урок произношения на тему Дифференциация звуков Ы, И в слогах, словах.
план-конспект урока по логопедии (1 класс) по теме

Цель: развивать артикуляционный аппарат; закреплять правильное произношение на материале слогов, слов; развивать слуховое внимание и восприятие; развитие памяти и мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_olgi.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Произношение.

Тема: Дифференциация  звуков Ы, И в слогах, словах.

Цель: развивать артикуляционный аппарат; закреплять правильное произношение на материале слогов, слов; развивать слуховое внимание и восприятие; развитие памяти и мышления.

Оборудование: 3 облачка, замок, веера букв, кукла, картинки.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Артикуляционная гимнастика.
  1. Заборчик
  2. Улыбка
  3. Хоботок
  4. Кролик
  1. Повторение.

Жили – были гласные звуки. Какие гласные звуки мы уже изучили? (А, О, У, Ы).  В каком замке живут? Каким кружком они обозначаются? Почему их называют гласными звуками? Пропоем каждый гласный звук.

ИГРА «Немая артикуляция»

- Узнайте по моим губам, какой звук я произнесла.

  1. Основная часть.
  1.  Правильное произношение Ы и И в слогах.
  1. Я сейчас буду называть слоги, когда  вы услышите согласный звук в сочетании  с гласным звуком Ы, вы встаете. Когда услышите согласный звук в сочетании с гласным звуком И, вы хлопаете, готовы!

Ры, ни, ма, со, ха, ли, бы, вы, ка, ми, жа, гы, не, но, си, ви, но, ры, га, ты, ха, го, ни.

- Согласные, это какие звуки? Какую одежду носят согласные звуки?

На доске слоги

ры  хи  си  

ми  сы  ри  хы  мы

Выходят по одному человеку к доске и производят звуковой анализ звука.

_ Ребята, посмотрите на доску, что интересного вы заметили? (все согласные, которые стоят перед И, всегда МЯГКИЕ; согласные, которые стоят перед  Ы, всегда ТВЕРДЫЕ).

Ф И З М И Н У Т К А .

  1. Правильное произношение  Ы и И в словах.
  1. Взяли веера, нашли Ы и И.
  2. Я диктую слова, вам задание: определить звук в середине слова и показать букву.

БЫЛ – БИЛ

МЫЛ – МИЛ

ВИЛ – ВЫЛ

ПИЛ – ПЫЛ

НИЛ – НЫЛ

  1. Ребята, посмотрите к нам на урок пришел малыш. Посмотрите, какой он маленький. Этот малыш вам сейчас что – то покажет и расскажет: запомнить и повторить.

МАЛЫШ БЫЛ ОЧЕНЬ МИЛ

ОН РУКИ МЫМОЛ МЫЛ.

  1. А как вы руки моете мылом? Зачем надо мыть руки мылом?

ИГРА «Разложи картинки»

По одному человеку выходите  к доске, берете картинку, называете ее.  Распределите картинки в свои домики.

       Ы                                    И

Коты                               кружки

Самолеты                       подушки

Буквы                             флажки

Косы                               мухи

Носы                               овощи

  1. Итог урока.

– С какими звуками мы сегодня работали?

Развитие речи

Тема: Поздняя осень.

Оборудование: картинки четырех времен года, картинка ранняя осень, картинка поздняя осень, конверты с полосками, телеграмма, мяч, серия  картинок, альбомы – видики.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  1. Сядет тот, кто правильно назовет, какое время года изображено на картинке. (Картинки: осень, зима, лето, весна)
  1. Повторение.
  1. А сейчас какое время года на дворе? (поздняя осень)
  2. Кто может назвать осенние месяцы?
  3. Какое время года стояло до осени?
  4. Какое время года будет после осени?
  1.  Новая тема.

Показ картинки ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ.

  1. Ребята, какое время года изображено на картинке? Какая осень изображена на этой картинке? Почему раннюю осень называют «золотой»?

ФИЗМИНУТКА

  1. Сегодня мы поговорим о поздней осени. А вы знаете, как называют позднюю осень? (серебряной) а кто может объяснить, почему ее так называют?
  2. Внимательно послушайте рассказ, и вы узнаете, почему позднюю осень назвали серебряной.

Появился снежок и  снежинки. На солнышке блестят они не белые, а серебряные.  Вспомните вы мне на прогулке принесли замершие листочки, покрытые инеем и мы рассматривали их на солнышке. Какого они цвета? (прозрачного, серебряного)

Стук в дверь. Почтальон.

  1. Ребята, это приходил почтальон и он принес телеграмму и конверты для каждого из вас.
  2. Хотите получить конверты?
  3. Но в телеграмме сказано, что вы сможете получить конверты только тогда, когда поиграете со мною в игру «Назови ласково» (игра с мячом)

ДЕРЕВО – ДЕРЕВЦО

ЛИСТ – ЛИСТИК

ТРАВА – ТРАВКА

СНЕГ – СНЕЖОК

СОЛНЦЕ – СОЛНЫШКО

ДОЖДЬ – ДОЖДИК

ТУЧА – ТУЧКА

ВЕТЕР – ВЕТЕРОК

ВЕТКА – ВЕТОЧКА

  1. Открывайте конверты, что вы там нашли? Полоски. Они одинаковые или разные? По какому признаку? (по цвету: желтая, зеленая, серебряная). Какого цвета у вас полоски?
  2. Какой полоской вы бы обозначили раннюю осень? Почему?
  3. Позднюю осень? Почему?
  4. А зеленой полоской, какое время года можно обозначить? (лето)
  5. А еще мы сегодня расскажем фильм и запишем  кадр за кадром о поздней осени. Сначала покажу и расскажу я, а вы внимательно послушайте. А потом это сделаете вы.
  6. Представьте, что вы режиссер и вы снимаете фильм о поздней осени.
  7. Ребята, а как дома записывают фильмы, например, с телевидения.
  8. Ребята, посмотрите ваши альбомы превратились в видеомагнитофоны.
  9. Теперь вы точно сможете записать этот фильм. Возьмите простые карандаши.
  10. Я на доске, а вы в своих альбомах зарисовываете.

