"Увеличение и уменьшение отрезка в несколько раз"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Поликарпова Юлия Владимировна

Универсальные учебные действия:

 

Познавательные

  1. умение представлять информацию в виде схемы
  2. умение на основе анализа объектов делать выводы
  3. умение обобщать
  4. умение делать выводы в результате совместной работы
  5. умение выявлять сущность, особенности объектов
  6. умение ориентироваться в своей системе знаний
 

Коммуникативные

  1. умение слушать и понимать других
  2. умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами
  3. умение оформлять свои мысли в устной форме
 

Регулятивные

  1. умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
  2. умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
  3. умение определять цель деятельности на уроке
  4. умение принимать и сохранять учебную цель и задачу
  5. умение осуществлять самоконтроль и самооценку
 

Личностные

  1. способность к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uvelich_v_nesk_raz.docx42.94 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Перспектива»

Предмет: Математика

Класс: 3

Тема: «Увеличение и уменьшение отрезка в несколько раз»

Время реализации занятия:

Характеристика класса:                  

В классе 23 ученика. Ряд  учащихся обладает навыками логического мышления, анализа и обобщения (синтеза), наблюдения, сравнения и сопоставления, склонны к   исследовательской работе. Есть учащиеся,  которые не достаточно трудолюбивы, усидчивы, они умеют сравнивать и сопоставлять, но им присущи отсутствие непроизвольного внимания и силы воли. Этих учеников необходимо постоянно привлекать к активной работе на уроках, не оставлять без внимания.

Цели и задачи урока:

  • Формирование умения увеличивать и уменьшать числа в несколько раз
  • Закрепление знания таблицы умножения на 3 и на 4
  • Формирование умения анализировать задачу
  • Развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно действенного мышления
  • Воспитание культуры поведения при фронтальной, групповой работе

Тип урока:

ОНЗ

Форма урока:

Урок-исследование

Оборудование:

Для учителя – демонстрационный материал, учебник, карточки

Для учащихся – учебник, тетрадь, письменные принадлежности

Универсальные учебные действия:

Познавательные

  1. умение представлять информацию в виде схемы
  2. умение на основе анализа объектов делать выводы
  3. умение обобщать
  4. умение делать выводы в результате совместной работы
  5. умение выявлять сущность, особенности объектов
  6. умение ориентироваться в своей системе знаний

Коммуникативные

  1. умение слушать и понимать других
  2. умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами
  3. умение оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные

  1. умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
  2. умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
  3. умение определять цель деятельности на уроке
  4. умение принимать и сохранять учебную цель и задачу
  5. умение осуществлять самоконтроль и самооценку

Личностные

  1. способность к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

План проведения урока

Этапы урока

Временная реализация

1. Мотивация к учебной деятельности

3 мин

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии 

7 мин

3. Выявление места и причины затруднения

2 мин

4. Сообщение темы и цели урока

3 мин

5. Совместное «открытие» новых знаний

9 мин

6. Физминутка

1 мин

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

6 мин

8. Самостоятельная работа с самопроверкой

4 мин

9. Физминутка

1 мин

10. Включение в систему знаний

5 мин

11. Рефлексия учебной деятельности на уроке

4 мин

Всего

45 мин

Ход урока

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

- Ребята, великий писатель Максим Горький сказал: «Всегда – учиться, всё – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь»        

- А можно ли эти слова отнести к вам?

- Как связаны эти слова с нашим уроком?

- А вы хотите стать сильнее?

- Тогда подарите улыбку друг - другу и пожелайте удачи!

- Сегодня вы обязательно откроете еще одно новое знание. - Как вы будете это делать?

-Правильно. Желаю вам успешной работы!

- Да, чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в своих знаниях

- Сегодня мы узнаем что-то новое и станем сильнее в своих знаниях.

- Выясним, что мы не знаем и сами откроем новое знание.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии 

Цели:

- организовать актуализацию учебного содержания, необходимого для восприятия нового материала;

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

- Сейчас мы повторим то, что пригодится вам для открытия нового знания.

- Я вам зачитываю выражения, а вы записывайте ответы только тогда, когда будет пример на умножение или деление.

  • 24 разделить на 4
  • К 4 прибавить 17
  • Найдите разность 30 и 5
  • Найдите произведение 6 и 2
  • По 6 взять 3 раза
  • 50 уменьшить на 4
  • 6 умножить на 4

- Проверьте

6, 12, 18, 24  

- На оценочных листах в первой клетке поставьте себе отметку.

- Кто из вас ошибся?

- Исправьте ошибки, будьте внимательными и все у вас получится.

- Посмотрите на ряд чисел, который у вас получился.

- Какая закономерность получилась?  

 - Что значит увеличить число на 6?  

- Что значит уменьшить число на 6?

- Начертите отрезок длиной 4см.

Увеличьте его на 3,

Этот же отрезок увеличьте в 3 раза

- какие отрезки у вас получились? Почему? Докажи.

- Кто считает, что он правильно выполнил задание?

- Кто не справился с заданием?

