I.Самоопределение к деятельности. -Начинаем наш урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять- Будем грамотно писать. -Часто ученики на уроках русского языка пропускают буквы. Как вы думаете почему? Я предлагаю вам на уроке открыть детективное агентство «Колобки». Проведём расследование «Колобки идут по следам пропавших букв» (слайд 1) -Сегодня мы откроем одну маленькую тайну русского языка: почему у учеников иногда пропадают буквы при письме. Но чтобы подобраться к этой тайне, надо выполнить несколько заданий Итак, 1 этап расследования. I. Фонетическая разминка 1. Выделение из слова первого звука Парта, пенал, рисунок, ручка, букварь, тетрадь 2. Выделения из слова последнего звука Учитель, рюкзак, пенал, альбом, линейка 3. Наличие (хлопки) заданного звука в слове П: портфель, ручка, печать, дуб 4.Игра «Муха» (слайд 2) 1 слово (буква) 2слово (звук) Первая буква находится : в верхнем левом уголке. В нижнем левом уголке 2 клетки вниз 2кл.вправо, 4 кл. вверх 2 клетки вправо 2 кл влево, 1 кл. вниз 1 клетка вверх 2 кл. вправо 3 клетки вправо 5.Проверим зрительную память.(На доске написаны слова. Дети читают 1 мин, затем учитель закрывает запись) Белка, паук, машина, ключ, человек, пальто, жираф. (слайд 3) - Назовите слово из одного слога. - Какое слово третье от начала. - В каком слове есть звук «ж». В каком слове звуков меньше, чем букв?? 6.«Восстановите слова» Выпали гласные. Поработаем реставраторами (слайд 4) ж-лать в-зде вп-рёд инт-рес медл-нно п-сок п-йзаж сев-р - Какие слова получились? - Чем похожи эти слова? - Где можно проверить правильность написания? Делаем выводы на 1 этапе расследования. Заполняем карту успеха на Iэтапе расследования. -Всё получилось, не было затруднений -Чаще всё получается, но допускаю ошибки. -Остались вопросы, часто затрудняюсь. Что вам потребовалось, чтобы выполнить эти задания?
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. -Орфограммы веселились, Долго бегали, резвились. Вы порядок наведите Слова на группы разделите (слайд 5) грустный лестница суббота честный рассказ длинный - На какие группы можно разделить слова? Давайте проведём 2 этап расследования. Почему мы говорим «слова с непроизносимой согласной»? Выполните фонетический разбор слова «грустный». Г –[Г ] –согл., пар. тв., пар. зв. Р - [Р] - согл., пар. тв., непар. зв. У - [У ] –гл., ударн. С - [С ] - согл., пар. тв., пар. глух. Т - [-] Н - [Н ] - согл., пар. тв., непар. зв. Ы - [Ы ] –гл., безудар. Й - [Й’] - согл., непар. мяг., непар. зв Теперь ясно, что в этом слове буква «т» не имеет звука. А как проверить непроизносимую согласную? Запишите слова с непроизносимой согласной в корне, рядом в скобках записывайте проверочные слова.Какое слово лишнее? Почему? Запишем несколько примеров. -
- Делаем выводы на 2 этапе расследования. В каких словах могут дети пропускать буквы? Иногда согласные Играют с нами в прятки. Они не произносятся, Но пишутся в тетрадке! - Я надеюсь, что вы постараетесь показать свои знания по этой теме, умение подбирать проверочные слова. Игра «Допиши словечко». - У светофора глаз зажегся красный.
Стой, пешеход! Твой путь ... (опасный). - Утром к нам в оконце
Заглянуло ... (солнце). - От дождей верхушками поник
И шумит у берега ... (тростник). - Заяц лист грызет капустный,
Заяц сытый и не ... (грустный) - От булочки из теста
Аромат ... (чудесный).
Делаем выводы на 2 этапе расследования. Заполняем карту успеха на 2 этапе расследования. Физкультминутка Вы неплохо поработали. Наше расследование продвигается успешно. - Не пора ли нам отдохнуть? - Прочитайте слова, которые остались. На какую орфограмму? Найдите слово с удвоенной согласной в корне слова. Приведите свои примеры. Проведём игру «Плюс – минус». Я диктую слова. Если в слове пишется удвоенная согласная, вы ставите «+», если её нет «-». Троллейбус, галерея, коллекция, аллея, миллион, деликатный, километр. Проверим. Запишите слова с удвоенной согласной. Где находятся эти согласные? IV. Постановка учебной задачи. - Подходит слово рассказ к орфограмме удвоенная согласная в корне слова? Почему? V. Построение проекта выхода из затруднения. - Подходит слово рассказ к орфограмме удвоенная согласная в корне слова? Почему? - Давайте определим в слове рассказ его части. – Выделите корень. Что для этого надо сделать? - Какая часть слова стоит перед корнем? Попробуйте объяснить, почему в словах пишутся удвоенные согласные. Приведите свои примеры.
Почему в слое «длинный» пишется удвоенная «н»? Приведите примеры. - Делаем выводы на 3 этапе расследования. В каких словах могут дети пропускать буквы?
VI.Первичное закрепление во внешней речи. Молодцы! Вы довольны своей работой? Тогда предлагаю потренироваться «Красна птица опереньем, а человек - уменьем ». Игра «Хлопки». Хлопаем, если пишется удвоенная согласная Ссора, сор, рассвет, осенний, длина, длинный. VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Сегодня на уроке мы смогли ответить на вопрос: Почему дети пропускают буквы при письме? Последнее задание детективному агентству: отредактируйте текст. Лесное озеро У нас красивая месность. Здесь прекрасные рощи и чудесные озера. В суботу мы пошли к лесному озеру. Берег зарос тросником. На воде качаются прелесные кувшинки. Весь ден мы ловили щук, а позним вечером пошли домой. У нас радосное настроение и хороший улов.
VIII. Включение в систему знаний и повторение. Подходит к концу наше расследование. Благодаря вашей пытливости, наблюдательности мы открыли еще одну маленькую тайну русского языка. Какую? Какие орфограммы в найденных буквах? Какое слово лишнее? Значит впереди у на новое расследование в агентстве «Колобки идут по следу пропавших букв». IX. Рефлексия деятельности. Наше расследование подошло к концу. Оцените вашу работу агентства «Колобки». Справилось оно со своим расследованием «Колобки идут по следу пропавших букв»? Спасибо! Молодцы! | Получилось слово «буква» Получилось слово «звук»
-Ключ - Машина - Жираф -Пальто желать везде вперёд интерес медленно песок пейзаж север Словарные слова. Пропущена безударная гласная «е». В орфографическом словаре.
Вывод.Чтобы писать грамотно, не пропускать буквы необходимо: 1. Уметь слушать и слышать. 2.Подключать своё внимание, память. 3. Произносить чётко все звуки, проговаривать их шёпотом при письме. Две группы. Непроизносимые согласные и удвоенные согласные
Правило. Грустный (грустит), честный (честь), лестница. - Лестница. Это словарное слово. Яростный, известный. В словах с непроизносимой согласной.
Опасный, солнце, тростник грустный, чудесный, сердца.
Вывод. Чтобы писать грамотно, не пропускать буквы в словах с непроизносимым согласным звуком, необходимо пользоваться правилом:
Рассказ, суббота, длинный. Удвоенная согласная. - Суббота. Коллекция, класс, группа. В корне слова. Это словарные слова. Их надо запомнить.
К орфограмме удвоенная согласная в корне слова это слово не подходит, потому что удвоенная стоит не в корне.
- Сказ - Приставка рас - Одна согласная пишется в приставке, а другая – в корне, поэтому получилось две согласных Расследование, рассвет Согласная на стыке корня и суффикса. Вывод. Чтобы писать грамотно, не пропускать буквы в словах необходимо: 1.Хорошо понимать лексическое значение слова. 2. Уметь выполнять разбор слова по составу.
.
Чтобы писать грамотно, надо: 1.Подключать своё внимание, память. 2. Произносить чётко все звуки, проговаривать их шёпотом при письме. 3.Уметь мысленно проводить разбор слова по составу. 4.Хорошо ориентироваться в орфограммах. |