Логопедическая работа на уроках с первоклассниками
статья по логопедии (1 класс)

Шойенова Дарима Валерьевна

Логопедическая работа  на уроках с первоклассниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskaya_rabota_na_urokah_s_pervoklassnikami.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Д.В.Шойенова, учитель начальных классов

ГБОУ «Кижингинская школа-интернат СОО»

Логопедическая работа  на уроках с первоклассниками

        Проблемы косноязычия стали одной из самых распространенных среди современных школьников. В этом учебном году мы набрали первый класс из 12 детей, из которых все 12 страдают косноязычием.

Косноязычие – это невнятное, нечеткое произношение слов и звуков, нарушение дикции.[1] Дефекты речи вызываются индивидуальными физиологическими причинами, также дефекты речи часто имеют психологические причины – страх, боязнь публики, застенчивость. Здесь нужна и помощь психолога и логопеда одновременно.

        Издревле с новорожденным родители разговаривали, «гулили». И в русском, и бурятском фольклоре есть потешки, пестушки, которые помогали играть и развивать речь детей с раннего возраста. Но, к сожалению, современные родители плохо обращают внимание на речь своих детей и к школе многие дети не владеют некоторыми звуками. Неправильное произношение приводит к нарушениям письма и чтения.[2] 

        В первом классе обучается 10 детей из них 7 детей страдают косноязычием. У 5 детей наблюдается неправильное произношение некоторых звуков: {р, ж, з, ш, в}. У двоих детей косноязычие связано с физиологическими особенностями. При регулярном занятии с детьми можно полностью или частично исправить речь.  

        На уроках на физминутки использую упражнение на дыхание: вдох носом 1 – 3, пауза -1, выдох 1-6 ртом, счет ведут про себя; с закрытыми глазами спокойно сделать глубокий вдох и задержать дыхание на сколько возможно.

Зарядка для языка: лопата – иголка, часы, круг; для щек – надуваем щеки поочередно левую, правую, зарядка для губ: хобот – улыбка, бутончик, шарик и другие.

На логопедических разминках использую чистоговорки:

1)Жа – жа - жа – принесли домой ежа.
Жи – жи - жи – здесь живут ежи.
Жу – жу - жу – молоко дали ежу.
Же - ж е - же – дождь прошел уже.

2)За-за-за – приближается гроза.
За-за-за – уходи домой, коза.
Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.

3)За-са-за – это стрекоза.
За-са-за – летит стрекоза.
Зы-сы-зы – крылья есть у стрекозы.
Зой-зой-зой – я бегу за стрекозой.
Ре-ре-ре – носим воду мы в ведре.
Ра-ра-ра - - весь мусор уберем с утра.
Ри-ри-ри – двор уберем – раз-два-три.
Ры-ры-ры – не заметили жары.
Ар-ар-ар – кипит наш самовар.
Ор-ор-ор – ядовитый мухомор.

Материал народного творчества также помогает на уроках с первоклассниками. Скороговорки:

 Везет Сеня с Саней, Соню на санях.

От топота копыт пыль по полю летит.

Восьмой кол вбили в частокол.

В один, Клим, клин колоти.

Маланья-болтунья молоко болтала, да не выболтала.

На уроках также идет работа по развитию мелкой моторики – штрихование, рисование колечек, закрашивание, дорисовать фигуры и другие.

        Логопедические минутки помогают разнообразить уроки, сменить деятельность, развивает интерес к учебе, познавательную деятельность.

Использованные ресурсы:

  1.  Бекетова, С.В. Логопедические разминки на уроках в начальных классах// С.В. Бекетова -Воспитание и образование №2, 2004, с. 31-32.  
  2. http://www.xapaktep.net/vices/political/tongue-tie/desc.php
  3. Винарская Э.Л. Раннее Речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии - М, 1987
  4. Ивановская О.Г., Куликова Н.С., ХвостоваО.А. Преодоление артикуляторно-акустической дисграфии у школьников. Учебное пособие", М, 2015

[2] Винарская ЭЛ Раннее Речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии - М, 1987


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Промежуточные итоги логопедической работы в «Школе будущего первоклассника»

Промежуточные итоги логопедической работы в «Школе будущего первоклассника» МБОУ "СОШ №4" г. Вязники 2012г....

Логопедические уроки для первоклассников

Пособие предназначено для учителей-логопедов и учителей начальных классов. Пособие состоит из 22 занятий, которые направлены на углублённое изучение фонетики, словообразования, морфологии.  Содер...

Логопедическая работа с первоклассниками

Одной из особенностей детей, которые уже в первом классе попадают к логопеду в связи с неуспеваемостью по основным школьным предметам, является несформированная в силу различных причин учебная деятель...

Основные направления логопедической работы по предупреждению нарушений письма и чтения у первоклассников.

В настоящее время увеличилось количество детей младшего школьного возраста, имеющих трудности в овладении навыками письма и чтения. В большинстве случаев трудности сопровождаются проблемами в освоении...

Основные направления логопедической работы по предупреждению нарушений письма и чтения у первоклассников. Часть вторая

Игры и задания, направленные на преодоление нарушений письма и чтения у младших школьников....

Организация логопедической работы по слоговой структуре с первоклассниками

Организация логопедической работы по слоговой структуре с первоклассниками представлена в виде презентации. Слайды содержат теоретический и практический материал. Материал предназначен для учителей - ...