«Дидактический синквейн в работе учителя-логопеда с обучающимися начальных классов»
статья по логопедии (1 класс)
Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения, умение описывать предметы, составлять синквейн по предметной картинке (сюжетным) картинкам, по прослушанному рассказу или сказке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_sinkveyn.docx | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дидактический синквейн в работе учителя-логопеда с обучающимися начальных классов»
Учитель-логопед: Вакулина Е. А..
МАОУ «Гимназия №7 «Сибирская»
Новосибирск- 2019
Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения, умение описывать предметы, составлять синквейн по предметной картинке (сюжетным) картинкам, по прослушанному рассказу или сказке.
«Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова,
но и множество понятий, мыслей, чувств,
художественных образов…»
К. Д. Ушинский
В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов.
Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Школьный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие школьников необходимо рассматривать как основу коррекционной деятельности.
В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у школьников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в коррекционной работе.
Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А это значит, опора на личностно-ориентированный, деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС НОО и запросам современного информационного общества.
Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явлениями окружающей действительности. Перед ним открывается много интересного, нового и привлекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как называется? Из чего и как сделано? Для чего?»
И задача взрослых четко и правильно отвечать на вопросы ребенка, помочь понять смысл каждого слова, запомнить его и правильно употреблять в речи.
Для решения этой задачи, в своей работе с детьми я использую образовательную технологию «Дидактический синквейн«. Благодаря данной технологии создаются условия для развития личности, которая может критически мыcлить, отсекать лишнее и определять главное, обобщать, классифицировать и систематизировать.
Актуальность технологии «дидактический синквейн» заключается в следующем:
- Синквейн используется на занятиях по развитию речи с детьми школьного возраста с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой речевого развития.
- Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы.
- Синквейн в коррекционной работе с детьми с ОНР совершенствует словарную работу.
- Учит определять грамматическую основу предложений.
- Развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление.
- Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.
При обучении составления синквейна решаются следующие задачи:
- Уточнение, расширение, активизация словаря;
- Знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»;
- Дети учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы;
- Дети знакомятся с понятием: предложение. Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений;
- Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой; а так же используют знания пословиц, поговорок по заданной теме.
Детям предлагается определённый алгоритм, предложенный автором данной технологии В. М. Акименко, который помогает составить рассказ на любую лексическую тему. Лексические темы, которые усваивают дети коррекционной группы, служат темами синквейнов.
Алгоритм составления синквейна:
Синквейн состоит из пяти строк его форма напоминает ёлочку:
- 1 строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
- 2 строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
- 3 строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
- 4 строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;
- 5 строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово).
На первом этапе работы при обучении составлению синквейна уточняется, расширяется и совершенствуется словарь школьников.
Дети знакомятся с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовится платформа для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», я накапливаю материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета.
Свои работы (синквейны) дети оформляют как в форме графических рисунков, которые помогают школьникам более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание, так и в виде устных сочинений с опорой на схему.
Уместно начинать на начальном этапе обучения детей составлению синквейна с использования дидактические игр и упражнений. В группе созданы картотеки дидактических игр: «Подбери определения», «Узнай предмет по определению», «Кто что делает?», «Что чем делают?», «Назови часть целого» и др.
Синквейн можно составлять как на индивидуальных, групповых занятиях, так и на занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно.
На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме.
При составлении синквейна можно использовать такие варианты работы как:
- составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);
- составление синквейна по прослушанному рассказу;
- коррекция и совершенствование готового синквейна;
- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы (первой строки) — на основе существующих строк необходимо ее определить).
Большое значение на данном этапе отводится работе с родителями. После проведения консультации «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста», мастер-класса «Учимся составлять синквейн»- родителям вместе с детьми предлагается написать «Сочинения — синквейн» на тему недели.Затем дети самостоятельно создают синквейн — записывая на листе бумаги.
Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения, умение описывать предметы, составлять синквейн по предметной картинке (сюжетным) картинкам, по прослушанному рассказу или сказке.
Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синквейн как инновационный прием в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
В данной статье освещены вопросы использования приема «синквейн» новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо) в работе учите...
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов,способствующая повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами
В материале содержится информация об эффективности взаимосвязи в работе учителя-логопеда и учителя начальной школы в лучшем усвоении учебного материала детей-логопатов....
Статья "Формирование умения работать с информацией у обучающихся начальных классов" (Из опыта работы)
Оформив информацию в виде таблицы на уроке окружающего мира, работаем с данными таблицы на уроках математики, русского языка, литературного чтения. ...
Памятка по работе над проектом для обучающихся начальных классов
Памятка по работе над проектом для обучающихся начальных классов....
Особенности работы учителя – логопеда в рамках ФГОС начального общего образования
Особенности работы учителя – логопеда в рамках ФГОС начального общего образованияО ФГОС не писал и не говорил разве что ленивый. Стандарты критикуют многие: и ученые, и общественные деятели, и у...
РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ТНР) НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Статья посвящена проблеме коррекционного логопедического обучения в условиях дистанционного формата обучения С ОВЗ (ТНР) НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. В ней описаны трудности и новшества, с которыми сталкиваются п...
Календарный план работы учителя-логопеда с обучающимися с ОВЗ в начальных классах
В материалах представлен развернутый календарный план работы учителя-логопеда с обучающимися с ОВЗ начальной школы. В плане представлена работа по формированию основных компонентов речи....