ХАРАКТЕРИСТИКА ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ 1-ГО КЛАССА С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ
статья по логопедии (1 класс)

Аннотация: В работе представлено теоретическое описание развития фонематической стороны речи в норме и у учащихся 1-го класса с кохлеарным имплантом, описаны практические исследования фонематической стороны речи у учащихся 1-го класса с кохлеарным имплантом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пушина Екатерина Алексеевна, Удмуртский государственный университет, ek.pushina@yandex.ru

Научный руководитель: Чиркова Эльвира Борисовна, Удмуртский государственный университет, к.п.н., доцент.

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ 1-ГО КЛАССА С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ

THE PHONOMATIC SIDE`s CHARACTERISTIC OF THE 1st CLASS SPEECH STUDENTS WITH COCHLEAR IMPLANT

Аннотация: В работе представлено теоретическое описание развития фонематической стороны речи в норме и у учащихся 1-го класса с кохлеарным имплантом, описаны практические исследования фонематической стороны речи у учащихся 1-го класса с кохлеарным имплантом.

Abstract: This work included the developmen`s theoretical description of the phonemic aspect of speech in students with normal hearing and 1first-grade students with a cochlear implant, empirical research of the phonemic aspect of speech in students with a cochlear implant .

Ключевые слова: фонематическая сторона речи, кохлеарный имплант.

Key- words: phonemic aspect of speech, cochlear implant.

Фонематическая сторона речи является значимым показателем развития речи ребенка, поскольку обеспечивает усвоение не только звукопроизношения, но и словарного запаса, грамматического строя речи, письма и чтения. Фонематическая сторона речи представлена совокупностью таких показателей, как фонематический слух, фонематическое восприятие и навыки фонематического анализа и синтеза. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия звуков речи происходит спонтанно, при взаимодействии ребенка со взрослыми, а развитие навыков фонематического анализа и синтеза - в ходе специального обучения.  Восприятие звуков в онтогенезе развивается поэтапно: от различения неречевых шумов и речевых звуков до фонематического восприятия звуков речи и навыков анализа и синтеза фонемного состава слова [6]. Одни качества усваиваются спонтанно, другие приобретаются в ходе специального обучения (Е.Ф. Архипова,  Е.М.Мастюкова, Р.Е.Левина, Л.С. Волкова, В.И. Бельтюков, А.Н. Гвоздев, Л.Е.Журова, Д.Б.Эльконин и др.).

Названные показатели формируются на базе развития слухового восприятия, оно является предпосылкой к формированию фонематической стороны речи [7]. Слуховое восприятие -  это способность воспринимать речевые и неречевые звуки окружающего мира [2]. С его помощью ребенок научается различать бытовые шумы,  голос матери среди множества звуков окружающего мира, интонацию и тембр голоса [1]. У детей с кохлеарным имплантом развитие слухового восприятия начинается после оперативного вмешательства, и качество его развития во многом зависит от следующих факторов: степени тугоухости до кохлеарной имплантации; показания к операции и возраст ее проведения; состояние речевой функции на момент операции и ее успешность, состояние слухового восприятия после кохлеарного имплантирования, а также  индивидуально-личностных  особенностей ребенка [5]. В отличие от здоровых сверстников, дети нуждаются в систематическом коррекционно-развивающем обучении различению неречевых и речевых звуков, анализу фонемного состава слова [4]. Мо мнению JI.A. Головчиц, О.В. Зонтовой, И.В. Королевой, у многих детей с кохлеарным имплантом к началу обучения в 1-м классе не усваиваются выше названные умения [3,4,5]. Это требует детального изучения состояния речевого и неречевого слуха в сопоставлении с медицинскими и педагогическими данными, что позволит не только определить содержание коррекционного логопедического воздействия, но и выбрать приемы и организационные формы работы, а также сформулировать ряд рекомендаций педагогам по организации речеслухового режима, способов учебного взаимодействия с ребенком, использованию специальных средств обучения.

Объектом исследования явилась фонематическая сторона речи у учащихся 1-го класса с кохлеарным имплантом.

Предметом- нарушения фонематического слуха, фонематического восприятия и навыков фонематического анализа и синтеза у учащихся 1-го класса с кохлеарным имплантом.

Цель: характеристика нарушений фонематической стороны речи у учащихся 1-го класса кохлеарным имплантом.

Гипотеза: нарушение фонематической стороны речи у детей с кохлеарным имплантом проявляется в трудностях узнавания и различения фонем по акустико-артикуляторным признакам, а также в несформированности навыков фонематического анализа и синтеза. Правильность выполнения заданий возможно при условии привлечения сохранных анализаторов: зрительного, тактильно-кинестетического.

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №77 г. Ижевска. В экспериментальную группу вошли 2 ученицы 1-го класса, 8-него возраста с кохлеарным имплантом. Кохлеарное имплантирование у обеих девочек было проведено в возрасте 3 лет, когда речь находилась в стадии формирования. На данный момент девочки слышат шепотную речь на расстоянии 1 метра, разговорную речь на расстоянии 6 метров.

Обследование состояния фонематической стороны речи  проводилось по традиционной методике с использованием методических рекомендаций Л.П. Спировой, Т.Б. Филичевой,  Е.Ф. Архиповой .  Речевой материал был отобран в соответствии с возрастом детей, вошедших в экспериментальную группу.

Полученные нами  результаты обследования были подвергнуты качественному анализу и обобщены.

Анастасия П. Фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Навыки фонематического анализа и синтеза сформированы недостаточно вследствие нарушенного фонематического восприятия. Но Настя смогла компенсировать недостаточно развитые фонематические процессы следующими обходными путями. На протяжении всего обследования, внимание девочки было направлено на зрительный и слуховой внешний раздражитель (логопед). Словесную инструкцию слышит и понимает. Легко идет на контакт. При выполнении заданий девочка нуждалась в дополнительной мотивационной помощи: подбадривающих слов, поощрений в виде наклеек; стимульным материалом также являлись предметные картинки и аудиозаписи. В случае ошибочного выполнения задания, помощь принимает в виде дополнительной словесной инструкции логопеда, уточняющих вопросов. При этом необходима видимая четкая артикуляция логопеда (поза: лицом к лицу). Когда девочка затрудняется ответить, или найти верную артикуляционную позу, она чуть наклоняется вперед и смотрит на артикуляцию логопеда, и тогда задание выполняет верно.

В ходе всего обследования было выявлено, что ребенок при затруднении помогает себе  проговариванием, подключает кинестетический контроль, что позволяет выполнить задание верно. Таким образом, при обследовании Настя опиралась на следующие анализаторы: слуховой, зрительный, тактильный. Слухоречедвигательный анализатор, в данном случае, играет важную роль. Слуховой анализатор выступает в роли постоянного стимула для приближения артикуляционного уклада к тому, который соответствует воспринимаемому образцу. Девочка опирается на тактильный анализатор, перебирая артикуляционные позы и подкрепляя восприятием собственной речи, а также зрительным восприятием артикуляции взрослого.

Ксения Ш. Фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ксюша смогла компенсировать недостаточно развитые фонематические процессы следующими обходными путями. На протяжении всего обследования, внимание девочки было направлено на зрительный и слуховой внешний раздражитель (логопед). Словесную инструкцию слышит и понимает. Легко идет на контакт. При выполнении заданий девочка нуждалась в дополнительной мотивационной помощи: подбадривающих слов, поощрений в виде наклеек; стимульным материалом также являлись предметные картинки и аудиозаписи.  В случае ошибочного выполнения задания, помощь принимает в виде дополнительной словесной инструкции логопеда, уточняющих вопросов. При этом необходима видимая четкая артикуляция логопеда (поза: лицом к лицу). Когда девочка затрудняется ответить, или найти верную артикуляционную позу, она чуть наклоняется вперед и смотрит на артикуляцию логопеда, и тогда задание выполняет верно.

В ходе всего обследования было выявлено, что ребенок при затруднении помогает себе  проговариванием, подключает кинестетический контроль, что позволяет выполнить задание верно. Таким образом, при обследовании Ксюша опиралась на следующие анализаторы: слуховой, зрительный, тактильный. Слухоречедвигательный анализатор, в данном случае, играет важную роль, он выступает в роли постоянного стимула для приближения артикуляционного уклада к тому, который соответствует воспринимаемому образцу. Девочка опирается на тактильный анализатор, перебирая артикуляционные позы и подкрепляя восприятием собственной речи, а также зрительным восприятием артикуляции взрослого.

В ходе обследования фонематической стороны речи у учащихся 1-х классов с кохлеарным имплантом выяснили:

  1. Фонематическая сторона речи сформирована недостаточно: имеются трудности  восприятия и различения фонем, сходных по акустико-артикуляторным признакам, недостаточно сформированы навыки фонематического анализа и синтеза.
  2. Правильное выполнение задания возможно при соблюдении следующих условий: четко артикулируемая речь экспериментатора; расстояние между экспериментатором и испытуемым должно быть не более 1 метра; опора на зрительный и тактильно-кинестетический анализаторы; ощупывание органов артикуляции и привлечение внимания ребенка к положению органов артикуляции при произнесении звуков.

Список используемой литературы

  1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2002.
  2. Волкова Л.С., Селиверстов В.И. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
  3. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  4. Зонтова О.В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации: Методические рекомендации . –– СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007
  5. Королева И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами / И.В.Королева.- СПб., 2005.- 90 с
  6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи - М.: МГОПИ, 1993.
  7. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. // Известия АПП РСФСР, вып.13. 1948. – С.101-133.

                                                       

                                       Автор: Пушина Е.А.

                                                                               Научный руководитель: Чиркова Э.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с использования интерактивной доски обучающимся после кохлеарной имплантации

Статья рассказывает об использование интерактивной доски при проведение индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с использования интерактивной до...

Методические рекомендации по коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников

При коррекционной работе по формированию фонетико-фонематической стороны речи учитывались различные педагогические принципы (общедидактические принципы, принцип наглядности и другие). Большое значение...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ, проведённого с учеником 2в класса (вариант 2.2) по теме: «Автоматизация Р»; рассказ «Скоро зима» (1 занятие).

Тема: «Автоматизация Р»;  1 занятие по рассказу «Скоро зима».Цель:   автоматизация звука Р в слогах, словах, словосочетаниях и во фразах; восприятие рассказа &la...

Планирование работы по формированию фонематической стороны речи учащихся 1 класса с недоразвитием речи системного характера при ЗПР в условиях реализации ФГОС ОВЗ

Планирование работы по формированию фонематической стороны речи учащихся 1 класса с недоразвитием речи системного характера при ЗПР в условиях реализации ФГОС ОВЗ...

Рабочая программа "Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"

Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в усл...

Аннотация на коррекционную программу по предупреждению и коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи (для учащихся 1-2 классов)

Цель программы: предупреждение неуспеваемости, обусловленной ФФНР, ФНР; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ...

«Коррекция лексико-грамматической стороны речи» для обучающихся 2-4х классов с СНР (УО)

В последние время увеличилось количество поступивших воспитанников, имеющих нарушения речевого развития, обусловленные легкой степенью умственной отсталости. Данное недоразвитие речи принято относить ...