Обмен опытом по реализации проекта по заиканию «Я больше не боюсь говорить!»
методическая разработка по логопедии

Шилова Анастасия Александровна

Заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение. 

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, которые вызывают нервное напряжение и усиливают внешние проявления заикания.

 

В том году, Проводя обследование первоклассников, были выявлены 2 обучающихся с невротическим заиканием.

Был разработан проект «Я больше не боюсь говорить», целью которого было создание условий для полноценного развития речи детей с заиканием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_razrabotka.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

Обмен опытом по реализации проекта по заиканию

«Я больше не боюсь говорить!»

Учитель-логопед Шилова А.А.

МАОУ»СОШ№10»

Заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение. 

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, которые вызывают нервное напряжение и усиливают внешние проявления заикания.

В том году, Проводя обследование первоклассников, были выявлены 2 обучающихся с невротическим заиканием.

Был разработан проект «Я больше не боюсь говорить», целью которого было создание условий для полноценного развития речи детей с заиканием.

Задачами являлись:

1) учить расслаблять общую, лицевую, артикуляторную мускулатуру;

2) сформировать диафрагмальное дыхание, отработать длительный равномерный речевой выдох (на звуках, слогах, во фразе);

3) нормализовать ритм речи с помощью опоры на движения рук;

4) формировать правильное звукопроизношение (при необходимости);

5) совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

6) развивать звуко-слоговой анализ и синтез, обучать чтению.

Для достижения наилучшего результата, необходимостью являлось  проводить индивидуальные занятия. Предполагался  циклический характер, т. е. реализовываться повторно в случае не достижения предполагаемого результата.

Основные этапы логопедической работы по преодолению заикания

Анализ существующих методик преодоления заикания позволил  определить модель проведения логопедической работы по таким направлениям:

1. Создание охраны речевого режима.

2. Регуляция эмоционального и мышечного состояния (снятие мышечного и эмоционального напряжения). Обучение навыкам релаксации, формулам внушения состояния расслабления.

3. Развитие моторных функций. Развитие координации слова и ритмизованного движения.

4. Формирование фонационного (речевого) дыхания.

5. Работа над плавностью речи в различных её формах.

6. Воспитание личности заикающегося ребёнка.

Комплексный метод в преодолении заикания

Теоретически и практически доказано, что полного эффекта коррекции заикания  можно достичь только при условии применения комплексного метода.

- Медицинское воздействие (медикаментозное укрепление нервной системы и различные виды физиотерапии), которое способствует нормализации функций нервной системы и создающее благоприятный фон для психотерапии.

- Психотерапевтическое воздействие, которое поводится на протяжении всей коррекционно-развивающей работы.

Работа проводилась в следующих направлениях:

1. Медицинское воздействие (медикаментозное укрепление нервной системы и различные виды физиотерапии), создающее благоприятный фон для психотерапии, для активной логопедической работы.

2. Логопедические занятия по развитию самостоятельной речи без заикания, которые осуществляются на протяжении длительного, регулярного, систематического курса занятий.

3. Психотерапевтическое воздействие (проводится на протяжении всей логопедической работы). Ребенка постоянно убеждают, что он может и будет говорить красиво и правильно, без заикания; фиксируют его внимание на успехах речи, обязательно в присутствии детей, воспитателей, родителей.

4.Работа педагога (по указаниям логопеда). Воздействие на личность заикающегося ребенка, на его взаимоотношения с окружающими, на его эмоционально-волевую сферу осуществляется на протяжении всего периода коррекционно-воспитательной работы. Педагоги должны воспитывать у детей уверенность в себе, сознание своей полноценности, желание избавиться от речевого дефекта. Большое значение для успешного преодоления заикания имеет также речь окружающих (всего персонала детского сада и в семье ребенка). Дети должны слышать только негромкую, спокойную, внятную, неторопливую речь, чтобы у них был хороший пример для подражания.

5.Работа с родителямиОбязательное проведение бесед об отношении к детям дома; оно должно быть ровным, ласковым, без порицаний. Успехи детей должны поощряться. Необходимо соблюдение общего и речевого режима (по рекомендации логопеда), рациональное питание, обязательный дневной сон, продолжительные прогулки на свежем воздухе, закаливание.

6.Логопедическая ритмика. Состоит из системы разнообразных упражнений и игр с движениями под музыку или в сочетании с речью детей. Такие упражнения и игры способствуют развитию общей и речевой моторики, воспитывают чувство ритма.

7.Физические упражнения для развития координации . (и ритмизации движений, умение управлять собой снимают общую скованность.)

Приемы, которые использовались:

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СИНХРОНИЗАЦИЮ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЯ;

 «СНЕЖОК»Раз, два, три, четыре

Мы с тобой снежок лепили

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий,

Раз - подбросим,

 Два - поймаем,

Три - уроним,

И…сломаем,

Загибают пальчики, начиная с большого  «Лепят», меняя положение ладоней

Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую

Грозят пальчиком

Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок

Приседают, ловят воображаемый снежок

Встают, роняют «снежок»

Топают.