 Учащиеся записывают ответы

только выражений на умножение и деление

- Каждое следующее число увеличивалось на 6

- К заданному числу прибавить 6 единиц

- Из заданного числа вычесть 6 единиц

3. Выявление места и причины затруднения

Цели:

- выявить место затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения

- В каком месте возникло затруднение?

- Почему возникло затруднение?

- Какой шаг учебной деятельности вы выполнили?

- Что вы будете делать дальше?

Наша знакомая Точка устала ходить по прямой линии. Она не нашла у нее ни начала, ни конца и позвала на помощь Ножницы. Они отрезают от прямой линии кусочек. Это отрезок. Он имеет начало и конец. Даю детям определение отрезка. Отрезок – это часть прямой, ограниченный с двух сторон. Учу детей в тетради строить отрезки горизонтально, вертикально, наклонно. А те части прямой, которые остались после того, как мы отрезали кусочек, будут лучами.

- Мы не смогли начертить отрезки.

- Мы не знаем как  решаются выражения,  когда надо увеличить или уменьшить число в несколько раз

- Мы выяснили, что мы не знаем.

- Сами построим новое знание

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цели:

организовать постановку цели урока;

организовать составление совместного плана действий;

- определить средства

− Какова же цель нашего урока?

- Правильно. Сегодня мы познакомимся с увеличением отрезка  в несколько раз.

- Мы должны узнать как найти длину отрезка увеличенного в несколько раз

5. Реализация построенного проекта.

Цели:

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока

- Перед вами лежат полоски  белого и жёлтого  цвета.

- Положите 2 белых полоски

- Ниже по 2 жёлтых полоски  4 раза

- Больше или меньше стало жёлтых полосок?

- Так во сколько же раз их стало больше?

- Объясните, что значит увеличить 2 в 4 раза?      

-

- Какое выражение запишем?

- Мы увеличили число в несколько раз.

- Если жёлтых полосок  в 4 раза больше, чем белых; то белых – в 4 раза меньше.

- Какое действие надо выполнить, чтобы уменьшить число в несколько раз?

- Проверим.  

- Поставьте отметку за работу на этом этапе в следующей клетке.

- Синих квадратов стало больше

- Их стало больше в 4 раза

- Это значит мы должны по 2 взять 4 раза, т.е.умножать

(2 Х 4 = 8)

- Мы будем делить

- Мы будем делить

ФИЗМИНУТКА

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

– Ребята, что вы узнали?

- Чтобы закрепить новое знание, я предлагаю вам потренироваться на упражнении из учебника.

- Откройте учебник на с.26 №2  

- У кого нет затруднений, выполните задание самостоятельно.

- Проверьте свои записи с записями на доске.

- Отметь свою работу в оценочном листе.

- Мы узнали, что если число надо увеличить в несколько раз – мы будем умножать, а если число надо уменьшить в несколько раз – мы будем делить

(ученики записывают три выражения с проговариванием у доски)

7. Самостоятельная работа

С.27 №4 5

Работа по вариантам, два ученика за доской

ФИЗМИНУТКА для глаз

8. Включение в систему знаний и повторение

- Решаем задачу №6 (1) в учебнике.

- Какую оценку поставишь себе за работу над задачей? Почему?

- Ребята, так же оцените свою работу.

- Решаем задачу №6 (2) самостоятельно.

- Поставьте отметку за работу в следующей клетке.

Один ученик записывает краткую запись и проводит анализ задачи

Ученик оценивает свою работу.

Решают задачу самостоятельно.

Проверяют по записи на доске.

9. Рефлексия учебной деятельности

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Какую цель вы поставили в начале урока?

− Вы достигли поставленной цели?  

- Как вы думаете, сегодня вы лучше работали на уроке, чем вчера или хуже?

– У вас на партах лежат цветные карточки.

Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ.

Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.

  • Я знаю, какое действие нужно выполнить, чтобы увеличить отрезок  в несколько раз.
  • Я знаю, какое действие нужно выполнить, чтобы уменьшить отрезок в несколько раз.
  • Я сегодня был в учебной деятельности.
  • Я доволен своей работой на уроке.

Оценивание работы учащихся.

Домашнее задание:  

- Подвести итог нашей работы.

 

- Узнать законы увеличения и уменьшения числа в несколько раз

- Да

Поднимают карточки согласия, сомнения и несогласия.

Приложение

  • учебник по математике для 3 класса, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, изд-во «Просвещение» Москва, 2012 год;
  • Серия «Перспектива» Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова,  УРОКИ МАТЕМАТИКИ  2 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, изд-во «Просвещение» Москва, 2010 год.

Карточка белого цвета

Увеличить 15 на 8

Уменьшить 42 на 6

Увеличить 2 в 4 раза

Уменьшить 6 в 3 раза

Карточки жёлтого цвета

5

6

 Увеличить на 4

Увеличить в 4 раза

12

28

Уменьшить на 4

Уменьшить в 4 раза

Увеличить на         (+)        

Уменьшить на          (-)

Увеличить в               (х)  

     

Уменьшить в          (:)

  

 Лист оценок  __________________________________________________________________

1

2

3

4

5

У каждого учащегося по 2 карточки белого цвета и 8 карточек синего цвета

Для организации рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности у каждого учащегося карточки красного, жёлтого и зелёного цвета.

