Программа коррекционной работы с учащимися начальных классов с нарушениями речи.
рабочая программа по логопедии
Программа коррекционной работы предназначена для учителей - логопедов с детьми с задержкой психического развития, расчитанная на 4 года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа учителя - логопеда | 438.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 38»
Программа коррекционной работы с учащимися начальных классов с нарушениями речи.
Составитель учитель-логопед
Колесникова Татьяна Андреевна
Структура программы коррекционной работы:
1.Пояснительная записка……………………………………………………………………1-4 стр.
2.Характеристики учащихся с отклонениями в речевом развитии……………………….5-6 стр.
3.Направления коррекционной работы учителя–логопеда………………………………..7-9 стр.
4.Перспективные планы работ, включающие планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения…………………………………………………………………..10-36 стр.
5.Список литературы…………………………………………………………………………37 стр.
6.Приложение………………………………………………………………………………
1.Пояснительная записка
Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования. В стандартах второго поколения на первое место выходят требования к результатам освоения образования, а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым.
Целью образования становится личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся.
Логопедам школьных логопунктов важно ориентироваться на следующие показатели деятельностного подхода стандартов второго поколения:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий.
Результаты деятельности школьного логопеда напрямую влияют на качество обучения по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, что, как мы видим, является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний обучающимися в основной начальной школе. С введением нового стандарта общего образования деятельность школьного логопеда как полноценного участника образовательного процесса должна стать более значимой, конкретной и измеримой. Решение совокупности указанных задач может быть успешным при организации методически грамотного логопедического сопровождения.
Компонентами логопедического сопровождения являются:
- профилактика речевых нарушений;
- логопедическая диагностика;
- коррекция речевых дефектов;
- формирование всех сторон (компонентов) речи;
- развитие невербальных психических функций;
- развитие эмоционально – волевой сферы;
- формирование нравственных установок ребёнка.
Цель программы: коррекция нарушений устной и письменной речи и комплексная подготовка детей, имеющих трудности в обучении, к овладению школьно-значимыми универсальными учебными действиями по русскому языку и чтению.
Задачи программы:
- Развитие фонематического анализа и синтеза;
- Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова,
предложения и текста; - Формирование и развитие грамматически правильной речи;
- Формирование и развитие выразительной, связной речи;
- Обогащение словарного запаса;
- Развитие фонематического восприятия;
- Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;
- Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;
- Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового,
зрительного, кинестетического. - Развитие познавательных процессов: слухового внимания,
зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти,
логического мышления.
Концептуальность программы
В процессе логопедической работы по профилактике и коррекции нарушений устной и письменной речи наиболее значимыми являются следующие принципы:
- Принцип комплексности – логопедическое воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устная речь, чтение и письмо);
- Патогенетический принцип – коррекция нарушенного механизма, формирование тех психических функций, которые обеспечивают функционирование операций процесса чтения и письма;
- Принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации, на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы;
- Принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции;
- Принцип поэтапного формирования умственных действий – свёртывание, автоматизация внешних операций, перевод их во внутренний план;
- Принцип учёта зоны «ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) – процесс развития той или иной психической функции должен осуществляться постепенно, с учётом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога;
- Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала – логопедическая работа по формированию тех или иных речевых функций должна проводиться поэтапно, с постепенным усложнением;
- Принцип системности – методика профилактической и коррекционной работы представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на создание определённой функциональной системы. Использование каждого метода определяется основной целью и его местом в общей системе работы;
- Принцип деятельностного подхода – воздействие на все этапы процесса письма как многоуровневой деятельности (ориентировочный, операциональный и этап контроля).
- Онтогенетический принцип – учёт этапов и последовательности формирования функций, обеспечивающих процессы письма и чтения;
- Общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
Адресат программы – учащиеся с речевыми нарушениями, испытывающие затруднения при овладении устной и письменной речи.
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Условия организации коррекционно-развивающей работы
Кабинет логопеда, зеркало, индивидуальные зеркала, тетради для индивидуальной работы, карандаши, наглядный, дидактический материал.
Зачисление на логопедические занятия осуществляется на основе обследования речи учащихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.
Предельная наполняемость логопедического пункта общеобразовательного учреждения не более 25 человек. На каждого учащегося, зачисленного на логопедические занятия, учитель - логопед заполняет речевую карту.
Выпуск учащихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.
Занятия с учащимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются индивидуально – подгрупповые занятия, которые проводятся 2-3 раза в неделю продолжительностью 20-40 минут.
Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью речевого нарушения. Выбор количества часов определяется уровнем сложности речевого нарушения, индивидуальными особенностями ребенка, скоростью усвоения материала.
Групповые занятия проводятся:
- с учащимися, имеющими нарушения устной речи и нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не менее трех раз в неделю;
- с учащимися, имеющими фонетико - фонематическое или фонематическое недоразвитие речи, не менее двух раз в неделю;
- нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико - фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, не менее двух раз в неделю;
- с учащимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного - двух раз в неделю.
Индивидуальные занятия проводятся по необходимости в зависимости от структуры речевого дефекта от 1 до 3 раз в неделю, продолжительность индивидуальных занятий составляет 15 - 20 минут.
В случае необходимости уточнения диагноза учащихся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем - логопедом в соответствующее лечебно - профилактическое учреждение для обследования врачами специалистами (невропатологом, детским психиатром, оториноларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого - медико - педагогическую комиссию.
Ответственность за обязательное посещение учащимися занятий в логопедическом пункте несут учитель - логопед, классный руководитель, родители.
Учитель – логопед проводит занятия с учащимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым нарушением по следующим направлениям:
- Развитие звуковой стороны речи.
- Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.
- Формирование связной речи.
- Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению.
- Формирование полноценных учебных умений.
- Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению.
- Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.
Кроме того, учитель-логопед осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения учащимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку) представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве учащихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте.
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, рекомендуемые для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы.
Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант
тестовой логопедической диагностики - стандартизированной, нейропсихологической методики обследования речи с балльно - уровневой системой оценки (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.). Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта и получить речевой профиль; выстроить систему индивидуальной коррекционной работы; комплектовать подгруппы на основе общности структуры нарушений речи; отслеживать динамику речевого развития ребёнка и оценить эффективность коррекционного воздействия.
В работе с учащимися используются коррекционно-логопедические технологии: технология моделирования и проигрывания сказок, формирования слоговой структуры слова, элементы изотерапии (Ткаченко Т.А.),обогащения и активизации словарного запаса (Филичева Т.Б., Чиркина Т.В.)
Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А.В.Ястребовой, Т.П. Бессоновой, И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой, Н.Г. Андреевой, Е.В.Мазановой. Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет охватить значительное количество учащихся, вести коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях:
- преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование
- языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);
- создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей;
- коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности).
Методы и средства оценки результативности коррекции
Динамика развития звукопроизношения, устной речи, письма, чтения выявляется при сравнении начального уровня (при поступлении ребенка на логопункт) с уровнем развития, достигнутом на определенном временном отрезке (конец четверти, этапа, полугодия, года и др.).
В качестве диагностических материалов могут быть использованы контрольные и проверочные работы, включающие в себя: диктанты, списывания, тесты, проверку техники чтения и др. (по усмотрению логопеда).
Методыработы:
Если говорить о методах логопедического воздействия, то в рамках программы коррекции основное место занимают практические методы. Это различные упражнения:
- конструктивные во время работы по уточнению оптикопространственнных дифференцировок (конструирование букв из элементов, из одной буквы другую);
- творческие — во время работы по формированию звукобуквенного анализа и синтеза;
- игровые;
- наглядно — демонстрационные.
Формы организации деятельности учащихся:
- групповая;
- работа в парах;
- индивидуальная.
Прогнозируемые результаты
Проводимое коррекционное воздействие организует учебную деятельность учащихся с недостатками речевого развития, поможет им успешно преодолеть имеющуюся речевую патологию, а также естественные трудности школьного обучения в целом. Таким образом, логопедическая работа по преодолению нарушений устной и письменной речи у младших школьников будет способствовать формированию коммуникативной культуры, вооружит детей средствами познания, развития мировоззрения и чувств, т.е. универсальными учебными действиями.
2. Характеристики учащихся с отклонениями в речевом развитии.
I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
- Дефектное произношение от 2 до 5 звуков, распространяющееся на одну-две группы оппозиционных звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным («смазанным»).
- Недостаточная сформированность фонематических процессов. трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).
У учащихся с нарушением речи неполноценно сформированы значимые для обучения в школе коммуникативная и обобщающая функции речи. От своевременного появления этих функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Так, включаясь в процесс восприятия, он делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания. Дети без специальной подготовки оказываются неспособными усваивать школьную программу. Эта категория учащихся входит в так называемую группу риска и составляет значительный процент неуспевающих по русскому языку.
II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
- Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов, смешения по смыслу и по акустическому свойству);
- Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Особенно трудна для этих учащихся монологическая речь. Кроме того, симптоматика нарушений письменной речи у младших школьников носит полиморфный характер, типичными ее проявлениями являются: нечеткое владение учебной терминологией и формулирования правил правописания, трудности освоения и применения правил правописания, особенно морфологического принципа, что проявляется в значительном количестве орфографических ошибок на письме.
III. Психологические особенности.
По особенностям познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы и характеру поведения младшие школьники с речевой патологией отличаются от сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.
Мыслительная деятельность. Значительное своеобразие обнаруживается в развитии мыслительной деятельности. Оно выражается в нарушении таких операций как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки предметов и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления. Анализ объектов у данной группы учащихся отличается меньшей полнотой и недостаточной тонкостью. В результате этого они выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники. Деятельность детей при анализе признаков ведётся чаще всего хаотично, без плана. Для очень многих детей с особыми образовательными потребностями характерны недостаточная гибкость мышления, склонность к стереотипным, шаблонным способам решения.
Внимание младших школьников с недостатками речевого развития характеризуется повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. У большинства учащихся данной категории внимание неустойчивое – быстро фиксируется и быстро переключается. Такие дети способны к усвоению только малого объёма информации.
Память. У многих школьников с речевым недоразвитием наблюдаются недостатки памяти, причём они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь у учащихся ограничен объём памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного материала, так и (особенно) словесного, что не может не сказываться на успеваемости.
Восприятие. Скорость восприятия у детей с недостатками речевого развития становится заметно ниже той, которая считается нормальной для данного возраста, фактически при любом отклонении от оптимальных условий. Такое действие оказывают плохое освещение, расположение предмета под непривычным углом зрения, наличие рядом других аналогичных предметов (при зрительном восприятии); частая смена сигналов (объектов), сочетание или одновременное появление нескольких сигналов (особенно характерно для слухового восприятия).
Недостатки слухового восприятия у младших школьников данной группы проявляются в фонематических нарушениях. Операции по дифференциации звуков, выделению звука из слова, установление последовательности звуков в словах сложной слоговой структуры и т.д. у этих детей затруднены. Особенно следует отметить недостатки пространственного восприятия у детей – логопатов (например, направления или расположения отдельных элементов в сложном изображении). Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрительного, двигательного и тактильного анализаторов. Это взаимодействие складывается у детей с речевой патологией с опозданием и долгое время оказывается неполноценным. Недостатки данного вида восприятия затрудняют обучение чтению и письму, где очень важно различать расположение элементов.
Таким образом, становится ясно, что те трудности, с которыми сталкивается рассматриваемая группа школьников при усвоении программного материала общеобразовательной школы по родному языку, обусловлены не только речевым недоразвитием, но и уровнем сформированности психологических предпосылок к овладению учебными умениями.
3. Логопедическое сопровождение ведётся по следующим направлениям:
Мероприятия | Сроки проведения | Содержание | |
1.Организационная, диагностическая работа | |||
Подготовка кабинета к новому учебному году. | До 1 сентября | ||
Первичное и углублённое обследование устной и письменной речи детей (в начале, середине, в конце года). | С 1 по 15 сентября с 15 по 31 мая | Проведение массового обследования учащихся начальной школы, затем углубленного обследования детей, зачисленных на логопункт МАОУ СОШ №38 (нейропсихолог. методика Фотековой Т.А.) | |
Изучение документации детей, вновь принятых на логопедические занятия. | С 1 по 15 сентября | Сбор анамнестических данных и выписка из медицинских карт учащихся сведений, необходимых для учителя – логопеда МАОУ СОШ №38 | |
Проведение мониторинга устной и письменной речи детей | С 1 по 15 сентября с 15 по 31 мая | Заполнение речевых карт, протоколов обследования устной и письменной речи, обработка результатов, написание аналитических справок. | |
Оформление документации учителя-логопеда на начало и конец учебного года. Зачисление учащихся, нуждающихся в логопедической помощи, в речевые группы с учетом возраста и речевого дефекта | С 1 по 15 сентября с 15 по 31 мая | Оформление и визирование необходимой документации, комплектование пакета документов в соответствии с рекомендуемым перечнем | |
Зачисление учащихся, нуждающихся в логопедической помощи. | С 1 по 15 сентября | Комплектование групп для коррекционной работы | |
Составление расписания логопедических занятий и согласование его с администрацией школы. | Каждую четверть | ||
Приобретение наглядности для оформления логопедического кабинета. | В течение года | ||
Продолжение работы по систематизации методического материала в электронном виде. | В течение года | ||
Анализ коррекционной работы. | С 15 по 30 мая | ||
2.Коррекционная работа | |||
Проведение групповых, индивидуальных занятий согласно циклограмме рабочего времени учителя – логопеда МАОУ СОШ № 38 | С 15 сентября по 15 мая | ||
| |||
Продолжить самообразование по теме «Коррекция общего недоразвития речи» | В течение года | Разработка конспектов, работа с группой учащихся, имеющих общее недоразвитие речи. Своевременно пополнять знания, знакомиться с инновационными программами и технологиями | |
Проведение консультаций для родителей: Индивидуальные консультации. Посещение собраний в 1 - х классах. | Сентябрь Октябрь | Знакомство с результатами логопедического обследования. Специфика работы, задачи и формы логопедической работы. «Артикуляционная гимнастика». Выпуск методических рекомендаций для родителей; Посещение собраний в 1- х классах «Нарушения письменной речи». | |
Проведение открытых индивидуальных занятий для родителей. | В течение года | Приглашаются родители, чьи дети посещают логопедические занятия. Тема определяется логопедом по перспективному плану | |
Изучение методических и практических материалов | В теч.года | Журналы "Дефектология", "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития", "Логопедия", "Школьный логопед", "Начальная школа" и других печатных изданий, статьи интернета | |
| |||
Знакомство с диагностикой сенсорной и познавательной сфер детей с речевыми нарушениями, проводимой педагогом-психологом. | С 1 по 15 сентября | Взаимный обмен информацией, с целью уточнения и конкретизации заключения, а также для составления индивидуальных программ развития | |
Взаимопосещение коррекционных занятий педагога – психолога. | В течение года | «Взаимосвязь в работе школьного психолога и логопеда». У педагогов начального звена | |
Посещение уроков русского языка, чтения в 1 – 2 классах с целью контроля за речью детей, отслеживание результатов коррекционно – развивающего обучения и оказание практической помощи учителю в работе с детьми – логопатами. | В течение года |
| |
Подготовка документации к ПМПк. | Апрель | Логопед, психолог и другие педагоги ОУ совместно составляют пакет документов при необходимости представления ребенка на ПМПк (с согласия родителей). |
План работы с группой учащихся 2-х классов.
Логопедическое заключение: нарушение письменной речи, обусловленное ОНР III - IV уровня
План разработан с опорой на методические системы работы, А.В. Ястребовой, И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой, Н.Г. Андреевой и предназначен для логопедической работы с группой учащихся 2-х классов, испытывающих трудности формирования письма и чтения, обусловленных ОНР III - IV уровня.
Весь материал, представленный в плане, рассчитан на один год обучения с учетом возрастных особенностей учеников и требований общеобразовательной программы начальной школы.