 «САД»Мы в зеленый сад пойдем,

Много яблочек сорвем,

Мы положим все в корзину,

 В детский сад их отнесем,

И потом компот попьем,

Шагают

Тянутся, срывают «яблоки»

Наклоняются , складывают «яблочки» в корзину

Несут перед собой корзину

Пьют «компот».

 «ДЕРЕВО»Дерево кончается где-то в облаках,

Облака качаются на его руках,

Эти руки сильные рвутся в вышину,

Держат небо синее, звезды и луну!

Дети поднимают руки вверх

Качают руками

Движение качания усиливается

Корпус качается вправо-влево.

«СЕРЕНЬКИЕ ПЕРЫШКИ»Воробьи - воробышки,

Серенькие перышки!

Клюйте, клюйте крошки,

 У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют,

 И погладить не дают.

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить?

Дети похлопывают руками по бокам.

Машут руками вверх-вниз.

Стучат кулаками перед собой один о другой

Дуют на раскрытые ладошки.

Разводят руки в стороны, пожимают плечами.

Руки на пояс, наклоны туловища вправо-влево.

  «ДОМ»Справа тук!

Слева тук!

Впереди тук, тук, тук!

Тук, тук молотком .

Строим , строим новый дом.

Вырос дом, огромный дом.

Будут дружно все жить в нем.

Правой рукой стучат по полу.

Левой рукой стучат по полу.

Одной рукой стучат перед собой.

Стучат кулачками друг о дружку.

Через верх разводят руки в стороны.

Поднимаются на цыпочки.

Делают приглашающий жест.

 «ТУЧКА»Тучка спряталась за лес.

Смотрит солнышко с небес.

И такое чистое, доброе, лучистое.

Если б мы его достали…

Мы б его расцеловали.

Дети закрывают лицо ладонями.

Прикладывают ладонь ко лбу и поворачивают голову направо и налево.

Дети гладят себя по щекам и протягивают руки вперед.

на носочках тянутся вверх.

Чмокают «целуют» губами.

- УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ;

Дыхательные упражнения необходимы для постановки диафрагмального дыхания, выработки удлиненного выдоха у заикающегося. При этом необходимо учесть, чтобы ребёнок делал вдох мягким и коротким, а выдох длительным и плавным; чтобы при вдохе живот поднимался, а при выдохе спускался, опадал; чтобы плечи во время дыхания были неподвижными, а грудь не поднималась сильно при вдохе и не опускалась при выдохе; чтобы после выдоха перед новым вдохом ребёнок обязательно сделал паузу на 2-3 секунды; чтобы во время дыхания не было никакого напряжения.

Игровые упражнения для развития речевого дыхания состоят из следующих игровых приемов: «потушить свечу», «подуть на одуванчик», «погрей ручки», и т. д.

1). «Задуть свечу» (вдох через нос, выдох через рот).

На выдохе произносим шепотом ф-ф-ф-ф…

2). Сдуть с руки вату или мелко нарезанную бумагу (кладем на ладонь кусочек ваты). Сдуваем на выдохе.

3). Понюхать ветку. Поднимаем ветку в руке и предлагаем ребенку её понюхать. Ребенок поднимается на носочки,

делает вдох, опускается, - выдох.

4). На выдохе подуть на пригоршни рук, имитируя дутье на

горячий чай, на озябшие руки, произнося при этом шепотом ф-

ф-ф-ф.

5). Подуть на «ушибленное место» руки. Вдохнув через нос, на

выдох дуть на «ушибленное» место руки – на палец, ладонь...

6). «Понюхать надушенный платочек». На вдох понюхать

надушенный платочек, на выдох произнести одно слово

«хорош».

- УПРАЖНЕНИЯ НА РАССЛАБЛЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ И ЛИЦЕВОЙ МУСКУЛАТУРЫ.

Рекомендации при выполнении упражнений:

# выполнять упражнения только перед зеркалом;

# избегать сопутствующих движений (работает только группа мышц);

# выполнять упражнение в спокойном темпе, без усилий, стремясь к плавному и ритмическому выполнению движений.

Комплекс упражнений артикуляционно-мимической гимнастики

Упражнения для мышц лба:

– нахмурить брови, с угрозой произнести: «А-а!»;

– удивленно-радостно вскинуть брови, произнести с восхищением: «А-а!»

Упражнения для мышц глаз:

– зажмуриться – «распахнуть» глаза;

– поочередно закрывать и открывать то правый, то левый глаз;

– озорно, со значением подмигивать;

– спокойно закрывать и открывать глаза, максимально расслабляя мышцы век;

Упражнения для щёк:

– надувать щёки;

– втягивать щёки;

– перекатывать воображаемый шарик во рту (поочередно надувать щёки);

– «полоскать рот» воображаемой водой;

Упражнения для губ:

– улыбнуться («и-и-и»);

– сложить губы в трубочку («у-у-у»);

– двигать губами от правой щеки к левой;

– двигать губами по кругу;

– «развесить губы»;

Упражнения для языка:

– расслабить язык на нижней губе, «пошлепать» его губами («пя-пя-пя»);

– пощелкать языком, присасывая строго по средней линии;

– вяло, лениво «пожевать манную кашу» («мня, мня, мня»);

– облизывать губы;

Изобразить:

– грозного владыку;

– лазутчика;

– кокетливую барышню;

– деревенского дурачка.

