Внедрение системы пиктографических символов в работе логопеда
презентация к уроку по логопедии (1 класс)

Жукова Анна Борисовна

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ – ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Альтернативная коммуникация. Она актуальна в случае отсутствия устной речи и предполагает овладение совершенно иной коммуникативной системой, где особое значение приобретают невербальные коммуникативные средства (предметы, фотографии, пиктограммы, жесты).  Альтернативная коммуникация означает, что человек общается лицом к лицу с собеседником без использования речи.

Дополнительная коммуникация востребована лицами с недостаточно сформированной устной речью, которые нуждаются в соответствующей дополнительной поддержке, сопровождении собственной речи. Дополнительная коммуникация облегчает понимание вербальных сообщений лиц с тяжелыми речевыми нарушениями и обеспечивает им более эффективное взаимодействие с окружающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikatsiya.pptx2.54 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей – инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1» Комитета по социальной политике Логопед : Жукова А. Б. Внедрение системы пиктографических символов в работе логопеда

Слайд 2

Альтернативная и дополнительная коммуникация – основные понятия Альтернативная коммуникация – коммуникация, предполагающая использование невербальных коммуникативных средств (предметы, фотографии, пиктограммы, жесты) при общении лицом к лицу с собеседником без использования речи . Дополнительная коммуникация востребована лицами с недостаточно сформированной устной речью , которые нуждаются в соответствующей дополнительной поддержке, сопровождении собственной речи.

Слайд 3

Коммуникация с помощью символов: графические (блисс-символы, пиктограммы, картиночные символы коммуникации, система символов Виджит, сигсимволы, картинки ); орфографическое письмо; предметные символы (словесные кубики Примака ); альтернативная система обучения коммуникации «PECS »; тактильные символы.

Слайд 4

Диагностика потребностей в поддерживающей коммуникации В ходе сбора информации педагог выясняет исходные данные: коммуникативные когнитивные лингвистические психосоциальные моторные способности лица – потенциального пользователя поддерживающей коммуникации.

Слайд 5

Основные принципы работы по внедрению системы поддерживающей коммуникации Принцип постоянной поддержки мотивации Обучение использованию любой системы поддерживающей коммуникации — это чаще всего сложная, долгая и упорная работа, которая требует постоянного обучения семьи и персонала, работающего с ребёнком, постоянной поддержки мотивации и заинтересованности, так как не всегда система воспринимается легко и быстро.

Слайд 6

Принцип функционального использования коммуникации Особенно трудно вывести использование системы поддерживающей коммуникации за пределы занятия и использовать приобретённые навыки в повседневной деятельности, что, собственно, и является основной целью применения системы поддерживающей коммуникации.

Слайд 7

Принцип избыточности символов (совмещение различных систем коммуникации — жестов, картинок и, например, написанного слова). 1. Показываем картинку «дом» и игрушку «дом» 2. Используем напечатанное слово «дом» 3. Показываем жест «дом»

Слайд 8

Принцип «от более реального к более абстрактному» При обучении использованию графической системы символов ребёнку сначала необходимо предъявлять фотографии реального объекта (к примеру, собаки), потом — рисунок с объектом, и затем — пиктограмму.

Слайд 9

Рекомендации по внедрению пиктографических символов Базисные необходимые навыки для начала картинно-символьной коммуникации: сравнительно устойчивый зрительный контакт, слова или жестовые обозначения "да", "нет", "дай", имитация действий "сделай, как я".

Слайд 10

Требования к графическим символам - Графические символы должны быть доступны для восприятия, узнавания, распознавания и «чтения». - Графические символы обязательно сопровождаются надписями, способствующими обучению ребенка глобальному чтению и позволяющими его собеседникам легко понять их значение. - Выбор графических символов должен определяться: зоной актуального развития ребенка ; информацией, получаемой в процессе беседы с родителями, специалистами , работающими с ребенком, и на основе собственных наблюдений.

Слайд 11

Хранение пиктограмм в папке: Имена существительные - синий. Имена прилагательные – зеленый. Глаголы (действия) – красный . Наречия, предлоги, союзы - черный

Слайд 12

Изображения в папке включают: • реальные изображения предметов и ситуаций • символические изображения общего на примере частного.; • парные изображения, например, "много – мало"; • символы-вопросы; • символы для обозначения некоторых универсальных понятий, как, например, "еще"; • карточки с цифрами, дополненными изображениями соответствующего количества палочек; • карточки с изображением цветов спектра.

Слайд 13

Этапы внедрения графических символов 1. Знакомство с предметом

Слайд 14

2. Соотнесение предмета с фотографией Ребенок знакомится с фотографией предмета и устанавливает связь между реальным предметом и его графическим изображением .

Слайд 15

3. Соотнесение предмета с реалистическим изображением—картинкой

Слайд 16

4. Идентификация символа Идентификация символа . Выбор нужной пиктограммы из ряда других . Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других Выбор такой же пиктограммы среди определенного множества других. Конструирование фразы с помощью пиктограмм. Выбор из нескольких пиктографических изображений фраз той, которую назвал педагог.

Слайд 17

5. Выполнение упражнений по использованию пиктографического кода 1.Упражнения на установление ассоциаций.

Слайд 18

2.Упражнения на классификацию 3.Упражнения выбора. 4.Упражнения сериации 5.Упражнения на изображение

Слайд 19

6. Использование усвоенных графических символов в различных коммуникативных ситуациях .

Слайд 20

Обучение детей и взрослых, у которых отсутствует или затруднена речь, альтернативным способам коммуникации может улучшить качество их жизни. Символы обеспечивают зрительное сопровождение речи, что улучшает понимание и облегчает общение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы логопеда

Данная презентация была подготовлена как сопровождение защиты системы работы на районный конкурс "Учитель года -2007"....

Cохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках учителя-логопеда и учителя-дефектолога

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе – неотъемлемая часть педагогического процесса, а особенно коррекционной работы. Каков психологический портрет ученика, имеющего недостатки устной или п...

Система работы логопеда с родителями

План работы логопеда с родителями на 2014-  2015 учебный год...

План работы по внедрению системы ведения электронного журнала успеваемости обучающихся и электронных дневников на 2015 -2016 учебный год

Прогресс шагает по планете семимильными шагами. И хотя образовательный процесс, по традиции, сильно отстает от передовых технологий, тем не менее новшества все увереннее проникают в российские школы. ...

Логоритмика в системе работы логопеда.

Цель коррекционного курса «Логопедическая ритмика» -  направлена на преодоление нарушений речи путем развития, воспитания и коррекции нарушений координированной работы двигательного, ...

Логопедическая ритмика в школе в системе работы логопеда.

В книге  раскрывается  содержание работы по логопедической ритмике в школе. Данное пособие может быть использовано логопедами школ. Представленный опыт поможет логопедам школ составлять кале...

Внедрение системы пиктографических символов в работу с детьми с УУО и ТУО

К выбору системы альтернативной коммуникации надо подходить с учётом многих аспектов. Введение новой системы коммуникации логопедом должно быть скоординировано со всеми остальными услугами и не должны...