Аннотация к адаптированной рабочей программе по курсу «Преодоление нарушениий чтения и письма, обусловленного НРСХ (III-IV уровня речевого развития), у обучающихся с ОВЗ (ЗПР)».
рабочая программа по логопедии

Ахримова Елена Васильевна

В аннотации указаны:  нормативно-правовое основание разработки рабочей программы, список используемой литературы, цели и задачи курса, срок реализации программы, место в учебном плане и планируемые результаты освоения курса.  Программа соствлена на основе  методического пособия Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у детей с ОВЗ. 1-4 классы: рабочие программы, индивидуальные и групповые занятия/авт.-сост. Л. О. Бакисова.-Волгоград: Учитель, 2015.-90с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

к рабочей программе

по курсу «Преодоление нарушений чтения и письма, обусловленного НРСХ (III-IV уровня речевого развития), у обучающихся с ОВЗ (ЗПР)».

Уровень образования: начальное общее 1, 2 класс (ОВЗ ЗПР) Вариант 7.1, 7.2

1.Нормативно-правовое основание разработки рабочей программы по курсу «Преодолению нарушения чтения и письма, обусловленного НРСХ (III-IV уровня речевого развития), у обучающихся с ОВЗ (ЗПР)».

Закон "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования";

Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами";

Инструктивное письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996

2. Список используемой литературы

  1. Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у детей с ОВЗ. 1-4 классы: рабочие программы, индивидуальные и групповые занятия/авт.-сост. Л. О. Бакисова.-Волгоград: Учитель, 2015.-90с.
  2. Ефименкова Л.Н. “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”, Москва, “Просвещение”, 1991 г.
  3. Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо» М. Просвещение 2014 год
  4. Карцева Т.В. “Планирование логопедической работы в начальной школе” ж-л “Логопед” № 6, 2009 г.
  5. Сукач Л.М. “Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников”, Москва, “Просвещение”, 1985 г.
  6. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе”. – М.: “Когито – Центр”, 1999.
  7. Ястребова А.В. “Преодоление общего недоразвития у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений” – М.: АРКТИ, 1999.
  8. Ганеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. «Основы коррекционной педагогики» – М.: Асаdеmа  , 1999
  9. Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление младших школьников» – М.: Владос 2005
  10. Лалаева Р.И., Серебрякова И.В., Зорина С.В. «Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития – М.6 Владос, 2003
  11. Шевченко С.Г. «Коррекциенно-развивающее обучение», М.: Владос, 2001
  12. Блинова Л.Н. «Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР»  - М.: Издательство НЦЭНА, 2001
  13. Цветкова Л.С. «Методика диагностического нейропсихологического обследования детей» –М.: российское педагогическое агентство, 1997
  14. Логинова Е.А. «Нарушения письма» С-П., Детство-Пресс, 2004
  15. Логопедия в школе. Под ред В.С. Кукушина М.: Март, 2004
  16. А.В.Ястребова. Как помочь детям с недостатками речевого развития.-М.:АРКТИ,1999
  17. Р.А.Кирьянова. Комплексная диагностика детей, имеющих нарушения речи.-С.П.:КАРО,2002
  18. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.-М.:ГНОМ и Д,2000
  19. О.В.Тырышкина. Индивидуальные логопедические занятия.-Волгоград:Учитель,2011
  20. А.Ф.Рыбина. Коррекция звукопроизношения у детей. Речевой материал.-Волгоград:Учитель,2001
  21. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. - М., 2008.
  22.  Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. - М., 2007.

3. Цели и задачи курса «Преодолению нарушения чтения и письма, обусловленного НРСХ (III-IV уровня речевого развития), у обучающихся с ОВЗ (ЗПР)».

Цель:  развитие фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторон речи, связной речи, когнитивных процессов и создание предпосылок к полноценному овладению учебной программой по русскому языку и чтению.

Задачи:

- формирование звукового, слогового анализа и синтеза слов, полноценных фонематических представлений, восприятий;-

- корригирование дефектов произношения;

- обогащение и развитие словарного запаса у учащихся с ОНР, обучение точному употреблению слов, как путём накопления новых словоформ, так и благодаря развитию у детей умений пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;

-обогащение словаря детей путём подбора антонимов и синонимов;

-развитие грамматического строя речи путём овладения грамматическими связями слов, нормами согласования, управления и примыкания;

- развитие и совершенствование умений и навыков в построении связных высказываний;

- развитие пространственных и временных представлений, мелкой и общей моторики, психических процессов;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

4. Срок реализации курса

Два учебных года

5. Место курса в учебном плане

1 класс - 99 часов/ 3 часа в неделю; 2 класс- 68 часов/ 2 часа в неделю.

6. Планируемые результаты освоения курса

Предметные результаты:

-  владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;

- произносить нормировано все звуки русского языка в любых речевых условиях;

- проводить анализ артикуляции звуков;

- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

- определять ударные и безударные гласные, слоги;

- производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

- подбирать слова на заданный звук;

- сравнивать слова со сходными звуками;

- определять в словах место и последовательность звука; гласных и согласных звуков;

- определять количество звуков и слогов в словах;

- производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов

- восстанавливать предложения с заданными звуками.

- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

- определять ударные и безударные гласные, слоги;

- образовывать новые слова в основных лексико-грамматических разрядах слов;

- дифференцировать сходные звуки, сходные по акустическому и кинестетическому признаку;

- осуществлять подбор родственных слов с опорой на сходство значений и общность буквенного состава;

- подбирать синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова к предложенному слову;

- пересказывать тексты, соблюдая логику повествования и структуру;

- восстанавливать деформированные тексты;

- сравнивать слова со сходным значением;

- пересказывать тексты по опорным словам, по серии картинок;

- составлять рассказ из отдельных предложений, данных вразбивку;

- соблюдать правила согласования слов в словосочетаниях и предложениях.

Личностные результаты:

- сформировать внутренней позиции обучающегося;

- повысить мотивацию к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;

- развивать понятие  моральных норм и их выполнение, способность к моральной децентрации (преодоление эгоцентризма личности).

Метапредметные результаты:

- учиться работать по предложенному учителем плану

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя, героя и т.д).

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы подгруппы и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.