Тема и идея текста
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Аблямитова Мерьем Сибулаевна

Тема и идея текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_zanyatiya_konspekt.doc52.5 КБ
Office presentation icon tema_i_ideya_teksta.ppt1.02 МБ

Предварительный просмотр:

Занятие по логопедии в  третьем классе

 на тему:

«Тема и идея текста».

 Автор:                                                                                                                                                    Аблямитова Мерьем Сибулаевна

Учитель – логопед

Ст. Нижнебаканская МАОУ СОШ №11

Тема:  Тема и идея текста.

Цель: - Закрепление навыка составления связного высказывания;

- Активизация словарного запаса в рамках лексической темы: «Зима»;

- Развитие внимания памяти. (Слайд №1)

Оборудование:  карточки с заданиями, презентация Power Point. (Приложение)

Ход занятия:

Орг. момент: - Сядет тот, кто составит предложение о зиме. Как связаны слова в предложении? (Ответы детей).

– Чем отличается текст от  набора предложений? (Ответы детей). (Слайд №2)

Можно ли назвать эту запись текстом? Почему? (Слайд №3)

  • 1). На окнах появились удивительные узоры.
  • 2). За ночь сильно похолодало.
  • 3). Как красивы снежные узоры.
  • 4). Наступило морозное утро.
  • 5). Они сверкают в лучах солнца.

Давайте сначала прочитаем все предложения.

 В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

а) 3,4,1,5,2.   б) 2,5,4,1,3   в) 2,4,1,5,3 (Слайд №5)

Давайте проверим правильный ответ.

Запишите в тетрадь получившийся текст.

  1. - Кто первым соберёт текст? У вас на столах лежат карточки с предложениями.

Вам надо составить из этих предложений текст. (Слайд №6)

«Рассыпанный» текст

Перед нами открылась ледяная гладь озера.

Она вся утопала в глубоком снегу.

Слева чуть виднелась дубовая роща.

Вокруг озера стояла белая снежная стена.

Погода стояла морозная.

На краю рощи росло высокое могучее дерево.

Было раннее зимнее утро.

На каждой его ветке лежала снежная глыба.  

Подумайте, какое предложение будет первым. (Ответы детей)  

Какое следующее?

«Собранный» текст  (Слайд №7)

Было раннее зимнее утро.

Погода стояла морозная.

Перед нами открылась ледяная гладь озера.

Вокруг озера стояла белая снежная стена.

Слева чуть виднелась дубовая роща.

Она вся утопала в глубоком снегу.

На краю рощи росло высокое могучее дерево.

На каждой его ветке лежала снежная глыба.  

Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Слайд №10)

   Выводы

Предложения  в тексте объединены общей темой, связаны по смыслу…      

 Текст обладает законченностью,  объединён общей темой. (Слайд №9)

  1. Физминутка.

   

  1. Что такое тема? 

(Тема – это то, о чём говорится в тексте) (Слайд №10)

            Задание: 

Попробуйте определить, о чём говорится  в предложении:

Летом пролежишь, а зимой с сумой побежишь.

Что это? (Пословица).

Можно назвать это предложение текстом, высказыванием?  (Ответы детей)

Определите тему  пословицы.

        Тема:  О лени

        Да,  это текст: есть тема,

  текст обладает законченностью мысли. (Слайд №11)

Вспомните пословицы о зиме.

  1. Определите основную мысль пословицы.

Летом пролежишь, а зимой с сумой побежишь.

 

Определите основную мысль загадки. (Слайд №12)

Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки - как рога (Зима). (Слайд №13)

Рассмотрите картинки, которые лежат перед вами.

Определите тему и идею.

Выводы:

Значит, текст может состоять из нескольких предложений                                     или из одного.

      Такими текстами являются пословицы, загадки, строфы стихотворений, иногда целые стихотворения. (Слайд №14)

Давайте определим  тему нашего текста. О чём этот текст? (Слайд №15)

Было раннее зимнее утро.

Погода стояла морозная.

Перед нами открылась ледяная гладь озера.

Вокруг озера стояла белая снежная стена.

Слева чуть виднелась дубовая роща.

Она вся утопала в глубоком снегу.

На краю рощи росло высокое могучее дерево.

На каждой его ветке лежала снежная глыба.  

 (Ответы детей)

Основная мысль (идея) текста. (Слайд №16)

Текст, высказывание всегда создаётся ради чего-то.

      Писатель изображает картину осени, чтобы показать нам, как прекрасна осенняя природа, и чтобы мы почувствовали эту красоту.

      Он рассказывает  весёлую историю, чтобы развлечь нас, а заодно научить, как надо  и как не надо поступать.

      Выступающий на митинге призывает слушателей к чему-либо.

      Школьный учебник написан для того, чтобы сообщить ученикам систему знаний по определённому предмету, помочь овладеть этими знаниями.

      Документ, например справка, выдан для того, чтобы удостоверить какой-то факт.

То, для чего создан текст, и есть его основная мысль. 

Определите идею «собранного» нами текста. (Слайд №17)

Было раннее зимнее утро.

Погода стояла морозная.

Перед нами открылась ледяная гладь озера.

Вокруг озера стояла белая снежная стена.

Слева чуть виднелась дубовая роща.

Она вся утопала в глубоком снегу.

На краю рощи росло высокое могучее дерево.

На каждой его ветке лежала снежная глыба

  1. Итог занятия.

Что мы с вами делали на занятии?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема занятия: «Тема и идея текста» (3 класс ОНР) Автор: Аблямитова Мерьем Сибулаевна учитель - логопед ст. Нижнебаканская

Слайд 2

Цели: Закрепление навыка составления связного высказывания; Активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Зима»; Составление текстов на заданную тему; Развитие внимания и памяти.

Слайд 3

Чем отличается текст от набора предложений? Текст составляют предложения, объединённые общей мыслью и связанные друг с другом по смыслу. Это законченное высказывание . У текста есть начало и конец.

Слайд 4

Можно ли назвать эту запись текстом? 1). На окнах появились удивительные узоры. 2). За ночь сильно похолодало. 3). Как красивы снежные узоры. 4). Наступило морозное утро. 5). Они сверкают в лучах солнца В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст? а) 3,4,1,5,2. б) 2,5,4,1,3 в) 2,4,1,5,3

Слайд 5

Правильный ответ 2, 4, 1, 5,3 2). За ночь сильно похолодало. 4). Наступило морозное утро. 1). На окнах появились удивительные узоры. 5). Они сверкают в лучах солнца 3). Как красивы снежные узоры.

Слайд 6

Кто первым соберёт текст? «Рассыпанный» текс т Перед нами открылась ледяная гладь озера. Она вся утопала в глубоком снегу. Слева чуть виднелась дубовая роща. Вокруг озера стояла белая снежная стена. Погода стояла морозная. На краю рощи росло высокое могучее дерево. Было раннее зимнее утро. На каждой его ветке лежала снежная глыба.

Слайд 8

«Собранный» текст Было раннее зимнее утро. Погода стояла морозная. Перед нами открылась ледяная гладь озера. Вокруг озера стояла белая снежная стена. Слева чуть виднелась дубовая роща. Она вся утопала в глубоком снегу. На краю рощи росло высокое могучее дерево. На каждой его ветке лежала снежная глыба.

Слайд 9

Предложения в тексте объединены общей темой, связаны по смыслу… Текст обладает законченностью, объединён общей темой. Выводы

Слайд 10

Тема – это то, о чём говорится в тексте. Задание: Попробуйте определить, о чём говорится в предложении: Летом пролежишь, а зимой с сумой побежишь. Можно назвать это предложение текстом, высказыванием? Что такое тема?

Слайд 11

Сравните ответы: Тема: О лени Да, это текст : есть тема, текст обладает законченностью мысли.

Слайд 12

Определите основную мысль пословицы Летом пролежишь, а зимой с сумой побежишь .

Слайд 13

Определите основную мысль загадки. Лес и поле белые, Белые луга. У осин заснеженных Ветки- как рога (Зима)

Слайд 14

Выводы Значит, текст может состоять из нескольких предложений или из одного. Такими текстами являются пословицы, загадки, строфы стихотворений, иногда целые стихотворения.

Слайд 15

Определение темы текста ( о чем этот текст?) Было раннее зимнее утро. Погода стояла морозная. Перед нами открылась ледяная гладь озера. Вокруг озера стояла белая снежная стена. Слева чуть виднелась дубовая роща. Она вся утопала в глубоком снегу. На краю рощи росло высокое могучее дерево. На каждой его ветке лежала снежная глыба.

Слайд 16

Основная мысль (идея) текста. Текст, высказывание всегда создаётся ради чего-то. Писатель изображает картину осени, чтобы показать нам, как прекрасна осенняя природа, и чтобы мы почувствовали эту красоту. Он рассказывает весёлую историю, чтобы развлечь нас, а заодно научить , как надо и как не надо поступать. Выступающий на митинге призывает слушателей к чему-либо. Школьный учебник написан для того, чтобы сообщить ученикам систему знаний по определённому предмету, помочь овладеть этими знаниями. Документ , например справка, выдан для того, чтобы удостоверить какой-то факт. То, для чего создан текст, и есть его основная мысль.

Слайд 17

Определите идею «собранного» нами текста. Было раннее зимнее утро. Погода стояла морозная. Перед нами открылась ледяная гладь озера. Вокруг озера стояла белая снежная стена. Слева чуть виднелась дубовая роща. Она вся утопала в глубоком снегу. На краю рощи росло высокое могучее дерево. На каждой его ветке лежала снежная глыба


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока риторики по теме: "Тема и заголовок текста. Основная мысль текста."

В материале представлен подробный конспект урока по данной теме. Подобрана разнообразная речевая разминка. В презентации представлены произносительно-интонационные упражнения, чистоговорки. В конспект...

Методическая разработка урока.Речевое развитие.Текст.Тема,главная мысль текста.

Представлен конспект урока по русскому языку 3класс....

Методическая разработка урока.Речевое развитие.Текст.Тема,главная мысль текста.

Представлен конспект урока по русскому языку 3класс....

Методическая разработка урока.Речевое развитие.Текст.Тема,главная мысль текста.

Представлен конспект урока по русскому языку 3класс....

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку.Цели урока: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержа...

Методическая разработка урока русского языка по теме " Что такое текст? Тема текста", 2 класс

Цель: сформировать понятие текст, основываясь на его существенные признаки: целостность, связность, законченность Задачи: составлять текст из деформированных предложений; подбирать заголовок к текс...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста» (2 класс)

Цель урока: Формирование представления о заимствованных и исконных словах.Планируемые результаты:Предметные: обучающиеся научатся:1)пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями...