Главные вкладки

    Методическая разработка по музыке на тему:
    Логоритмически активная терапия для учащихся начальных классов с нарушениями речи

    Хохлова Татьяна Александровна

    Предлагаемая методическая разработка – это целостный и логически построенный комплекс логоритмических упражнений с музыкальным сопровождением, состоящий из 3 разделов.

    На уроках музыки испульзуются эти упражнения из разделов и представляют собой законченную систему, в соответствии с темами уроков.

    Каждый из разделов является логическим продолжением предшествующего и направлен на реализацию усложнённых задач по коррекции и развитию неречевых процессов, развитию речи и коррекции речевых нарушений.

    В комплекс включены такие виды музыкальной деятельности детей как:

     - пение (упражнения и попевки для тренировки перифирических отделов речевого аппарата; упражнения для развития мелкой моторики и игры с пением, координации пения с движением),

    - музыкально-ритмические движения (упражнения для развития слухового внимания, игры с пением и словом для развития внимания, памяти, координации движений, ориентировки в пространстве, чувства ритма )

    Согласно теории Н.А.Бернштейна построение движений требует подключения новых, более высоких по своей организации уровней движения, что в результате даёт значительную динамику в формировании у детей слухо-зрительно-двигательной координации средствами музыкально-ритмических занятий.

    Логоритмические упражнения продуктивны, адекватны возрасту, специфике сенсорного, моторного, музыкального развития детей с речевыми нарушениями, направлены на адаптацию к условиям внешней среды.

    Логоритмика давно известна как система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Логоритмику ещё называют гимнастикой ума, она развивает мышление и понимание, помогает осознать и правильно выполнить систему данных упражнений.

    Логопедическая работа с детьми младшего и среднего школьного возраста состоит в преодолении основных нарушений устной речи, коррекции и развития психофизиологических функций.

    Музыкальная работа в многообразии мелодической и ритмической структуры руководит движением, даёт эмоциональную окраску, зарядку, в которой очень нуждаются дети логоневротики.

    В данной методической разработке представлено огромное значение музыки в системе логоритмического воспитания (логопед гимназии Скворцова Л.В.), в котором дети чувствуют, что движение и музыка в упражнениях, играх, танцах или слово, музыка и движение в хороводе, игре, танце с пением органически связаны. Наряду с этим движение выступает здесь как определяющее средство взаимодействия между ребёнком и окружающим миром. Музыка здесь является руководством к движению.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Автор: Хохлова Татьяна Александровна

    Методическая разработка авторского подхода к реализации совместной работы учителя музыки и церковного пения с учителем-логопедом «Логоритмически активная терапия для учащихся начальных классов с нарушениями речи в ЧОУ Православная гимназия им.св.прп. Серафима Саровского г.Вязники»

    Содержание методической разработки

    Раздел 1

    Упражнения на развитие певческого дыхания, координации движений, мимики, пантомимики, пластики,  регуляции мышечного тонуса

    Упражнение «Птичка»

    Исходное положение: Корпус прямо, ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны.

    Вдох короткий (нос)– поворот вправо, руки скрещаются на груди, обхватывая ладонями плечи.

    Выдох короткий (рот)– исходное положение.

    Вдох короткий (нос)– поворот влево, руки скрещаются на груди, обхватывая ладонями плечи.

    Выдох короткий (рот)– исходное положение. Повторение до 5-6 раз.

    Упражнение «Кошка»

    Исходное положение: Корпус прямо, руки в кулачках, согнуты в локтях, прижаты к груди.

    Вдох короткий (нос) – наклон вправо, руки в разгибе, пальцы врозь, хватательное движение.

    Выдох короткий (рот)– исходное положение.

    Выдох короткий (нос)– наклон влево, руки в разгибе, пальцы врозь, хватательное движение.

    Выдох короткий (рот)– исходное положение. Повторение до 5-6 раз.

    Упражнение «Собачка»

    Исходное положение: Язык высунут полностью, дыхание ртом

    «Собачка бежит» - учащённое дыхание, сбивчивое, короткое

    «Собачка идёт» - дыхание глубокое, умеренное.

