Формирование звукослоговой структуры слова в онтогенезе
статья по логопедии

Малофеева Татьяна Сергеевна

В статье поднимаются вопросы слога, слогосложения и слогоделения, поэтапно описывается процесс овладения ребёнком звукослоговой структурой слова в онтогенезе. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_zvukoslogovoy_struktury_slova_v_ontogeneze.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Малофеева Т.С.

учитель-логопед, г. Кемерово

Статья на тему: «Формирование звукослоговой структуры слова в онтогенезе»

Исследования, направленные на изучение вопросов слога, слогосложения и слогоделения представлены в различных областях научных знаний – лингвистике, психолингвистике, педагогике. В словаре слог определяется как «фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом». Г.М. Богомазов считает, что слог – это сочетание гласного звука с согласным. А.А. Леонтьев определяет слог, как минимальный сегмент потока речи, который может быть произнесен в изолированной позиции.

В определениях подчеркивается, что главными критериями, характеризующими слог, являются его изолированность по отношению к другим языковым единицам и слитность составляющих его элементов.

Л.В. Бондарко утверждает, что звуки речи, которые являются реализацией слога в речевом потоке, не произносятся по отдельности. По мнению автора, звуки, входящие в один слог, характеризуются максимальной слитностью и взаимосвязанностью при произношении. Р.И. Аванесов рассматривает слитность как основной показатель целостности слога.

С.Н. Цейтлин, считая слог минимальной произносительной единицей, говорит о «спаянности» звуков в его составе. Автор утверждает, что это обусловлено наложением предыдущего звука на последующий.

Н.И. Жинкин указывает, что без слога не может образоваться языковая единица, и звуки речи, сливаясь в составе слогов, обеспечивают узнавание слов.

Слоговая структура слова, по мнению А.К. Марковой, определяется как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности и имеет несколько параметров: ударность, количество слогов, линейная последовательность слогов, модель самого слога.

Р.А. Аванесов выделяет открытые слоги – слоги, кончающиеся гласным звуком, и закрытые – слоги, кончающиеся согласным звуком.

А.К. Маркова выделяет 14 типов слоговой структуры слова и располагает их по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества слогов с использованием различных типов: от двусложных слов, состоящих из открытых слогов (ива, дети) до четырёхсложных слов из открытых слогов (черепаха, пианино).

По мнению О.И. Крупенчук, в данной классификации отсутствует целый ряд типов слоговой структуры: от односложных слов с двумя стечениями, с закрытым слогом на конце (столб, пласт, спорт) до пятисложных слов с двумя стечениями согласных (многодетная, автоматная). Кроме этого, автор выделяет сложные для детей стечения: кластеры из трёх согласных (склад, листва, москвичи, отсутствие).

Проблема становления звукослоговой структуры слова развитием отражена в работах Е.Н. Винарской, А.Н. Гвоздева, Н.И. Лепской, Г.М. Ляминой, С.Н. Цейтлин и др.

А.Н. Гвоздев, М.Ф. Фомичева, С.Н. Цейтлин и ряд других исследователей считают, что первый год жизни играет большую роль в развитии речи ребенка.

С.Н. Цейтлин указывает на то, что в возрасте около двух месяцев, на стадии гуления, у ребёнка появляются отчетливо артикулируемые звуки, а на стадии лепета, около 6 месяцев, ребёнок издаёт короткие вокализации, похожие на комбинацию согласного и гласного звуков.

А.Н. Гвоздев отмечает, что ранний лепет способствует выработке определённых элементов произношения, которые ребенок использует в дальнейшем в усваиваемом языке. Постепенно артикуляции отдельных звуков становятся устойчивее и определённее. Отчётливое деление лепета на слоги и появление слогов разной силы автор связывает с чередованием смычных и гласных звуков.  

А.Д. Салахова определяет лепет как начало процесса выстраивания линейной структуры звуковых комплексов. Н.И. Жинкин отмечает, что именно в этот период у ребенка формируется процесс слогообразования.

С.Н. Цейтлин говорит о постепенном усложнении лепета по нескольким направлениям: возникают новые сочетания звуков, звуковые вокализации удлиняются, появляются цепочки из трех, четырех, и более одинаковых слогов, а в дальнейшем и разнотипных слогов. При этом характерной чертой структурной организации лепетных цепочек является открытость слога.

Наблюдения Е.Н. Винарской показывают, что первоначальные лепетные цепи из стереотипных вокализаций (а-а-а) сменяются в 8-10 месяцев цепями из стереотипных сегментов с шумовым началом (тя-тя-тя); затем в 9-10 месяцев появляются цепи из сегментов со стереотипным шумовым началом, но уже с меняющимся вокальным концом (тё-тя-те) и, наконец, в 10-12 месяцев появляются цепи из сегментов с меняющимися шумовыми началами (ва-ля; ма-ля; да-ля; па-на; па-па-на; а-ма-на; ба-ба-на).  

С.М. Носиков отмечает, что в возрасте восьми месяцев у нормально развивающегося ребенка длина лепетных цепей наиболее максимальна (4-5 сегментов); постепенно их количество сокращается и к 13-16 месяцам в среднем составляют 2,5 сегмента, что близко к среднему числу слогов словоформ в русской речи.

Г.В. Чиркина пишет, что «в 9-10 месяцев расширяется объем лепетных слов, которые ребенок пытается повторить за взрослыми». А.А. Леонтьев определяет этап появления первых лепетных псевдослов, как переход на более высокий уровень коммуникативно-познавательной деятельности.

