________________________________________________

 15. Состояние артикуляторной моторики _________________________________________

 _____________________________________________________________________________

 _____________________________________________________________________________

 16. Особенности речевого дыхания ______________________________________________

 _____________________________________________________________________________

  Особенности голоса ___________________________________________________________

 _____________________________________________________________________________

 17. Общая характеристика речи _________________________________________________

 _____________________________________________________________________________

   Импрессивная речь ___________________________________________________________

 _____________________________________________________________________________

   Экспрессивная речь __________________________________________________________

 _____________________________________________________________________________

 18. Состояние звукопроизношения _______________________________________________

  Сонорные звуки (Р, Л) _________________________________________________________

  Шипящие____________________________________________________________________

  Свистящие___________________________________________________________________

  Прочие ___________________________________________________________________

 19. Состояние фонематического слуха ____________________________________________

 _____________________________________________________________________________

 20. Звукослоговое воспроизведение ______________________________________________

 21. Состояние функций фонематического анализа, синтеза, восприятия, представлений

 __________________________________________________________________________

 __________________________________________________________________________

 __________________________________________________________________________

  1. Состояние лексико-грамматического строя речи ________________________________

 Словарный запас ______________________________________________________________

 Словообразование _____________________________________________________________

 Словоизменение_______________________________________________________________

 Согласование слов_____________________________________________________________

  1.  Состояние связной речи (развернутость высказывания, логичность, последовательность изложения и т.д.) ________________________________________

 _____________________________________________________________________________

 _____________________________________________________________________________

  Рассказ, пересказ (краткий, подробный, с помощью)________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1.  Чтение ___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Способ _______________________________________________________________________

Темп ________________________________________________________________________     

Ошибки _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Понимание прочитанного: ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Письмо __________________________________________________________________

Почерк_______________________________________________________________________Темп _________________________________________________________________________

Леворукость  __________________________________________________________________

Списывание букв и слогов _____________________________________________________

___________________________________________________________________________

Списывание слов и предложений ________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Списывание отдельных текстов __________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Диктант словарных слов ________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Изложение____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Сочинение ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Диктант _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Логопедические ошибки _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Орфографические ошибки ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Логопедическое заключение __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Диагнозы:____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

         Рекомендации ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Приложение 1.

Результаты устранения нарушений ____________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Дата зачисления _______________________________________________________________

Дата выпуска _______________________________________________________________  

                     

Учитель-логопед ____________________________________________________________

     

Подпись: _______________

 

        

        Приложение 1.

                                     

                                                                                Динамика в коррекции нарушений письма.

Кол-во ошибок

20   -  20

1 класс

20       -   20

2 класс

20     -  20

3 класс

       20      -   20

4 класс

письмо

промеж.

итог

«0»

промеж.

итог

«0»

промеж.

итог

«0»

промеж.

итог

Специф.

ошибки

Орфогр.

ошибки



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к речевой карте.

Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.

Нарушения письма оказывают влияние на весь процесс обучения и речевое развитие детей. Основная задача школьного логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, что осложняет учебно-познавательную деятельность учащихся.

Чтобы вовремя выявлять эти нарушения,  необходимы диагностические исследования (в начале учебного года, в течение - «срезовая» диагностика, и в конце года) и регулярные мониторинги учащихся младшего школьного возраста.

Основным диагностическим документом логопеда является речевая карта.

Речевая карта разработана для мониторинга речевого развития детей в условиях обучения и воспитания обучающихся в образовательной организации для детей с ОВЗ.

Этот документ ведётся на протяжении всех лет обучения. Комплексное обследование проводит учитель-логопед на индивидуальных занятиях, продолжительность которых составляет 20 минут. Обследование проводится в течение первых двух недель сентября. Вновь прибывшие ученики обследуются через две недели, так как проходят адаптационный период. Все данные обследования записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования.

Речевая карта является обязательным отчетным документом логопеда независимо от его места работы. В ней представляются выводы о состоянии той или иной стороны речи. По результатам обследования учитель-логопед разрабатывает программу по коррекции устной и письменной речи обучающихся.