                                                                                        Самоанализ урока

Урок математики проходил в 3 классе.  В классе 23 обучающихся. Класс обучается  по УМК «Перспектива»

Тема урока: «Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз».

Тип урока: ОНЗ.

Цели и задачи урока:

  • Формирование умения увеличивать и уменьшать числа в несколько раз
  • Закрепление знания таблицы умножения на 3 и на 4
  • Формирование умения анализировать задачу
  • Развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно действенного мышления
  • Воспитание культуры поведения при фронтальной, групповой работе

Ожидаемые результаты:

Познавательные УУД

1.умение представлять информацию в виде схемы

2.умение на основе анализа объектов делать выводы

3.умение обобщать

4.умение делать выводы в результате совместной работы

5.умение выявлять сущность, особенности объектов

6.умение ориентироваться в своей системе знаний

Коммуникативные УУД

1.умение слушать и понимать других

2.умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

3.умение оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД

1.умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

2.умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

3.умение определять цель деятельности на уроке

4.умение принимать и сохранять учебную цель и задачу

5.умение осуществлять самоконтроль и самооценку

Личностные УУД

1.способность к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Урок математики был построен с учётом системно-деятельностного подхода. Выбор именно такого построения урока основан на методологических основах программы УМК «Перспектива». По тематическому планированию 126 урок, 62 урок в разделе «Числа от 1 до 100».

Данный тип урока включает организационную часть, определение темы и целей, воспроизведение учащимися знаний, связанных с предстоящей работой, сообщение содержания задания и инструктаж по его выполнению, самостоятельную работу учащихся над заданием под руководством учителя, оценку и самооценку выполненной работы.

Для достижения поставленных целей я использовала следующие приёмы и методы:
• словесные (рассказ учителя, работа с текстом задачи);
• наглядные (мультимедийная презентация всех этапов урока, карточки для индивидуальной работы);
• письменных и устных упражнений, самостоятельная  работа, групповая работа; 
• методы устного и письменного контроля и самоконтроля.

В ходе урока были использованы различные формы работы учащихся:
- коллективная; 
- индивидуальная, с учётом дифференциации.

При построении сценария урока были учтены все особенности учащихся класса. Поэтому урок прошёл в быстром темпе. На уроке шло постоянное взаимодействие учителя и учеников. С целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка с доски, взаимопроверка выполненной работы в парах. Оценка каждого задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему ещё нужно поработать.

В ходе работы ребята показали уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.

Я считаю, что данный урок цели достиг. Так как дети показали, что приёмы и способы устных вычислений учащиеся усвоили хорошо, умеют записывать краткую запись к задаче, решать задачи, знают порядок действий, названия компонентов действий и выполняют задания с удовольствием. Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.

 

 Лист оценок  __________________________________________________________________

1

2

3

4

5

 

 Лист оценок  __________________________________________________________________

1

2

3

4

5

 

 Лист оценок  __________________________________________________________________

1

2

3

4

5

 

 Лист оценок  __________________________________________________________________

1

2

3

4

5

 

 Лист оценок  __________________________________________________________________

1

2

3

4

5

 

 Лист оценок  __________________________________________________________________

1

2

3

4

5

 

 Лист оценок  __________________________________________________________________

1

2

3

4

5

 

 Лист оценок  __________________________________________________________________

1

2

3

4

5

 

 Лист оценок  __________________________________________________________________

1

2

3

4

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме "Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз"

Данный конспект разработан в соответствии с требованиями программы по математике для 2 класса общеобразовательной начальной школы УМК "Перспектива"....

Презентация по теме "Увеличение и уменьшение числа в несколько раз"

Данная презентация позволяет учителю использовать ее при изучении темы "Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз" во 2 классе общеобразовательной школы УМК "Перспектива".Слайды знакомят...

Урок математики "Увеличение и уменьшение числа в несколько раз и на несколько единиц"

Конспект урока составлен по  УМК "Перспектива" по учебнику Л.Г. Петерсон "Учусь учиться" 2 класс.  Тип урока - рефлексия....

Презентация "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз и на несколько единиц"

Презентация составлена к уроку математики во 2 классе по учебнику Л.Петерсон  по УМК "Перспектива".  В нее входит устный счет, геометрический материал, решение задач....

Карточка для проверки решения задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз / на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц

Данный материал поможет ученикам 3 классов отработать умение решать текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз / на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц....

Конспект урока по математике на тему: Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Измерение длины отрезков с помощью линейки.

Цели урока: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с понятием «увеличить на», «уменьшить на», продолжать формировать у учащихся навык измерения длины отрезка ...

Конспект урока по математике на тему: Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Измерение длины отрезков с помощью линейки.

Цели урока: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с понятием «увеличить на», «уменьшить на», продолжать формировать у учащихся навык измерения длины отрезка ...