Развитие мелкой моторики на уроках русского языка с учащимися 2 класса с ОВЗ
учебно-методический материал по логопедии

Нефедова Юлия Михайловна

Упражнения , приемы для развития мелкой моторики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики и навыков письма у младших школьников

В.А. Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…”.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь, самоконтроль.

  Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму может привести к нарушению процесса письма, наличию большого количества ошибок и, как следствие, – возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.

  Качество почерка у большинства учащихся начальной школы (одновременно и грамотности, т.к. эти показатели тесно связаны между собой, особенно на начальных этапах формирования навыка) оставляют желать лучшего, а при переходе в среднюю школу все недостатки проявляются ещё резче.

Соответственно волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в начальной школе, как добиться ситуации успеха и с целым классом, и с каждым учеником индивидуально. Поэтому уделяется внимание целому комплексу вопросов, связанных с развитием мелкой моторики и навыков письма.

Письмо называют «базовым навыком», т.е. навыком, на котором практически строится всё дальнейшее обучение, а значит ребёнок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учёбе и не только по русскому языку. Первоклассники овладевают элементарными навыками письма параллельно с чтением. За это время они должны:

  • научиться правильно сидеть;
  • держать ручку и тетрадь;
  • соблюдать правила гигиены письма;
  • осмысливать слова, воспринимать на слух или зрительно, делить их на звуки и последние обозначать буквами;
  • научиться писать в соответствии с прописями;
  • уметь записывать слова и предложения после слого-звукового анализа слов с помощью учителя и самостоятельно;
  • списывать и писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением.

Для развития навыков письма в начальной школе используются  следующие средства: 

Развитие графической моторики.

 Особое место занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандашей. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д. Для штриховки используются книги для раскрашивания.

 Обведение контуров. Обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.

 Рисование узоров по клеточкам. В образце есть начало узора, необходимо его продолжить.

 Рисование по опорным точкам, пунктирным линиям.

 Раскрашивание картинки.

- Использование физкультминуток, где движения детей сочетаются с речью. Такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание, слуховое восприятие).

- Массаж рук, пальчиковые игры, пальчиковый тренинг способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей.
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит - развивают речь. 

Массаж рук.

Массаж рук проводится сначала на одной руке, затем на другой руке.

1.Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны.

2.Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца.

3.Интенсивные движения большого пальца вперёд-назад, вверх-вниз, по кругу.

4.Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно.

5.Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе.

6.Интенсивное растирание каждого пальца.

7.Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон.

Пальчиковый тренинг.

1.Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо. 4-5 раз.

2.С силой сжимать и разжимать пальцы. 5-6 раз.

3.Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4-6 раз.

4.Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5-6 раз.

5.Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение. 3-4 раза.

6.Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак. Упражнения выполняются сидя, локти поставлены на стол. Постепенно довести количество повторений до 10-15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж.

Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры – культурное наследие народа. Они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки. Дети изображают из пальцев предметы, птиц, животных. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением.


- Игры (дидактические, театрализованные, "театр в руке", сюжетно-ролевые) позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение.


- Сюжетно-тематические занятия по аппликации, конструированию, рисованию, и лепке способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи.


- Чтение художественной литературы, потешек расширяет горизонты познания, стимулирует речевое и интеллектуальное развитие, расширяет словарный запас.

 
- Использование графических упражнений учит ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание, память ребенка, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.

Все виды занятий – кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, использую разнообразные приемы

- Пальчиковая гимнастика;
- Показ при помощи рук различных изображений ("очки", " стул", "колокольчик", "зайка" и.т.д.), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;
- Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона)
- Сминание пальцами комочков из бумаги;
- Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.)
- Выкладывание из крупы на фоновой бумаги различных изображений геометрических фигур, букв, цифр, узоров)
- Выполнение аппликаций из природного материала (семян, орех, яичной скорлупы и т.д)
- Создание на бархатной бумаге изображений и узоров из цветных нитей - ниткопись.

- Завязывание и развязывание бантов, узлов;
- Застегивание пуговиц, молний, крючков;

- Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой;

- Конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами;
- Плетение крючком косичек и выкладывание из них изображений по контуру.
- Лепка из соленого теста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах».

Работа содержит доклад «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах»; практические задания, направленные на формирование орфографической зоркос...

Развитие логического мышления на уроках русского языка в начальных классах

Приведённые в статье упражнения, приёмы работы и задания можно использовать на уроках русского языка во 2 классе. Данная методика способствует развитию внимания, логического мышления учащихся, помогае...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах

Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо учащихся – задача не из легких. Довольно часто школьники хорошо...

Обобщение опыта «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах в условиях ФГОС II ступени»

Обобщение педагогического опыта по теме " Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС". Актуальность мое темы обусловлена сохранением орфографических о...

Обобщение опыта «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах в условиях ФГОС II ступени»

Обобщение педагогического опыта по теме " Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС". Актуальность мое темы обусловлена сохранением орфографических о...

Мастер-класс «Приёмы развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся начальных классов»

Данный материал поможет учителям начальных классов в работе над развитием орфографической зоркости на уроках русского языка....