1.                                              2.                                             3.

4.                                            5.                                            6.

 

7.                                                  8.

Ребята повторяют записанный рассказ «поздняя осень»

  1. Итог урока.
  1. Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили, снимали фильм, что нового и интересного записали?

Развитие речи

Тема:  Зимующие птицы. Воробей.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Задание на внимание. На доске любые 6 картинок, желательно  с изображением птиц и животных. Они выставлены на доске, затем одна убирается.

  1. Ребята, какая картинка исчезла.
  2. Кто правильно ответит, тот садится.
  1. Введение в тему.

На доске: картинки птиц.

ЦАПЛЯ, КАКУШКА, ТРЯСОГУЗКА, ЛЕБЕДЬ

ВОРОБЕЙ, ДЯТЕЛ, СИНИЦА, ВОРОНА, СОРОКА, СОВА, ГОЛУБЬ

СНЕГИРЬ, СВИРИСТЕЛЬ.

  1. Ребята, посмотрите на доску. Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?
  2. Каких птиц мы уже с вами изучили? (цапля, кукушка, трясогузка,  лебедь)
  3. Как их назвать одним словом? (перелетные птицы)
  4. Почему  их так называют? Почему они улетают в теплые края?
  5. Ребята, из тех птиц, которые остались на доске, вы кого – нибудь знаете? Кто может их назвать?
  6. Воробей, синица, дятел, ворона, сорока, голубь, сова, это ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. Они не улетают в теплые края, так как этим птицам хватает корма и они могут выжить в морозные зимние дни.
  7. Дятел срывает с ветки еловую или сосновую шишки, закрепляет ее в развилке дерева и крепким клювом вышилушивыает из шишки вкусные семена
  8. Синица, сорока, воробей в морозные зимние дни прилетают поближе к жилью человека, так как многие люди делают и вывешивают кормушки, рассыпают там семечки и зернышки, крупу, таком образом помогают птицам выжить. Но часто птицы зимой погибают от голода. Поэтому птиц надо подкармливать.
  9. Н6о у нас на доске осталось еще две птицы. Это снегирь и свиристель – это пролетные птицы.
  10. Давайте, ребята, вспомним строение птиц. У любой птицы есть: клюв, голова, тело,  покрытое перьями, крылья, хвост, лапки (одновременно на доску выставляются картинки частей тела птицы).

ФИЗМИНУТКА

  1. Описание воробья.
  1. Ребята, отгадайте загадку:

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков,

В теплый край не улетаю –

Здесь под крышей обитаю.

Чик – чикик! Не робей!

Я бывалый … (воробей)

  1. Сегодня мы с вами расскажем рассказ о воробье и зарисуем этот рассказа в альбомах.

Чик – чирик! Чик – чирик! Это знакомая песня воробья. Маленькой, неунывающей, бойкой птички с коричневым опереньем, серой головой. Подбородок и горло украшены черными полосками.  Хвост, крылья украшены серой каймой. Лапки короткие и тонкие питаются воробьи насекомыми и семенами растения. Живут воробьи рядом с людьми, таким образом они защищены от хищников и у них есть корм. Это очень смелые и дружные птицы. Они могут дать отпор даже ястребу. Когда хищник хочет напасть на птиц, воробьи собираются в стаю и все вместе   мгновенно бросаются на встречу врагу. Ястребу ничего не остается, улететь прочь.

  1. Воробей маленькая птица.

  1. С коричневым опереньем.

  1. Серой головой.

  1. Хвост коричневый.

  1. Крылья украшены серыми полосками.

  1. Лапки тонкие и короткие.

  1. Питаются воробьи насекомыми и семенами растения.

  1. Живут воробьи рядом с людьми.

  1. Это очень дружные птицы.

Ребята повторяют рассказ.

  1. Работа в альбомах, зарисовка рассказа.
  2. Итог урока.
  1. Назовите зимующих птиц.
  2. Назовите перелетных и пролетных птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока произношения (2 класс) Дифференциация [ш] - [ж] в слогах, словах и предложениях.

Цели: учить детей различать звуки [ш] - [ж] устно и на письме; развивать фонематический слух и чувство ритма; развивать умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, выделять голосом уда...

урок произношения на тему Дифференциация звуков Ы, И в слогах, словах.

Цель: развивать артикуляционный аппарат; закреплять правильное произношение на материале слогов, слов; развивать слуховое внимание и восприятие; развитие памяти и мышления....

Подгрупповое логопедическое занятие для учащихся 2 класса Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах, предложениях.

Закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ Л ] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях...

Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся 2 класса. Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах и предложениях. Лексическая тема: «Весна. Признаки весны»

Цель занятия: закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука Л в слогах, словах и предложениях. Вырабатывать навыки правильного грамотного письма и чтения. При проведени...

Урок обучение грамоте. Тема: Повторение основных понятий. Звуки. Слог. Слово. Ударение. Предложение. Текст.

Обучение грамоте (чтение)Тема: Повторение основных понятий. Звуки. Слог. Слово. Ударение. Предложение. Текст. Учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. «Букварь». Учебник для п...