Речевая карта содержит необходимые сведения о ребенке: анкетные данные, где прописываются фамилия, имя, отчество ученика, дата рождения, возраст, адрес места жительства, данные о родителях (законных представителях), контактные данные; посещал ли ранее дошкольное учреждение и логопедические консультации, жалобы родителей (при наличии таковых), особенности речевого общения (наличие двуязычия), успеваемость и отношение к занятиям, а также наличие диагнозов (по слуху, зрению и другим сопутствующим заболеваниям).

Далее обследование состояния и функций общей и мелкой моторики, артикуляционного аппарата и особенностей речевого дыхания и голоса.

Оценивается и общая характеристика речи: понимание обращенной речи (импрессивная речь), активное устное высказывание (экспрессивная речь).

После этого нужно обследовать состояние общего речевого развития ребёнка: звукопроизношение и фонематический слух, а также словарный запас и уровень сформированности грамматического строя речи.

Также необходимо обследование всех фонематических процессов:  анализа и синтеза, восприятия и представлений.        

Проверяется воспроизведение звукослоговой структуры слова и состояние лексико-грамматического строя речи: словарный запас, навыки словообразования и словоизменения (по родам, падежам и числам) и навыки составления предложения и  согласования слов.

Кроме всего прочего отмечаются показатели связной речи (развёрнутость высказывания, логичность и последовательность) и составление рассказа (как вариант - пересказа): подробный или краткий (требовалась ли в процессе помощь).

           Далее подробно обследуется письменная речь: процессы чтения и письма.

Для обследования состояния чтения у детей используются специально составленные тексты. Здесь необходимо выявить способ чтения, темп и ошибки.

Особое внимание следует обращать на характер специфических ошибок: замены фонем (особенно оппозиционных); пропуски, перестановки и искажения  слогов, замены слов и аграмматизмы. Важно выявить наличие угадывающего чтения. И конечно же, необходимо определить, есть ли понимание прочитанного у ребёнка.

Обследование письма проводится на основании анализа письма:

  • списывание букв и слогов;
  • списывание слов и предложений,
  • списывание отдельных текстов;
  • диктант словарных слов;
  • изложение;
  • сочинение;
  • слуховой диктант.

Далее составляются выводы, которые должны быть оформлены в соответствующее логопедическое заключение; прописываются диагнозы.

Также даются соответствующие рекомендации психолого-педагогической комиссии.

И отмечается дата заполнения речевой карты.

Содержание речевой карты составлено на основании диагностик устной и письменной речи.

Обследование устной речи младших школьников с нарушениями письма.

Задачей этого этапа является дифференциальная диагностика расстройств письма: определение симптоматики, механизмов и вида дисграфии.

 Основой для диагностики устной речи была выбрана методика Фотековой Т. А.      и Ахутиной Т. В. Данная методика разработана для диагностики речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. Она позволяет лучше понять психологические механизмы обнаруженных трудностей. Авторы предлагают стандартизированный метод обследования речи

Данная методика направлена на исследование устной речи и состоит из трёх серий:

 1-ая серия: исследует предпосылки письменной речи. Она включает пробы на звукобуквенный и языковый анализ, требующие определить количество слов в предложении, количество слогов и звуков в слове и т.д.;

2-ая серия: направлена на оценку письма. Первоклассники должны написать под диктовку буквы, свое имя и два слова (стол, ствол). Учащимся 2-3-х классов предлагается небольшой диктант;

3 серия: проверяет навыки чтения.

Цель методики: определить уровень сформированности речевых умений и навыков у детей младшего школьного возраста.

Методика разработана в двух вариантах: полном и сокращенном (экспресс).

Достоинства: удобна для диагностики, удобна для уточнения структуры дефекта и оценки степени выраженности нарушений, удобна для построения индивидуальной коррекционной работы, удобна для комплектования подгрупп для занятий, удобна для отслеживания динамики речевого развития.

За основу обследования письменной  речи использованы методики Р.И. Лалаевой,            Л.В. Бенедиктовой «Дифференциальная диагностика расстройств чтения и письма у школьников. Методы обследования детей» и методики И.Н. Садовниковой.

Обследование школьников осуществляется в два этапа. На первом (предварительном) этапе ставится задача выявления детей, страдающих нарушениями чтения и письма. Для этого логопед анализирует тетради детей,  исследует процесс чтения.

На втором этапе осуществляется специальное обследование детей с нарушениями чтения и письма. Задачей этого этапа является дифференциальная диагностика расстройств чтения и письма: определение симптоматики, механизмов и вида дислексии и дисграфии, а также степени их выраженности.

  Исследование процесса письма происходит на основе различных видов письменных работ детей, в каждом виде которых необходимо определить количество и проанализировать характер дисграфических ошибок. Для этого предлагаются следующие виды письма: списывание с печатного текста,  слуховой диктант, изложение, творческая работа. И это обследование проводится по возрастным группам. В первую группу входят учащиеся вторых классов, во вторую группу – учащиеся третьих классов, в третью группу – ученики четвертых классов. 

Следует отметить, что логопедическое обследование детей с дисграфией и дислексией должно установить степень усвоения навыков звукового анализа, степень усвоения навыков чтения и письма и состояние устной речи в целом, то есть уровень развития фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон языка. Одним из условий развития письменной речи является наличие навыка сознательного анализа и синтеза составляющих её звуков, без чего процессы письма и чтения оказываются невозможными. Таким образом, прежде всего необходимо выявить готовность ребёнка устно производить анализ звукового состава слов.

Все выявленные при обследовании ошибки письма и чтения необходимо тщательно проанализировать, особо выделив из них специфические. На них следует обращать особое внимание.

Затем необходимо сопоставить данные обследования всех компонентов устной речи с ошибками, выявленными при письме и чтении. Это позволит установить, являются ли в каждом конкретном случае дисграфия и дислексия следствием нарушения фонематического восприятия, или же имеет место более серьёзная причина – общее недоразвитие речи.

Необходимо также уметь отделять истинную дисграфию  и дислексию от неправильного письма и чтения, вызванного целым рядом причин, но не обусловленного речевым недоразвитием. К таким причинам можно отнести следующие: недостаточное усвоение школьной программы по русскому языку, педагогическая запущенность, влияние двуязычия. Но в таких случаях даже при наличии большого количества разнообразных ошибок в письме и чтении ребёнка не должно быть специфических ошибок.

Соответственно необходимо отграничивать дисграфические ошибки от недисграфических.

Таким образом, данные методики позволяют оценить состояние устной и письменной речи учащихся, что позволит определить как нарушения письма, так и предпосылки их возникновения.

Своевременное выявление этих нарушений,  точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае, отграничение дисграфических ошибок от ошибок письма иного характера чрезвычайно важно для построения логопедической работы с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект Родительского собрания в четвёртом классе начальной школы по теме «Трудности обучения письму и чтению у школьников 4-го класса».

Всем известно, что обучение чтению и письму является основополагающим для успешного обучения в школе. Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено ...

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР.

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР....

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ОВЗ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ )

МАтериал посвящен вопросам обучения  чтению детей с интеллектуальными нарушениями....

Совместная работа учителя-логопеда и педагога психолога с учащимися младших классов общеобразовательных школ, имеющих речевые нарушения

В последнее время в общеобразовательной школе возрастает количество учеников, имеющих проблемы в становлении процессов письма и чтения. Трудности освоения грамоты, а затем чтения и письма могут быть о...

Дисграфия. Современные научно-теоретические подходы к коррекции нарушений письма у учащихся младших классов общеобразовательной школы.

Данный материал будет интересен логопедам. В работе раскрыты понятия "дисграфия", "дисорфография". Дан обзор методов преодоления нарушений письма. Приведены примеры коррекционно-ло...

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы

В данной статье находятся материалы по повышению грамотности учащихся начальных классов....

Выпускная квалификационная работа студентки ФГБОУ ВО "РГПУ им.А.И.ГЕРЦЕНА" Аверкиной Галины Николаевны по теме: «Нарушения письма и специфика логопедической работы по их коррекции у учащихся младших классов общеобразовательной школы». (2016 год).

ВКР по теме: «Нарушения письма и специфика логопедической работы по их коррекции у учащихся младших классов общеобразовательной школы». В работе широко освещается проблема нарушения устной...