Фонематическое недоразвитие у младших школьников
статья по логопедии

Мартынова Галина Геннадьевна

Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskoe_nedorazvitie_u_mladshih_shkolnikov.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Фонематическое недоразвитие у младших школьников


   В последние годы наблюдается увеличение количества поступивших в школу первоклассников с несформированным или недостаточно сформированными фонематическими процессами. Всё большее количество младших школьников нуждаются в логопедической помощи. В настоящее время у 60 % детей,
поступающих в школу, отмечаются нарушения фонематических процессов. Формирование фонематических процессов является базовым условием для успешного обучения детей грамоте.
 Готовность ребенка к обучению письму и чтению неразрывно связана с умением услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность. Обучение детей распознавать звуки способствует развитию внимания и слуховой памяти. В
норме процесс фонематического различения, как и процесс произносительной дифференциации, заканчивается в дошкольном возрасте. Отставание в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного освоения программного материала по чтению и письму, т.к. оказываются недостаточно
сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.
   Вовремя сформированные фонематические процессы предупредят возможное появление дислексии и дисграфии.
Развитие фонематических процессов является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами, работающими с детьми с нарушениями речи. Традиционно в логопедии термином «фонематический слух» обозначают фонематические процессы:
фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и фонематический синтез.
Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие – процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков.
Фонематические представления – звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств. Физиологическая основа – результат деятельности не одного, а двух и более анализаторов.
Фонематический анализ – мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение – слова – слоги – звуки) или мысленное выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам.
Фонематический синтез – мысленный процесс соединения частей в целое. Процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.
Л.С. Выготским был введён термин «фонематический слух»,который включает в себя 3 речевые операции:
· способность слышать наличие или отсутствие данного звука в слове;
· способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
· способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Несколько позже Д.Б. Элькониным был введён термин «фонематическое восприятие». Учёный занимался поиском наиболее эффективной методики обучения чтению и письму. Он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:
· умение определять линейную последовательность звуков в слове;
· умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
· осознание или подсчёт количества звуков в слове.
Позже Д.Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонемный анализ, включающий:
1. выяснение порядка следования фонем в слове;
2. установление различительной функции фонем;                                                                                  3. выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.
Именно этот учёный доказал, что прежде, чем обучать ребёнка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа.
Роль фонематических процессов в развитии речи.
   Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения
(звукопроизношение, слоговая структура слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.
  Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать
от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и
грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».
  Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.
  Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово (то есть умение анализировать звуковой состав слова), является важнейшей предпосылкой для правильного обучения
грамоте.
Проявления нарушения фонематического восприятия в устной речи, при чтении, на  письме.
При логопедическом обследовании первоклассников нередко выявляются дети, которые при относительно сохранном произношении и правильном лексико-грамматическом строе речи имеют выраженное фонематическое недоразвитие, оно проявляется в:
· затруднениях дифференциации акустически близких звуков (например, в-в, б-п, з-ж );
· неумении определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
· невозможности подобрать слово с определённым количеством слогов или с определённым звуком.
  В силу этого, что описанный речевой дефект «не бросается в
глаза», а следовательно, и не беспокоит родителей, дети остаются без своевременно оказанной помощи, что приводит в дальнейшем к стойким нарушениям чтения и письма.
При чтении  наиболее типичны следующие ошибки:
· трудности слияния звуков в слоги и слова;
· взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих) ;
· побуквенное чтение (р,ы,б,а);
· слишком медленный темп чтения;
· нарушения понимания прочитанного.
К числу типичных недостатков письма относятся:
· замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;
· пропуски гласных;
· пропуски согласных в их стечении;
· слияние слов на письме;
· пропуски, перестановки слогов;
· орфографические ошибки.

