Конспект урока: "БУКВА Ю В НАЧАЛЕ СЛОВА И ПОСЛЕ ГЛАСНЫХ"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Поперечная Екатерина Витальевна

Тема: «БУКВА Ю В НАЧАЛЕ СЛОВА И ПОСЛЕ ГЛАСНЫХ»

 

 

Цели деятельности учителя: создать условия для знакомства с  функцией буквы «ю» обозначать два звука [й’], [у] в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове; упражнять в чтении слов с буквой «ю»; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы;  развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения;  воспитывать уважение друг к другу.

 

Планируемые результаты:

Личностные:

- развитие познавательного интереса;

- формирование определённых познавательных потребностей  и учебных мотивов;

- стремиться к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознание общественной полезности своего труда.

 

Предметные:

- знать  и  объяснять функцию буквы "ю" обозначать два звука в начале слова и после гласных;

- выполнять слоговое и орфоэпическое чтение звуковой и буквенной схем слова;

- читать слова по слогам и орфоэпически. 

 

Тип урока: изучение нового материала  

Оборудование: Азбука 1 класс.  Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков; презентация, схемы- модели предложений, карточки для рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_yu.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «БУКВА Ю В НАЧАЛЕ СЛОВА И ПОСЛЕ ГЛАСНЫХ»

Цели деятельности учителя: создать условия для знакомства с  функцией буквы «ю» обозначать два звука [й’], [у] в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове; упражнять в чтении слов с буквой «ю»; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы;  развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения;  воспитывать уважение друг к другу.

Планируемые результаты:

Личностные:

- развитие познавательного интереса;

- формирование определённых познавательных потребностей  и учебных мотивов;

- стремиться к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознание общественной полезности своего труда. 

Предметные:

- знать  и  объяснять функцию буквы "ю" обозначать два звука в начале слова и после гласных;

- выполнять слоговое и орфоэпическое чтение звуковой и буквенной схем слова;

- читать слова по слогам и орфоэпически.        

Тип урока: изучение нового материала  

Оборудование: Азбука 1 класс.  Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков; презентация, схемы- модели предложений, карточки для рефлексии.

Этап урока.

Методы и приемы.

Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учеников

УУД

Организационный

Словесн.: слово учителя.

Нагляд.: презент.

09:00

-

09:01

- Здравствуйте, ребята!

- Меня зовут Екатерина Витальевна,  давайте поприветствуем друг друга. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает интересная работа.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на учебный процесс.

Л.: смысло-образование

Мотивационный

Словесн.:

Мотивационная беседа 

Словесн.: учебный диалог

08:01

-

08:05

- Ребята,  отгадайте загадку:

Закружится на острой ножке.

Жужжит, как будто бы жучок.

Захочет — вскачь пойдёт немножко,

Захочет — ляжет на бочок. (Юла)

– Какую букву пишем в начале этого слова?

-Вы уже знаете, что все звуки делятся на две группы. Какие? (гласные и согласные)

-Звук [й‘] к какой группе отнесем? (согласный) Почему? (струя воздуха встречает препятствия и нельзя пропеть звук, потянуть).

-Звук [у] к какой группе отнесем? (гласный) Почему? (струя воздуха не встречает препятствий и можно пропеть звук, потянуть).

- На письме сочетание звуков [й‘а], обозначается буквой я.

– Кто догадался, какая тема нашего урока? (буква «Ю»).

- Поставьте задачи на наш урок (узнаем о работах, которые выполняет буква «Ю»;какие звуки обозначает; научимся читать слова с буквой «Ю»).

Отгадывать загадку

Отвечать на вопросы.

Предполагать тему урока

Определять задачи урока

Р: организация учащимися своей деятельности.

П: поиск и выделение необходимой информации

К: участвуют в учебном диалоге.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словесн.:

учебный диалог

Практический: работа с учебником

Словесный: беседа, хоровая отработка слов и звуков

Наглядный:

учебник, учебная презентация

08:05

-

08:14

-  Откроем учебник на с.41. рассмотрите букву "ю".

Юля новую юлу

Разъюлила на полу.

Ю-ла-ла! Ю-ла-ла! –

Быстро кружится юла.

