Урок русского языка в 1 классе. Тема: «Гласные буквы, обозначающие мягкость и твёрдость согласных звуков на письме».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Цель: сформировать у учащихся умение обозначать мягкость и твёрдость согласных гласными буквами, развить умение сooтносить звуковую графическую форму слова, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ  слов; видеть орфограмму в слове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_1_klasse.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе.

Тема:  «Гласные буквы, обозначающие мягкость и твёрдость согласных звуков на письме».

Цель: сформировать у учащихся умение обозначать мягкость и твёрдость согласных гласными буквами, развить умение сooтносить звуковую графическую форму слова, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ  слов; видеть орфограмму в слове.

Литература: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2009.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель:

Зовет на палубу свисток

Команду на линкоре.

А вас, ребята, на урок

Зовёт заливчатый звонок,

Звенящий в коридоре.

Садясь на школьную скамью,

Не забывайте: вы - в строю!

Учитель: Ребята, начнем работать (работа в прописях).

2. Чистописание.

Рассмотрите иллюстрацию, образцы.

 Написание каких букв мы повторим?

л лл ллл м мм ммм я яя яяя

лил лимон мел мель земля

1) Что напоминает вам линия на верхней строке? (Змейку) Поймайте её конец и продолжите до конца строки, она не должна выходить за границы, а должна вписываться в строку.

2) Поиграем в «поезд». Сначала один вагончик (буква «Л», затем вагончики присоединяются по одному, и получился самый длинный состав - из трёх букв «Л». Но  в  путешествие  собрались и буква «м», и буква «я».  Какие элементы их объединяют? Как соединены буквы - вагончики? (Нижнее соединение). Напишите.

3)  Прочитайте слова. Объясните их значение.

Написание какого слова надо запомнить? Прочитайте его по слогам.

Запишите слова. Подчеркните те из них, в которых одинаковое  количество звуков, а количество букв - разное (мель, мел).

4) Самоконтроль.

Мы повторили написание строчных букв «л», «м», «я». Назовите животных. Определите, какая буква им нравится. (Крокодилу - буква  «л», медведю – «м», змее - «я»).

Крокодил, медведь, змея,

Любят буквы «л», «м», «я».

3. Физкультминутка. 

Есть в лесу под ёлкой хата

Там уснули медвежата,

А меньшой не хочет спать,

Маме стал надоедать.

Капризуля косолапый

Просит: «Ужин мне состряпай,

Принеси скорей сюда

Мёду, рыбки из пруда».

«Баю - баю, надо спать,-

Напевает сыну мать -

Ты уснешь и сон придёт –

Всё в корзине принесёт!»

 4. Словарная работа.

Чтение и запись по памяти.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Обозначение ударения в каждом слове, подчёркиванис безударных гласных в словах. (Опасные места).

Как вы понимаете смысл предложений?

Прочитайте слова, в которых все согласные звуки твёрдые? (слава, на).

Прочитайте слова, в которых все согласные мягкие? (Нет таких слов).

5. Сообщение темы урока.

Сколько в русском языке гласных букв?

Запишите пары столбиком.

Учитель диктует:    а  о  э  у  ы

                                  я  е  е  ю  и

По какому принципу разбиты гласные на группы? (Гласные буквы, обозначающие мягкость  и твёрдость согласных звуков на письме). Сформулируйте тему урока.

Мы знаем, что звуки - невидимки. Но как их показать в книге, в тетради, если их нельзя увидеть, нельзя записать? (Предположения детей.)

На помощь пришли квадратные скобки. Мы как будто увидели звуки, и теперь мы можем записать слово  так, как оно звучит.

Учитель показывает:

[ЭХ]  - ЭX, [ОХ] - ОX, [АХ] - АХ, [ух] - УХ, [й 'ух] - ЮХ.

Какой согласный звук в этих словах? Дайте ему характеристику.

Будут ли в этих слогах буквы «и», «ю» обозначать мягкость согласного звука? Почему? (не будут, так как стоят перед согласными).

[ЛИ]– ЛИ          [МЯ] – МЯ          [ХЕ] –ХЕ

А сейчас, буквы «и», «я», «е» смягчают согласный звук? Почему?

Закончите моё предложение: «Если согласные звуки твердые, то после них пишутся гласные ... , а если согласные мягкие, то после них стоят гласные ...

Однако, есть такие звуки, которые всегда мягкие: [ч], [щ], а есть - которые всегда твердые [ж], [ш], [ц].

Составьте слова (например, цыпленок, чашка, жираф)

А теперь поиграем в игру «Поймай нужный звук».

Учитель читает слова с парными согласными  по твердости - мягкости. Ученики l-го варианта «ловят» и записывают слова с твёрдыми согласными, а ученики 2-го варианта - с мягкими согласными.

Слова для диктовки:

нос - нёс, вёл - вол, вил – выл, ряд - рад, мил – мыл,  тюк - тук.

Обозначьте точками соответствующие звуки.

6.  Физкультминутка  (на глаза).

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг.

Погляжу на мир вокруг.

7.  Этап закрепления. 

Прочитайте слова по схеме: [Эл'а] – (Эля), [зел'оный] – (зеленый), [п'эчка] – (печка)

8. Итог урока.

Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных? Твёрдость согласных? А можно сказать так: «Гласный звук [и] мягкий, а [ы] - твёрдьrй»? Почему?

Сколько гласных звуков в русском языке? А букв? Напишите все гласные буквы на зелёной полосе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс "Школа России" Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами.

Конспект урока по системе "Школа России" во 2 классе. Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами....

Медиоурок по русскому языку в 1 классе,Школа 2100 "Гласные буквы обозначающие мягкость и твёрдость согласных".

Познакомить детей с гласными,которые обозначают твёрдость и мягкость согласных звуков,закрепить пройденный ранее материал,выполнить тренировочные задания....

Медиоурок по русскому языку в 1 классе,Школа 2100 "Гласные буквы обозначающие мягкость и твёрдость согласных".

Познакомить детей с гласными,которые обозначают твёрдость и мягкость согласных звуков,закрепить пройденный ранее материал,выполнить тренировочные задания....

Медиоурок по русскому языку в 1 классе,Школа 2100 "Гласные буквы обозначающие мягкость и твёрдость согласных".

Познакомить детей с гласными,которые обозначают твёрдость и мягкость согласных звуков,закрепить пройденный ранее материал,выполнить тренировочные задания....

Буквы гласных обозначают мягкость и твёрдость согласных звуков на письме

Урок в 1 классе по русскому языку (Программа "Школа 2100")...

Урок русского языка ,1 класс тема : Гласные и согласные звуки"

На данном уроке  ведется ознакомление с гласными и согласными звуками....

Урок русского языка 1 класс "«Наблюдение над обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков буквами»

Предмет: Русский язык.Класс: 1 АТема: «Наблюдение над обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков буквами.»Цель: выяснить различия парных звонких и глухих согласных;Задачи:п...