Количество часов за год – 61, количество часов в неделю – 2 часа.
Учебно-тематический план
I этап. Развитие фонетической и фонематической сторон речи. (44ч.)
Учебно-познавательные задачи:
- развитие полноценных фонематических процессов; развитие анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова;
- формирование учебной и логопедической терминологии (сообщение, предложение, слово, слог, звук);
- закрепить понятие «звук», дифференциация гласных первого и второго ряда;
- формирование предпосылок восприятия определенных орфограмм, правописание,
которых связано с полноценными представлениями о звуковом составе слова;
- дифференциация твердых и мягких согласных звуков;
- формирование у учащихся умения выбирать гласную букву (графему), опираясь на твердость/мягкость впереди стоящего согласного;
- формирование умения слышать в слове мягкий согласный и небольшую паузу перед полным звучанием последующего гласного II ряда;
- формирование навыка правильного написания слов с разделительным «ь»: дифференциация согласных звуков: дифференциация твердых – мягких согласных звуков;дифференциация звонких – глухих звуков; расширение и активизация словаря, формирование лексико – грамматического строя речи, пропедевтика грамматических правил, уточнение определенных грамматических понятий правил.
Коммуникативно-речевые задачи:
- формирование информационно-коммуникативных умений; формирование регуляционно-коммуникативных умений; формирование аффективно-коммуникативных умений.
№ п/п | Логопедическая тема | Часы | Направления работы | |
Грамматические темы | Развитие неречевых процессов | |||
1 | Диагностика | 1 | Исследование процесса чтения и письма. Исследование неречевых психических функций. Логопедическое заключение. | |
2 | Предложение и слово. Анализ предложения. | 1 | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе и падеже. | Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения. |
3 | Главные члены предложения. Интонационная законченность предложения. | 1 | Составление предложений из слов, закреплять навыки языкового анализа и синтеза, устанавливать логические связи между словами внутри предложения, тренировать в грамматическом оформлении текста. | Развитие навыков языкового анализа и синтеза. |
4 | Слова,обозначающие предмет. | 1 | Развитие навыков языкового анализа и синтеза. | |
5 | Слова,обозначающие действие предмета. | 1 | Развитие навыков языкового анализа и синтеза. | |
6 | Дифференциация слов-предметов и слов-действия предметов. | 1 | Развитие навыков языкового анализа и синтеза. | |
7 | Слова,обозначающие признак предмета. | 2 | Развитие навыков языкового анализа и синтеза. | |
8 | Проверочная работа | 1 | ||
9 | Краткий пересказ. Составление плана пересказа. | 1 | Формировать умение составлять полные предложения – объяснения лексического значения слова, кратко пересказывать повествовательный текста, определять последовательность частей текста, составлять план пересказа, использовать составленный план при кратком пересказе. | Развитие умение ориентироваться в причинно-следственных связях статьи, выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы. |
10 | Слогообразующая роль гласного. | 1 | Развитие фонематических представлений, восприятий, слуха, внимания, памяти. | |
11 | Слоговой анализ и синтез слов. Слог. | 1 | Гласные и согласные звуки | |
12 | Деление слов на слоги. Выделение гласных из ряда звуков, слогов, слов. | 1 | ||
13 | Ударение. Выделение ударного гласного и ударного слога в слове. | 3 | Определение ударного гласного звука в слове, нахождение его места. | |
14 | Проверочная работа | 1 | ||
15 | Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление предложений(полных ответов на вопросы). | 1 | Формировать умения отвечать на вопросы полным предложением, последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план, составлять полные предложения, объяснять лексическое значение слова. | Устная связная речь слуха, внимания, восприятия, памяти и ориентировки в пространстве |
16 | Твердые и мягкие согласные звуки и их дифференциация. | 1 | Мягкие согласные | |
17 | Гласные I и П ряда.Образование гласных 2 ряда. | 1 | Буквы «я», «ё», «ю», «е» | Формирование приёмов учебной деятельности и самоконтроля. |
18 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Дифференциация гласных [а-я]. | 1 | Обозначение мягкости согласных при помощи гласных. Написание гласных после шипящих «ча—ща» | Развитие фонематических представлений, восприятий, слуха, внимания, памяти. Развитие фонемати ческого восприятия, логического мышле ния, зрительной памяти, навыков звукового анализа и синтеза.Формирование приёмов учебной деятельности и самоконтроля. Формирование приёмов учебной деятельности и самоконтроля. |
19 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Дифференциация гласных [у-ю]. | 1 | Обозначение мягкости согласных при помощи гласных. Написание гласных после шипящих «чу—щу» | |
20 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Дифференциация гласных [и-ы]. | 1 | Обозначение мягкости согласных при помощи гласных. Написание гласных после шипящих «жи—ши» | |
21 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. | 1 | Обозначение мягкости согласных на письме гласными II ряда. | |
22 | Мягкий знак на конце слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова. | 1 | Мягкий знак – показатель мягкости. Буква «ь» | |
23 | Мягкий знак в середине слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака в середине слова. | 1 | Буква «ь» | |
24 | Разделительный мягкий знак. | 1 | Обозначение мягкости согласного при помощи мягкого знака, функции разделения. | |
25 | Контрольная работа | 1 | ||
26 | Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа. | 1 | Формировать умения определять и раскрывать тему текста, собирать материал по теме, точно употреблять слова в речи, определять последовательность частей текста. | |
27 | Звонкие и глухие согласные и их дифференциация. | 1 | Звонкие согласные | Развитие фонематического и зрительного восприятия, внимания, слуховой памяти, анализа и синтеза. Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по развитию координаций. |
28 | Дифференциация [б-п] | 2 | Согласные звуки и буквы [б-п] | |
29 | Дифференциация [т-д] | 2 | Согласные звуки и буквы[т-д] | |
30 | Дифференциация [г-к] | 2 | Согласные звуки и буквы[г-к] | |
31 | Дифференциация [з-с] | 2 | Согласные звуки и буквы[з-с] | |
32 | Дифференциация [в-ф] | 2 | Согласные звуки и буквы[в-ф] | |
33 | Дифференциация [ш-ж] | 2 | Согласные звуки и буквы[ш-ж] | |
34 | Контрольная работа | 1 | ||
35 | Творческий пересказ по обозначенному концу. Составление плана рассказа. | 1 | Формировать умения определять и раскрывать тему текста, собирать материал по теме, точно употреблять слова в речи, определять последовательность частей текста. |
II этап. Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи (17 ч.)
Учебно-познавательные задачи:
- Уточнение значений имеющихся у детей слов, дальнейшее расширение словарного запаса, путём накопления новых слов различных частей речи и различными способами словообразования;
- Уточнение значений используемых синтаксических конструкций;
- Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путём овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении и моделями различных синтаксических конструкций;
- Уточнить представление о грамматических категориях слов.
- Воспитать у детей языковое чутье, т.е. зрительное и слуховое внимание к слову, умение чувствовать и понимать его лексические оттенки, умение правильно выбирать и употреблять нужное слово в контексте, опираясь на его лексический оттенок.
№ п/п | Логопедическая тема | Часы | Направления работы | |||||
Практическое знакомство с предлогами. | 1 | Грамматический строй. Семантика предлогов. Раздельное написание предлогов. | Развитие неречевых процессов. Формирование умения ориентироваться на систему признаков (условий).Развитие пространственно-временных отношений. | |||||
Предлоги в, на. | 1 | |||||||
Предлоги на, с (со). | 1 | |||||||
Предлоги в, из. | 1 | |||||||
Предлоги с, из. | 1 | |||||||
Предлоги по, к. | 1 | |||||||
Предлоги за, из-за. | 1 | |||||||
Предлоги над, под | 1 | |||||||
Предлоги под, из-под. | 1 | |||||||
Закрепление предлогов. Упражнение в раздельном написании предлогов со словами. | 1 | |||||||
Контрольная работа | 1 | |||||||
Составление предложений из заданных слов с предлогами. Употребление предлогов в связной речи. | 1 | |||||||
Родственные слова. Общая часть родственных слов. | 1 | Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, сопоставление, обобщение. | ||||||
Родственные слова и синонимы. | 1 | Родственные слова и слова с омонимичными корнями. | ||||||
Однокоренные слова. Корень слова. | 1 | Единообразное написание корня в однокоренных словах | ||||||
Однокоренные слова. Корень слова. | 1 | Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. | ||||||
Диагностика | 1 |
Основные требования к знаниям и умениям к концу 2 класса:
Учащиеся должны знать:
- гласные и согласные звуки и буквы, их признаки;
- гласные ударные и безударные;
- согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;
- названия предметов по различным лексическим темам;
- структуру предложения.