    Чередование заданий до 5-6 раз.

    Упражнение «Морячок»

    Исходное положение: Корпус прямо, руки на поясе

    Вдох короткий (нос)– приседание с вытянутыми вперёд руками

    Выдох длинный (рот)– исходное положение.  Повторение до 5-6 раз.

    Упражнение «Насос»

    Исходное положение: Корпус прямо, левая рука на поясе, правая рука выставлена перед собой, ладонь разжата, дыхание носом

    Вдох короткий (нос)– сжать ладонь

    Выдох (нос)– разжать ладонь

    Раздел 2

    Упражнения на развитие фонематического слуха, голосообразования, певческой артикуляции и творческой инициативы

    Распевки:

    Опевание ІІ ступени в любой  мажорной тональности (например с  Ре-мажор) в пределах октавы

    - фра – фрэ – фри – фро – фру (распевное, кантиленное звуковедение, не очень громко)

    - цхи – цхэ – цха – цхо – цху (акцентированное пение звуков И, Э, А, О, У)

    - мо - рэ – мо – рэ – мо (пение отрывистое, в подвижном темпе, не очень громко)

    - зуб – зуб – зуб – зуб –зуб (пение с ускорением, динамика тихо-громко)

    - еле – ели – еле – ели – еле (Мелизматическое пение, вокальная орнаментика раскрывается  в приёме «loops» (петли, витки), темп с движением)

    Попевки

    Пение в пределах квинты в нисходящем движении от V до I ступени в любой мажорной тональности (например с До-мажор) Звуки О, А, И, Ы, У, Э пропеваются чисто, подчёркнуто ровно в соответствии с певческой позицией артикуляционного аппарата.

    О-о-о , посмотри в окно 
    Снесла курочка яйцо, 
    нашла девочка его
    О-о-о , посмотри в окно.

    А-а-а, а яблочка два, 
    Два яблочка спелых самых 
    Несёт доченька для мамы,
    А-а-а, а яблочка два.

    И-и-и, а мальчика три 
    Они в лужицу упали 
    И все вместе закричали -
    И-и-и - тех мальчиков три.

    Ы-ы-ы , ослики малы, 
    Есть у них четыре ножки, 
    Бегут за возом по дорожке,
    Ы-ы-ы , ослики малы.

    У-у-у, кувшинки на пруду, 
    расцвели красиво, ярко

    Пахнут так свежо и сладко
    У-у-у, кувшинки на пруду.

    Э-э-э, где ты мама, где? 
    Мама пошла к бабе Поле, 

    Огород весь ей прополет.
    Э-э-э, где ты мама, где?

    Ля-траляля (ё,ю,и,е)

    Пение в пределах квинты, поступенно в восходящем, в окончании в низходящем движении мелодии, в любой тональности, а также разными штрихами и динамическими оттенками. Акцентирование позиционных звуков Я, Ё, Ю, И, Е.

    Упражнение «Моторчик»

    Движение губ «Моторчик»(приём из вокальной школы Сета Риггса), пение основных ступеней тональности в восходящем и нисходящем движении, скачки в октаву вверх-вниз, не очень громко с чередованием штрихов: стаккато и легато, пение глиссандо

    Упражнение «Ниточка»

    Пение в унисон закрытым ртом (например начать с ноты ре, окончить упражнение в ноте ля), а после открытым ртом на любой гласный звук.

    Упражнение «Качели»

    Пение с раскачиванием звука в процессе работы. Начало: чистое интонирование звуков, пение в унисон на легато, с постепенным охватом малых, больших и чистых интервалов в пределах октавы. Тональность любая, темп от медленного до умеренного.

    Упражнение «Посчитаем зубки»

    Движение языком по часовой и против часовой стрелки, начиная с верхней челюсти с переходом на нижнюю. Не спеша считая языком все зубы.

    Упражнение «Щёчки, зубки, язычок»

    Втянуть щёки, поймать с начала с правой стороны щеку обеми челюстями и «пожевать» её, затем тоже самое проделать с левой стороны.

    Так же  уложить язык и «пожевать» его справа, затем слева.

