Консультация для родителей "Причины и способы устранения пропуска букв при письме".
консультация по логопедии (2, 3 класс)

Машкова Полина Станиславовна

   Выступление на родительском собрании.

В настоящее время немало родителей и учителей наблюдают у детей проблему пропуска букв в словах. Ребенок пишет, старательно выводя каждую буковку, а в результате слышит разочарованную речь мамы или папы. 

Что служит причиной пропуска букв на письме?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_i_sposoby_ustraneniya_propuska_bukv_pri_pisme.docx30.9 КБ

Предварительный просмотр:

Причины и способы устранения пропуска букв при письме.

В настоящее время немало родителей и учителей наблюдают у детей проблему пропуска букв в словах. Ребенок пишет, старательно выводя каждую буковку, а в результате слышит разочарованную речь мамы или папы. Что же делать? Как помочь маленькому ученику? И можно ли это исправить без помощи специалиста. Давайте разберёмся.

Что служит причиной пропуска букв на письме?

  • логопедическая причина – трудности с произношением и восприятием некоторых звуков;
  • слабая концентрация внимания;
  • неразвитый навык самоконтроля;
  • маленький словарный запас; низкая работоспособность

В первых классах преобладает логопедическая причина – трудности с произношением и восприятием некоторых звуков, дисграфия в написании букв и слов. Начиная со второго класса, первая причина уходит на второй план, а резко увеличивается процент детей с пониженным вниманием и самоконтролем. Причём буквы пропускать начинают «нелогопедические» школьники. Чаще всего дети пропускают гласные, согласные при стечении, не дописывают конец слова.  Рекомендации и упражнения по многократному переписыванию и проверке больших текстов и заданий лишь усугубляют проблему и развивают отвращение к письменным работам, приводят к  конфликтам в семье с выполнением домашних заданий.

Логопедическая причина

Если ребёнок не выговаривает некоторые звуки, то рекомендуется обратиться за помощью к логопеду. Но, кроме упражнений, рекомендованных специалистом, родители могут оказать ребёнку неоценимую помощь, если в виде игры будут выполнять следующие виды заданий:

  • выделение из слова первого или последнего звука;
  • наличие (есть, нет) заданного звука в слове;
  • определение места звука (начало, середина, конец) в слове;
  • придумывание слов с заданным звуком;
  • придумывание слов с заданным звуком в заданном месте( в начале слова, середине, конце);
  • составление цепочек слов, называя слово на последний звук прозвучавшего слова;
  • преобразование слов путём замены, перестановки или добавления новых звуков (лак-лук, роза-гроза, пила-липа);
  • подсчет звуков в слове. Вы говорите ребенку слово и просите сказать, сколько в нем звуков. А лучше определить, сколько букв и звуков в слове.

Слабая концентрация внимания

Развитием внимания ребёнка в дошкольном и младшем школьном возрасте  нужно заниматься постоянно. Для этого существует множество различных приёмов:

  • предложите ребёнку без ошибок списать несуществующие слова;
  • зачеркнуть или подчеркнуть в тексте указанную букву или буквы (2-4);
  • писать небольшие диктанты, где ребёнок записывает только гласные или только согласные буквы;
  • пишите зрительные диктанты;
  • делить слитно написанные тексты на отдельные слова;
  • писать заданную букву печатными буквами и т.д.

Неразвитый навык самоконтроля

Оценить, что больше нужно развивать у школьника , внимание или навык самоконтроля, поможет следующее упражнение.

Письмо слов или предложений с закрытыми глазами.

  1. Приготовьте альбомный лист. Продиктуйте ребёнку 5-6 слов из 4-8 букв. Можно продиктовать 3 предложения по 4-5 слов в каждом.
  2. Возьмите другой лист и проделайте тоже самое, но в этот раз ребёнок пусть пишет с закрытыми глазами.

Скорость написания будет медленная. Это нормально.

Не нужно оценивать ровность строки, промежуток между словами, разрыв слова или частичное наложение букв друг на друга. Не обращать внимания на орфографические ошибки по незнанию каких-либо правил.

Самоконтроль слабый, если количество ошибок больше, чем в аналогичных предложениях, написанных под диктовку с открытыми глазами.

Учите ребёнка каждый раз медленно перечитывать написанное. Читать не так, как осталось в его памяти звучание этого слова, а именно так, как написано у него.( Прочитай, что ты написал.) Если это списывание, то обязательное сравнение написанных слов с исходной записью.

Маленький словарный запас

Если ребёнок впервые слышит слово, то вероятность неправильного его написания возрастает в несколько раз. Поэтому как можно больше рассказывайте ребёнку, читайте вместе с ним, развивайте речь школьника, его любознательность, постоянно, как можно больше общайтесь со своим ребёнком.

