Особенности организации коррекционной работы в условиях карантина
консультация по логопедии

Особенности организации корррекционной работы в условиях карантина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mou.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Иогачская СОШ»

Особенности организации коррекционной работы

в условиях карантина

                                                                                                          Выполнили:

                                                                педагог-психолог I кк: Бабенко Э.И.

                                                                        учитель-логопед I кк: Жукова Т.В.

                

        2020 г.

В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников, их социальной адаптации. Пандемия вирусной инфекции (COVID-19) самым неожиданным образом всколыхнула педагогическое сообщество, поставив перед нами задачу быстрой перестройки всего учебного процесса. Традиционные методы контактного обучения стали недоступны. Специалисты дефектологического профиля, работающие с детьми с ОВЗ (а это достаточно большая и неоднородная группа), остро понимают, что любой простой в их работе неизбежно приведет к распаду сформированных умений и навыков. Поэтому даже минимальная пауза в занятиях для многих категорий наших подопечных – детей с ментальными и речевыми нарушениями, снижением слуха, аутизмом, сведет наши усилия на нет.  В данной ситуации выбор переходить или не переходить на дистанционное обучение не стоит. Мы обязаны поддержать детей и их родителей и продолжить коррекционную работу в том формате, который предлагает нам условие карантина.

Дистанционное обучение — это процесс получения знаний на расстоянии при помощи современных технологий, главную роль среди которых играет Интернет. В связи с распространением новой коронавирусной инфекции связывают широкое распространение дистанционного образования в качестве серьезной альтернативы традиционным формам обучения при обучении детей.

Задача специального (коррекционного) образовательного учреждения сегодня заключается в создании условий воспитания и обучения, способствующих не только усвоению учащимися программного материала, но и появлению у каждого воспитанника механизма компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. Использование дистанционных технологий в образовании повышает возможность вариативности способов получения образования, облегчает доступ к информации учителей и учащихся, позволяет по-новому организовать взаимодействие учеников и педагогов, способствует развитию познавательной самостоятельности школьников. Дистанционные технологии для детей с ОВЗ становятся иногда единственно возможными средствами обучения, что накладывает на преподавателя особую ответственность в освоении новых методик и приёмов дистанционного обучения.

У дистанционного обучения достаточно минусов. Главный из которых – не все педагоги владеют дистанционным инструментарием, алгоритмом работы онлайн. Именно поэтому в поддержке и научно-методическом сопровождении нуждаются не только дети и родители, впервые столкнувшиеся с такой формой обучения, но и педагоги, большинству из которых также не хватает опыта организации обучения в дистанционном формате.

За два месяца карантина в интернете появилось много методических рекомендаций, курсов повышения квалификации, обучающих роликов, которые помогают педагогам трансформировать профессиональные знания с учетом новых средств коммуникации с обучающимися. Дистанционное обучение теперь рассматривается не как проблема, а как задача, у которой есть решение. Так, например, Минпросвещения России совместно с Институтом коррекционной педагогики РАО выпустили методические рекомендации по работе с детьми с ОВЗ (https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/). На сайте ИКП РАО создан специальный раздел, где будут размещаться обучающие материалы для педагогов и родителей. Здесь родители детей с особыми образовательными потребностями могут задать вопросы ведущим специалистам в области коррекционной педагогики и психологии, получить консультацию. Для специалистов Институт предлагает методические рекомендации, советы для работы с детьми с ЗПР, НОДА, РАС, интеллектуальными нарушениями, нарушениями слуха и речи, т.е. по тем категориям детей, по которым задавалась основная масса вопросов в условиях дистанционного обучения.

В литературе и на образовательных ресурсах интернета достаточно много опубликовано материалов по дистанционному обучению: дистанционные технологии обучения сегодня имеют теоретический и практический потенциал. Но всё же, дистанционные технологии для детей с ОВЗ, изучены и описаны пока недостаточно полно. Преподаватели-предметники коррекционных школ не имеют готовых разработок и методик проведения дистанционного обучения.

Кроме организационных трудностей, в дистанционной работе с детьми с ОВЗ имеются свои особенности.

К сожалению, такой формат занятий подходит не всем детям. Для работы в дистанте у ребенка должно быть сформировано произвольное внимание (хотя бы кратковременное) и учебные навыки (особые трудности возникнут у детей с СДВГ). Ребенок должен понимать плоскостные изображения. Сложно проводить занятия с детьми с ТМНР (тяжелые множественные нарушения речи), с нарушением эмоциональной-волевой сферы (особенно дети с РАС).  В таких случаях без активной помощи родителей занятия невозможны. Родитель становится тьютором, нашим незаменимым помощником, «руками» педагога по ту сторону экрана. И если семья недостаточно заинтересована, то прежде чем начать работу с ребенком, предстоит колоссальная работа с родителем. Кроме того, такого «тьютора» необходимо обучить элементарным педагогическим приемам, чтобы удержать внимание ребенка и мотивировать его на занятие.