 Если у ребёнка отмечаются хотя бы лёгкие отклонения в развитии фонематического восприятия, то обязательно будут затруднения в овладении чтением и письмом.
Этапы развития фонематического восприятия.
Предлагаю вашему вниманию этапы работы над развитием фонематического восприятия:
1. Развитие неречевого слуха.
На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.
Игра «Тишина»
Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.
Игра «Угадайка»
Учитель выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь»), внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали. Дети прослушивают звучания. По команде учителя («день») открывают глаза, показывают картинки с изображением звучащих предметов.
Игра «Тихо-громко»
Дети идут по кругу. Звуки производятся то громко, то тихо. Дети соотносят характер звучаний с дифференцированными движениями (руки поднять – опустить).
Игра «Нарисуй звук»
Дети под звучание дудочки рисуют на карточках полоски: долгому звуку соответствует длинная полоса, короткому – короткая. Затем, руководствуясь рисунками, воспроизводят по очереди звучания на инструменте.
Игра «Эхо»
Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия. Играть можно вдвоем или большой группой. Перед игрой взрослый обращается к детям: «Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу,проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы
можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: «Эхо, привет!», то и оно вам ответит: «Эхо, привет!», потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо».
Затем назначают водящего – «Эхо», который и должен повторять то, что ему скажут.
Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, «ау», «скорее», «бурелом»). Кроме того можно попробовать предложить для повторения стихотворные фразы.
2. Развитие речевого слуха.
· различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;
· различение слов, близких по звуковому составу;
· дифференциация слогов;
· дифференциация фонем.
«Сказка»
Рассказывайте простые детские сказки «Репка», «Теремок», «Три медведя» и т.д. в ролях (т.е. говорите за каждого героя так, как он бы говорит сам). Попросите детей отгадать, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Далее можно усложнить
задание, предложив ребенку попробовать говорить самому за разных персонажей сказки, изменяя высоту голоса.
"Звуки в коробочках"
Для игры необходимы 2-4 коробочки (в зависимости от степени сложности). Наполняем их различными материалами. Например, в одну кладём пуговицы, в другую - морские камешки, в третью - горох, в четвертую - орехи и т.п. При потряхивании дети должны определить, что находится внутри.
«Услышь, куда идти»

Ребёнок закрывает глаза и двигается в направлении звуковых сигналов (хлопки, колокольчик и др.).
«Хлопушки»
Задается определённый ритм и темп хлопков в ладоши, который потом повторяет ребенок.
«Услышь-покажи»
Необходимо подобрать несколько картинок со сходными по звучанию словами (рот-кот, дом-сом-гном). Взрослый называет предмет, а ребенок его показывает.
«Загадки»
Оказывается, что самые простые, известные всем нам с детства загадки, тоже эффективно развивают речевой слух. В данном упражнении учитель читает загадку, а дети должны досказать ответ.
******
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто это? (Лиса)
В подполье, в каморке,
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это? (Мышка)
Пышный хвостик торчит с верхушки,
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко.
Ну, конечно, это ... (Белка)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной ... (Медведь)
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка.
Кто же это? (Зайка)
За рекой в лесу росли,

