«Нарушение письменной речи»
материал по логопедии

Стеклова  Светлана Евгеньевна

Проблема нарушения письменной речи у школьников, одна из самых актуальных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл контрольная работа27.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Нарушение письменной речи»

 Оглавление

  1. Введение. «Проблема нарушения письменной речи у школьников одна из самых актуальных»………………………………………………………………3
  2. История изучения проблемы нарушения письменной речи………...…....…3-5
  3. Основные представления о дисграфии и дислексии…………………...……5-6
  4. Классификация нарушений письменной речи…………………………….....6-8
  5. Заключение. Важность раннего предупреждения нарушений дислексии и дисграфии…………………………………………………………………………9
  6. Список литературы……………………………………………………………….9

  1. Введение.

«Проблема нарушения письменной речи у школьников одна из самых актуальных».

Наряду с патологией устной речи существуют и нарушения письменной речи. « Проблема нарушения письменной речи у школьников одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения». И.Н.Садовникова.

В настоящее время, одним из направлений в логопедии, является изучение и коррекция  специфических нарушений письменной речи учащихся начальной школы. Это нарушения письма и чтения.        

Дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфемным анализом слов. Однако у детей с различными формами речевой патологии происходит отставание в развитии этих процессов. Поскольку письмо и чтение тесным образом взаимосвязаны, нарушения письма, как правило, сопровождаются нарушениями чтения. Контролируя свое письмо, ребенок читает написанное, и, наоборот, при чтении он пользуется текстом, написанным им или другим лицом.

В настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения у детей чаще всего возникают в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического.

  1. История изучения проблемы нарушения письменной речи.

Причины нарушений письменной речи определились сравнительно недавно. Первоначально, в конце XIX в., патологию письма и чтения рассматривали как одно из проявлений умственной отсталости (Т. Хеллер, И. Вольф).  Впоследствии немецкий ученый А. Куссмауль в 1877 г. отказался от такой трактовки и определил нарушения письменной речи как самостоятельную аномалию, не связанную со снижением интеллекта. На рубеже XIX и XX вв. появляется новая теория, объясняющая дефекты письма неполноценностью зрительного восприятия.  Сторонники этого подхода (В. Морган, П. Раншбург, X. Баштиан и др.) обозначили данный дефект термином «врожденная словесная слепота». Эта теория получила широкое распространение как в науке, так и в практике. Согласно такому подходу методика преодоления недостатков письменной речи сводилась главным образом к упражнениям в запоминании начертаний букв путем списывания, вырезывания, выпиливания, закрашивания, заштриховывания, подчеркивания, лепки из пластилина и т. д. Подобная методика, направленная на механическую тренировку зрительного восприятия, оказалась неэффективной, и нарушения письма и чтения долгое время оставались непреодолимым дефектом.

Затем, в начале XX в., была сделана попытка объяснить дефекты письменной речи нарушениями и других анализаторов. В соответствии с этим дисграфию подразделяли на оптическую, акустическую, моторную, идеомоторную (К. Н. Монахов). Однако уже в то время появились исследователи, которые возражали против такого толкования дисграфии, например английский ученый С. Ортон. В 30-х гг. XX в., появился более прогрессивный взгляд на недостатки письма, связывающий их с дефектами произношения. Эта теория принадлежит нашим советским ученым Ф. A. Pay, М. Е. Хватцеву, Н. Н. Трауготт, А. Я. Яунберзинь и др. По этой теории дисграфия определяется как «косноязычие» в письме, в результате которого возникают специфические затруднения при овладении письмом. Но практика показала, что коррекция произношения в большинстве случаев не обеспечивает устранения нарушений письма и чтения.         Часто нарушения письма отмечались и у детей, которые правильно произносили все звуки.

В исследованиях Р. М. Боскис и Р. Е. Левиной было выдвинуто предположение, что в преобладающем большинстве нарушения письменной речи являются проявлением недоразвития фонематического восприятия. Таким образом была выдвинута и научно обоснована причина дисграфии и дислексии — фонематическое недоразвитие. Эта точка зрения на нарушения письма и чтения в дальнейшем не только получила полное подтверждение, но и развивалась в последующих работах Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой, А. К. Марковой, Г. И. Жаренковой и др. В исследованиях вышеуказанных специалистов нарушения письма и чтения трактуются в соответствии с системным подходом к патологии речи как проявлению речевого недоразвития.

  1. Основные представления о дисграфии и дислексии

Недостатки чтения называют алексией (от греч. а — частица, означающая отрицание, и lego — читаю) — полная неспособность к усвоению чтения и дислексией — специфическое нарушение чтения.        

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Симптоматика и течение дислексии во многом зависит от её вида, степени выраженности, а также овладения чтением.