С.Н. Цейтлин считает, что лепет, в силу своей непроизвольности, не передает информации и не отражает мысль, поэтому не может являться средством коммуникации. Автор предлагает считать звукокомплекс словом только в том случае, если он связан с определенной ситуацией. Подобные звукокомплексы в речи ребёнка рассматриваются как переходный этап от лепета к словесной речи.

Н.И. Лепская говорит о том, что на доречевой стадии закладывается фонетическая основа речевой деятельности, необходимая в дальнейшем для овладения фонологической системой языка.

С.Н. Цейтлин утверждает, что первые слова, произносимые ребёнком, элементарны в фонетическом отношении. Они напоминают неосознанное повторение слогов в лепете, которые кажутся равноударными. Проанализировав детский лексикон, автор пришла к выводу о неизбежном преобразовании слов, содержащих закрытые слоги: конечный согласный может усекаться и слог становится открытым. В дальнейшем это явление устраняется и в конце слога/слова появляются сонорные и шумные согласные.

Г.В. Чиркина указывает на рост активного словаря детей после полутора лет, на появление первых предложений, состоящих из аморфных слов-корней. Автор утверждает, что дети не сразу овладевают правильной речью: одни явления языка усваиваются раньше, чем другие. По мнению автора, это объясняется тем, что чем проще по звучанию и структуре слова, тем они легче запоминаются детьми.

В этот период, по мнению Г.В. Чиркиной, особенно важную роль для формирования правильной речи детей играет совокупность следующих факторов:

          1.      механизм подражания словам окружающих;

2. сложная система функциональных связей, обеспечивающих осуществление речи;

3. благоприятные условия, в которых воспитывается ребенок (доброжелательная обстановка, внимательное отношение к ребенку, полноценное речевое окружение, достаточное общение со взрослыми).

Г.В. Бабина утверждает, что «при овладении слоговой структурой прослеживаются две тенденции: воспроизведение одного (ударного) слога и стремление к произнесению всей структуры слова с точным ритмическим оформлением».

Говоря об особенности слоговой структуры русских слов, А.Н. Гвоздев указывает на то, что сила безударных слогов в них неодинакова: наиболее сильным является первый предударный слог. По его мнению, это главным образом сказывается на воспроизведении слов ребёнком, прежде чем он овладеет умением воспроизводить все слоги слова: при пропуске слогов, как правило, сохраняется ударный. Так как многие сочетания согласных трудны для детского произношения, то, появляющиеся в лексиконе ребёнка слова могут модифицироваться: в сочетании сонорного и шумного устраняется сонорный (кукла – «кука*»), а в сочетании шумного щелевого и шумного смычного устраняется шумный щелевой (здесь – «десь*»).

По утверждению С.Н. Цейтлин, «главным механизмом, регулирующим сокращение слова, является его акцентная структура, т.е. распределение слогов по месту в слове по отношению к ударению».

Г.В. Бабина считает, что для возрастного периода 1,2-1,6 лет характерно поступательное овладение структурным наполнением слова и отногенетически оправданное звуковое несовершенство.

Как отмечает М.Е. Хватцев, с конца второго года жизни недостатки произношения обусловливаются несовершенствами артикуляторной моторики: ребенок может различать звук на слух, но не произносить его.

Р.Е. Левина считает, что изменения в количестве, характере или порядке звуков могут сопровождаться как изменением лексического значения произносимого слова, так и его полной утратой. Автор указывает на взаимосвязь звуковой стороны слова и его лексического и грамматического значения и говорит о том, что «слоговая структура слова представляет собой необходимую предпосылку для накопления лексического запаса, для развития грамматических элементов слова, с одной стороны, и для усвоения фонетического состава слова – с другой».

По мнению многих исследователей, раннее речевое развитие ребенка характеризуется неравномерностью и скачкообразностью. Для ребенка 2,5 лет нормативным считается уподобление гласных, аморфность звукослогового контура слова. До трехлетнего возраста можно наблюдать сокращение числа слогов, замену труднопроизносимого слова другим словом или паузой для сохранения общего ритма предложения. В незнакомых словах и словах сложной звукослоговой структуры пропуск, перестановки звуков и слогов являются нормативной особенностью.

Таким образом, овладение звукослоговой структурой слова проходит несколько стадий, протекая в системе развития языка в неразрывном взаимодействии всех его сторон. Усвоение звукослоговой структуры слова является длительным процессом, необходимым для формирования полноценного речевого акта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы в системе коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей младшего школьного возраста с ОНР»

По итогам диагностики, проделанной за последние пять лет, наблюдаю среди поступающих в школу увеличение числа детей с речевыми нарушениями, со слабой школьной готовностью. Одним из наиболее тяжелых и ...

Консультация для родителей. Звукослоговая структура слова.

Информация представлена ввиде красочных картинок с информацией для родителей как помочь ребёнку с наушение слоговой структуры слова....

Методика исследования особенностей овладения звукослоговой структурой слова детьми с ОНР

Методика  исследования особенностей овладения звукослоговой структурой слова детьми с ОНР При создании методики были использованы в модифицированном виде существующие методические разработки...

Влияние нарушений звукослоговой структуры слова на письменную речь младших школьников с ОВЗ – ТНР.

Статья  на тему  " Влияние нарушений звукослоговой структуры слова на письменную речь младших школьников" поможет в работе  школьного учителя-логопеда ....

Методические рекомендации по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи

Данный материал содержит методические рекомендации по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи...

Нарушения звукослоговой структуры слова у детей с ОНР

Презентация содержит краткую характеристику структуры дефекта при общем недоразвитии речи, описание видов нарушений звукослоговой структуры слова у детей с ОНР и этапы коррекционной работы по устранен...