Усвоение предложно-падежных конструкций школьниками с ОНР
консультация по логопедии (2 класс)

Ойцева Лариса Геннадьевна

Дети младшего школьного возраста с недоразвитием речи строят двухсловные и трехсловные предложения путем нанизывания отдельных слов в целое без учета их грамматической связи.

 Результатом этих трудностей являются недочеты в употреблении числовых, родовых и падежных форм существительных, неправильное конструирование видовых пар глагола и т.д. В статье предлагаются игровые упражнения по формированию предложно-пажежных конструкций у старших дошкольников и младших школьников с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usvoenie_padezhnyh_konstr_u_shkoln_onr.docx32.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для  педагогов и  родителей

Усвоение предложно-падежных конструкций

у школьников с ОНР.

      Многие исследователи нормальной и аномальной детской речи изучали вопрос усвоения детьми предложных и беспредложных конструкций родного языка (Р.М. Боскис, С.Н. Карпова, В А Ковшиков, Г.Г. Корнева, К.Г. Коровин, В А Синяк, М/П. Феофанов, А.М. Шахнарович, ГА. Урунтаева и другие).

Исследования детской речи в норме показывают, что первоначально дети усваивают предлоги, обозначающие пространственные отношения («на», «у», «из», «с», «в»), употребление которых все более детализируется с развитием речи ребенка.

По данным В.П. Вахтерова, в возрасте от 2,5 до 4 лет предлоги составляют 5,2% от общего числа употребляемых слов, а возрасте 4-8 лет - 9%. Процент использования косвенных падежей с возрастом увеличивается, а частота употребления именительного падежа - уменьшается.

У детей с нормальным речевым развитием предлоги, по наблюдению А.Н. Гвоздева, появляются позднее всех остальных видов знаменательных слов, около 2 лет 3 месяцев. На начальных этапах становления детской речи в течение короткого времени наблюдается пропуск предлогов во всех случаях употребления предложных конструкций. В то же время падежные окончания в этих конструкциях оформляются ребенком правильно.

В ходе усвоения ребенком предлогов отмечено, что ребенок использует не все предлоги, которые он слышит в речи взрослых, а те, которые чаще встречаются в русском языке и отличаются наибольшей многозначностью. При этом дошкольник употребляет каждый предлог для выражения лишь тех отношений, которые он может осмыслить на основе наглядного восприятия.

Развитие многозначности предлога происходит за счет усвоения ребенком разного числа категорий и разновидностей отношений, т.к. одни предлоги в русском языке более многозначны, другие менее многозначны. Так предлог «на» используется с 44 разными значениями, а предлоги «из-за», «из-под» только с 4-5 значениями каждый.

В  дошкольном возрасте наступает новый этап в развитии грамматического строя речи. Этот период усвоения морфологической системы языка, склонений, спряжений. Освоение форм склонений у дошкольников происходит при главной роли ориентировки ребенка на форму слова, т. е. его окончание в именительном падеже.

Отмечены  затруднения, связанные с вычленением предлогов в предложении детьми 4-6 лет, не имеющих отклонений в речевом развитии:

– выделение предлога и последующего существительного как одного слова;

– искажение структуры предлога;

– при введении в предложение предлогов наблюдается чисто формальное деление вычленение слогов, а не слов.

Из сказанного можно сделать вывод, что у детей с нормальным речевым развитием предлоги в устной речи особенных затруднений не вызывают. Но при переходе на письменную речь необходимо специальное обучение в плане осознания предлога как самостоятельного слова.

Сравнительный анализ развития лексико-грамматического строя при нормальном и нарушенном речевом развитии представлен в работах И.К. Колповской, Л.Ф. Спировой, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Г.Р. Шашкиной и др.

По мнению исследователей, грамматические формы словоизменения, словообразования проявляются у детей с ОНР в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

Ребенок с нормальной речью справляется с изменением слов по падежам, т.к. процесс формирования склонения относится к 5-7 годам. У детей с недоразвитием речи этот процесс задержан и к моменту школьного обучения оказывается незавершенным. Наряду с генерализацией одного или недостаточной отдифференцированностью нескольких окончаний в пределах одного падежа у детей с недоразвитием речи наблюдается смешения разных падежей, употребление одной падежной формы вместо другой.