Учитывая, что пандемия быстро не отступит, что карантинные меры возможно повторятся, надо быть готовым к переходу на онлайн работу в будущем. Более того, дистанционная работа будет актуальна и вне карантина при длительном отсутствии ребенка на занятиях (продолжительная болезнь), если ребенок находится на домашнем обучении в значительной удаленности от образовательного учреждения (особенно в сельской местности). Эффективно проведение консультаций для родителей (экономия времени родителей, нет необходимости отпрашиваться с работы).

Дистанционная работа возможна в различных формах:

  • Онлайн занятия (первичные или поддерживающие для тех детей, которые уже занимались очно)
  • Готовые уроки в режиме автоматического воспроизведения (учебные фильмы, мультфильмы и т.п.)
  • Онлайн консультирование родителей и педагогов
  • Получение онлайн консультации у других педагогов
  • Онлайн вебинары и мастер-классы. Например, школа осознанного родительства – лекции педагогов-экспертов по вопросам воспитания и обучения детей с особенностями развития
  • Трансляции мероприятий, родительских собраний (решает вопросы информирования родителей)
  • урок, размещенный на сайте
  • видеоурок
  • работу в Skype
  • видео и аудио сообщения через WhatsApp и др.

При проведении занятий онлайн педагогу необходимо учитывать некоторые «секреты» работы в прямом эфире. Например, дикторы ТВ советуют надевать какую-нибудь яркую деталь одежды для привлечения зрительного внимания. Темп занятия должен быть достаточно высокий, чтобы поддерживать интерес ребенка перед экраном. К работе привлекается яркая наглядность, куклы, игрушки, мультимедийные пособия. В конце занятия желательно предусмотреть поощрительный приз, например, короткий мультфильм или интерактивная игра.

При подготовке онлайн занятия важно соблюсти следующие этапы:

1. Планирование занятия в соответствии с ИПРР (индивидуальной программой развития ребенка)

2. Четкое планирование самого занятия, его этапов, оценка времени на каждый этап занятия

3. Подбор и подготовка игр и заданий

4. Информирование родителей о необходимых во время занятия предметах (карандаши, бумага, дидактический материал), игрушках, распечатках заданий

5. Обсуждение с родителем времени и условий проведения занятий (убрать из комнаты домашних животных, выключить лишнюю технику и т.п.)

6. Проведение занятия

7.Домашнее задание

8. Обратная связь (обязательный этап рефлексии с родителем)

Определен ряд сложностей, оказывающих наиболее существенное влияние на процесс дистанционного обучения.

  1. Ограничения, обусловленные  техническими возможностями  Интернет: скорость передачи информации с помощью телекоммуникационных сетей; нестабильность связи. Учитель всегда должен быть готов к внезапной нестабильности связи: с учеником должна быть проведена предварительная договоренность, заготовлен теоретический и практический материал для самостоятельного продолжения урока в критической ситуации.
  2. Ограничения, обусловленные спецификой взаимодействия на основе Интернет: отсутствие визуального контакта; отсроченный диалог; ограничение способов быстрого выражения собственных мыслей, демонстрации решений; специфические свойства информационно-образовательной среды.
  3. Группа ограничений, обусловленных индивидуальными физическими возможностями обучающихся с ОВЗ: необходимость высокого уровня мотивации; сформированности на высоком уровне самостоятельной деятельности, в частности, самоорганизации.
  4. Ограничения, связанные с недостаточной подготовкой учителя к реализации дистанционного обучения. Прежде, чем начать данную форму обучения дистанционный учитель должен особенно внимательно рассмотреть физические возможности обучаемого при работе с компьютером: ввод и копирование информации, возможности обмена информацией, умение работать инструментами в реальной среде, речевые возможности и скорости реализации этих возможностей. Ограниченные возможности ученика определяют повышенные требования к учителю. Учитель должен иметь уверенные навыки работы в офисных пакетах: работе с формулами, рисунками, таблицами, автотекстом, гиперссылками, возможностями электронных таблиц. Низкий уровень готовности учителя, выраженный в недостаточном уровне сформированности профессиональных умений, необходимых для реализации дистанционного обучения определяет необходимость методического сопровождения такого учителя.

Подводя итоги вышесказанному, хочется отметить, что дистанционное обучение, имеет несомненные плюсы и минусы. Педагоги должны трасформировать свою работу, перестраивать привычный уклад занятий с учетом требований времени, быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, максимально извлекая возможности из дистанционной работы для коррекционной помощи детям с особенностями в развитии.

Несмотря на то, что дистанционное обучение только входит в нашу жизнь, оно по праву завоёвывает право быть одной из важнейших частей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, во многом помогая им реализоваться как личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. В нашей школе обучается 42 ребенка с ОВЗ, это дети с различными интелл...

Статья "Организация коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС"

В статье описывается организация коррекционной работы в условиях ФГОС из опыта учителя-логопеда школы-интерната....

Особенности организации коррекционной работы по формированию внятной выразительной устной речи младших школьников в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ (ТНР)

Главной целью ФГОС для детей с ОВЗ (ТНР)стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружел...

Особенности организации коррекционных занятий по физической культуре с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями.

В статье представлен материал из опыта работы с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями....

«Особенности организации коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ средствами информационно-образовательной среды образовательного учреждения в условиях пандемии»

Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический ...