Дифференциация звуков [с] и [ш] в словах и словосочетаниях.
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Логопедическое занятие с детьми младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskiy_urok.docx417.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация звуков [с] и [ш] в словах и словосочетаниях.

Цель: дифференцировать звуки [с] и [ш] словах и словосочетаниях.

Задачи:

1. Различать артикуляцию звуков [с] и [ш].

2. Развивать мимику, фонематический слух, силу голоса, дыхание, мелкую моторику;

3. Воспитывать желание правильно и красиво говорить.

Учитель логопед: Панкратьева Н.С.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы

  1. Организационный этап.

Здравствуйте дети, меня зовут Наталья Сергеевна, я рада вас всех видеть на занятии.

- Какое у нас занятие как вы думаете?

Посмотрите в окно, какой сегодня чудесный день, я надеюсь, он подарит вам хорошее настроение.

Приветствуют учителя.

-Индивидуальное.

Настраиваются на занятие.

Метод стимулирования и мотивации.

2.Подготовительный этап.

Мимические упражнения.

Упражнение на дыхание.

Упражнения для развития силы голоса.

-Ребята, а вы когда-нибудь были в лесу?

-А хотите побывать в зимнем сказочном лесу?

-Тогда отправляемся в путешествие!

Посмотрите : кто же это?

- Снежинка грустит, изобразите - грусть.

- А теперь вы покажите и мне и снежинке -радость.

-Б-р-р-р-р-р! Что-то рукам становится холодно. Ребята, скажите, а что нужно одевать зимой, чтобы руки не замерзали?

-Верно, у вас на столах лежат варежки, на которые попали снежинки, чтобы нам их надеть, нужно их сдуть, а для этого нужно правильно дышать

- Дышим правильно: щёки не надуваем, плечи не поднимаем, вдох делаем через нос, выдох через нос.

-Молодцы, вы сдули все снежинки и теперь можно надеть варежки и оправиться дальше в путешествие.

-Ребята, мне кажется, что мы заблудились в лесу. Что нужно кричать, чтобы нас нашли?

-Верно, давайте и мы с вами позовём на помощь, но для этого нужно стать в круг , когда говорим А-а- а-а-а произносим громко и сужаем круг, а когда говорим у-у-у-у произносим тише и делаем широкий круг.

Артикуляционная гимнастика.

Да/нет.

-да.

Слушают учителя.

В руках у учителя -снежинки

Дети выражают эмоции

Дети слушают установку учителя на правильное дыхание, затем сдувают снежинки с варежек.

-правильно дышать.

Слушают учителя.

-А-у!

Дети становятся в круг и слушают учителя.

Дети внимательно слушают объяснение учителя, произносят звуки от тихого к громкому и наоборот.

-Мы учились громко и тихо говорить.

Наглядный, словесный и практический.

Воображаемая ситуация.

Педагогический контроль

Использование игрового прием

Педагогическое наблюдение.

Практический метод.

Педагогическое наблюдение.

3.Основная часть.

Сообщение темы занятия

Чтение слогов.

Работа со чистоговоркой

Работа с картинками.

Звуковой анализ слова.

Составление словосочетания.

Работа с карточками

-Нам на пути встретились братья, а что это за братья вы мне скажете сами.

-Послушайте внимательно скороговорку.

ШЛА САША ПО ШОССЕ И СОСАЛА СУШК.

- Почему трудно произнести скороговорку?

-Тогда скажите, как зовут братьев, которых мы сегодня встретили?

-Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня на занятии будем работать?

-Мы будем учиться различать звуки [с] и [ш].

-Какой буквой на письме обозначается звук [ш], [с]?

-Наши братья С и Ш приготовили нам ещё одно задание, вам нужно выделить звуки [с] и [ш] среди других звуков.

-Если услышите звук [с], то хлопайте , если услышите звук [ш], то топайте.

с,ж,ш, п,з, ш,б,с, т, ш

-Сейчас мы будем выделять звуки [с] и [ш] в слогах.

-Когда услышите дежурные звуки, покажите сигналами. Если услышите звук [с], то хлопаем, если услышите звук [ш], то топаем со, жа, шу, сы, ро, ши,су, мо, ша.

- Среди чего мы искали звуки [с ] и [ш]?

-А теперь, давайте прочитаем слоги, с дежурными звуками [c] и [ш]

-Следите за чётким произнесением звуков.
СА- ША СО-ШО АС-АШ

ША- СА ШО-СО ОС-ОШ

СУ- ШУ СЫ-ШИ УС-УШ

ШУ- СУ ШИ-СЫ ЫС-ЫШ

https://learningapps.org/view405679

-Послушайте внимательно и повторите за мной чистоговорки:

СА-СА-СА – под сосной живет лиса.

ША-ША-ША – мы шагаем неспеша.

СУ-СУ-СУ – Соне мёду я несу.

ШУ-ШУ-ШУ – мы готовим кашу.

СО-СО-СО – у машины колесо.

