Конспект урока русского языка в 1 классе на тему "Буква Ё. Двойная роль йотированной буквы Ё в начале слова или после гласной"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Котова Вероника Николаевна

Тема: «Заглавная буква Ё. Двойная роль йотированной буквы Ё в начале слова или после гласной»

Цель: создать условия для знакомства с гласной буквой «ё» и звуками, которыми она обозначает; способствовать формированию умения быстро и точно находить букву «ё» в словах,   предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_yo.docx19.57 КБ
Файл pismo_bukvy_yo.docx19.21 КБ
Файл russkiy.pptx509.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Заглавная буква Ё. Двойная роль йотированной буквы Ё в начале слова или после гласной»

Цель: создать условия для знакомства с гласной буквой «ё» и звуками, которыми она обозначает; способствовать формированию умения быстро и точно находить букву «ё» в словах,   предложениях.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся различать и писать буквы, буквосочетания, слова с буквами Ё.

Метапредметные:

Коммуникативные: научатся оформлять свои мысли в устной форме; научатся слушать и понимать речь других.

Регулятивные: научатся адекватно воспринимать оценку учителя; научатся определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Познавательные: научатся ориентироваться в свое системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные: научатся вырабатывать адекватную позитивную самооценку; расширяют познавательные интересы.

Материально-техническое обеспечение: пропись

Класс: 1 А

Ход работы:

  1. Мобилизующая часть урока.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вероника Николаевна, сегодня урок письма проведу у вас я. Посмотрите на своего соседа по парте, подарите ему свою улыбку.

  1. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.

-На доске написаны слова:  калина, ёжик, рябина и под словами весят  рисунки с их изображением.

-Определите какое слово из этого ряда лишнее? Почему?

1) Это слово ёжик. Оно обозначает название животного, а слова калина и рябина обозначают название растений.

2)В слове ёжик два слога, а в словах калина и рябина по три.

3)Слово ёжик начинается на гласную букву, а слова калина и рябина на согласную.

-Внимательно посмотрите на буквы, из которых состоят данные слова. Определите, с какой из них мы ещё не знакомились?

-Как вы думаете, с какой буквой мы познакомимся сегодня на уроке?

-Какие цели мы поставим на наш урок?

познакомиться с...  

узнать, какие...

учиться читать...

- Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в гости к букве «Ё».  Мы  познакомимся с буквой « Ё » и звуками, которые она обозначает, научимся читать, писать слоги и слова с новой буквой.

  1. Упражнения для пальцев. Рисование узора.

На двери весит замок                               /  Дети сжимают пальцы в кулачок /

Ты его открыть не смог                                         / Дети потрясли кулачками /

Мы замочком постучали                                          / Дети стучат кулачками/

Мы замочком повертели                                             / Дети вертят кулачками/

 Мы замочком покрутили                            / Дети вертят в обратную сторону /

Раз, два, три – мы его открыли.     / Дети показывают раскрытые ладошки/.

-А теперь откроем свои прописи на странице 10 и обведём по контуру элементы буквы « Ё» и узор в широкой строке.

  1. Показ учителем написания элемента (буквы).

-……………..

-На какую букву похожа печатная буква «Ё»? Послушаем стихотворение. (Буква « Ё» похожа на букву « Е», но только у неё есть две точки)

Е и Ё родные сестры,

Различать сестер непросто.

Но у буквы Ё  две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

-  А теперь послушаем сказку, почему у буквы «Ё» есть две точки.  

-«Однажды буква «Е» убежала в лес. Вдруг подул ветер, закачались деревья. Букве «Е»  стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на  «Е» упали две шишки, от которых на голове у «Е» образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву – «Ё»,  вот оказывается, почему у «Ё» всегда две точки»

  1. Письмо элемента (буквы)
  1. Воображаемое
  2. Копировальное
  3. По образцу
  1. Письмо соединений.
  2. Анализ и написание слов, предложений.
  3. Сравнение нового элемента с ранее изученными.