Учащиеся должны уметь:
- правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;
- распознавать буквы, имеющие близкие по акустико-артикуляционному укладу звуки;
- распознавать буквы, имеющие близкие по кинетическому укладу звуки;
- распознавать сонорные звуки и буквы;
- распознавать парные согласные;
- обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами 2 ряда и буквой ь;
- писать раздельно предлоги со словами;
- правильно записывать предложения: употреблять заглавную букву в начале предложения;
- ставить точку, восклицательный или вопросительный знак в конце предложения.
- планировать предстоящую работу;
- определять пути и средства достижения учебной цели;
- контролировать свою деятельность;
- работать в определенном темпе;
- отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
- свободно составлять рассказы, пересказы;
- владеть навыками творческого рассказывания.
Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь), итоговая (май).
План работы с группами учащихся 1-4-х классов ( индивидуальной ).
Логопедическое заключение: «(ФНР) Фонематическое нарушение»
Коррекционная работа по устранению нарушений речи состоит в исправлении недостатков речи. Основной целью коррекционной работы при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Опираясь на принципы логопедического воздействия при дислалии, проводят логопедическое и психолого-педагогическое обследование. Результаты обследования позволяют организовать коррекционную работу с помощью практических, наглядных и словесных методов.
План составлен на основе типовой программы Филичева Т.Б, Каше Г.А. « Программа для логопедических групп ».
Данная программа написана в соответствии с основными принципами логопедического воздействия и реализует логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции.
План предназначен для индивидуальной или групповой логопедической работы с группой учащихся ,испытывающих трудности в произношении.
Количество часов: (может меняться из-за индивидуальных способностей) 60, занятия проводятся 2 раза в неделю.
Основные направления работы
1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
- уточнение значения используемых синтаксических конструкций.
3. Формирование связной речи:
- развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
- установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания.
4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивости внимания;
- наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
- способности к запоминанию;
- способности к переключению;
- навыков и приемов самоконтроля;
- познавательной активности;
- произвольности общения и поведения.
- Формирование полноценных учебных умений. Планирование предстоящей деятельности:
- принятие учебной задачи;
- активное осмысление материала;
- выделение главного, существенного в учебном материале;
- определение путей и средств достижения учебной цели;
- контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
- работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать, проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
- применение знаний в новых ситуациях;
- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
- умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия;
- подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
- умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
- ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
- ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
- применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
- употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
- обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
- пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
- развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
- формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
- проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
- соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
- составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
Основные этапы коррекционной работы
Коррекционная работа проводится в четыре этапа.
1-й этап — диагностический. Определяется состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, фонематического восприятие. Обследуется состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи. Выявляются индивидуальные особенности таких, психических процессов, как мышление, внимание, память. Выявляется наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта.
2-й этап — подготовительный.
- Уточняются созданные в процессе обучения предпосылки овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления);
- Проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление;
- Проводится работа по развитию свойств внимания, памяти;
- Проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики);
3-й этап — коррекционный.
Осуществляется работа по преодолению дизорфографических нарушений. Она проводится на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях по направлениям, соответствующим основным видам ошибок. Комплексный подход данной методики по коррекции дизорфографии предполагает при необходимости параллельную работу, направленную на устранение нарушений звукопроизношения, чтения и письма.
4-й этап — оценочный.
- Оценивается эффективность коррекционной работы.Оценка правильно артикулировать звуки речи в различных фонематических позициях и формах речи.
Учебно-тематический план
Перспективное планирование индивидуальной и групповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи. Свистящая и шипящая группа звуков (с,з,ш,ж,ц).
Этапы работы | Кол-во часов | Содержание работы | Виды работы | Оборудование и материалы |
1 этап: «Развитие общей, речевой моторики» | А.(2 ч.) | Развитие общей моторики: гимнастика рук, ног, туловища | Игры для развития координации и чувства ритма | |
Б.(3ч.) | Развитие мелких движений кистей рук и пальцев: -вычерчивание фигур -обведение шаблонов -штриховка -рисование по контуру -пальчиковая гимнастика | выполнение заданий под наблюдением логопеда | Ножницы, трафареты, мячи | |
В.(3ч.) | Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти | Игры направленные на развитие зрительного внимания и памяти(«Делай так, «Что изменилось», «Найди фигуру по подобию | Предметные картинки, игрушки, дидактические игры | |
Г.(3ч.) | Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата(упражнения для язычка) | Упражнения перед зеркалом(в классе, дома, самостоятельно) | зеркала, бумажные трубочки, кусочки ваты | |
2этап: «Постановка и коррекция звука» | А.(3ч.) | Знакомство с артикуляцией звука | Показ перед зеркалом, закрепление артикуляц-х упражнений | Зеркало, игровой материал |
Б.(1ч.) В.(1ч.) | Упражнения для звуков С,СЬ,З,ЗЬ,Ц Упражнения для звуков Ш,Ж | |||
Д.(1ч.) | Коррекция звука. Работа над звуком - точностью, - чистотой, - плавностью, - силой, - темпом, -достижением устойчивости результата | Игры направленные на развитие артикуляционной моторики: -игры на выработку вибраторных движений кончика языка, работа над силой выдоха. |
Полоски бумаги, соломинки, лодочки разных размеров,
| |
3 этап: « Автоматизация поставленного звука в речи; развитие фонематического восприятия,фонематических представлений и аналитико -синтетической деятельности» | А.(1ч.) Б.(4ч.) В.(4ч.) Г.(1ч.) Д.(4ч.) Е.(4ч.) Ж.(6ч.) З.(4ч.) И.(6ч.) К.(5ч.) Л. (2-4ч.) | Работа над звуком: -закрепление звука в слогах (прямых) -закрепление звука в словах с прямыми слогами ( под ударением на слоге) -закрепление звука в словах с прямыми слогами ( без ударения на слоге) -закрепление звука в слогах(обратных) -закрепление звука в словах с обратными слогами ( под ударением на слоге) -закрепление звука в словах с обратными слогами( без ударения на слоге) - закрепление зука в словах со стечением согласных -закрепление звука в предложениях - закрепление звука в тексте -закрепление звука в пословицах,поговорках, стихах,скороговорках Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая) | Произнесение слогов, слов, преложений, чтение текстов, работа со слоговыми таблицами, заучивание стихов, чистоговорок, скороговорок, работа с деформирован- ным текстом. Пересказ текстов, составление рассказов,придумывание части рассказа.инсценирование сказок | Слоговые таблицы, предметные картинки, картинки с загадками, сюжетные картинки, игрушки, сюжетные картинки |
4этап: «Автоматизация и дифференциац. звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи» | 14 | Введение звука в самостоятельную речь | Используемая литература: 1.Скворцова И.В. Логопедические игры. 2.Новоторцева Н.В.Рабочие тетради по развитию речи на звуки С,З,Ц. 3.Коноваленко В.В. Домашние тетради № 1,2,3,4 для закрепления произношения звуков С,З,Ц |