- Посмотрите на картинки, давайте скажем, кто или что изображено на них.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/07/s_5cd13b1eb0fd6/1153277_4.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/07/s_5cd13b1eb0fd6/1153277_5.jpeg

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/07/s_5cd13b1eb0fd6/1153277_6.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/07/s_5cd13b1eb0fd6/1153277_7.png

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/07/s_5cd13b1eb0fd6/1153277_8.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/07/s_5cd13b1eb0fd6/1153277_9.jpeg

-Какая картинка лишняя?

-Почему?

-Распределите, какие картинки вы подарите брату С, а какие брату Ш?

-Чему учились, выполняя это задание?

-Молодцы! Вы отлично справились

-Давайте выполним звуковой анализ слова кошка

-Сколько слогов в слове кошка? 

.

 

-Давайте с вами составим словосочетания с картинками:

-Какая кошка?

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/07/s_5cd13b1eb0fd6/1153277_10.png

- Что мы с вами сейчас делали?

Задания на дифференциацию звуков

https://learningapps.org/view10699355

Слушают скороговорку.

В скороговорке чаще других встречаются звуки С-Ш, этими звуками насыщена скороговорка, поэтому её трудно произнести.

С и Ш

-со звуками [с] и [ш]

 

 

Слушают внимательно учителя, выделяют дежурные звуки [с] и [ш] в слогах.

- Дети по цепочке читают слоги.

-читать слоги с дежурными звуками.

слушают чистоговорку, повторяют за учителем.

Дети смотрят на картинки на доске и называют названия животных

-кошка, лиса, мышка, собака, слон, сушка

-сушка

-Потому что на остальных картинках изображены животные, а на этой еда.

Брату С мы подарим картинки, в названии которых есть звук [с]

-Брату Ш мы подарим картинки, в названии которых есть звук [ш]

-Находить звуки [с] и [ш] словах.

-2 слога

[к]-согласный, глухой, твёрдый (синий без звоночка)

[о]- гласный, ударный (красный)

[ш]-согласный, глухой твёрдый (синий без звоночка)

[к]- согласный, глухой, твёрдый(синий без звоночка)

[а]-гласный, безударный (красный)

-звуковой анализ слова.

Пушистая кошка,

Веселая

Рыжая

Полосатая

Маленькая

Игривая

-Учились составлять словосочетания.

Словесный метод (беседа, рассказ)

Контроль действий.

Наглядный метод.

Словесный метод (беседа, рассказ)

Контроль действий.

Словесный метод (беседа).

Словесный метод (беседа)

Контроль действий.

Словесный метод(рассказ, беседа)

Практический метод.

Словесный метод (беседа).

Наглядный метод

Контроль действий.

4 Рефлексия.

-Чему мы с вами учились на занятии?

-С какими звуками мы сегодня с вами работали?

-Какие упражнения мы выполняли?

-Вот и закончилось наше путешествие по зимнему лесу, мы предлагаем вам вместе с братьями оценить свою работу на занятии, у вас на столах есть снежинки, если сегодня на занятии у вас всё получилось, возьмите веселую снежинку, если были трудности,  вы считаете, что сегодня на уроке у вас ничего не получилось, то грустную снежинку и  поднимите их высоко.  Я смотрю, что у всех сегодня все получалось, молодцы!

-А наше занятие подошло к концу, до свидания.

-Учились красиво и правильно говорить.

-Со звуками [c] и [ш].

-на развитие дыхание, силу голоса, мелкую моторику, артикуляционную гимнастику и т.д.

Слушают учителя.

Дети выбирают снежинку

-До свидания.

Словесный метод (беседа).

Побудительно-оценочный метод (поощрение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие "Дифференциация звуков С - С\' в слогах, словах, предложениях"

Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков С, С\', артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику....

урок произношения на тему Дифференциация звуков Ы, И в слогах, словах.

Цель: развивать артикуляционный аппарат; закреплять правильное произношение на материале слогов, слов; развивать слуховое внимание и восприятие; развитие памяти и мышления....

урок произношения на тему Дифференциация звуков Ы, И в слогах, словах.

Цель: развивать артикуляционный аппарат; закреплять правильное произношение на материале слогов, слов; развивать слуховое внимание и восприятие; развитие памяти и мышления....

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов "Дифференциация звуков [б-б’, п-п’], в слогва, словосочетаниях, предложениях"

представлен конспект группового логопедического занятия для учащихся 2 -4 классов с нарушением письма и чтения, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием...

Дифференциация звуков Л и Р в словах и предложениях с группой учащихся первого класса имеющих ОНР

Конспект логопедического занятия с группой учащихся, имеющих ОНР(1класс).Тема. «Дифференциация звуков  Л и Р в словах и предложениях». Цель: формирование умения различать звуки Л и Р в слова...

Серия конспектов логопедических занятий с группой обучающихся 3 класса, имеющих нарушения письменной речи. Тема: «Дифференциация звуков [ч] – [щ] изолировано, в словах и словосочетаниях, в предложениях и тексте»

Цель: дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв на материале слогов,  изолированных звуков и отдельных букв, дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв ...

Презентация на тему "Дифференциация Ы - И изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях"

Данная презентация поможет учителям - логопедам разработать "чудо - урок" для учащихся начальных классов. Ребята познакомятся со сказочными персонажами мИшкой и мЫшкой, научатся правильному ...