Их на праздник принесли,
На веточках - иголки.
Что же это? (Елки)
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится.
Угадали? Это ... (Кот)
3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.
Этот этап имеет определённую последовательность:
1). Определение количества слогов в словах разной сложности.
2). Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука.
3). Выделение из слога гласного, затем согласного звука.
4). Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения.
5). Определение места, количество, последовательности звуков в слове.
6). Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками).
«Игра – соревнование»
Кто больше придумает слов с заданным звуком. Попросите детей найти предметы в комнате (на улице, в кабинете и т.д.), в названиях которых есть тот или иной звук.
«Поймай последний звук в ладошку»
Медленно произносить слово и последний звук, выделяя голосом, произнести в ладошку. «Какой звук поймал в ладошку?»
«Горлышко болит»
Произнести губами без звука всё слово, только последний звук вслух.
«Светофор»
Определите место звука в слове (позиции). С этой целью используется игра «Светофор». В начале обучения используются кружки красного, желтого и зелёного цвета. Если дети слышат заданный звук в начале слова, то они поднимают красный кружок, в середине - жёлтый, в конце слова - зелёный.
«Поймай звук»
Взрослый предлагает «поймать» (хлопнуть в ладоши), если ребенок услышит заданный звук. Рекомендуется выделять заданный звук из ряда других звуков, слогов, слов.
«Подружи звуки»
Взрослый произносит каждый звук отдельно и просит ребенка назвать получившееся слово (слог). Например: [р], [а], [к] - рак.
Игра с передачей мяча «Мяч передавай, слово называй»
Играющие выстраиваются в одну колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу. Ребёнок называет слово на заданный звук и передаёт мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок
самостоятельно придумывает слово на заданный звук и передаёт мяч дальше.
«Алфавит»
Задание: Играет группа детей, каждому присваивается какая – либо буква алфавита. Ведущий перечисляет вперемешку буквы. Услышав свою букву алфавита, ребенок должен встать. Игру можно провести, выделяя первый или последний звук в слове.
«Звуковая цепочка» Игра с передачей мяча.
Свяжем мы из слов цепочку,
Мяч не даст поставить точку.
Учитель называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова - начало следующего. Например, весна-автобус-слон-нос-сова...
Аналогично данную игру можно провести с предметными картинками.
Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови, мяч бросай, сколько звуков – называй»          Учитель, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.
«Найди картинки»
· Ребенок отбирает из набора картинки на заданный звук. Звук может стоять в начале слова, в конце, в середине.
· Нахождение звука в названиях предметов по сюжетной картине. Выигрывает тот, кто больше найдет предметов.
«Волшебники»
Задание: "Сейчас мы будем превращать одно слово в другое. Я назову вам слово, а вы попробуйте изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например, кит - кот.
Слова для изменения: дом, сон, сок, пил, мел.
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.
Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.
«Подбери похожие слова»
Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию.
«Графический диктант»
Учитель называет слово со звуком [с] или [ш]. Дети записывают соответствующую букву (С или Ш), а также цифру, указывающую на то, какой по счету этот звук в слове.
Например: косынка С3 -вешалка - ШЗ, карандаш - Ш8, колбаса - С6, ромашка Ш5, камыш - Ш5, посуда - СЗ и т.д.
«Рассели животных»
Ход игры. Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, поселить их в окошки с прорезями. Например, домики с буквами С и Ш. Выложены следующие картинки: собака, лягушка, мишка, свинья, мышка, носорог, кошка. Предварительно все слова проговариваются.          «Собери цветок»
Ход игры. На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква, например, «С». Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с].
«Математическая грамматика»
Ход игры. Ребенок должен выполнить действия, указанные на карточке («+»), («-») и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово. Например, С+ТОМ-М+ЛИСА-СА+ЦА = ? (столица).
  Формирование фонематического слуха является сложным процессом. Преодоление нарушений его развития требует огромных усилий от всех участников педагогического процесса: логопеда, педагога, детей и их родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция нарушений фонематических процессов у младших школьников с ФФНР.

Особенности нарушения речи у детей младшего школьного возраста обуславливают дополнительные специфические задачи при их обучении, касающиеся как методов, так и организации форм обуч...

ПРОЕКТ ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ как одно из условий успешного овладения письменной речью.

В данной работе описана проблема недоразвития фонематического восприятия у младших школьников, теоретическое обоснование данного вопроса и практический материал для решения поставленных задач. В прило...

Приложение к проекту "Формирование фонематического восприятия у младших школьников..." Конспекты занятий

Представлены конспекты логопедических занятий для 1 класса и использованием здоровьесберегающих технологий (биоэнергопластика, фонетическая ритмика, кинезиология)...

Сборник упражнений для развития фонематического слуха у младших школьников.

В данном материале предлагаются примерные упражнения, которые могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями  и логопедами, а так же родителями при работе над развитием фонема...

Развитие фонематических процессов у младших школьников.

Презентации по развитию фонематических процессов: восприятия, представления, анализа и синтеза слов....

Развитие фонематического восприятия у младших школьников

Проблема преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи в начальной школе актуальна всегда.Предлагается подборка игр и упражнений для развития фонематического восприятия и профилактики дисграф...

Развитие фонематического слуха у младших школьников.

В статье раскрывается актуальность развития фонематического слуха у учащихся младших классов....