Внеурочная деятельность " Развиваем речь, играя" 1 класс
проект по логопедии (1 класс)

Мишулина  Лариса Владимировна

Данный курс предназначен для учащихся 1 классов, которые только приступили к изучению русского языка. Для реализации развивающих и воспитательных задач при обучении детей активно используется метод игры, который дает возможность формировать учебно-познавательную деятельность учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

I.Пояснительная записка

Актуальность и перспективность программы

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования. Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Целью занятий, проводимых по данной программе, является  повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.
В курсе реализуются следующие задачи:

  • обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
  • создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
  • формирование речевых интересов и потребностей младших школьников;
  • воспитание познавательного интереса к родному языку;
  • решение проблемы интеллектуального развития младших школьников;
  • способствование более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке;
  • содействие развитию речи детей.

Реализация курса рассчитана на организацию работы учащихся во внеурочное время. Занятия проводятся  по 1 часу в неделю. Курс рассчитан на 32 недели.

Роль курса в формировании универсальных учебных действий, ключевые компетенции.

Данный курс предназначен для учащихся 1 классов, которые только приступили к изучению русского языка. Для реализации развивающих и воспитательных задач при обучении детей активно используется метод игры, который дает возможность формировать учебно-познавательную деятельность учащихся.

умение следовать плану в своём учебном труде

II. Планируемые результаты

 В процессе изучения курса учащиеся

      должны знать:

  1. Понятие слово. Толковый словарь.
  2. Однозначные и многозначные слова.
  3. Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком.
  4. Понятие о тексте. Тема текста.
  5. Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.

     должны уметь:

  1. Уметь выделить слова- «родственники» среди других слов.
  2. Определить лексическое значение слова по предметным картинкам, контексту.
  3. Редактировать простое предложение.
  4. Интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным , восклицательным знаками )
  5. Пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения , благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.

III. Содержание тем курса

Речь. Техника и выразительность речи

 Речь и её значение в жизни. Техника речи.

Речь Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкости, темп.

Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием впроцессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.

Предложение и словосочетание

   Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным  восклицательным знаком.

Текст

Понятие о тексте. Тема текста. Вычленение опорных  слов в

 в тексте. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана.

Культура общения

Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания

Условия реализации программы

Кадровое обеспечение. Для успешной реализации программы педагогу необходимо хорошо изучить методику и дополнительную литературу по развитию речи детей младшего школьного возраста. Знать психологию детей младшего школьного возраста, особенности их психологического развития . Знать и владеть педагогическими приемами по обучению детей развитию речи. Педагог тщательно отбирает материал, учитывая возрастные особенности детей.

Календарно-тематическое планирование

темы

Название разделов, тем

Дата проведения

примечания

Обследование

план

факт

1

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30

31.

32

Речь и ее значение в жизни человека.

 Речь устная и письменная. Особенности устной речи

Тише, громче. Регулирование  громкости речи, темпа речи

 Слово.

Лексическое значение слова

Буквы в слове

Слова играют в прятки

Определять лексическое  значение слова

Прямое и переносное значение слова Многозначные слова

Омонимы

Озорные буквы

Синонимы –слова-друзья

 Антонимы

Тематические группы слов

Наш цветной мир

Что на что похоже

Голоса природы

 Голоса природы

Закрепление пройденного

 Загадки

Придумываем загадки

Культура речи

 Вежливые слова

Пословицы

Учимся рассуждать

Учимся рассуждать. Формирование навыка подбора слов

Текст

Текст. Закрепление

Заглавие текста

 Повторение пройденного

Опорные слова

Мы строим текст

План текста

Обследование

17.09

24.09

31.09

8.10

15.10

22.10

29.10

12.11

19.11

26.11

3.12

10.12

17.12

24.12

15.01

22.01

29.01

8.02

11.02

18.02

25.02

4.03

11.03

18.03

25.03

8.0415.0 22.019.04

Лист корректировки

Ф.И.О. учителя ___________________________________________________

Предмет ________________________

Класс: __________

Период

Причина

Приказ

Количество не проведенных уроков

Корректировка

IV. Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения

Методическое обеспечение программы.

  • Альбомы, иллюстрации, плакаты, открытки, слайды.
  • Методическая литература по развитию речи Т.Н. Соколова “Школа развития речи”.
  • Карточки, сделанные педагогом.
  • Раздаточные материалы.

Технические средства обучения.

  • проектор для показа слайдов, экран
  • компьютер.

Литература:

  1. Соколова Т.Н. Школа развития речи (рабочая тетрадь.)
  2. Линго Т.И., Игры, ребусы. Загадки для младших школьников. Ярославль: Академия холдинг, 2002 г.
  3. Виноградова О.Н., Дидактический материал по развитию речи в начальных классах, Киев, 1990 г.
  4. Вишневская Е.Е., Развитие речи, М.: Просвещение 1990 г.
  5. Тарабарина Т.Н., Соколова Е.Н.. И учеба и игра: русский язык, Ярославль: Академия холдинг, 2002 г.
  6. Ушаков.Н.Н., Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. М.Просвещение, 1972 г.
  7. Шкатова Л.А., Подумай и ответь. М. М.Просвещение, 1989 г.
  8. Львов М.Р.Школа творческого мышления, М.НТПЦ Дидакт, 2003 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Развитие речи" 1 класс

Внеурочная деятельность "Развитие речи"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Развитие речи" 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи"1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи"1 класс...

Программа внеурочной деятельности "Развивай-ка" для 1 класса

Программа соответствует ФГОС и расчитана на 1 час в неделю....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Развитие речи", 3 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Развитие речи" составлена в соответствии с ФГОС для работы по тетради Т.Н. Соколовой для 3 класса....