Патологию письма обозначают следующими терминами: аграфия (от греч. а — частица, означающая отрицание, grapho — пишу) — полная неспособность к усвоению письма и дисграфия (от греч. dis — приставка, означающая расстройство, grapho — пишу) — специфическое нарушение письма.

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, спецефических, повторяющихся ошибок, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма школьников. Это неспособность к правильной письменной речи, которая не связана с нарушением интеллекта. Она является самой распространенной патологией у младших школьников.

Учителю логопеду необходимо обследовать состояние общего речевого развития ребенка: звукопроизношение и фонематическое восприятие. Затем необходимо сопоставить данные обследования всех компонентов устной речи с ошибками, выявленными при письме и чтении. Это позволит установить, являются ли в каждом конкретном случае дисграфия и дислексия следствием нарушения фонематического восприятия, или же имеет место более серьезная причина — общее недоразвитие речи. 

  1. Классификация нарушений письменной речи

С учетом нарушенных операций процесса чтения Р.И. Лалаева [12, С. 62] выделяет следующие виды дислексии:

Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функции фонематической системы. В русском языке этими признаками являются твердость или мягкость, звонкость или глухость, способ образования, место образования, участие нёбной занавески.

Семантическая дислексия (механическое чтение) проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Разделение слова на слоги в процессе чтения – одна из причин непонимания читаемого.

Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. При этой форме дислексии наблюдаются: изменение падежных окончаний и числа существительных (,, из-под листьях”, ,, у товарищах”).

Мнестическая дислексия проявляется в трудности усвоения букв, в их недифференцированных заменах. Дети не могут воспроизвести в определенной последовательности ряд из 3-5 звуков или слов, а если и воспроизводят, то нарушают порядок их следования, сокращают количество, пропускают звуки, слова.

Оптическая дислексия проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв и их взаимных заменах. Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами (Л-Д, 3-В), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (Т-Г, Ь-Р, Н-П-И). Данная дислексия связана с нарушением зрительного анализа и синтеза.

Классификация дисграфии осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма.

Наиболее обоснованной является классификация дисграфии, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма (разработанная сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена) [24, С. 359]. Выделяются следующие виды дисграфий:

Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ребенок пишет так, как произносит. В основе её лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.

Акустическая дисграфия - дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем). Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав ([ч]-[т], [ч]- [щ], [ц]-[т], [ц]-[с]). Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных (,, писмо”, ,, лубит”, ,, лижа”).Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, например, [о]-[у] (дом – ,, дум”), [е]-[и] (лес – ,, лис”).

С учетом нарушенных операций фонемного распознавания можно выделить следующие подвиды этой формы дисграфии: акустическую, кинестетическую, фонематическую.

Дисграфия на почве различных форм нарушения языкового анализаи синтеза. В основе лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Вследствие этого особенно распространенными при этом виде дисграфии будут искажения звукобуквенной структуры слова. Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении (диктант – ,, дикат”); пропуски гласных (собака – ,, сбака”); перестановки букв (тропа – ,, прота”); добавление букв (таскали – ,, тасакали”); пропуски, добавления, перестановка слогов (комната – ,, кота”).

Аграмматическая дисграфия охарактеризованная в работах Р.Е. Левиной, И.К. Колповской, Р.И. Лалаевой [13, С. 112]. Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составной частью более широкого симптомокомплекса – лексико-грамматического недоразвития, которое наблюдается у детей с дизартрией, алалией и у умственно отсталых. В связной письменной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями.

Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в-д, т-ш); включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, п-т, х-ж, л-м); зеркальное написание букв (с-о, э-е), пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент, лишние (ш-,, ии”) и неправильно расположенные элементы (х-,, оэ”), (т-,, пп”).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нарушение письменной речи составляет значительный процент среди других нарушений, встречающихся у учащихся массовой школы. Это нарушение является серьёзным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения и в усвоении грамматики родного языка.

В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь. Поэтому для устранения нарушений необходима единая система коррекционного воздействия.

Для современной общеобразовательной школы основной задачей является своевременное выявление и предупреждение нарушения письма, устранение специфических ошибок с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 1997;

2. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников. – М.: Просвещение, 1983;

3.  Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи. – М., 1989;

4.  Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб., 1995;

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подводные камни процесса формирования письменной речи.Приёмы и методы по преодолению нарушений письменной речи.

Данная презентация поможет учителю-логопеду общеобразовательной школы подготовить и провести семинар для родителей....

Нарушение письма - что это? Предупреждение нарушений письменной речи у младших школьников.

Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе....

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса с тяжелыми нарушениями речи

Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли -показатель культурного уровня человека. Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служат камнем преткновения в ...

Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»

Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»...

Разработка программы логопедической работы по коррекции нарушений письма, "Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников."

Опубликовано 04.02.2018 - 19:54 - Майорова Елена ВалерьевнаПрограмма логопедической работы по коррекции нарушений письма, обусловленных недостаточной сформированностью фонематических процессов и ...