-Игра «Узнай звук»

 -Сейчас предлагаю вам поиграть в  игру. Хлопайте в ладошки в том случае, если слово начинается с буквы «ё»: ёлка, ежевика, юркий, енот, ёршик, ели, песенка, ёжик, ёршик, юла, яблоко, тигрёнок, слонёнок.

-Как называются детёныши животных? (у тигра -…, у слона - …).

  1. Итог урока


Предварительный просмотр:

Ход работы:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Мобилизующая часть урока

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вероника Николаевна, сегодня урок письма проведу у вас я. Посмотрите на своего соседа по парте, подарите ему свою улыбку.

Приветствуют

  1. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока

-На доске написаны слова:  калина, ёжик, рябина и под словами весят  рисунки с их изображением.

-Определите, какое слово из этого ряда лишнее? Почему?

1) Это слово ёжик. Оно обозначает название животного, а слова калина и рябина обозначают название растений.

2)В слове ёжик два слога, а в словах калина и рябина по три.

3)Слово ёжик начинается на гласную букву, а слова калина и рябина на согласную.

-Внимательно посмотрите на буквы, из которых состоят данные слова. Определите, с какой из них мы ещё не знакомились?

-Как вы думаете, какую букву мы научимся писать сегодня на уроке?

-Какие цели мы поставим на наш урок?

познакомиться с...  

узнать, какие...

учиться читать...

- Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в гости к букве «Ё».  Мы  познакомимся с буквой « Ё » и звуками, которые она обозначает, научимся читать, писать слоги и слова с новой буквой.

-С каким новым звуком вы познакомились на уроке чтения?

-Какой буквой обозначается данный звук? (Ё)

-Эта буква необычная. Напомните мне, в чём заключается её особенность?

-Эта буква обозначает два звука, если она стоит в начале слова или после гласного и обозначает звук мягкого согласного.

Отвечают на вопросы учителя, самостоятельно определяют тему урока, ставят цели урока

  1. Упражнения для пальцев. Рисование узора.

-Чтобы эта буква получилась у вас красивая, нам надо подготовить наши пальчики к работе.

На двери весит замок       /  Дети сжимают пальцы в кулачок /

Ты его открыть не смог   / Дети потрясли кулачками /

Мы замочком постучали  / Дети стучат кулачками/

Мы замочком повертели   / Дети вертят кулачками/

 Мы замочком покрутили  / Дети вертят в обратную сторону /

Раз, два, три – мы его открыли. / Дети показывают раскрытые ладошки/.

-А теперь откроем свои прописи на странице 11 и обведём по контуру элементы буквы « ё» и узор в широкой строке.

-На что похож узор? (на спираль)

-Возьмите в руки ручку. Обведите узор по направлению стрелочки, старайтесь вести линию аккуратно безотрывно.

-Раскрасим схему слогов ТО, ТЁ.

-В слоге ТО какая первая буква? Каким цветом раскрасим?

-В слоге ТЁ какая первая буква? Каким цветом раскрасим?

-Посмотрите ниже. На строке написано слово утёнок, как мы изменим форму этого слова, чтобы там был слог ТО (уточка).

-Аналогично со слогами СО, СЁ.

1)Самостоятельная работа

-Подберите к словам  1 столбика слова из 2 столбика.

-Прочитайте предложение ниже. (У ёлки иголки колки)

-Как вы понимаете это предложение?

-Запишите это предложение ниже.

Физкультминутка (видео)

Вместе с учителем выполняют упражнения для пальцев.

  1. Показ учителем написания элемента (буквы)

-Откройте прописи на странице 12.

-На какую букву похожа печатная буква «Ё»? Послушаем стихотворение. (Буква « Ё» похожа на букву « Е», но только у неё есть две точки)

Е и Ё родные сестры,

Различать сестер непросто.