У детей отмечены не только многочисленные искажения употребления падежных форм, родовых и числовых окончаний, согласования формы глагола с существительными, но и факт нарушения процесса выбора нужного слова, стойкие затруднения в механизме запуска речи, составлении схемы целого высказывания.

Л.Ф. Спировой убедительно доказано, что дети младшего школьного возраста с недоразвитием речи строят двухсловные и трехсловные предложения путем нанизывания отдельных слов в целое без учета их грамматической связи.

 Результатом этих трудностей являются недочеты в употреблении числовых, родовых и падежных форм существительных, неправильное конструирование видовых пар глагола и т.д.

 Школьники владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме и упрощенном виде, испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в структурное целое. С затруднением в программировании содержания развернутых высказываний связаны длительные паузы, пропуски отдельных смысловых звеньев.

Таким образом, нарушения предложно-падежных конструкций  речи при ОНР обусловлены недоразвитием у детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определенных языковых единиц и элементов,  и их объединение в определенные синтаксические структуры.

Многие авторы (Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, С.Н. Шаховская и др.) указывают на нарушение предложно-падежных конструкций в устной и письменной речи детей с ОНР.

Р.Е. Левина называет ошибки в употреблении детьми предлогов: пропуски, замены, искажения предлогов и окончаний существительных в устной речи и пропуски предлогов, и их слитное написание с последующим словом на письме.

С.Н. Шаховская при составлении классификации аграмматизмов выделяет разные виды нарушений:

– предлог выпускается (с сохранением падежной формы и без нее);

– предлог есть, а падежная форма отсутствует;

– употребление предлога  с  не соответствующим падежом;

– смешение предлогов и  их замены;

-искажения окончаний существительных.

Формирование предложно-падежных конструкций  у школьников с ОНР будет идти постепенно с учетом онтогенеза. Предлагаем несколько вариантов игровых упражнений для этой длительной и кропотливой работы.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОТРАБОТКИ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Родительный падеж

Единственное число

1. «У кого?»

Логопед предлагает сесть тем детям, которые скажут, у кого в группе зеленые шорты (полосатая рубашка, красное платье и т. п.). Дети отвечают: «У Вовы», «У Танм» и т. п.

2. «У кого листок?»

На наборном полотне картинки с изображениями деревьев. У детей картинки с изображениями листьев.

Логопед спрашивает: «У кого листок от дуба (от осины, от березы и т. п.)?» Дети отвечают: «У меня листок от дуба (от осины, от березы и т. п.)».

3. «Чего нет на столе?»

На столе у логопеда пять-шесть предметов. Например: кубик, пирамидка, лента, мяч, лошадка, банка. Предметы называются детьми, затем логопед закрывает их ширмой и убирает два предмета. Когда ширма поднята, логопед спрашивает: «Чего нет на столе?» Ответы детей: «На столе нет ленты и кубика (банки и мяча и т. п.)».

4. Игра «Чей голос?»

Логопед за ширмой произносит звукоподражания, например: му-у-у, бе-е-е и т. п., затем спрашивает: «Чей это голос?» Если дети отвечают правильно, логопед показывает фигурку угаданного животного. Здесь проводится сравнивание двух падежных форм: это кошка — голос кошкм, это корова — голос коровы и т. п.

5. «Парные картинки»

У логопеда набор карточек с двумя предметами, например: лиса и стол (жук и матрешка, книга и утюг и т. п.); у детей карточки с изображением одного предмета, например: лиса, жук, книга и т. п.

Логопед спрашивает: «Чего (кого) нет на твоей карточке?» Дети отвечают: «На карточке нет стола (матрешки, утюга и т. п.)».

6. «Предметное лото»

Логопед спрашивает: «У кого рога (длинные уши, быстрые ноги, острые когти, длинный пушистый хвост, длинная шея и т. п.)?» Ребенок, поднимая соответствующую карточку, отвечает: «Рога у коровы», и т. д.