    Упражнение «Улыбайся уточке»

    Губы растянуты в улыбке – губы вытянуты вперёд в трубочку. Менять положение до состояния усталости.

    Раздел 3

    Танцевальные упражнения на развитие слухового внимания и чувства ритма

    Флешмобы:

    - «Я рисую солнце»

    Зажигай!...                           на вступление ребята двигаются «паровозиком»,

                                                                             держат друг друга левой рукой,

                                                                                         правой рукой машут
    Вот зима как улетела,                  попеременное движение правым и

                                                            левым  плечами вверх-вниз
    И весна к нам прилетела.           Одновременно с движением стопы вверх-вниз
    Стали птички распевать,            обеими ладошками движение «птичка»
    И цветочки расцветать!                       Разведение рук в стороны из приседания

                                                                      в прямое положение корпуса

    Я рисую речку,                                движение «волна», правой\левой рукой
    Я рисую солнце,                              круговое движение руками «фонариком»
    Где ты моя радость?                       Повороты вправо и влево с попеременным  

                                                              движением обоими плечами вверх-вниз,

                                                             ноги попеременно сгиб-разгиб в правом и в

                                                              левом колене
    Выгляни в оконце!                          Корпус прямо, руки в «полочке»

                                                              левую руку поднять-опустить от правой,

                                                              развести руки в локтях в стороны
    Я рисую солнце,                                  круговое движение руками «фонариком»
    Я рисую речку,                                    движение «волна», правой\левой рукой 
    А посередине...                                обеими ладошками «нарисовать» сердечко
    Яркое сердечко!    Раскрыть ладони, дунуть, правую ногу выставить вперёд

    DJ Radikov!            В проигрыше движение руками с наклонами вправо-влево «барабан»,

    на каждую сильную долю по 2 хлопка внизу право-лево

     и 2 вверху над головой,

                                                руки сгиб-разгиб верх-низ, ноги сгиб-разгиб в колене
    Зажигай!...

    Я рисую речку,                       движение «волна», правой\левой рукой
    Я рисую солнце,                     круговое движение руками «фонариком»
    Где ты моя радость?               Повороты вправо и влево с попеременным  

                                                              движением обоими плечами вверх-вниз,

                                                             ноги попеременно сгиб-разгиб в правом и в

                                                              левом колене

    Выгляни в оконце!                       Корпус прямо, руки в «полочке»

                                                              левую руку поднять-опустить от правой,


    Я рисую солнце,                          круговое движение руками «фонариком»
    Я рисую речку,                           движение «волна», правой\левой рукой
    А посередине...                        обеими ладошками «нарисовать» сердечко
    Яркое сердечко!     Раскрыть ладони, дунуть, правую ногу выставить вперёд

    Голубые глазки,                             движение «глазки»
    Розовые щёчки,             указательными пальцами обеих рук стучим по щекам
    Едет на гастроли,            держат «руль» впереди себя
    Маленькая дочка!           «бибикают» открытой правой ладонью

    - «Страна чудес»

    Дети располагаются в зале в тройках или четвёрках, образуя легко просматриваемые ряды.

    Милые взрослые прошу вас серьёзно я:                   ноги «пружинка»,

                                                                          движение корпусом вправо-влево,

                                                                          круговой оборот

    Не хмурьте прекрасные лица!

    Вы вспомните детство, и пусть в вашем сердце               4 шага вперёд,

                                                                                            ладошки «сердечко»

    Песня его повторится                           4 шага назад, руки вперёд-в стороны

    Припев:

    Небо, небо, небо высоко,                                        на вытянутых руках,

                                                                          ладошками машем вправо-влево

    Море, море, море глубоко,                         ноги «пружинка», руки «плавание»

    За горой волшебный лес,                                          в повороте вправо,  

                                                                        полуприседание, левая рука на поясе,

                                                                                      правая «козырёк», тоже  

                                                                                      самое в повороте влево

    За рекой страна чудес.                                                       Корпус прямо,

                                                                    круговое движение руками в стороны

                                                                             движение ладонями «солнышко»