Многие дети, к огромному сожалению, поступая в первый класс, не владеют элементарными знаниями о себе и об окружающем их мире. И это, конечно же, в первую очередь, недоработка родителей. Таким детям сложнее учиться, они испытывают дискомфорт, наблюдая за более эрудированными одноклассниками.

Низкая работоспособность

Все мы разные. Также, естественно, и дети некоторые бывают усидчивые, а некоторые отнюдь. Но всегда можно найти способ смотивировать ребёнка, объяснить ему и убедить его в необходимости того или иного действия. Обязательно создавайте для детей ситуацию успеха. И, конечно же, исключить все отвлекающие факторы: разговоры, посторонние шумы, телевизор и т.д. И помним, что работоспособность ребёнка отличается от работоспособности взрослого человека. Это качество развивается со временем.

Помочь ребенку, и даже полностью решить данную проблему, помогают специальные упражнения в виде увлекательных игр.

Упражнения для повышения грамотности

Упражнение 1

Всем известная игра в слова. Когда первый игрок называет любое слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова.

Корова — апельсин — носорог — гигант — троллейбус — сапоги — иголка и т.д.

У этой игры может быть много разновидностей. Приведу для примера некоторые из них. Слова называются:

  • На предпоследнюю букву;
  • На третью, четвёртую с конца или с начала слова;
  • На последний слог;
  • На заданную тематику (вспомним игру в города);
  • На последний звук прозвучавшего слова.

Более сложный вариант, если слова берутся определенного рода, склонения и т.д. можно объединять по два и более критерия. Ребёнок будет учиться удерживать в голове сразу несколько задач.

Усложнить игру можно также, используя какой-либо предмет, который будет передаваться от игрока к игроку при назывании слова.

Таким образом, используя один принцип, мы получаем сразу несколько интересных и очень полезных игр, которые отлично развивают словарный запас, помогают ребенку научиться «представлять» слово, его графическое написание, развивают умение переключать внимание с одного задания на другое.

Упражнение 2

Известная и старинная игра «Балда»

Один игрок загадывает слово, называя из какой оно области (или же нет, по договорённости) и обозначает первую и последнюю букву.

Например: это овощ         к — — — — — а

Другой игрок называет любые буквы, стараясь угадать слово. Правильная буква ставится на своё место, а неправильная превращается в буквы слова «БАЛДА».

Победа засчитывается, если игрок успел угадать слово до того, как собралось слово «БАЛДА».

Упражнение 3

Придумывать слова на каждую букву выбранного предмета.

Например:

С – сосулька

Т – тапочки

О – осы

Л – листок

Упражнение можно усложнить, если называть слова из той же группы, к которой относится слово. Например, если это белка, то на каждую букву придумываем именно название животного.

Б – бегемот

Е – енот

Л – лиса

К – кабан

А – анаконда

Упражнение 4

Записывание слов специальным образом. Возможны два варианта:

  1. Ребенок записывает только гласные буквы;
  2. Ребенок записывает только согласные буквы.

На практике это выглядит следующим образом:  слово  деревня

  1. е.е.я
  2. д.р.вн

После того, как ребёнок научится писать отдельные слова, можно переходить к записи предложений.

Например предложение: Медведь вылез из берлоги. 

М.дв.дь  в.л.з  .з  б.рл.г.

Сразу же предлагаем записать это же предложение только гласными: ее ые и еои

При выполнении этого упражнения отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме. Через некоторое время дети пишут только согласными целые тексты, а показателем их мастерства считаем время в секундах и отсутствие помарок.

Упражнение 5

Взрослый называет несколько слов подряд с одинаковым количеством букв. Ребенок мысленно представляет эти слова, записанными в столбик.

Взрослый предлагает задание — назови вторые буквы в словах:

Кот
          Лук
          Лис

Ребенок называет по порядку буквы о, у, и

Можно попросить назвать первую, третью, пятую букву. Количество слов лучше брать 2-4, количество букв 3-7.

Эта игра помогает представлять слово перед собой, мысленно прописывать и запоминать его образ, удерживать буквенную структуру слова в памяти, развивает умение концентрировать внимание.

Упражнение 6

Придумывание слов с заданной концовкой.

Можно играть с одним ребенком или же командами.  Соответственно победителем будет команда с максимальным количеством правильно придуманных слов.

Задаётся концовка слова. Например: — ик

Примеры слов: домик, мальчик, ящик, столбик, зайчик, мячик, ключик.