7. Игра «Кого нет в ряду?»

Все дети встают в один ряд. Водящему закрывают глаза. Два-три ребенка выходят из комнаты. Водящий должен отгадать, кого нет в ряду. Примерные ответы: «Нет Танм, Вовы, Катм» и т. п.

8. Игра «Чей хвост, чья голова?»

На большой картинке изображены спрятавшиеся за разными предметами дикие звери. Видны только части тел.

Логопед объясняет: «К острову подплыл корабль, звери испугались и попрятались. Что увидели путешественники?» Дети отвечают: «Путешественники увидели голову обезьяны (хобот слона, хвост тигра, и т. п.)».

9. Игра «Закрытый стакан»

Логопед показывает детям стакан, обернутый салфеткой. Просит детей догадаться, стакан чего он выпьет, если в стакане сок (лимонад, кефир, компот, кисель, молоко, вода и т. п.).

Ответы детей: «Вы выпьете стакан сока (лимонада, кефира, киселя и т п.)».

10. Игра «Кого испугался трусишка Коля?»

Логопед раздает детям картинки, на которых изображены звери, птицы, насекомые (пчела, ворона, мышка, жук, крот, гусеница и т. п.), и спрашивает: «Кого испугался трусишка Коля?»

Дети отвечают: «Коля испугался пчелы (гуся, уткм, мышкгг и т. п.)».

11. «У кого этот детеныш?»

Логопед спрашивает: «Котенок у кого? Назови маму».

Ответы детей: «Котенок у кошкм (щенок у собаки, теленок у коровы, ягненок у овцы, и т. п.)».

12. «Из чего сделаны?»

а) На столе фрагменты шерсти, стекла, дерева, меха, кожи, железа и т. п.

Логопед спрашивает: «Из чего сделан стол (сшиты сапоги, связаны носки, сшита шуба, сделан нож, сделан стакан, и т. п.)?»

Ответы детей: «Стол сделан из дерева, и т. п.)».

б) Заменить словосочетания по образцу:

• кирпичный дом — дом из кирпича;

• снежная баба —

• деревянная ложка —

• кожаный ремень —

• шелковая ткань —

• шерстяной шарф —

• яблочный компот —

• гороховый суп — и т. п.

13. «Я начну, а ты продолжи»

Я слышал голос воробья, кукушки... Я видел следы лося...

14. «Исправь ошибку»

Больной выпил чашку молоко. Саша съела кусок торт. Катя выпила стакан кисель. Таня слышала голос кукушка. И т. д.

15. «1, 2, 5»

Сосчитать предметы, например: одно яблоко, два яблока, пять яблок.

16. Игра «Чудесный мешочек»

Дети называют предметы (катушка, яйцо, сушка и т. п.), которые прячутся логопедом в «Чудесный мешочек». Детям предлагается ощупать предмет в мешочке, назвать его и ответить, чего не стало в мешочке. Ответы детей: «В мешочке не стало катушки...».

17. Игра «Около кого? Около чего?»

Дети стоят в ряд. Логопед предлагает ответить, около кого стоит Ваня (Таня, Толя и т. д.). Ответы детей: «Я стою около Ванм и Танм». И т. п.

То же с предметами.

18. «Скажи наоборот»

Машина подъехала к дому — Машина отъехала от дома.

Птица подлетела к гнезду. — Мама подошла к столу. — Поезд подъехал к вокзалу. — И т. п.

19. Игра «Посуда»

На столе предметы: чашка, стакан, тарелка, миска, чайник и т. п.

Логопед предлагает найти и ответить: «Из чего едят суп (пьют чай, ест собака и т. п.)?»

Ответы детей: «Суп едят из тарелкм». «Чай пьют из чашкм». И т. д.

20. «Чей клюв?»

На фланелеграфе хаотично размещены изображения различных птиц и клювов разной формы. Детям предлагается найти клюв и назвать, чей это клюв. Приблизительные ответы детей: «Это клюв дятла». «Это клюв сорош>. И т. п.

