Конспект урока по развитию речи "Устное народное творчество. Ярмарка"..
методическая разработка по логопедии (2 класс)
Нетрадиционный урок по развитию речи "Устное народное творчество. Ярмарка" является обобщающим по разделу "Устное народное творчество" во 2 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
piontek_a.v._yarmarka._urok_vneklassnogo_chteniya.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по развитию речи
2 класс
Тема: «Устное народное творчество»
(обобщающий урок)
Учитель-логопед: Пионтек А.В.
ГОУ школа-интернат № 8
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Цель урока: обобщить знания учащихся по теме «Устное народное
творчество».
Задачи:
Образовательные:
- актуализировать знания учащихся о жанрах устного народного
творчества;
- познакомить с традицией устройства ярмарок на Руси;
- совершенствовать читательские умения и навыки
выразительного чтения;
Коррекционные:
- развивать связную речь, творческое воображение;
- развивать основные мыслительные операции;
Воспитательные:
- воспитывать уважение к истории русского народа, ее
традициям и культуре, к труду людей.
Ход урока:
I. Организационный момент; приветствие гостей:
Здравствуйте, господа,
Что пожаловали сюда!
Заходи, честной народ,
Ярмарка к себе зовет!
II. Вступление (стихотворение И.Токмаковой «Ярмарка» читает учащийся, одетый в костюм скомороха):
Ярмарка, ярмарка
Огневая, яркая,
Плясовая, жаркая.
Глянешь налево – лавки с товаром!
Глянешь направо – веселье даром!
-Ребята, куда мы попали? (На ярмарку). Что такое ярмарка? (Ответы детей).
-Ярмарка – большой торг с увеселениями и развлечениями. (Слайд №4).
Здесь народ мог продать или обменять свой товар. Обычно ярмарку устраивали на центральной (главной) площади населенного пункта.
-На Руси многолюдная, многоголосая ярмарка встречала гостей криками зазывал, спорами торгующих, музыкой и песнями. Крутились карусели, в балаганах выступали артисты. Купцы приезжали из разных городов на ярмарку, продавали свои товары. Чтобы людей заманить, заклички придумывали. А народ со всей округи приезжал. В красивых праздничных одеждах. И чего только на ярмарке не было?!
Выставка детских работ (выступают дети – зазывалы):
Тары-бары растабары, Подходи, налетай!
Есть хорошие товары. Мои куклы покупай!
Не товар, а сущий клад,- Куклы не простые -
Забирайте на расхват! Смешные, озорные!
Небольшой расход, Лошадки, погремушки –
Подходи честной народ! Разные игрушки!
-Зазывалы старались вовсю! Дети особенно любили ярмарку, для них это был настоящий праздник!
Ш. Объявление темы урока:
- Сегодня у нас обобщающий урок-праздник по теме «Устное народное творчество»! (Слайд №5).
IV. Актуализация знаний учащихся:
-Что такое устное народное творчество? (Народная мудрость).
-Почему называется устное?
-Почему народное?
-Почему творчество?
-Что сейчас делали зазывалы? (Выкрикивали заклички – стихотворные обращения к людям). Являются заклички жанром устного народного творчества? Почему? (Слайд №6).
V. О пословицах и поговорках:
-Пойдем на товары посмотрим! Какая красота! Глаза прямо разбегаются!
-Что обозначает это выражение? А еще говорил вот так! (Слайд №7).
Кто любит труд – того люди чтут!
Кто не работает – тот не ест!
Умелые руки не знают скуки!
-Что прочитали? (Пословицы). Они обобщают жизненные наблюдения и опыт народа. Являются жанром устного народного творчества?
VI. Физминутка.
-Пословицы отражают качества людей, за которые уважали наши прадеды и деды человека или, наоборот, порицали. Я буду называть такие качества. Если человека за это уважают, будете делать поклон до пояса, если нет – качайте головой с укоризной.
Честность, доброта, лень, трудолюбие, жадность, взаимопомощь, ловкость, терпение, щедрость.
VII. Выставка книг «Русские народные сказки»:
-Какой был русский народ? (Мудрый, умный). Что вы должны делать, чтобы быть умными? (Ответы детей).
-А на ярмарке и книги продают. Смотрите, кто это? (Выступает учащийся – зазывала):
Эй, девчонки и мальчишки!
Посмотрите что за книжки!
Налетай, покупай,
Интересное узнай!
-Какие книги вы приобрели?
(У учащихся на партах книги из серии «Русские народные сказки». По одному дети выходят к доске, говорят название книги и ставят ее на выставку).
-Какие книги на нашей выставке? (Русские народные сказки). Можно их отнести к жанру устного народного творчества? Почему? (Сказка – вымышленная история с чудесами, в которой добро побеждает зло).
-Какие бывают сказки? (Волшебные, бытовые, о животных. Авторские и народные. (Слайд №8).
-Почему так говорят: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!» (Слайд №9).
-Чему учат сказки? За что их так любят и дети, и взрослые?
VIII. Игра «Поиграем в сказку, угадаем сказку!» (Слайд №10).
(Дети читают загадки):
1.Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке!
2.А дорога далека, и корзина нелегка.
Сесть бы на пенек, съесть пирожок!
3.Отворили дверь козлята,
И пропали все куда-то!
4.По тропе шагая бодро,
Сами воду тащат ведра!
IX. Физминутка.
-Пока взрослые торг вели да товары покупали, дети собирались гурьбой и затевали игры подвижные, водили хороводы, считалки придумывали!
Что такое считалка? (Короткие рифмованные стихи для определения ведущего или распределения ролей в игре). Относится она к жанру устного народного творчества? Почему? Какие вы знаете считалки? (Ответы детей. Например: Мы решили поиграть. Так кому же начинать? 1-2-3- начинаешь ты! Учащийся, которому выпало водить, встает в центр круга, он показывает движения, остальные повторяют. (Слайд 11)
-Что вы сейчас услышали? (Русскую народную песню и.т.д.)
X. Потешки.
- А какую песню вы разучиваете с воспитателем?
- А что такое потешки, вы знаете?
Потешки – шуточные, веселые, забавные короткие истории в стихах.
(Слайд № 12) (Дети читают потешки).
-Собака, что лаешь? -Я медведя поймал!
-Волков пугаю. -Так веди сюда!
-Собака, что хвост поджала? -Не идет.
-Волков боюсь. -Так сам иди!
-Да он меня не пускает!
-Какими оказались собака и охотник?
-Веселые истории приключились с их героями?
XI. Загадки
-Посмотрим, что находится на ярмарке здесь. (Выходит зазывала):
Я здесь стою, свой товар продаю
За загадки, шутки и прибаутки!
-Какие еще жанры устного народного творчества назвал зазывала? (Загадки, шутки и прибаутки).
Загадки – проверяют сообразительность человека. (Слайд №13-14).
1.Прыгает ловко, 2.Хвост с узорами,
Любит морковку. (Заяц) Сапоги со шпорами. (Петух)
3.Быстрый маленький зверек 4.Ползун ползет,
По деревьям скок-поскок. (Белка) Иголки везет. (Еж)
5.С хозяином дружит, дом сторожит, 6.Хвост крючком,
Живет под крылечком, хвост колечком. Нос пятачком.
(Собака) (Свинья)
-О ком все загадки?
-На какие группы можно разделить этих животных?
XIII.Итог урока:
-Где сегодня побывали?
-О чем вспоминали на уроке?
-Какие жанры устного народного творчества знаем? (Слайд №15).
XIV. Оценивание учащихся:
-Вы сегодня все замечательно потрудились, были настоящими зазывалами.
-Посмотрите, сколько гостей пришло, благодаря вам, на нашу ярмарку!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Обогащение речи учащихся через овладение жанрами устного народного творчества».
Мастер-класс на тему "Обогащение речи учащихся через овладение жанрами устного народного творчества". Материал предназначен для учителей начальных классов....
Сценарий игры-кругосветки "Русская ярмарка" по малым жанрам устного народного творчества. Учитель ГБОУ ШОР №1 г. Москва Илюшина Л.В.
Данный сценарий был составлен к Неделе детской книги, посвящённой устному народному творчеству. В сценарии представлен материал по малым жанрам устного народного творчества (загадкам, пословицам, шутк...
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет. План работы по самообразованию.
Устное народное творчество- неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и талантов. Через устное народное творчество ребёно...
Презентация-тренажер к уроку по развитию речи "Устное народное творчество. Ярмарка".
Данная презентация является приложением к конспекту урока по развитию речи "Устное народное творчество. Ярмарка". Презентация предназначена для работы на интерактивной доске, ПК....
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего школьного возраста.
Речь является очень сложным психическим процессом, это так же и единственный в своем роде инструмент познания мира. Речь формируется у ребенка в процессе его развития.Каждый возрастной период развития...
Устное народное творчество как средство развития речи младших школьников с патологией речи
Реализация логопедической работы в направлении развития монологиеской и диалогической речи младших школьников с патологией речи средствами устного народного творчества позволяет этим детям учить...