Можно придумывать слова на  –ок, -ет, -щик, -ец, -тель  и т.д.

Особенно заметны результаты, если ребенок не дописывает слова, кроме того, задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичные суффиксы и окончания.

Упражнение 7

Это упражнение похоже на игру в магазин. Только продавать следует определенные предметы, рекламируя их по каждой букве:

Например: берём наушники

н— необыкновенные

а — аккуратные

у— удобные

ш — шикарные

н — нужные

и — индивидуальные

к — красивые

и — интересные

Это упражнение также чудесным образом способствует развитию речи ребенка.

Упражнение 8

Письмо слов с правой стороны строчки, «по-арабски». Слова в этом упражнении пишутся наоборот, то есть при нормальном чтении (слева направо) они должны читаться в их естественном виде.

Например, предложение: В океане живет необычная рыба — рыба-ёж, написанное «по-арабски», должно выглядеть так:

.жё-абыр — абыр яанчыбоен тёвиж енаеко В

Упражнение дает хорошие результаты в тех случаях, когда ребенок переставляет буквы и не дописывает слова.

Упражнение 9

Смысл упражнения сводится к написанию не целого, а части слова. Упражнение можно использовать по-разному. Если ребенок не дописывает конец слова, то пусть записывает только 2 последние буквы, соответственно при пропуске букв в середине слова записываем только 2 средние буквы.

Например, слово понедельник может выглядеть так:

по — — — — — — — — -,  — — — — де — — — — -,  — — — — — — — — — ик.

Упражнение помогает убрать такие ошибки, как недописывание слова или если ребенок пропускает буквы или же целые слоги.

Упражнение 10

В этом упражнении детей привлекает то, что диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Вводим свои символы, например, договариваемся, что слова с буквой «с» обозначаем X, слова с гласной «е» — □, а все остальные — /.

Так, предложение: Мы смотрим на птичьи стаи в небе.- выглядит так: / X / / X / □. Символами лучше обозначать те буквы, при дифференциации которых у ребенка есть трудности (например, и — у, и — ц, ц — ч, ш — щ, ё — ю и т.п.).

Упражнение можно усложнить: через небольшой промежуток времени этими же символами обозначить другие буквы и снова прочитать тот же текст.

С помощью этого упражнения устраняются дисграфические проявления, развивается внимание, фонематический слух, умение концентрироваться и удерживать мысленные образы.

Пропуск букв в словах — серьёзная проблема, которая требует время, сил и энергии для её исправления.

Специфика предложенных упражнений состоит в том, что их применение возможно при любом уровне языкового развития ребенка, при работе как в классе, так и дома, при занятиях с группами и на индивидуальных занятиях. Их применение эффективно для устранения элементов дисграфии: пропуске букв, недописывании, перестановке букв и слогов, в общем, в тех случаях, когда речь идёт о «глупых ошибках».

Эти упражнения обязательно помогут вашему ребёнку. Применяйте их на практике и результаты не заставят себя ждать. В качестве приятного побочного эффекта вы получите ещё и развитие речи, кругозора и логического мышления вашего ребёнка.

http://naymenok.ru/problema-propuska-bukv-v-slovah/

https://www.defectologiya.pro/zhurnal/sbornik_prakticheskix_i_trenirovochnyix_zadanij_i_uprazhnenij_po_preduprezhdeniyu_i_korrekczii_akusticheskoj_disgrafii_u_mladshix_shkolnikov/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для преодоления пропуска букв в письме.

Данный материал содержит комплекс игр, которые я как учитель начальных классов использую на уроках русского языка. Цель используемых мной упражнений- преодоление пропуска букв в письме....

Консультация для родителей "Причины нарушения навыка чтения".

Несколько основных причин нарушения навыка чтения....

Консультация для родителей "Причины речевых нарушений у детей"

В консультации представлена информация о причинах речевых нарушений у детей....

Пропуски букв на письме у детей младшего школьного возраста.

Одна из центральных проблем, возникающих у детей на начальной стадии обучению письму - это пропуск букв. Это случается потому, что- недостаточно развит фонематический слух;- слабо развито внимание;- н...

Урок русского языка на тему "Причины ошибок на пропуск букв при письме и способы их устранения "

Урок русского языка на тему "Причины ошибок на пропуск букв при письме и способы их устранения "...

Если ребёнок путает и пропускает буквы на письме. Рекомендации логопеда.

Иногда ребёнок даже с хорошим звукопроизношением при овладении письменной речью допускает нелепые ошибки: путает и пропускает буквы на письме.Некоторые родители считают, что эти глупые ошибки ребенок ...