    Милые взрослые проснитесь со звёздами,         «потягушки» вправо-влево

    И солнышку двери откройте               корпус прямо, руки вперёд-в стороны

    Цветам удивитесь, ветрам улыбнитесь,       «нюхаем» цветы, «машем» ветру

    И с нами танцуйте и пойте.                               Подскоки на месте

    Припев.  (повторение движений)

    Милые взрослые рассветами росными                                 правая/левая нога  

                                                             выставление вперёд-в сторону, правая рука                       впереди согнута в локте,

                                                                  левая также сзади/перемена рук

    С душою открытой шагайте.                        Шаги на месте (8 раз)

    Забудьте тревоги и с нами в дороге                         4 шага вперёд, попеременно поворот вправо/влево лёгкий бег,

    ладонями скользящие хлопки ( по 2 раза),

    Эти слова повторяйте.                              4 шага назад, руки вперёд-в стороны

    Припев.   (повторение движений)

    - «Горница-узорница»

    Дети стоят в зале в произвольном, свободном  положении, занимая всё пространство зала, сами определяют интервал между собой, формируя личное пространство.

    Бабушка с порога приглашает в горницу     руки на поясе, «пружинка» прямо,  

    в поворотах вправо-влево

    разводить руки в стороны на сильные доли,

    на слабые руки на пояс

    ноги в положении «пружинка»

    Долгая дорога, нужно отдохнуть.  

    Бабушкина горница, горница-узорница,      скользящие хлопки в

                                                                              повороте  вправо-влево

    Светлая, как облако боязно вздохнуть.          круговой оборот,

                                                                                движение головой «часики»

    Бабушкина горница, горница-узорница,       скользящие хлопки в

                                                                              повороте  вправо-влево

    Светлая, как облако боязно вздохнуть.           круговой оборот,

                                                                                движение головой «часики»

    Половицы скрипнули, занавески вздрогнули,  приставные шаги вправо-влево  

                                                                                                          с хлопком,

    На столе сосновом пироги и чай,                         шаги вперёд-назад с хлопком

    Улыбнется бабушка, улыбнется горница,                             ноги прямо,

                                                                  Круговое  движение руками попеременно  

                                                                                 правой-левой, ладонь «фонарик»

                           

    На подушке мягкой крепко засыпай.               круговой оборот,

                                                                                движение головой «часики»

           

    Улыбнется бабушка, улыбнется горница,                ноги прямо,

                                                                  Круговое  движение руками попеременно  

                                                                                 правой-левой, ладонь «фонарик»

     

    На подушке мягкой крепко засыпай.                круговой оборот,

                                                                                движение головой «часики»

    За окошком тихо. Светлый дымкий вечер.     Отвернуться, головой «часики»

    Из трубы поднимется к синим звездам дым.    Повернуться, головой «часики»

    Сказки нашей бабушки, сказки нашей горницы      Руки вперёд перед собой,

                                                                           ладони «фонарик» на сильную долю,

                                                       на слабую – руки в стороны, ладони «фонарик»

    Горницы-узорницы улетают в мир!                                    круговой оборот,

                                                                                движение головой «часики»

    Сказки нашей бабушки, сказки нашей горницы   Руки вперёд перед собой,

                                                                           ладони «фонарик» на сильную долю,

                                                       на слабую – руки в стороны, ладони «фонарик»

    Горницы-узорницы улетают в мир!                                  круговой оборот,

                                                                                движение головой «часики»

    Повторение движений 1 куплета

    Бабушка с порога приглашает в горницу

    Долгая дорога, нужно отдохнуть.

    Бабушкина горница, горница-узорница,

    Светлая, как облако боязно вздохнуть.

    Бабушкина горница, горница-узорница,

    Светлая, как облако боязно вздохнуть.

    - «Солнечная капель»

    Дети стоят в зале в произвольном, свободном  положении, занимая всё пространство зала, сами определяют интервал между собой, формируя личное пространство.