Но у буквы Ё  две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

-Посмотрите на доску (показ образца буквы «Ё»)

-Это буква Ё, давайте сосчитаем, сколько в нём элементов. Я обведу их, а вы глазками посчитайте.

-Так сколько же элементов мы насчитали? (3)

-Как называется первый и второй элемент? (полуовал)

-А какой же третий элемент? (точки)

-Посмотрите, как я напишу эту букву на доске.

- Ставлю ручку на верхнюю линию рабочей строки. Веду полуовал до конца рабочей строки, и не отрывая руки веду еще один полуовал вниз.

Наблюдают и повторяют за показом прописи буквы

  1. Письмо буквы
  1. Воображаемое

-Берём ручку в руки, напишем эту букву в воздухе вместе со мной подсчёт. (2 раза)

  1. Копировальное

-Найдите образец этой буквы верхнем левом углу прописи, аккуратно обведите по контуру, по направлению стрелочки.

-Ручку на локоток, кто закончил работу.

  1. По образцу

-А теперь найдите образец этой буквы на строке под узором.

-Приступайте к работе, обведите образец. Продолжайте работу самостоятельно до конца строки. (следить за посадкой, наклоном тетради)

-Подчеркните самую красивую букву.

Записывают изученную букву

  1. Письмо соединений

-А теперь научимся писать слова с этой буквой. Какое слово написано на строке? (её)

-Допишите до конца строки.

Записывают соединения

  1. Анализ и написание слов, предложений

-Посмотрите на предложение ниже. Прочитаем его. (Ёж живет под ёлкой)

-Запишите это предложение ниже.

-Посмотрите предложение на следующей строке.

Записывают предложения в прописи

  1. Сравнение нового элемента с ранее изученными

-Игра «Узнай звук»

 -Сейчас предлагаю вам поиграть в игру. Хлопайте в ладошки в том случае, если слово начинается с буквы «ё»: ёлка, ежевика, яркий, енот, ёршик, ели, песенка, ёжик, ёршик, юла, яблоко, тигрёнок, слонёнок.

-Как называются детёныши животных? (у тигра -…, у слона - …)

Определяют есть ли изученная буква в словах

  1. Итог урока

-Подведем итог нашего урока. Какая была тема урока?

-Какие цели мы ставили на наш урок? Достигли ли мы их?

- У вас на столах лежат кружочки, впишите в него своё имя. И поместите его в 1 вагончик – если вам всё понятно на уроке, трудностей не возникало. Во 2 вагончик - если возникали трудности, но к концу урока вы с ними справились, в 3 вагончик – если вам не понятен материал урока.

Отвечают на вопросы учителя, участвуют в рефлексии


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ё жик калина рябина

Слайд 2

ё жик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буква Юю в начале слова и после гласных

Цель: Изучение произношения звука «Йу» в начале слова и после гласных....

Урок обучения грамоте "Буква ю в начале слова и после гласных"

Урок обучения грамоте "Буква ю в начале слова и после гласных" (1 класс)...

Открытый урок по обучению грамоте (чтению) с использованием Сингапурских структур по теме: "Буква ю в начале слова и после гласных. Буква ю после согласных"

1В класс  Учитель Каримова З.Р.Тема: «Буква ю в начале слова и после гласных.  Буква ю после согласных »Цель: познакомить учащихся с новой йотированной  буквой Ю ю, особенностями этой б...

"Буква Ю в начале слова и после гласных"

Конспект урока составлен по УМК "Школа России" ФГОС...

Конспект урока: "БУКВА Ю В НАЧАЛЕ СЛОВА И ПОСЛЕ ГЛАСНЫХ"

Тема: «БУКВА Ю В НАЧАЛЕ СЛОВА И ПОСЛЕ ГЛАСНЫХ»   Цели деятельности учителя: создать условия для знакомства с  функцией буквы «ю» обозначать два звука [й’], [у] в определенных позиц...

Урок обучения грамоте по теме: "Буква Ю в начале слова и после гласного"

Урок обучения грамоте в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате для детей с ТНР...