Статья "Формирование умения работать с информацией у обучающихся начальных классов" (Из опыта работы)
методическая разработка по теме

Петрокина Александра Владимировна

 Оформив информацию в виде таблицы на уроке окружающего мира, работаем с данными таблицы на  уроках математики, русского языка, литературного чтения.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья19.15 КБ
Файл Презентация 462.62 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование умения работать с информацией у обучающихся начальных классов

Из опыта работы

Петрокина А.В.,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 3 г. Амурска

 Для современной жизни недостаточно того багажа знаний, который накопят наши ученики за годы обучения. Ведь из того, что они знают сегодня, лишь 10–15% будет актуально завтра. Чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, учащиеся должны уметь находить источники информации, работать с ней, оценивать её.

           Необходимость формирования умения работать с информацией отмечается в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.  В Примерных образовательных программах начального образования  рассматривается процесс формирования информационной грамотности.

  Примерная программа, предполагающая формирование умений работать  с информацией, включает четыре уровня работы с текстом:

-поиск информации и понимание прочитанного;

- преобразование и интерпретация информации;

- применение и представление информации;

- оценка информации.

           Все данные умения относятся к информационной грамотности и применяются не только к текстовой информации, но и к информации, представленной в любом другом виде.

Рассмотрим формирование умения работать с информацией на примере урока окружающего мира во 2 классе по теме "Погода и климат".

Источники получения информации на данном уроке были разнообразны:

- карточки с текстом описанием погоды в разные времена года;

- текст и таблица в учебнике на стр 74;

- устная речь учителя - это загадки о явлениях погоды для разгадывания кроссворда и загадки о географических объектах для составления маршрута путешествия.

Информацию на уроке дети добывали из определенных источников: учебник (стр 74), карточка с тексом – описанием, устная речь учителя, её не надо было искать в справочниках и словарях или определять её местонахождения.

Поиск информации  и ее понимание  осуществлялись на данном уроке   при работе с текстом-описанием погоды в разное время года.  Ученикам необходимо было выбрать нужную информацию в полном объеме для использования ее при заполнении таблицы в определенном (строгом) порядке.

При работе с таблицей необходимо было понять знаковую запись (запись символами) описания погоды, что невозможно выполнить без умения перекодирования  выбранной информации.

С целью понимания информации мы учились читать и заполнять таблицу с описанием погоды в дневниках наблюдений. Для развития умения работать с таблицей, я использовала такие вопросы:

-как называется таблица; почему;

-какую информацию из нее можно извлечь;

-какая информация представлена в столбцах, в строках;

-назовите,  сколько строк в таблице; сколько столбцов;

-что представлено в столбцах, в строках (прочитай «входные» ячейки).

При  работе с текстовой информацией, также использую вопросы на понимание:

- выдели основные понятия;

 - найди данные

- спроси, что непонятно и др.

На уроке ученики учились преобразовывать информацию (из текста в таблицу, из таблицы в текст), пересказывать полученную информацию, заполнять таблицу в строгом порядке.  Во время работы с текстом-описанием погоды в разное время года ученикам необходимо было выбрать нужную информацию (словесную) по заданию учителя и преобразовать её в знаково-символическую информацию. И, наоборот, при работе с таблицей учебника (описание погоды) понадобилось преобразовать информацию символов в текстовую (словесную) информацию с описанием погоды. На этапе путешествия по тепловым поясам необходимо было узнать географический объект и определить его местоположение и проложить маршрут в нужном направлении, т.е преобразование словесной информации в схематическую.

Применение и представление информации.

Получив и преобразовав информацию из текста-описания погоды, ученики заполнили таблицу в заданном порядке, указав температуру воздуха, осадки, силу ветра.        

Благодаря полученной информации из текста учебника и сравнительному анализу двух таблиц, ученики смогли сделать вывод о том, почему отличаются описания времен года в одно и тоже время и предположить формулировку определения "климат".                 

 Понимание содержания информации помогло ученикам правильно проложить маршрут путешествия и выбрать необходимую одежду для путешественников.

             На уроке ребята учились определять достоверность информации. При сопоставлении данных о погоде в таблице, ученики выдвигали и доказывали предположения о расположении времен года в таблице. Они опирались на описанные явления (температура, осадки, сила ветра) и личный опыт. Во время дискуссии безошибочно были определены времена года зима и лето (в опоре на температурные показатели), сложнее было определить весну и осень из-за небольшой разницы в температурах  в эти времена года (пришлось снова обратиться к текстам-описаниям погоды и пропущенной информации о листопаде и появлении проталин).