    На дворе сосульки плакали,                                          корпус прямо,

    стопы ног попеременно опускаются

                                                                                  и поднимаются, руки «часики»
    Под лучами солнца таяли, 
    Голубые слезки капали                                                     
    ноги прямо,

                                                                  Круговое  движение руками попеременно  

                                                                                 правой-левой, ладонь «фонарик»

             
    И проталинку оставили. 
    Припев: 
    Динь-дон, динь-дон, динь-дон. (3 раза)                       
    руки на поясе,

                                                   правой ногой движение вперёд-в сторону(8 раз),

                                               руки опустить вниз, круговой оборот на носочках,

                                                                                   головой «часики» (4 раза)
    Динь-дон, динь-дон!                                     Тоже самое левой ногой
    Пляшут капельки-горошинки                        руки на поясе, подскоки на месте
    И на мартовской проталинке 
    Протянул ладоши к солнышку             
    на прямых руках, тянем ладошки вверх
    Голубой цветочек маленький.                           
    Разводим руки в стороны,

                                              садимся на корточки, поднимаемся, руки на поясе
    Припев.  (повторяем движения)
    И звенят сосульки весело
    ,                    лёгкий бег по кругу
    И поет капель весенняя, 
    Эта солнечная песенка –                       
    остановка на  своих местах
    Нашим мамам поздравление!               
    Сесть на одно колено,

                                                      развести руки в стороны, встать, руки на поясе
    Припев.   (повторяем движения)

    Приложение

    Рекомендации

     Классическая и инструментальная музыка, помогающая справиться с капризами и болью:
    Если ребенок капризничает «не хочу-не буду», «ты - плохая», боится, подходит следующая музыка: Гайдн, Чайковский, Пахмутова, Таривердиев, «Свет Луны» Дебюсси, «Лебедь» Сен-Санса, Шуберт, Шуман, Чайковский «Лебединое озеро», Лист, Моцарт (2-я часть «Маленькой ночной серенады») - средство против капризов и страхов.
    Если жалуется, что болит голова: «Весення песня» Мендельсона и Джорджа Гершвина, полонез Огинского справятся с болью.
    Если «болит животик»: Поможет «Вальс цветов» из балета Чайковского «Щелкунчик». Также лучшие анальгетики в мире музыки - Бах и Гендель.
    Если «не думается»: Облегчит интеллектуальную деятельность  «Лунная соната» Бетховена.
    Если не может уснуть: Хороший способ справиться с отсутствием сна - поставить ребенку колыбельную Брамса, сюиту из балета «Пер Гюнт» Грига или фольклорный сборник «Колысаночки» .
    Если грустит: Вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди помогут прогнать плохое настроение и апатию.
    Если заболело горлышко: Главенствующую роль в борьбе с простудными заболеваниями играют тембры духовых инструментов.
    Универсальная музыка на все случаи жизни - произведения Моцарта.
    Также лечебными процедурами считается прослушивание композиций, где солируют следующие музыкальные инструменты:
    - Фортепиано, аккордеон благотворно влияют на образование желчного сока, защищают слизистую от поражения. Эффективное время суток — утро
    - Гитара приглушает раздражение и «разгружает» сердце. Эффективное время суток — полдень
    - Флейта восстанавливает функцию печени. Эффективное время суток — вечер, ночь
    - Скрипка активизирует тонкий кишечник. Эффективное время суток -день
    - Саксофон нормализует работу почек, «разбивает» камешки. Эффективное время суток — вечер
    - Труба улучшает работу поджелудочной железы. Эффективное время суток утро
    - Арфа улучшает дыхание при астме, бронхите. Эффективное время суток  вечер
    - Барабан укрепляет иммунитет. Эффективное время суток - утро



    Предварительный просмотр:

    Автор: Хохлова Татьяна Александровна

    Методическая разработка авторского подхода к реализации совместной работы учителя музыки и церковного пения с учителем-логопедом «Логоритмически активная терапия для учащихся начальных классов с нарушениями речи в ЧОУ «Православная гимназия им.св.прп. Серафима Саровского г.Вязники »»

    Пояснительная записка

    Логоритмически активная терапия для детей с нарушениями речи используется как методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения.

    Она тесным образом связана с игротерапией, психогимнастикой, методикой музыкального воспитания в целом.