- Голосовая гимнастика

Целью голосовой гимнастики является развитие силы, высоты, тембра голоса, голосовых модуляций, интонационно-мелодической речи.

Рекомендации при выполнении упражнений:

# работая над гласными, необходимо следить за мягкой атакой звука (бархатистое звучание, чуть приглушенное, с теплым выходом);

# не следует допускать горлового и других призвуков;

# при выполнении упражнений с гласными следует соблюдать умеренность темпа, четкость артикуляции, равномерное распределение выдоха.

А. Упражнения, направленные на тренировку силы и высоты голоса

Упражнение 1. Звук произносится шепотом с присоединением голоса, мягко и негромко. Сила голоса должна быть одинаковой от начала до конца звучания.

Упражнение 2. Напевание колыбельной. Полунапевно произносится гласный звук, изменяя высоту голоса.

а а а у у у

а а у у

«Раскачав» гласные, «бросать» их вверх без напряжения. По аналогии данное упражнение можно использовать при произнесении сочетаний из двух или трех звуков.

Упражнение 3. «Голосовая горка». Произносить гласный звук, изменяя его по высоте, представляя горку, по которой звук «взбирается» и «спускается вниз».

Упражнение 4. «Выколачивание» гласных звуков (отработка мягкой голосоподачи и включение грудного регистра).

Упражнение 5. «Разбойники увидели жертву». На выдохе произносить «ах-ха-ха-ха-ха» (представляя жертву), затем на выдохе произносить «ох-хо-хо-хо-хо» (представляя, что они с ней сделают).

Упражнение 6. Произносить гласные звуки и слоги, повышая/понижая тональность на каждом последующем звуке/слоге. Образуется своеобразная лестница.

Б. Интонационные упражнения

Упражнение 1. При произнесении последовательности гласных звуков воспроизводить удивление, недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация).

Упражнение 2. Произносить эталон «АОУИ» (сочетание гласных) с разной интонацией, сопровождая дирижированием:

# Восторженно

# Спокойно и блаженно

# Категорически

# Вопросительно

# Задумчиво

# Скорбно

# Дерзко

# С сожалением

По аналогии в этом упражнении можно использовать фразу.

Принципы проекта:

- принцип «от простого к сложному». Этот принцип заключается в построении проекта программы от легких упражнений к более сложным;

- принцип комплексности. Благодаря этому принципу воздействие оказывается комплексно – на эмоциональную, речевую, когнитивную и сенсомоторную сферы;

- принцип вовлечения. Педагог должен создать ситуацию эмоционального включения ребенка в процесс работы, а также создать необходимую мотивацию.

Режим занятий: 2 индивидуальных занятия в неделю, длительностью от 20 до 30 минут с учетом эмоционального настроя ребенка.

Структура занятия:

1. Упражнение на расслабление артикуляционного аппарата и мышц лица;

2. Упражнение на диафрагмальное  дыхание;

3. Упражнение на синхронизацию движения и речи.

4. Голосовая гимнастика.

За основу составления проекта были взяты методические разработки Н. А. Чевелевой, С. А. Мироновой, И. Г. Выготской, В. И. Селиверстова.

ВЫВОД

Эффективность коррекционно-педагогической работы с заикающимися детьми во многом определяется совместной работой медико-педагогического коллектива образовательного учреждения и родителей.

Традиционные классические и современные исследования показывают теснейшую взаимосвязь заикания с психофизическим состоянием заикающегося, с его личностью.

Именно поэтому важно дальнейшее изучение психолого-педагогической характеристики заикающихся школьников, ведь именно в детском возрасте легче всего исправить нарушения речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обмен опытом работы "Умножение с увлечением"

Таблицы умножения и деления, несомненно, являются одним из камней преткновения в младшей школе. Мало того, что механическое зазубривание строчек таблицы трудоёмко и не нравится детям, без постоянной т...

обмен опытом Реализация программы фгос в гимназии

план учебной работы, как реализовывалась внеурочная деятельность...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Реализация проекта «1 ученик: 1 компьютер», как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира"

Доска и мел наши главные инструменты, но хочется чего-то большего….Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучши...

План работы «Круглого стола» на семинаре «Реализация ФГОС дошкольного образования» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №90» в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования, мастер класс по обмену опытом, 2017 год

Участие в работе "Круглого стола" на семинаре "Реализация ФГОС дошкольного образования "МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №90" в рамках преемственности дошкольног...

Заметка на сайт учреждения о распространении опыта по реализации проекта "Как дома"

В Ояшинский  детский дома-интернат   с дружественным   визитом   прибыли гости из  Общественного Фонда «АНА ҮЙІ» республики Казахстан Координат...