Знакомство детей дошкольного возраста с ОВЗ с народно - прикладным искусством.
статья по логопедии

Шматова Елена Михайловна

Знакомство детей дошкольного возраста с ОВЗ  с народно  - прикладным искусством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_narodno-_priklad_iskust.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство детей дошкольного возраста с ОВЗ  с народно  - прикладным искусством.

Каждый народ в бездонных копилках своей памяти хранит никогда не иссякающее богатство. Это искусство народа, правила и обычаи его жизни, любимые сказки и предания, самобытные праздники. Человеку необходимо знать свою малую Родину, свой родной уголок. В декоративно- прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы, традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними – это прикосновение к красоте и народной мудрости.

В сочетании с небольшими стихами знакомство с народным искусством обладает огромной силой  эмоционального воздействия, становится более образным, красочным и доступным детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых и лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира, является хорошей основой для формирования духовного мира человека.

Мы работаем в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР. У детей с ЗПР наблюдается низкий ( по сравнению с нармально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется -

  • в необходимости более  длительного времени для приёма  и переработки сенсорной информации;
  • в недостаточности, фрагментарности знаний об окружающем мире;
  • в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических  изображений;
  • неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия.

Недостаточно сформированы и пространственные представления:

  • ориентировка в направлениях пространства в продолжении довольно длительного периода осуществляется на уровне практических действий,
  • часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации.

Поскольку развитие пространственных представлений тесно связано со становлением конструктивного мышления , то и формирование представлений данного вида у детей с ЗПР также имеет свои особенности – при складывании сложных геометрических фигур и узоров дети с ЗПР часто не могут осуществить полноценный анализ формы. Также у них наблюдается снижение познавательной активности. Это медлительные, пассивные дети с замедленной речью. Они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу.

На детей, с подобными проблемами в развитии, декоративно –прикладное искусство влияет самым благотворным образом. На  занятиях мы стараемся закреплять знания эталонов формы, цвета, формируем чёткие представления об изделиях и видах народно- прикладного искусства, дети в игровой форме получают некоторые сведения об истории промысла, используемых материалах, учатся выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию.)В процессе овладения приёмами народной росписи и лепки у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки( предплечье, кисти, пальцы), координация руки и глаза. Также декоративно – прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. На занятиях по декоративно – прикладному искусству развивается речь, которая способствует обогащению и расширению словаря. При рассматривании подлинных предметов декоративно- прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умение описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии. В узорах декоративных росписей характерных для разных народных промыслов , соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.

Наша работа носит поэтапный характер:

  • Знакомство с промыслом
  • Рассматривание иллюстраций, изделий, игрушек
  • Знакомство с материалом,
  • Предварительное создание эскизов на бумаге,
  • Лепка из глины, или создание посуды из папье-маше (также используем деревянные заготовки – доски,  пасхальные яйца)
  • Перенесение задуманного декоративного узора на изделие.

В своей работе мы поддерживаем связь с разными специалистами.

Большую роль играет создание эстетической предметной среды. Мы организовали уголок  декоративно – прикладного искусства, где собран наглядный материал: глиняные и деревянные игрушки, альбомы с фотографиями , книги, альбомы с практическими рекомендациями по изготовлению поделок, диски с видеоматериалами, игры.  Также здесь находится ,весь необходимый для занятий, материал: деревянные заготовки, глина, стеки, краски , кисти и т.д.

В нашей группе, на занятиях, а также в самостоятельной деятельности  дети  знакомились с произведениями народных мастеров: рассматривали игрушки, альбомы, предметы быта, слайды, открытки, играли  в настольные игры, знакомились с русскими народными сказками, поговорками.

Мы с детьми лепили из глины и расписывали Дымковские игрушки, учились расписывать посуду узорами с элементами Городецкой , Гжельской , Жостовской  росписей. Мы рассматривали красивую деревянную посуду, учились наносить  узор «Золотая хохлома» . В результате чего получилась волшебная Жар-птица,ложки, красивые подносы, дымковские барышни ,индюки, пасхальные яйца, городецкие доски, гжельская посуда и т.д.

На музыкальных занятиях мы знакомим детей с русским фольклором :  народными песнями, играми. В нашей группе прошёл фольклорный праздник  « Весёлые посиделки». Дети в русских народных костюмах пели народные песни, водили хороводы, играли в игры, читали пословицы и поговорки.

Мы будем продолжать работу в донном направлении, т.к. видим, что

Народно- прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, раскрепощённость, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно – прикладного искусства новизну и элементы сказочности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое познавательное занятие для разновозрастной группы по ознакомлению с окружающим «Народно-прикладное искусство»

Задачи:·        закрепить знания о видах  декоративно-прикладного творчества;·        рассказать о традиционных символа...

Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условия дошкольного учреждения

Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (...

Профилактика осанки у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.

Профилактикой осанки у детей родителям надо заниматься ещё до поступления в школу. Продолжать эту работу на протяжении всего школьного обучения.  Учитель " в одиночку" не справится с этой проблем...

«Познавательно-развлекательное мероприятие для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста «Космическое путешествие».

Знакомим детей с символикой созвездий, рассказываем о профессии космонавта, воспитываем уважение к этой профессии; развиваем воображение и фантазию....

Разработка методики преподавания народно-прикладного искусства

Урок изобразительного искусстваТема: Народно-прикладное искусство.«Архангельский пряник» - тематическое рисование.Цели:1)    Познакомить с новым видом народно-прикладного ис...

«Формирование Патриотизма у детей дошкольного возраста через знакомство с городами Нижегородской области»

laquo;Формирование патриотизма у детей дошкольного возраста через знакомство с городами Нижегородской области»...