Перспективное планирование индивидуальной и групповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи. Сонорная группа звуков (Р,Рь,Л,Ль)
Этапы работы | Кол-во часов | Содержание работы | Виды работы | Оборудование и материалы |
1этап: «Развитие общей, речевой моторики» | А.(2 ч.) Б.(3ч.) В.(3ч.) Г.(3ч.) | Развитие общей моторики: гимнастика рук,ног,туловища Развитие мелких движений кистей рук и пальцев: -вычерчивание фигур -обведение шаблонов -штриховка -рисование по контуру -пальчиковая гимнастика Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата(упражнения для язычка) | Игры для развития координации и чувства ритма. Выполнение заданий под наблюдением логопеда Игры направленные на развитие зрительного внимания и памяти(«Делай так, «Что изменилось», «Найди фигуру по подобию» Упражнения перед зеркалом(в классе, дома, самостоятельно) | Ножницы, трафареты, мячи Предметные картинки, игрушки, дидактические игры, зеркала, бумажные трубочки, кусочки ваты |
2этап: «Постановка и коррекция звука» | А.(3ч.) Б.(1ч.) В.(2ч.) | Знакомство с артикуляцией звука Упражнения для звука Р Упражнения для звуков Л 1 способ: вызывание межзубного Л 2 способ: постановка от вспомогательных звуков А или Ы Коррекция звука: Работа над звуком - точностью, - чистотой, - плавностью, - силой, - темпом, -достижением устойчивости результата | Показ перед зеркалом, закрепление артикуляц-х упражнений Игры направлен ные на развитие артикуляционной моторики: -игры на выработку вибраторных движений кончика языка, работа над силой выдоха | Зеркало,игровой материал Полоски бумаги, соломинки, лодочки разных размеров, карандаши
|
3 этап: « Автоматизация поставленного звука в речи; развитие фонематического восприятия,фонематических представлений и аналитико -синтетической деятельности» | А.(1ч.) Б.(4ч.) В.(4ч.) Г.(1ч.) Д.(4ч.) Е.(4ч.) Ж.(3ч.) З.(3ч.) И.(4ч.) К.(5ч.) Л. (2-4ч.) | Работа над звуком: - закрепление звука в слогах(прямых) -закрепление звука в словах с прямыми слогами ( под ударением на слоге) -закрепление звука в словах с прямыми слогами ( без ударения на слоге) -закрепление звука в слогах (обратных) -закрепление звука в словах с обратными слогами( под ударением на слоге) -закрепление звука в словах с обратными слогами( без ударения на слоге) - закрепление звука в словах со стечением согласных -закрепление звука в предложениях - закрепление звука в тексте - закрепление звука в пословицах, поговорках, стихах, скороговорках Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая) | Произнесение слогов, слов, преложений, чтение текстов, работа со слоговыми таблицами, заучивание стихов, чистоговорок, скороговорок, работа с деформирован- ным текстом. Пересказ текстов, составление рассказов,придумывание части рассказа.инсценирование сказок | Слоговые таблицы, предметные картинки,картинки с загадками, сюжетные картинки |
4этап: «Автоматизация и дифференциац. звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи» | 14 | Введение звука в самостоятельную речь | Используемая литература: 1.Фомичева М.Ф.Воспитание у детей правильного произношения 2.Поваляева М.А. Сказки о веселом язычке 3.Коноваленко В.В. |
Перспективное планирование индивидуальной и групповой работы при сложной дислалии (ффнр)
99 часов, занятия проводятся в 3 раза неделю
№ | Тема и содержание коррекционной работы | Грамматические и лексические темы, используемые на занятии | Кол-во часов |
Подготовительный этап | |||
Развитие ручной моторики, артикуляционного аппарата, фонематического слуха, упражнения на дыхание, уточнение пространственно-временных представлений | Семья. Дом. Осень. | 2 | |
Коррекционный этап | |||
1. | Звук с | 17 | |
Постановка звука С.Автоматизация звука с в прямых слогах . | Осень. Осенние месяцы. | 1 | |
Автоматизация звука с в словах с прямыми слогами | Цветы. | 3 | |
Автоматизация звука с в словах со стечением согласных | Кустарники, деревья. | 3 | |
Автоматизация звука с в предложениях. | Грибы | 1 | |
Автоматизация звука с словах с обратными слогами, предложениях | Труд людей осенью. | 3 | |
Автоматизация звука с в речи. | Овощи | 2 | |
Постановка звука сь.Автоматизация звука с в прямых слогах, словах . | Орудия труда | 2 | |
Автоматизация звука сь в словах, чистоговорках,предложениях, тексте | Дикие животные | 2 | |
2 | Звук З | 12 | |
Постановка звука З.Автоматизация звука з в прямых слогах, словах под ударением на слоге. | Детеныши диких животных | 2 | |
Автоматизация звука з в словах с прямыми слогами без ударения на слоге, в чистоговорках | Перелетные птицы | 2 | |
Автоматизация звука з в предложениях. | Одежда | 2 | |
Автоматизация звука з в речи. | Обувь | 2 | |
Постановка звука зь. Автоматизация звука зь в прямых слогах, словах | Предлоги | 2 | |
Автоматизация звука зь в словах, чистоговорках,предложениях, тексте | Рыбы | 2 | |
3 | Звук Ц | 8 | |
Постановка звука ц. Автоматизация звука ц в прямых слогах под ударением на слоге | Зима. Зимние месяцы. | 1 | |
Автоматизация звука ц в словах с прямыми слогами под ударением на слоге, чистоговорках | Зимние забавы. | 2 | |
Автоматизация звука ц в словах с обратными слогами | Зимующие птицы | 1 | |
Автоматизация ц в предложениях | Всреча Нового года. | 1 | |
Автоматизация звука ц в речи | Антонимы | 2 | |
Диффференциация звуков с-з-ц | Антонимы | 1 | |
4 | Звук ш | 14 | |
Постановка звука ш.Автоматизация звука ш в прямых слогах,словах с прямыми слогами под ударением на слоге. | Транспорт | 2 | |
Автоматизация ш в словах с прямыми слогами без ударения на слоге, в чистоговорках. | Транспорт | 2 | |
Автоматизация звука ш в словах со стечением согласных. | Школьные принадлежности | 2 | |
Автоматизация ш в словах с обратными слогами под ударением на слоге, в чистоговорках | Мебель | 2 | |
Автоматизация ш в словах с обратными слогами без ударения на слоге. | Игрушки | 2 | |
Автоматизация звука ш в предложениях. | Профессии | 1 | |
Автоматизация ш в речи. | Профессии | 2 | |
Дифференциация звуков с-ш. | Профессии | 1 | |
5 | Звук ж | 12 | |
Постановка звука ж. Автоматизация звука ш в прямых слогах, в словах под ударением на слоге | Домашние животные | 2 | |
Автоматизация ж в словах с прямыми слогами без ударения на слоге, в чистоговорках | Детеныши дом. животных. | 2 | |
Автоматизация звука ж в обратных слогах, словах | Дом. птицы. | 2 | |
Автоматизация звука ж в предложениях | Детеныши дом.птиц. | 2 | |
Автоматизация ж в речи | Музыкальные инструменты | 2 | |
Дифференциация звуков ш-ж | Синонимы | 1 | |
Дифференциация звуков ж-з | Синонимы | 1 | |
6 | Звук л | 20 | |
Постановка звука л Автоматизация звука л в прямых слогах,словах под ударением на слоге | Весна. Весенние месяцы | 4 | |
Автоматизация звука л в прямых слогах,словах без ударения на слоге Автоматизация в чистоговорках | Поведение на реках | 4 | |
Автоматизация звука л словах со стечением согласных | Труд людей весной | 3 | |
Автоматизация л в словах с обратными слогами. чистоговорках | Комнатные растения | 3 | |
Автоматизация л в предложениях | Насекомые | 3 | |
Автоматизация звука л в речи | Дни недели | 3 | |
7 | Звук р | 24 | |
Постановка звука р.Автоматизация р в словах со стечением согласных. | Лето.Летние месяцы | 4 | |
Автоматизация звука р в обратных слогах, словах под ударением на слоге | Фрукты | 4 | |
Автоматизация звука р словах с обратными слогами без ударения на слоге,чистоговорках | Ягоды | 3 | |
Автоматизация звука р словах с прямыми слогами под ударением на слоге,чистоговорках | Отдых | 3 | |
Автоматизация звука р словах с о стечением согласных | Виды спорта | 5 | |
Автоматизация р в предложениях | Времена года | 2 | |
Автоматизация р в речи | Времена года | 2 | |
Дифференциация звуков р-л | 1 |
В конце года дети должны уметь:
- правильно произносить все звуки речи;
- находить место звука в слове;
- уметь полно отвечать на вопросы учителя;
- составлять небольшой рассказ по картине и из личного опыта;
- употреблять в речи сложные формы предложений;
- планировать предстоящую работу;
- определять пути и средства достижения учебной цели;
- контролировать свою деятельность;
- работать в определенном темпе;
- отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
- свободно составлять рассказы, пересказы;
- владеть навыками творческого рассказывания;
Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих общее недоразвитие речи III уровня
ЦЕЛЬ: преодоление отклонений в речевом развитии и проведение коррекционной работы по профилактике всех видов дисграфии.