А задела башмачок,

Вжжик! – упала на бочок.

Юлечка юлу свою

Превратила в букву… (Ю)

- Ребята в левом углу рассмотрите модели. Что мы можем по ним сказать? (Буква Ю выполняет две работы).

– Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Что здесь изображено? Как зовут мальчика, если его имя начинается с буквы «Ю»? (Юра.)

- Ребята, в модели под буквой ю какой стоит первый звук?

(согласный звук [й‘]). Произнесём хором.

- Во второй модели, под буквой у какой стоит звук? (гласный звук [‘у]) Буква ю передает звук [у] с предшествующим мягким звуком.

- Произнесем звуки, которые здесь записаны. Давайте начнем с произносить с первого звука (Хором [й‘]), теперь второй ([у]) и третий ([р]), и четвертый [a].

- Дайте характеристику каждому звуку по модели. Охарактеризуйте звук [й‘] (согласный, звонкий, мягкий звук)

- Молодцы, охарактеризуйте звук [у] (гласный, ударный звук)

- Теперь, охарактеризуйте звук [р] (согласный, звонкий, твердый звук)

-Давайте охарактеризуем звук [а] (гласный, безударный)

- Сейчас, выложите квадратами и кружками на парте звуковую модель этого слова.

         

- Кто хочет показать нам звуковую модель, которую вы составили? У всех так получилось? Посмотрите на слайд.

- Давайте прочитаем хором звуковую модель слова (Юра) Ребята, кто догадался, какой буквой обозначаются первые два звука в этом слове? (Буквой ю)

- Давайте рассмотрим эту букву, посмотрите на слайд. На слайде заглавная и строчная буква: Ю ю) Из каких элементов состоит заглавная буква Ю? () Из каких элементов состоит строчная буква ю? ()

- Ребята, сравните, эти две буквы. Чем похожи? (Элементами) Чем различаются? (Размером)

- Найдите звуко-буквенную схему под первой картинкой. -  Прочитаем слово по буквам (читаем: Юра)

- Теперь читают только мальчики. А сейчас только девочки. Кто хочет прочесть это слово самостоятельно, поднимите руку.

 - Скажите, что делает Юра?

- Давайте начнем с произносить с первого звука (Хором [м]), теперь второй ([0]), третий ([й’]) и четвертый звук [у’].

Охарактеризуйте последние два звука в этом слове. Звук [й‘] (согласный, звонкий, мягкий звук). Звук [у] (гласный, безударный звук).

- Сейчас, выложите квадратами и кружками на парте звуковую модель этого слова.

- Кто хочет показать нам звуковую модель, которую вы составили? У всех так получилось? Посмотрите на слайд.

- Давайте прочитаем хором звуковую модель слова (мою) Ребята, кто догадался, какой буквой обозначаются последние два звука в этом слове? (Буквой ю) После какого звука в слове «мою» находятся это сочетание звуков?

(После гласного звука [о])

- Когда сочетание звуков [й‘у] стоит после гласного звука, или  в самом начале слова их не записывают буквами, которыми эти звуки обозначаю на письме. Сочетание этих звуков на письме обозначается буквой ю. 

- Давайте прочитаем это слово хором. Теперь, пусть его прочитают только девочки. А сейчас, хором прочитают только мальчики. Кто хочет прочитать самостоятельно это слово?

- Давайте сделаем вывод. Сколько звуков обозначает буква ю? (Два звука)

- Какие это звуки? ([й‘у]) Когда буква ю обозначает два звука? Посмотрите на звуко-буквенные схемы. (В начале, в середине слова  после гласного звука)

Осмысливать установку учителя

Конструировать букву

Размышлять над поставленными вопросами

Работа с учебником

Рассматривание страниц учебника по заданной теме

Определять характеристику звуков

Рассматривание страниц учебника по заданной теме

Определять характеристику звуков

Выкладывют звуковую модель слова

Читают слово хором

Индивидуальное чтение слова

Соотносят сочетание звуков и букву

Воспроизводят ранее изученное в памяти

Узнают новую информацию.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

П: выполнение учебного действия

Р: соуществлять взаимопроверку

Р: принятие учебной задачи, соответствующей этапу обучения.

