Конспект урока произношения (2 класс) Дифференциация [ш] - [ж] в слогах, словах и предложениях.
план-конспект урока логопедии (2 класс) по теме

Смирнова Ирина Владимировна

Цели: учить детей различать звуки [ш] - [ж] устно и на письме;

развивать фонематический слух и чувство ритма;

развивать умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, выделять голосом ударный слог, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие;

воспитывать культуру произношения.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_proiznosheniya.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок произношения

во 2 классе

Тема: 

Дифференциация [ш] - [ж] в слогах, словах и предложениях.

Цели: учить детей различать звуки [ш] - [ж] устно и на письме;

развивать фонематический слух и чувство ритма;

развивать умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, выделять голосом ударный слог, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие;

воспитывать культуру произношения.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Игра «Сколько звуков услышали?»

- Услышите один звук, поставьте руку на локоток, услышите слог, две руки сожмите в рукопожатии.

[а], [ш], [шо], [жу], [ж], [ы], [ши], [шу].

  1. Введение в тему урока.

- Сложите два квадрата из данных частей.

Разного цвета

из 2-х частей

Разного цвета

из 3-х частей

Одинакового цвета

из 2-х, 3-х частей

Алеша Н.

Игорь П., Антон А.,

Саша К., Саша Д.

Ш

Ж

- Над какими звуками будем работать сегодня на уроке?

- Обведите эти буквы.  

  1. Характеристика звуков.

  1. Артикуляция звуков.

- Давайте вспомним правильное положение органов при произнесении звуков [ш] - [ж]

[ш]

[ж]

Губы выдвинуты рупором

Зубы сближены, но не сомкнуты

Язык широкий, кончик языка поднят к небу, но не касается его, образуя щель, голосовые связки разомкнуты.

  1. Характеристика звуков.

- Дайте характеристику этим звукам

[ш] – согласный, всегда твердый, глухой.

[ж] – согласный, всегда твердый, звонкий.

- В чем сходство? Различие?

  1. Артикуляционная гимнастика.

  1. Рупор.
  2. Чашечка.
  3. Кошка лакает молоко.
  4. Грибок.
  5. Достать языком нос.
  6. Достать языком подбородок.

  1. Фонетическая зарядка.

- Как жужжит шмель? [ж – ж – ж…]

- Как шипит змея? [ш – ш – ш…]

  1. Дифференциация [ш] - [ж] в слогах.

  1. Чтение сочетаний (хором).

        ж                                             ш

а                о                             у                и

        ш                                              ж

жа, жо, ша, шо

аж, ож, аш, ош

ажо, ашо, ожа, оша

жаш, жош, шаж, шож

шажо, шожа, жашо, жоша

ажош, ожаш, ошаж, ашож и т.д.

  1. Физминутка (ритм. движения).

Если нравится тебе, то делай так:

- ша, ша – ша  (хлопки).

Если нравится тебе, то делай так:

- жа – жа, жа   (хлопки).

Если нравится тебе, то делай так:

- жу – жу, шу – шу    (хлопки, топот).

Если нравится тебе, то делай так:

- шо – шо – шо, жо – жо    (прыжки, приседания).

Если нравится тебе, то делай так:

- жо – жо, шо – шо – шо    (приседания, прыжки).

  1. – Произнесите столько раз слог шо, сколько будет 6-2.

– Произнесите столько раз слог жа,  сколько слогов в слове машина.

– Произнесите столько раз слог жу,  сколько букв ж вы видите.

     

     

  1. Выделение голосом ударного слога:

ша – шу – шо – шу

жа – жу – жа – жо

ши – ши – жи – жи

ши – ши – жи – жи

  1. Дифференциация [ш] - [ж] в словах.

  1. – Послушайте отрывок из песенки «Резиновый ежик» и запомните слова со звуками [ш] и [ж].

- Какие слова запомнили?

- Кто шел в гости к щенку?

- К нам на урок тоже пришел ежик, но не один, а со своим другом.

- Какие слова из 2-х слогов унесут на спинах ежики?

- Запишем эти слова в 2 столбика, подчеркнем ш и ж.

шило

каша

шина

наша

наши

мыши

жало

лыжи

кожа

 ножи

лужа

лужи

- Какое правило должны помнить при написании слов с буквами ш и ж.

- Найдите слово к этой схеме  хХ  (ножи).

- Поставьте в нем ударение.

  1. – Расставьте правильно слоги, чтобы получились слова.

пиро

хоро

прохо

подбе

горо

шек

жий

шо

жок

жал

  1. Физминутка.

По тропиночке пешком

В лес идут жук за жуком,

Медленно шагают,

Лапки поджимают.

Ах жуки, жуки, жуки,

Ваши лапки коротки,

Вам в родной лесочек

Не дойти до ночи.

Лучше вы, жуки, летите, Крыльями сильней машите,

Вас в лесу зеленом

Не найти воронам.

Руки за спиной,

ходьба цепочкой

с высоко поднятыми

коленями.

И.п. – о.с.

Разведение рук в стороны,

прикладывание на грудь

ладоней одна на другую.

Взмахи руками,

опускание вниз.

Потягивание,

руки через сторону.

  1. Дифференциация [ш] - [ж] в словах, словосочетаниях и предложениях.

ко . аная

. устрые

кни . ный

мы . ата

. каф

. апка

- Вставьте в слова пропущенные буквы.

- Прочитайте слова.

- Составьте словосочетания.

- Прочитайте.

- Составьте предложение по схеме.

                      _______     _______                

- Запишите предложения, подчеркните ш и ж.

  1. Самостоятельная работа.

С учителем

Дифференциация

[ш] - [ж] в словах

Дифференциация

[ш] - [ж] в предложениях

Антон А.

Записать слова в 2 столбика (карт. диктант).

Алеша Н.

Игорь П.

Саша Д.

Саша К.

  1. Итог.

- Над какими звуками работали?

- Чем сходны эти звуки, чем различаются?

Назовите слова с [ш] и [ж].