ЗАДАЧИ:
-Обучение различным формам словоизменения и способам словообразования.
-Обогащение словарного запаса и развитие связной речи учащихся.
-Обучение фонематическому анализу и синтезу, звуко-слоговому анализу.
Развитие неречевых психических процессов: дыхания, артикуляционной и ручной моторики; совершенствование зрительного анализа и синтеза; развитие слухового и зрительного восприятия и узнавания; расширение объема зрительной и слуховой памяти.
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: устойчивость внимания, наблюдательность в отношении языковых явлений, способность к запоминанию, способность к переключению внимания; воспитание навыков и приемов самоконтроля; формирование познавательной деятельности.
-Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению, формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности.
План работы рассчитан на 62 часа, разработан на основе: инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
— инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой (Москва, 1996 г.).
№ п/п | Содержание работы | Кол-во часов | Звуко-буквенный анализ | Лексика | Грамматический строй | Связная речь |
1. | Речь. Текст. Предложение. Слово. Дифференциация понятий. Членение текста на предложения. Анализ предложений. Роль интонации. Деформированный текст. | 3 | Определение количества и последовательности звуков в слове. | «Осень»: - признаки - изменения в природе. «Растительный мир» -деревья - кустарн. -травы (пурпурн.багряный, жёлтый, алый, золотистый,оранж.,листопад) | Деление сплошного текста на предложения. Деформированные предложения. Порядок слов в предложении. | Последовательный пересказ с опорой: - на картинки -на опорные слова |
2. | Гласные и согласные звуки и буквы. Главные артикуляционные отличия. | 1 | Определение количества и последовательности звуков в слове. | Труд людей осенью. (агроном, комбайн, комбайнёр, хлебороб, пшеница, овёс,ячмень,рожь) | Существительное. Изменение существительных по: - числам -родам | Последовательный пересказ с опорой: -на картинки -на опорные слова. |
3. | Деление слов на слоги с опорой на гласный звук. | 3 | Вычленение гласных звуков из слогов. | «Урожай» -овощи -фрукты -грибы | Глагол, согласование с существительным: -по числам -по родам (прошед. вр.)(С+Г) (М+Г) (Г+С+Н) | Рассказ – описание по картинке. |
4. | Ударение. Ударный и безударные слоги. -формаразличительная роль; Смыслоразличительная роль. | 2 | Определение ударного гласного звука в слове, нахождение его места. | Ягоды. Домашние заготовки. Инструм. материалы (металл, железо, чугун, сталь) | Образование прилагательных от сущ. Распространение предложений по вопросам. Обращение внимания на согласования прилаг. и сущ. в роде, числе, педеже. Редакт текста. | Составление рассказа по заранее составленному плану. |
5. | Согласные твёрдые и мягкие. Понятие о гласных I и II ряда. | 3 | Анализ слов с гласной в начале слова (II), определение места тв.. и мяг. звука в слове. | Транспорт. Правила дорожного движения. (электричка, вокзал, метро, пассажир, пассажирка, поезд, контролёр, свободный путь «зелёная улица», тротуар, трамвай, троллейбус, светоф). | Связь слов в предложении. Работа над деформированными текстами и предложениями. | Обучение составлению плана и впоследствии составлению рассказа по плану. |
6. | Обозначение мягкости согласных мягким знаком: -на конце слова -в середине слова | 3 | Анализ слов с гласной в начале слова (II), определение места тв. и мяг. звука в слове. | Музыкальные инстр. Профессии людей. (композит.,художник, дирижёр, скрипач) | Связь слов в предлож. Работа над деформированными текстами и предложениями. | Обучение составлению плана и впоследствии составлению рассказа по плану. |
7. | Разделительный мягкий знак. | 4 | Анализ слов с гласной в начале слова, после мягкого знака, после согласного. | Насекомые Животный мир. Домашние животные, детёныши их. Поведение и подготовка птиц, животных к зиме. | Распространение простого предложения П+Г+С П+С+Г+Д (слова-антонимы, слова-синонимы: Вчера, сегодня, передний, задний, медленный, быстрый, верхний, нижний, поздний, ранний) | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. |
8. | Звонкие и глухие звуки и их дифференциация. | 3 | Определение наличия и места согласного в слове,вычленение из слова. | «Зима» -изменения в природе -поведение животных | Предложения с несклоняемыми существительными. | Составление рассказа по наблюдениям за природой |
9. | Диф-я согласных З – С -в слогах -в словах -в предложениях | 3 | Определение наличия и места согласного в слове, вычленение из слова. | Одежда Головные уборы Обувь | Предложения с несклоняемыми существительными. | Составление рассказа по картине и готовому началу. |
10 | Диф-я Б – П -в слогах -в словах -в предложениях | 3 | Определение наличия и места согласного в слове, вычленение из слова. | Зимние забавы детей. Новогодний праздник. | Согласование существительного с числительным | Составление рассказа по картине и готовому началу. |
11 | Диф-я Д – Т -в слогах -в словах -в предложениях | 3 | Определение наличия и места согласного в слове, вычленение из слова. | Дикие животные. Животные Севера. Детёныши диких животных. | Согласование существительного с числительным | Составление рассказа по опорным словам. |
12 | Диф-я В – Ф -в слогах -в словах -в предложениях | 3 | Определение наличия и места согласного в слове, вычленение из слова. | Сравнение диких и домашних животных. | Сложносочинённые предложения с союзом А, НО, И | Составление рассказа по опорным словам. |
13 | Диф-я Г – К -в слогах -в словах -в предложениях | 3 | Определение наличия и места согласного в слове, вычленение из слова. | Строительство (машины, профессии) | Сложносочинённые предложения с союзом А, НО, И | Составление рассказа на заданную тему. |
14 | Диф-я Ж – Ш -в слогах -в словах -в предложениях | 3 | Определение наличия и места согласного в слове, вычленение из слова. | Посуда. Продукты. | Сложносочинённые предложения с союзом А, НО, И | Составление рассказа на заданную тему. |
15 | Диф-я С – Ш -в слогах -в словах -в предложениях | 3 | Определение наличия и места согласного в слове, вычленение из слова. | Режим дня. | Сложносочинённые предложения с союзом А, НО, И | Составление рассказа на заданную тему. |
16 | Диф-я З – Ж -в слогах -в словах -в предложениях | 3 | Определение наличия и места согласного в слове, вычленение из слова. | Водный мир | Составление сложноподчинённых предложений с союзами ПОТОМУ, ЧТО; ЕСЛИ, ТО; КОГДА, ТОГДА. | Составление пересказа после прочтения |
17 | Диф-я С – Ц -в слогах -в словах -в предложениях | 2 | Определение наличия и места согласного в слове, вычленение из слова. | «Весна» - изменения в природе - 8 Марта | Составление сложноподчинённых предложений с союзами ПОТОМУ, ЧТО; ЕСЛИ, ТО; КОГДА, ТОГДА. | Составление пересказа после прочтения |
18 | Диф-я Ч – Ш -в слогах -в словах -в предложениях | 2 | Определение наличия и места согласного в слове, вычленение из слова. | Перелётные птицы Дикие птицы. Детёныши птиц. | Составление сложноподчинённых предложений с союзами ПОТОМУ, ЧТО; ЕСЛИ, ТО; КОГДА, ТОГДА. | Составление пересказа после прочтения |
19 | Диф-я Ч – Щ -в слогах -в словах -в предложениях | 2 | Определение наличия и места согласного в слове, вычленение из слова. | Домашние птицы. Детёныши их. | Составление сложноподчинённых предложений с союзами ПОТОМУ, ЧТО; ЕСЛИ, ТО; КОГДА, ТОГДА. | Составление рассказа с творческим заданием. |
20 | Диф-я Ч – Ц -в слогах -в словах -в предложениях | 2 | Определение наличия и места согласного в слове, вычленение из слова. | Сравнение диких и домашних птиц. | Работа со сложносочинёнными, сложноподчинёнными предложениями. | Составление рассказа с творческим заданием. |
21 | Различение букв Б - Д | 2 | Определение наличия и места согласного в слове, вычленение из слова. | Насекомые | Работа со сложносочинёнными, сложноподчинёнными предложениями. | Составление рассказа с творческим заданием. |
22 | Различение букв П - Т | 2 | Определение наличия и места согласного в слове, вычленение из слова. | «Цветы» -садовые -комнатные -полевые | Работа со сложносочинёнными, сложноподчинёнными предложениями. | Составление рассказа с творческим заданием. |
23 | Диф-я предлогов и приставок. | 4 | -День Победы -Одежда -подбор родственных слов Образован. слов суффиксально-префиксальным способом. | Предлоги и приставки. Распространение предложений. | Составление рассказа с творческим заданием. |
Ожидаемый результат.