Множественное число

21. «Закончи предложение»

Логопед произносит предложение, не заканчивая его: «В саду созрело много... (слив, яблок, груш и т. п.). В зоопарке живет много... (обезьян, тигров, волков и т. п.). В магазине продается много... (платьев, курток, платков и т п.). На мебельной фабрике делают много... (стульев, столов, кресел и т. п.)».

22. «Повара»

На доске картинки с изображениями фруктов и овощей. Логопед спрашивает: «Из чего вы сварите компот?»

Ответы детей: «Я сварю компот из яблок (груш, слив, персиков и т. п.)».

23. «Где мы были, что мы видели?»

На доске сюжетные картины: «Сад». «Огород», «Лес», «Зоопарк», «Город».

Логопед обращается к ребенку с вопросом: «Где ты был? Что видел?»

Ответы детей:

— «Я был в огороде. Видел много огурцов...».

 «Я был в саду. Видел много яблонь...».

24. «Для кого нужен?»

Логопед предлагает ответить на вопросы: «Для кого нужен скворечник (гнездо, клетка, улей, коровник и т. п.)?»

Ответы детей: «Скворечник нужен для скворцов». И т. п.

25. «Закрытый букет»

На наборном полотне нарисованный букет цветов, верхняя часть которого закрыта листом бумаги. Логопед рассказывает о девочке Кате, которой подружки принесли закрытый букет и обещали отдать только тогда, когда она догадается, букет каких цветов у них в руках. Помогите Кате.

Ответы детей: «Кате принесли букет тюльпанов (лилий, роз, одуванчиков, ландышей и т. п.)».

26. «Дружная семья»

Логопед рассказывает историю о дружной семье, в которой было пятеро детей, и просит ответить, сколько в семье детских вещей, если у каждого ребенка была своя кроватка (тумбочка, подушка, полка, куртка, шуба, шапка, одеяло и т. д.).

Ответы детей: «В семье было пять кроваток (тумбочек, подушек и т. п.)».

27. Игра-соревнование «Кто больше назовет?»

На наборном полотне изображения леса и зоопарка. Дети делятся на две команды. Им предлагается назвать как можно больше вариантов того, чего может быть много в лесу (для 1-й команды) и в зоопарке (для 2-й команды).

При подборе слов логопед предлагает детям существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют самые разные окончания (корней, листьев, гнезд, птиц, волков, лис и т. п.).

28. «Маша и медведь»

Логопед показывает иллюстрацию к сказке «Маша и медведь» и напоминает ее содержание. Медведь приносил из леса и огорода полную корзинку. А вот чего  ребятам нужно догадаться по своим картинкам (орехи, ягоды, грибы, огурцы, желуди и т. п.).

29. «Игра с мячом»

Логопед объясняет, что каждая мама (даже у зверей) защищает своих детенышей. Предлагается поймать мяч и сказать: «Кого защищает зайчиха (кошка, собака, свинья, медведица, овца и т. п.)?»

Ответы детей: «Зайчиха защищает своих зайчат». И т. п.

Творительный падеж

1. «Друзья»

Логопед предлагает детям рассказать, с кем они дружат в саду и во дворе. Ответы детей: «Я дружу с Олей (Петей, Таней и т. п.)».

2. «Ответь на вопросы»:

• Чем мама режет хлеб?

• Чем папа пилит дрова?

• Чем ты ешь суп? И т. п.

3. «Составь предложение»

На наборном полотне сюжетные картинки. Логопед предлагает составить предложения по картинкам, при этом дает образец предложения: «Ваня косит траву косой».

Примерные сюжетные картинки: Маша ест кашу ложкой. Девочка гонит козу прутиком (веткой). Витя копает грядку лопатой. Мальчик рисует цветок карандашом. И т. п. |

4. «Кто чем питается»

На детях маски животных. Логопед предлагает рассказать, чем питается медведь (лиса, заяц, ежик, белка, волк, корова и т. п.).

Ответы детей: «Я медведь, я питаюсь медом, ягодами, листьями».

5. «Цветочный магазин»

На доске картинки с изображениями цветов. Логопед предлагает купить цветы, при этом спрашивает: «За чем ты пришел в магазин?»

Ответы детей: «Я пришел за розой (розами)». «Я пришел за тюльпаном (тюльпанами)». И т. п.

6. «Чем можно?»

Логопед спрашивает: «Чем можно писать (рисовать, красить, пилить, рубить, подметать, копать, причесываться, умываться, вытираться и 'т. п.).

Ответы могут быть однословными и полными предложениями.

7. «Что с чем?»

У детей картинки, которые они должны назвать. Например: «У меня чашка с блюдцем (корзина с яблоками, стакан с молоком, тарелка с клубникой, и т. п.).

8. «Две картинки»

У детей по две картинки. Логопед предлагает составить предложения по образцу: «Щеткой чистят зубы».

Примерные пары картинок: руки — полотенце; платье — утюг; картина — краски; носки — спицы; ковер — пылесос, и т. п.

9. «Исправь ошибку»

• Зубы чистят полотенцем.

• Платье гладят пылесосом.

• Картину рисуют щеткой.

• Ткань режут спицами.

• Яму копают пилой. И т. п.

10. «Что (кто) где?»

а) Логопед предлагает детям закрыть глаза и представить реку и мост (цветок и пчелу, лампу и стол, самолет и лес, ковер и диван, и т. п.) и ответить: «Что над чем? Кто над чем?»

Ответы детей: «Мост над рекой», «Пчела над цветком», и т. п.

б) Логопед предлагает послушать два слова и ответить на вопросы: «Что под чем? Кто под чем?»

Приблизительные пары слов: куст — заяц, мышь — пол, стол — ноги, зеркало — полочка, тапки — стул, голова — шляпа, гриб — дерево, батарея —окно и т. п.

Ответы детей: «Заяц находится (сидит) под кустом».

11. Загадка (выучить)

Мы весной его не встретим, Он и летом не придет, А зимою к нашим детям Он приходит каждый год.

(Дед Мороз]

12. Чем защищаются?

• Еж — иголками;

• Олень —

• Кошка —

• Собака —

• Петух —

• Конь — И т. п.

13. «Разведчики»

В группе спрятаны игрушки (самолет, пушка, танк, грузовик и т. п.). Отряд разведчиков ищет их. Найдя игрушку, рапортует: «Танк мы нашли под стулом». И т. д.

14. Любимая профессия

Логопед уточняет какие бывают профессии, затем спрашивает: «Кем ты хочешь стать?»

Ответы детей: «Я хочу стать врачом (логопедом, поваром и т. п.)».

15. «Зачем нужны?»

Логопед просит детей ответить: «Чем мы слушаем (топаем, смотрим, жуем, • удивленно пожимаем, держим карандаш, закрываем глаза от пыли и т. п.)?» •

Ответы детей: «Мы слушаем ушами • (топаем ногами и т. п.)».

16. «Под чем растут грибы?»

На наборном полотне картинки с изображением различных пород деревьев и цветов. Логопед спрашивает: «Под чем растут грибы?»

Ответы детей: «Грибы растут под елками (под березами, под дубами, под ландышами и т. п.)».

17. «В зоопарке»

На доске картинка с изображением зоопарка и портрет старичка. Логопед рассказывает о дедушке Егоре, который много лет ухаживал за слонами (медведями, жирафами, змеями и т. п.).

18. «Игра с мячом»

Перед тем как бросить мяч кому-либо из детей, логопед просит их представить, с чем люди садятся в поезд, но говорить только про много предметов. Ребенок, поймавший мяч, отвечает фразой, например: «Пассажиры садятся в поезд с чемоданами (с сумками, с рюкзаками, с продуктами, с билетами, с документами и т. п.).

19. «Бабушкина корзинка»

У детей картинки, на каждой из которых разные «дары леса» (грибы, ягоды, желуди...). Логопед показывает красивую корзинку и рассказывает: «Когда я была маленькой, бабушка подарила мне эту корзинку. Корзинка эта не простая, и тому, кто пойдет с ней в лес, обязательно повезет».

Логопед просит посмотреть на свои картинки, представить, что все это дети собрали в лесу, и сказать, с чем была бабушкина корзинка.

Ответы детей: «Корзинка была с желудями (с сыроежками, с орехами, с листьями и т. п.)».

20. Составить предложение из данных слов

Девочка, гладить, платье, утюг. (Девочка гладит платье утюгом). Дети, украшать, елка, игрушки. Мама, чистить, ковер, пылесос и т. п.

Несклоняемые существительные

1. На доске две картинки. На одной изображена шуба, на другой — пальто. Причем вторая картинка обведена красной рамкой.

Задание: заканчивать предложения, добавляя слово в соответствии с показанной картинкой.

• Красивый воротник у шубы... (пальто). Катя вышла на прогулку в... Катя надела кофту под...

• В коридоре Катя сняла...

Таким же образом сравнить слова сок — какао', телевизор — радио', автобус — метро', рояль — пианино.

2. Динамическая пауза

Логопед читает стихотворение, показывая соответствующие движения:

Буратино потянулся, руки в стороны развел, Низко над землей нагнулся — видно, ключик не нашел. Чтобы ключ ему достать, надо на носочки встать. Крепче, Буратино, стой. Вот он, ключик золотой!

После двукратного выполнения упражнения логопед задает детям вопросы, показывая картинку, изображающую Буратино.

— К кому подошел Буратино?

— С кем занималась Мальвина?

— О ком тосковал папа Карло?

— Кому помогал Пьеро? И т. п. Логопед уточняет, что Буратино,

Карло, Пьеро — это тоже неизменяемые слова.

3. «Письмо от Буратино»

Логопед показывает детям испачканный конверт. Обнаруживается,

что это письмо от Буратино. Логопед предупреждает, что письмо странное (из-за клякс видны только кусочки слов) и без помощи детей его не прочитать. Логопед читает письмо, не произнося окончания несклоняемых существительных.

«Дорогие ребята! Я живу у папы Кар... Мальвина пригласила меня в гости, я поехал к ней на мет.. Мальвина угощала меня вкусным кака... с тортом Еще Мальвина играла на пиани..., а Артемом танцевал с Пье... А вы ходите друг к другу в гости? Напишите мне, Бурати..., а мы с папой Кар... прочитаем».

4. На доске схемы предлоговВ, НА, ОКОЛО, К, ПОД

Детям раздаются картинки: метро, пальто, кенгуру, шоссе, кофе, какао, пианино, Буратино.

Задание: используя схемы предлогов, ребенок должен составить два разных предложения. (Предлоги провоцируют на употребление косвенных падежей существительных. Например: Я иду к метро. Я еду на метро.)

УДАЧИ  ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система логопедической работы над предложно-падежными конструкциями.

 Как показывает практика, дети с различными нарушениями речи (ОНР, ФФНР), в особенности, если дефект включает дизартрический компонент, могут испытывать трудности, связанные с ориентацией в окружающем...

Обучение детей с ФФН и ОНР навыку употребления предложно – падежных конструкций

За основу методики были взяты элементы программы обучения, воспитания и реабилитации детей по системе Монтессори-терапии. Основная цель которой – адаптация детей к деятельности в конкретных социально-...

Статья «Освоение младшими школьниками предложно-падежных и наречных средств обозначения пространственных и временных отношений»

В статье раскрываются некоторые особенности освоения младшими школьниками предложно-падежных и наречных средств обозначения пространственных и временных отношений....

Современное состояние исследования понимания и продуцирования предложно-падежных конструкций в темпоральном и локативном значении детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование предложно-падежных конструкций имеет большое значение в развитии грамматического строя речи. Но проблема формирования предложно-падежных конструкций у детей с речевыми нарушениями недоста...

Исследование продуцирования предложно-падежных конструкций в локативном и темпоральном значении детьми младшего школьного возраста

В исследованиях, посвященных лексико-грамматическим нарушениям у детей с задержкой психического развития (ЗПР), указывается на распространенность у них нарушений предложно-падежных конструкций. Дети и...