П: анализ, синтез

Р: осуществление действий с учетом выделенных учителем ориентиров действия

П: осознанно строить ответ в устной форме

К: слушать и понимать речь других

Р: принятие учебной задачи, соответствующей этапу обучения;

К: слушать и понимать речь других

П: осуществлять синтез

П: строить рассуждение

Физ. минутка

08:14

-

08:15

-Сейчас поиграем в игру, которая называется «Узнай звук».

- Я буду называть слово, если услышите слово в котором буква ю обозначает 2 звука [й’] [у] -, присядут мальчики, если услышите слово в котором буква ю обозначает только звук [у]- гласный,  присядут  девочки.

(Юбка, клюква, верблюд, юла, тюлень, Юля, клюв, юмор, юбилей, изюм) - Молодцы!

Выполнять упражнения.

Решение частных задач

Практический: чтение слов в левом слоговом столбике

Наглядный: учебная презентация

Словесный: фронтальная проверка учителем

08:15

-

08:20

 - А теперь, найдите первый столбик слов который начинается со слова юла. Поставьте пальчик под этот слог. Прочитайте его про себя и скажите, где стоит буква ю? (В начале слога) Какие звуки она будет обозначать? (Звуки [й‘у])

Прочитаем это слово хором (юла) Теперь читает только второй ряд. Теперь первый и третий ряд вместе. Кто хочет прочитать самостоятельно, поднимите руку. (Читают 2 человека)

- Поставьте пальчик под второе слово. Прочитайте его про себя. Теперь давайте прочитаем слово юлил хором.

-  Хорошо.

- Прочитайте хором это слово мальчики.

- Молодцы!

- А теперь девочки.

- Кто хочет ещё раз прочитать это слово?

- Сколько слогов у этого слова? (2)

- Замечательно.

- Что значит это слово? Посмотрите на слайд.

- Юлить – суетливо вертеться.

- Теперь прочитаем слово с выделением ударного слога. Первый ряд, прочитайте и потяните букву «и»: юлИл

- Теперь прочитайте оставшиеся в этой строчке слова  друг другу.

- Кто готов, ставим ручки домиком.

- У1 читай первый слог

- У2 читай слово с делением на слоги.

- Молодцы!

- У3 прочитай слово с выделением ударного слога.

- Отлично.

- Дальше ставим пальчик на вторую строчку.

- Читаем ее про себя.

- Хорошо. Читаем второе слово хором: рою.

- Ребята, где стоит буква ю? (После гласной)

- Правильно! Какие звуки означает буква ю в этом слове?

- Мальчики, теперь хором прочитайте это слово с выделением ударного слога рОю.

- Хорошо!

- Теперь каждый потихонечку сам прочитает эту строчку.

- Кто готов, покажи руку.

- У1, прочитай слово с выделением ударного слога.

- Молодцы!

Хоровое чтение слов;

Многократное чтение слова

Отвечают на вопросы учителя;

Многократное чтение слова

Работают по установке учителя

Хоровая отработка

Читают слово в парах

Читают с делением на слоги

Читают слово полностью

Читают слово с выделением ударного слога

Ответы на вопросы

Читают слово в парах

Читают с делением на слоги

Читают слово полностью

Читают слово с выделением ударного слога

П: Умение слушать

Р: принимают и сохраняют учеб. задачу

Л.: самооценивание

Физминутка

08:21

-

08:22

- А сейчас, ребята, наши глазки устали, давайте сделаем упражнения. Сядьте прямо, ручки сложите вместе. Я включу вам видео фрагмент, на котором будут появляться объекты, вам нужно следить за ними только глазками, голова остается неподвижной.

Выполнять упражнения.

Решение частных задач

Практический: учебник, хоровое и индивидуальное чтение слов и звуков.

Словесный: слово учителя, учебный диалог (беседа)

08:29

-

08:43

- Ребята, посмотрите на картинку рядом столбиком слов.

- Что делает  девочка? (катается на машинке)

- Ее зовут Юля.

-  Вспомните имя мальчика? (Юра)

- Давайте прочитаем их полные имена.

- Посмотрите на 4 строчку. Юра – читают хором только мальчики.

- У1, прочитай 1 слог во втором слове.

- У2, прочитай слово по слогам.

-У3, прочитай слово с выделением ударного слога.

Молодцы ребята!

- Посмотрите на 5 строчку.

- Девочки, прочитайте хором 1 слово. Молодцы!

- У1, прочитай первый слог во втором слове.

- У2, прочитай это слово по слогам.

-У3, прочитай слово с выделением ударного слога. Умнички!

- Смотрим на последнюю строчку этого столбика.

- Ставим пальчик на первое слово из одного слога, читаем хором.

Ребята, кто помнит, что такое яр?

Яр –

  1. это крутой, обрывистый берег реки или озера;
  2. склон оврага;
  3. самый жар, огонь.

Ставим пальчик на второе слово, читаем хором.

-У1 прочитай первый слог этого слова.

- Ребята, сколько звуков обозначает буква я в этом слове? Какие это звуки? Почему именно 2 звука? Молодцы!

- У2 прочитай слово по слогам.

-У3, прочитай слово с выделением ударного слога. Молодцы!

-Ребята, кто помнит, что означает слово «ярый»?

- Ярый – это яростный, ожесточённый, буйный.

 

Рассматривать иллюстрацию в учебнике

Отвечать на вопрос, рассуждатьпо теме

Составлять предложения по схеме

Отвечать на вопросы учителя

П: осознанно строить ответ в устной форме

К: слушать и понимать речь других

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей

К: контролируют действия одноклассника

Итог урока

Словес.: самоанализ, проверка общих знаний по теме

08:43

-

08:45

– С какой буквой познакомились на уроке?

– Какие звуки обозначает буква «ю»?

– Когда буква «ю» обозначает два звука?

- Назовите гласные буквы, которые могут обозначать два звука.

- Когда буквы «я, ё, ю» обозначают два звука?

Оценивают работу на уроке

Выражают собственное мнение

П: строить речевое высказывание

Р: осуществлять итоговый контроль

Рефлексия

Практич.: осуществляют оценку своей деятельности

08:43

08: 45

-С какими трудностями вы встретились?

-Посмотрите на парты, у вас лежит карточка, у которой на каждой стороне нарисована мордочка. Если вам понравилась Ваша работа на уроке, покажите весёлую мордочку, а если нет – грустную.

- Вы очень хорошо поработали. Урок окончен. До свидания.

Проведение самоанализа эмоционального состояния

П: осознанно строить ответ в устной форме

К: слушать и понимать речь других

Л: проведение самоанализа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ФГОС "Буква Ю ю в начале слова и после гласных" УМК "Перспектива"

Научить писать строчную и прописную (заглавную) букву Ю ю, обозначать буквой  ю слитные звуки (йу) в начале  слова и после гласной...

Буква Юю в начале слова и после гласных

Цель: Изучение произношения звука «Йу» в начале слова и после гласных....

Урок письма и развития речи во 2 классе по теме "Гласная "Ю" в начале слова и после гласных"

Урок письма и развития речи во 2 классе по теме "Гласная "Ю" в начале слова и после гласных" для обучающихся коррекционной школы VIII вида"...

Открытый урок по обучению грамоте (чтению) с использованием Сингапурских структур по теме: "Буква ю в начале слова и после гласных. Буква ю после согласных"

1В класс  Учитель Каримова З.Р.Тема: «Буква ю в начале слова и после гласных.  Буква ю после согласных »Цель: познакомить учащихся с новой йотированной  буквой Ю ю, особенностями этой б...

Учебно-методический комплект к уроку обучения грамоте на тему: "Звуковое значение буквы Ю [й’у] в начале слова и после гласных" (конспект+презентация) - 1 класс

Цели деятельности учителя: познакомить со звковым значение буквы ю [й’у] в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове; формировать навык чтения слов с буквой ю в начале слова и...

Конспект урока русского языка в 1 классе на тему "Буква Ё. Двойная роль йотированной буквы Ё в начале слова или после гласной"

Тема: «Заглавная буква Ё. Двойная роль йотированной буквы Ё в начале слова или после гласной»Цель: создать условия для знакомства с гласной буквой «ё» и звуками, которыми она о...