В результате регулярных занятий улучшается артикуляционная моторика у детей, развивается мелкая и общая моторика, речь их становится более четкой, эмоционально-окрашенной и выразительной, обогащается и активизируется словарь учащихся.
Программа по русскому языку легче усваивается, в письменной речи становится меньше ошибок (замен, искажений, пропусков букв, слогов).
В результате освоения учебного материала программы учащиеся должны приобрести следующие умения.
Артикуляторные:
- хорошая подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы,
- нижняя челюсть, мягкое небо;
- точность, сила и дифференцированность движений этих органов;
- выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Речевые:
- выделять из потока устной речи отдельные предложения, определять их количество, слышать интонацию, с которой каждое произносится;
- использовать средства создания выразительности: окраску голоса (интонацию), мимику;
- понимать вопросы и задания, инструкции учителя;
- создавать устные высказывания на основе схем, рисунков.
Фонетические:
- разграничивать понятия «звук» и «буква», правильно называть звуки и буквы;
- выделять звуки слова и характеризовать их; выделять слоги, хорошо различать ударные и безударные гласные, парные и непарные по глухости-звонкости согласные.
Языковые (грамматические и фонетико-графические):
- определять границы предложений, правильно обозначать их при письме (начало –прописной буквой, конец – точкой, вопросительным или восклицательным знаком);
- задавать вопросы к словам-предметам (в том числе разграничивать вопросы кто? что?), отличать от слов-предметов слова-действия и слова-признаки;
- различать звуки и буквы. Выполнять звуковой анализ слов, распознавать звуки речи, выделять их из слова, давать им характеристику, определять последовательность в слове.
Гигиенические, графические, орфографические:
- соблюдать правила посадки за столом, положения тетради, ручки в руке;
- правильно, аккуратно, разборчиво и красиво писать буквы и оформлять их соединение;
- осмысленно обозначать при письме твердость и мягкость согласных;
- применять правила оформления границ предложений, написание имен собственных, раздельного написания слов, а также написания букв гласных в слогах жи–ши, ча–ща, чу–щу;
- писать под диктовку, списывать с печатного и письменного образца слова и предложения, применяя освоенные орфографические правила и правила переноса слов.
План работы с группой учащихся 2-х классов.
Логопедическое заключение: дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Составлен в соответствии с программой «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г). Рассчитан на 68 часов.
Проблема нарушений письменной речи (дисграфия) у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Основная задача школьного логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения.
Цель:
- коррекция нарушений письменной речи у учащихся 2 класса, имеющих нарушения письменной речи, обусловленные несформированностью операций языкового анализа и синтеза;
- оказание помощи в повышении качества чтения, письма, развития речи;
- активизация познавательной деятельности.
Задачи:
- Формирование полноценного звукобуквенного анализа с
установлением соотношения между буквами и звуками в слове; - Дифференциация смешиваемых на письме букв, обозначающих
близкие по акустико - артикуляционным свойствам звуки; - Уточнение и обобщение сведений о звукобуквенном составе русского
языка; - Формирование анализа предложений на слова;
- Обогащение словарного запаса и накопление представлений об
окружающем мире; - Развитие и уточнение пространственно-временных представлений;
- Развитие внимания, памяти, мышления;
- Формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение
словарного запаса; - Развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического),
участвующих в акте речи, письма и чтения.
Основные направления работы:
- Формирование умения анализировать и синтезировать простые
предложения. - Формировать умение и навык слогового анализа и синтеза слов.
- Формировать навык фонематического анализа и синтеза слов, учить
детей производить элементарные и сложные формы звукового анализа
и синтеза - Вырабатывать самоконтроль в процессе письма.
- Учить детей вслушиваться в речь окружающих, осуществлять контроль
собственной речи. - Развивать психические функции учащихся, коррегирующие процесс
письма.
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Обследование учащихся | 1 |
2 | Обследование учащихся | 1 |
3 | Речевые звуки. Гласные и согласные звуки. | 1 |
4 | Звук и буква А | 1 |
5 | Звук и буква У | 1 |
6 | Звук и буква О | 1 |
7 | Звук и буква Э | 1 |
8 | Звук и буква Ы | 1 |
9 | Звук и буква И | 1 |
10 | Буква Я | 1 |
11 | Буква Ю | 1 |
12 | Буква Е | 1 |
13 | Буква Ё | 1 |
14 | Буквы Р-Л | 1 |
15 | Буквы М - Н | 1 |
16 | Буквы Б – П | 1 |
17 | Буквы Г - К | 1 |
18 | Буквы В - Ф | 1 |
19 | Буквы Д - Т | 1 |
20 | Буквы З - С | 1 |
21 | Буквы Ж - Ш | 1 |
22 | Путешествие в страну Глухих Звуков | 1 |
23 | Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов | 1 |
24 | Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Итоговое занятие | 1 |
25 | Слоги. Слоговый анализ слов | 1 |
26 | Слог | 1 |
27 | Слоги. Слоговый анализ двусложных и трёхсложных слов | 1 |
28 | Слог. Дифференциация одно-, двух-, трёхсложных слов. Развитие слогового анализа и синтеза | 1 |
29 | Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Итоговое занятие | 1 |
30 | дарение | 1 |
31 | Ударение. Ударный слог. Ударная гласная | 1 |
32 | Дифференциация предлогов и приставок | 1 |
33 | Дифференциация предлогов и приставок | 1 |
34 | Развитие навыков языкового анализа и синтеза | 1 |
35 | Диктант | 1 |
36 | Обозначение мягкости согласных звуков буквами е,е,ю,я,и. | 1 |
37 | Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука. | 1 |
38 | Мягкий знак-показатель мягкости согласного звука в середине слова. | 1 |
39 | Слова, обозначающие предмет | 1 |
40 | Слова, обозначающие предмет | 1 |
41 | Слова, обозначающие действие предмета. | 1 |
42 | Слова, обозначающие действие предмета. | 1 |
43-44 | Различение слов, обозначающих предмет и действие. | 2 |
45-46 | Слова, обозначающие признак предмета. | 2 |
47-8 | Дифференциация слов-предметов, слов-действий, слов-признаков. | 2 |
49 | Предлоги в, на. | 1 |
50 | Предлоги к, от. | 1 |
51 | Предлоги с (со). | 1 |
52 | Предлоги у, к, от. | 1 |
53 | Предлоги по, к. | 1 |
54 | Предлоги в, за | 1 |
55 | Предлоги в, у. | 1 |
56 | Предлоги на, над. | 1 |
57 | Словосочетание. | 1 |
58 | Связь слов в предложении | 1 |
59-60 | Составление предложений по сюжетным картинкам | 2 |
61-62 | Большая буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения. | 2 |
63-64 | Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. | 2 |
65-66 | Логопедическая викторина | 2 |
67-68 | Обследование учащихся | 2 |
К концу обучения дети должны знать.