    Естественнонаучная  основа  логопедической  ритмики  складывается  из

    комплекса  биологических, психолого-педагогических  и  музыкальных

    дисциплин.

    Важное место в этом комплексе занимают учения И.М. Сеченова, И.П.

    Павлова  и  современные  исследования  высшей  нервной  деятельности,

    позволяющие  проникать  в  закономерности  формирования  двигательных

    навыков и правильно строить методику обучения и воспитания в случаях их

    нарушения или недоразвития.

    Предлагаемая методическая разработка – это целостный и логически построенный комплекс логоритмических упражнений с музыкальным сопровождением, состоящий из 3 разделов.

    На уроках музыки испульзуются эти упражнения из разделов и представляют собой законченную систему, в соответствии с темами уроков.

    Каждый из разделов является логическим продолжением предшествующего и направлен на реализацию усложнённых задач по коррекции и развитию неречевых процессов, развитию речи и коррекции речевых нарушений.

    В комплекс включены такие виды музыкальной деятельности детей как:

     - пение (упражнения и попевки для тренировки перифирических отделов речевого аппарата; упражнения для развития мелкой моторики и игры с пением, координации пения с движением),

    - музыкально-ритмические движения (упражнения для развития слухового внимания, игры с пением и словом для развития внимания, памяти, координации движений, ориентировки в пространстве, чувства ритма )

    Согласно теории Н.А.Бернштейна построение движений требует подключения новых, более высоких по своей организации уровней движения, что в результате даёт значительную динамику в формировании у детей слухо-зрительно-двигательной координации средствами музыкально-ритмических занятий.

    Логоритмические упражнения продуктивны, адекватны возрасту, специфике сенсорного, моторного, музыкального развития детей с речевыми нарушениями, направлены на адаптацию к условиям внешней среды.

    Логоритмика давно известна как система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Логоритмику ещё называют гимнастикой ума, она развивает мышление и понимание, помогает осознать и правильно выполнить систему данных упражнений.

    Логопедическая работа с детьми младшего и среднего школьного возраста состоит в преодолении основных нарушений устной речи, коррекции и развития психофизиологических функций.

    Музыкальная работа в многообразии мелодической и ритмической структуры руководит движением, даёт эмоциональную окраску, зарядку, в которой очень нуждаются дети логоневротики.

    В данной методической разработке представлено огромное значение музыки в системе логоритмического воспитания (логопед гимназии Скворцова Л.В.), в котором дети чувствуют, что движение и музыка в упражнениях, играх, танцах или слово, музыка и движение в хороводе, игре, танце с пением органически связаны. Наряду с этим движение выступает здесь как определяющее средство взаимодействия между ребёнком и окружающим миром. Музыка здесь является руководством к движению.

    Цели:

    - развитие слухового внимания;

    - развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха;

    - развитие фонематического слуха;

    - развитие пространственной организации движений;

    - развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;

    - формирование и развитие кинестетических ощущений;

    - воспитание выразительности и грации движений;

    - воспитание переключаемости с одного вида деятельности на другой;

    - формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

    - развитие физиологического, фонационного и певческого дыхания;

    - развитие певческого диапазона голоса;

    - развитие чувства ритма;

    - воспитание умения определять характер музыки, и согласовывать её с движениями;

    - воспитание умения перевоплощаться;

    - развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, певческой дикции;

    - воспитание связи между звуком и его музыкальным образом.

    Задачи:

    - создать условия для многократных систематических занятий;

    - реализовать речевые, певческие и двигательные навыки, которые обеспечивают коррекцию и развитие;

    - использовать вариативность методов и приёмов в различных упражнениях;

    - проводить постепенное, поэтапное и целенаправленное усложнение материала;

    - использовать здоровьесберегающие технологиии в обучении;

    - сформировать правильное звукообразование, звуковедение, базовые знания в постановке голоса;

    - устранить речевые нарушения;

    - совершенствовать формы детской двигательной активности;

    Методы

    В логоритмике применяются как педагогические  методы,  так  и  методы,

    используемые в смежных науках - социологии, психологии, физиологии и др.

    В  логопедической  ритмике  используются  методы  анализа  и  обобщения

    литературных данных, педагогического обследования и эксперимента.

    В данной разработке использован метод эксперементального исследования. При естественном эксперименте уроки музыки  проводятся  без  отступлений  от  обычных  занятий  логопедической  ритмикой.

    В  коррекционном  обучении  и  воспитании  на  логоритмических  занятиях

    используются наглядные, словесные и практические методы.

    Наглядные  методы обеспечивают  яркость  чувственного  восприятия  и  двигательных ощущений.  Каждый  метод  имеет  целый  комплекс  разнообразных  приемов,  которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению. В процессе обучения двигательным действиям методические приемы отбираются с учетом степени усвоения

    двигательного материала, общего развития детей и взрослых, их физического состояния, возрастных и типологических особенностей.

    Словесные  методы обращены  к  сознанию  занимающегося,  они  помогают

    осмысливать поставленную задачу и сознательно выполнять двигательные упражнения.

    Практические  методы обеспечивают  действенную  проверку  правильности

    восприятия  движения  на  собственных  мышечно-моторных  ощущениях.

    Разновидностями являются игровой и соревновательный методы.

    Игровой - близкий к игровой деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный и эмоционально-эффективный, учитывает элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления; дает возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия, развивает творческую инициативу на логоритмических занятиях.

    Соревновательный - используется  для  совершенствования  уже  отработанных двигательных навыков, чувства коллективизма.

    При правильном руководстве соревнование может быть использовано так воспитательное средство для совершенствования двигательных навыков, воспитания морально-волевых черт личности.

    Приемы, относящиеся к практическому методу, связаны с наглядностью и словом. Я регламентирую весь процесс обучения в соответствии с задачами, содержанием, структурой занятия. Демонстрирую упражнения, отдельные роли в подвижных играх, роли водящего; показываю, кто лучше и правильнее выполняет задание; выступаю в роли судьи, капитана команды.

    Занятия  могут проходить и   фронтально, это необходимо для  совершенствования  знакомых  движений. Я делю  группу  и  предлагаю  действовать  самостоятельно,  стимулирую  к  творческому поиску. Например, даю такие задания, как можно изменить упражнение в связи с

    изменившимся  характером  музыки,  провожу  подвижную  игру  с  другими  правилами, составляю варианты игр, придумываю новые.

    Способы реализации

    Реализация методической разработки осуществляется непосредственно мною на музыкальных занятиях.
    Основной принцип – тесная связь речевого материала с музыкой и движением. Тексты песенок вызывают у детей интерес, создают радостное настроение, впечатления делают эмоционально богаче, помогают легче преодолеть комплексы и речевые нарушения.
    Внимание детей необходимо акцентировать на звукопроизношении и на чёткости дикции.
    Логоритмические пятиминутки проводятся с опорой на лексический материал.

    Многократное повторение помогает выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков:

    • обучение технике правильного дыхания;
    • постановка вокальной позиции;
    • округление звучания;
    • постановка манеры звукообразования;
    • упражнения для получения мягкой атаки звука;
    • овладение некоторыми вокальными приёмами вокальной школы Сета Риггса.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по математике для учащихся 4 класса с нарушением слуха

    Рабочая программа  учебного предмета «Математика» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида....

    Рабочая программа по ФГСР для учащихся 4 класса с нарушением слуха

    Рабочая программа  учебного предмета «Формирование грамматического строя речи» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида....

    Рабочая программа по трудовому обучению для учащихся 4 класса с нарушенным слухом

    Рабочая программа  учебного предмета «Трудовое обучение» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида....

    Рабочая программа по развитию речи для учащихся 4 класса с нарушенным слухом

    Рабочая программа  учебного предмета «Развитие речи» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида....

    Современные подходы формирования каллиграфических навыков у учащихся младших классов с нарушением речи.

    В настоящее время у методистов возникает вопрос: «Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе?»К сожалению, количество дет...

    Рабочая программа по развитию речи для учащихся 1 класса с нарушениями зрения.

        Рабочая  программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и ...