Таблицу, составленную на уроке окружающего мира, я использовала для работы на других уроках.

На уроке  Математики совершенствали вычислительные навыки  в опоре на данную таблицу.

Дети получают задания вида:

-Найти сумму температур самого холодного и самого жаркого времен года.

-Посчитать, на сколько температура летом больше температуры весной.

-Найти разницу температур осенью и весной.

Дается задание составить задачу в опоре на данные таблицы. (Температура весной +5, а температура летом +22. На сколько градусов  летний день жарче весеннего?)

На уроке  Русского языка так же обращается к таблице на доске:

-Запиши названия времен года, назови и подчеркни орфограммы.

-Выполни звуко-буквенный анализ слова, в котором букв больше, чем звуков.(осень)

-Образуй и запиши однокоренные слова к слову «зима» так, чтобы они обозначали предмет, признак предмета, действие предмета (зимушка, зимний, зимовье, перезимовать).

-Разгадай ребус и запомни правописание словарного слова (в/ Е/ тер, ветер).

-Вспомни  и запиши пословицу (Лето - припасиха, зима - подбериха. Весна красна цветами, а осень - плодами.) и т.д.

На уроке  литературного чтения при изучении произведения Джани Родари "Чипполино", дети получили задание:

Выбрать строку, которая отражает климат страну, в которой происходит событие. Добавить в пересказ описание погоды в этот день (добавить показания температуры) и предположить - могло ли это событие произойти у нас в городе.

Стр. 155 "К трем часам дня солнце стало припекать так, что даже камни на улице вспотели."

Информационную грамотность я  формирую на каждом уроке, не жалея времени и сил на формирование этого умения.

Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В том числе это касается и того, как мы научим младших школьников владеть информацией: знать источники информации, уметь искать ответ на интересующий вопрос, отбирать правильно (в соответствии с темой и задачей) информацию, грамотно оформлять и представлять отобранный материал, то есть речь идёт об информационной компетентности учеников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ СОШ № 3 Работа с информацией во 2 классе по ОС Школа – 2100 Из опыта работы Петрокина А.В., учитель начальных классов г . Амурск 2013г.

Слайд 2

2 класс Окружающий мир Тема: «Погода и климат»

Слайд 3

Источники получения информации 1. Карточки 2. Учебник 3. Устная речь учителя

Слайд 4

Работа с таблицей

Слайд 8

Урок математики - Найти сумму температур летнего и весеннего дней. -Посчитай, на сколько градусов температура летнего дня больше, чем температура весеннего дня. -Найти разность температур осени и весны. -Составь задачу, используя данные таблицы.

Слайд 9

Урок русского языка Запиши названия времен года, подчеркни орфограммы. Выполни звуко – буквенный анализ слова, в котором букв больше, чем звуков. Образуй и запиши однокоренные слова, разные части речи. Разгадай ребус, запомни правописание словарного слова (ветер). Вспомни и запиши пословицу.

Слайд 10

Урок литературного чтения Тема: Джанни Родари «Чипполино» Выбрать строку, которая отражает климат страны, в которой происходит событие. Добавить в пересказ описание погоды в этот день. Предположить, могло ли описанное событие произойти в нашем городе .

Слайд 11

МБОУ СОШ № 3 Работа с информацией во 2 классе по ОС Школа – 2100 Из опыта работы Петрокина А.В., учитель начальных классов г . Амурск 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Исследовательский проект – путь к формированию универсальных учебных действий обучающихся начальной школы" (из опыта работы учителя)

Опыт работы учителя по формированию универсальных учебных действий обучающихся начальной школы МБОУ  "Гимназия №8" с презентацией творческой работы....

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...

Учебный проект на тему «Открытка ветерану» по курсу ОРКиСЭ (модуль «Светская этика»)(4 класс) (Из опыта работы Дуркиной Н.Н., учителя начальных классов ГБОУ СОШ № 601 Приморского района г.Санкт-Петербурга)

9 мая 2020 года наш народ будет отмечать 75-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. В нашей школе планируется много праздничных мероприятий. Но самым трогательным из них будет традиционная ...

Выступление на тему: «Формы работы на уроках письма и развития речи по повышению мотивационной сферы обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальных классах» (из опыта работы).

Материал раскрывает основные формы работы на уроках письма и развития речи по повышению мотивационной сферы обучающихся  с интеллектуальными нарушениями в начальных классах...

Роль устного народного творчества в духовно-нравственном развитии обучающихся начальной школы (из опыта работы в 1-4 классах)

Материал будет полезен для организации работы с разными видами устного народного творчества....