- Гласные и согласные звуки и буквы.
- Определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог.
- Чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст.
- Пары гласных звуков;
К концу обучения дети должны уметь.
- Различать гласные и согласные звуки.
- Различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст.
- Определять ударные и безударные гласные, слоги
- Определять в словах место и последовательность звука:гласных и согласных звуков.
- Определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте.
- Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений.
- Использовать гласные буквы II ряда или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;
Список литературы.
1.Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. Как эффективно подготовить ребенка к школе: развитие фонематического слуха у дошкольников. СПб.: Лань, 1999.
2.Волкова Л.С. , Селивёрстов В.И. Хрестоматия по логопедии том 2 М., 1997.
3.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: книга для логопедов. - М.: Просвещение, 1991.
4.Ефименкова Г.С. Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: пособие для логопеда. М., 1991.
5.Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей.- М., 2006.
6.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М: Просвещение, 2008.
7.Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. Санкт-Петербург,2003.
8.Лалаева Р.И. логопедическая работа в коррекционном классе.- М.: Владос, 1999.
9.Логопедия // Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1995.
10.Лалаева Р.И. Устранение нарушения чтения и письма у учащихся вспомогательной школы. - М., 1978.
11.Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. - М., 2007.
12.Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов 2-е изд.,испр.-М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.
13.Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов, М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.
14.Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии. 2-е изд.,испр.-М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008.
15.Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. (альбом 2, упражнения по коррекции акустической дисграфии) - М., 2008.
16.Письмо Минобразования РФ от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» / Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. Пособие для учителя-дефектолога, М. - ГИЦ Владос, 2003.
17.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников.- М., 2005.
18.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Стандарты второго поколения // Под ред. И.А. Сафроновой, М.- Просвещение, 2011.
19.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373. Регистрационный № 15785 Минюста России от 22 декабря 2009 г. / Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарты второго поколения // Под ред. И.А. Сафроновой, М.- Просвещение, 2011.
Приложение 2 класс.
Содержание приложения:
- Диагностика письменной речи (сентябрь)
- Диагностика письменной речи (май)
- Проверочная работа № 1
- Проверочная работа № 2
- Проверочная работа № 3
- Проверочная работа № 4
- Проверочная работа № 5
- Проверочная работа № 6
- Диагностика письменной речи (сентябрь)
Цель: выявить учащихся с нарушениями письма и определить причины данного нарушения
Задачи:
- подготовить дидактический материал для диагностики
- провести анализ письменных работ; провести обследование устной речи
- по результатам обследования сформировать группы для коррекционной работы
Речевой материал (Садовникова И.Н.):
Диктант.
Коля и Маша идут гулять в лес. За ними бежит собака Шарик. В лесу поют птицы, стучит пестрый дятел.
Проверочная работа №1
1.Подчеркни слова, отвечающие на вопрос кто?
Девочка, рыба, дверь, окно, дятел, стол, ручка, кот
2.Отметь * предложение
Петя и Олег ели вишню.
Рот
шкаф
зеленая елка
3.Подчеркни слова, которые обозначают действия предметов
спит, красный, книга, нога, ест, бежит
4.Допиши слова:
арбуз(какой?).... ,небо (какое?)...... ,сахар (какой?).....
девочка(какая?)......
Проверочная работа №2
1.Раздели слова на слоги
пенал, рука, кот, спина, фартук, машина
2.Поставь ударение в словах:
Оля,машина, кровать, сода, сова
3.Спиши слова,наверху цифрой укажи количество слогов в словах:
лиса,волк, белка, малина, вишня
4.Выпиши слова, которые нельзя перенести:
нож, тарелка, бочка, таз, ведро, кружка
5.Спиши предложение, подчеркни гласные буквы:
Ира читает книгу.
6.Подчеркни согласные в словах:
юла,нога, фрукты,осень
Проверочная работа №3 (Гласные 1 и 2 ряда, мягкий знак)
1.Прочитай текст. Подчеркни гласные 2 ряда
Как Люба варила компот.
Мама и Люба сходили на базар. Там они купили разные фрукты и ягоды
для компота. Потом мама вымыла сливы, клюкву, клубнику и груши. Люба достала большую кастрюлю и налила в нее воды. Мама поставила кастрюлю на плиту. Когда вода закипела, девочка насыпала в воду сахар и бросила ягоды и фрукты. Скоро вкусный и душистый компот был готов!
2.Прочитай текст и вставь в слова, где необходимо, Ь. Спиши текст.
За малиной.
Наступил июл_ . Стоит сил_ная жара. Ребята идут в лес_ за грибами и ягодами. На кустах круп_ные душистые ягоды. Вот Ол_га. Она л_юбит малину. У неё пол_ная корзина ягод. Никита помогант ол_ге нести ягоды. К вечеру жара спала. Надвинулас_ тём_ная туча. Ребята быс_тро бегут к дому.
Проверочная работа № 4 (Дифференциация оппозиционных согласных)
1Вставь пропущенные буквы (Б –П, В – Ф, Г – К)
_очка, _елка, _а_ушка,_олк, _онарь, ло_ить, _илин, по_ранични_, вздро_нуть.
2.Закончи предложения, спиши их в тетрадь.
Двор подметают______________. Дрова рубят ___________. На лугу растет сочная _______. Гвозди забивают ___________.
3.Составь словосочетания: соедини подходящие по смыслу слова из левого столбика со словами из правого столбика линиями. Запиши словосочетания.
МОРОЗНЫЙ ВЕСЁЛЫЙ ИНТЕРЕСНАЯ ЗВОНКАЯ ПОЛОСАТАЯ ВЫСОКИЕ ЗНОЙНАЯ | ПУСТЫНЯ ЗАБОРЫ СМЕХ ИГРА ПЕСНЯ ВОЗДУХ ЗЕБРА |
Проверочная работа № 5
Вставь предлоги, спиши предложения:
Дети идут (….) школу. (…...) столе лежит книга. Кот залез (…..) дерево. (…....) банку налили молоко. (…...) девочки новая шуба. (…...) крыши падают сосульки.
Проверочная работа № 6
Диктант
Стоит теплый летний день. По небу плывет большая туча.Вот ударил сильный гром. На землю упали первые капли. Полил дождик.Куда бежать? Вася и Юля укрылись под навесом.
Списывание.
Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Утром грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция специфических ошибок в письменной речи учащихся начальных классов с нарушениями интеллекта и зрения на уроках русского языка
Развитие речи учащихся с нарушениями интеллекта и зрения...
Рабочая программа реализации здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях с учащимися начальной школы, имеющих нарушения речи.
Департамент образования г. МосквыСеверо-восточное окружное управление образованияГосударственное бюджетное образовательное учреждениеЦентр Образования № 1490Утверждаю:Директор ГБОУ ЦО № 1490...
Статья на тему:Организация коррекционной работы с учащимися 2 класса, имеющими речевые нарушения, на уроках русского языка в рамках реализации ФГОС
В работе представлена программа коррекционной работы с учащимися 2 класса, имеющими речевые нарушения. Особенности учащихся, имеющими речевые нарушения. Направления коррекционной работы....
Современные подходы формирования каллиграфических навыков у учащихся младших классов с нарушением речи.
В настоящее время у методистов возникает вопрос: «Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе?»К сожалению, количество дет...
Коррекционно-развивающая программа для работы с учащимися начальной школы, имеющими трудности в усвоении учебной программы.
Целью коррекционно-развивающих занятий является развитие познавательных процессов у учащихся начальной школы (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления) и психологических предпосылок ...
Логоритмически активная терапия для учащихся начальных классов с нарушениями речи
Предлагаемая методическая разработка – это целостный и логически построенный комплекс логоритмических упражнений с музыкальным сопровождением, состоящий из 3 разделов.На уроках музыки испульзуют...
Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи
Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи...