«Развитие связной речи у младших школьников с ЗПР средствами приемов мнемотехники».
статья по логопедии (1 класс)

Нелли Викторовна Рябцева

Нарушения речи у учащихся с ЗПР преимущественно носят системный характер и входят в структуру дефекта. Многим обучающимся присущи недостатки звукопроизношения (замены и смешения звуков, неправильное произношение)и фонематического развития которое проявляется в ошибках звукового анализа.

Так же отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых

инструкций, дети плохо понимают смысл и содержание рассказа, затруднен

процесс пересказа. Незрелость внутренних речевых механизмов приводит не

только к трудностям в грамматическом оформлении предложений, но и

касаются формирования связной речи. Младшие школьники не могут пересказывать небольшой текст, составлять рассказ по серии сюжетных картинок, описывать наглядную ситуацию, им недоступно творческое рассказывание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi_u_mladshih_shkolnikov_s_zpr.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие связной речи у младших школьников с ЗПР

средствами приемов мнемотехники».

Учитель-логопед: Рябцева Н.В.

В современном мире особую тревогу вызывает рост количества детей с

задержкой психического развития. Дети с ЗПР — многочисленная категория,

разнородная по своему составу. Значительное место в структуре дефекта у

детей с задержкой психического развития занимает недоразвитие речи.

В связи с этим проблема ранней коррекции отклонений в речевом развитии у

обучающихся младшего школьного возраста приобретает особое значение для их полноценного развития и обучения (Л.С. Выготский, Е.И. Винарская, Е.М. Мастюкова и др.).

В соответствии с ФГОС на первый план выдвигаются задачи создания условий

для становления личности каждого ребенка с особенностями его психического

и физического развития, его возможностями и способностями. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обусловливающим успешную социальную адаптацию и реабилитацию ребенка с ЗПР.

Нарушения речи у учащихся с ЗПР преимущественно носят системный характер и входят в структуру дефекта. Многим обучающимся присущи недостатки звукопроизношения (замены и смешения звуков, неправильное произношение)и фонематического развития которое проявляется в ошибках звукового анализа.

Так же отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых

инструкций, дети плохо понимают смысл и содержание рассказа, затруднен

процесс пересказа. Незрелость внутренних речевых механизмов приводит не

только к трудностям в грамматическом оформлении предложений, но и

касаются формирования связной речи. Младшие школьники не могут пересказывать небольшой текст, составлять рассказ по серии сюжетных картинок, описывать наглядную ситуацию, им недоступно творческое рассказывание.

В поисках новых форм и методов работы мы интегрируем в коррекционную

работу знания смежных дисциплин и инновационных технологий. Одним из

таких методов является метод мнемотехники. На сегодняшний день он один

из эффективных направлений развитии связной речи детей с ЗПР. Метод

основан на визуальном восприятии информации с возможностью

последующего ее воспроизведения с помощью изображений. Прием

мнемотехники позволяет не только развивать связную речь, обогащать

словарный запас дошкольников, но и способствует развитию внимания,

зрительно-образного мышления и зрительной памяти, воображения.

Что же такое мнемотехника? В переводе с греческого языка мнемотехника – это искусство запоминания. Мнемотехника – это система методов и приѐмов,

обеспечивающих успешное усвоение детьми знаний, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, безусловно, развитие речи.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве

дидактического материала: мнемоквадраты, мнемодорожки

и мнемотаблицы. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определѐнная информация. Работа по мнемотехнике строится от простого к сложному.

Начинать следует с простейших мнемоквадратов – это понятные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Затем педагог усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки – это уже

квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура –

это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

Работа по мнемотаблицам состоит из трѐх этапов:

1. Составление и рассматривание таблицы, разбор того, что на ней

изображено.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы (перекодирование

информации).

3. Пересказ с опорой на символы (образы).

При пересказе литературных произведений, рассказывании о предметах по

картине в комплексе решаются все речевые задачи, но основной из них

является обучение рассказыванию, хотя параллельно дети выполняют

фонематические, лексические, грамматические упражнения. Обучение

пересказу литературных произведений нужно начинать со знакомых сказок.

Пересказ сказок осуществляется следующим образом: педагог рассказывает

Сказку, рассказ и одновременно показывает картинку. Затем дети включаются в повторный рассказ педагога – педагог начинает фразу, а обучающиеся еѐ продолжают.

На заключительном этапе – дети самостоятельно пересказывают произведение.

При составлении описательного рассказа по предмету, вначале обращается

внимание на характерные особенности внешнего вида предмета (части, цвет,

форму, величину), объясняется и показывается.

(Это – помидор.Помидор: круглый, красный, сочный…..). Затем, составляется

совместный рассказ. Завершающий этап - самостоятельный рассказ младших школьников.

Таким же образом составляется описательный рассказ по картинам. Обучающиеся старшего дошкольного возраста довольно точно, последовательно передают, с помощью мнемотаблицы, содержание текста.

Занятия по пересказу состоят из следующих частей:

- вводная часть;

- чтение литературного произведения;

- беседа с наводящими вопросами;

- повторное чтение с последующим составлением мнемотаблицы;

- пересказ или заучивание произведения по мнемотаблице.

Приѐм «Мнемотехника» эффективен и при разучивании стихотворений, когда

каждой фразе или строчке соответствует своя картинка. Ребенок очень быстро

запоминает стихотворение, если может его увидеть, а также успешно

используется и как алгоритм действий в разных видах деятельности.

Таким образом, приѐм «Мнемотехника» используется:

 для обогащения словарного запаса;

 при обучении составлению рассказов;

 при пересказах художественной литературы;

 при отгадывании и загадывании загадок;

 при заучивании стихов;

 для определения последовательности действий.

Систематическая работа по формированию связной речи у детей с ЗПР с

использованием нетрадиционных приемов и методов в совместной работе с

родителями воспитанников дает следующие результаты:

 Развивается связная речь детей;

 Обогащается словарный запас детей, из пассивного превращается в

активный;

 Увеличивается круг знаний о предметах бытового окружения, об

окружающем мире;

 У детей развивается наблюдательность, внимание, память, усидчивость;

развивается воображение и фантазия, логическое и образное мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-практическая деятельность как средство развития связной речи у младших школьников, имеющих нарушения слуха.

Презентация творческого отчета по теме, включающего в себя теоретическую и практическую части....

«Предметно-практическая деятельность как средство коррекции и развития связной речи у младших школьников с нарушением слуха».

Доклад для региональной  научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников». Предметно-практическое обучение (ППО) – это специальный учебный предмет школы...

Развитие связной речи у младших школьников

Для школьника развитие связной речи имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами. В настоящее время проблема развития связной речи н...

Методическая разработка: «Развитие связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи во внеурочной деятельности»

Проблема развития связной монологической речи детей с тяжёлой речевой патологией является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. Вообще самый благоприятный период для выявления и развития...

Изложение как средство развития связной речи у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Осмысливается роль изложения в развитии связной речи школьников. Представлены различные классиикации изложения. Описаны изложения с точки зрения их влияния на мыслительную деятельность учащихся....