«Современные коррекционно-развивающие технологии по устранению дислексии у детей с ОВЗ»
материал по логопедии (2 класс)

Борисова Наталья Федоровна

Дислексия-это избирательная неспособность овладеть навыком чтения. Проявляется  в специфических и стойких ошибках при чтении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_disleksiya.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

 учителя начальных классов Борисовой Н.Ф.
«Современные коррекционно-развивающие технологии
по устранению дислексии у детей с ОВЗ»

По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор – овладение навыком чтения. Чтение - основа всего обучения, одно из условий успешной учебы в школе. Но, к сожалению, увеличивается количество детей, которые испытывают трудности в овладении навыком чтения. Чаще нам приходится употреблять такое понятие, как дислексия.

Слайд 1

Дислексия - это избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения. Проявляется в специфических и стойких,  то есть постоянно повторяющихся, ошибках при чтении и которое связано с несформированностью психических функций, обеспечивающих процесс чтения. Несформированность же этих функций может быть обусловлена как повреждением соответствующих мозговых структур, так и неблагоприятными для их нормального формирования социальными условиями.

Слайд 2

Актуальность данной темы заключается в том, что у многих учащихся начальных классов наблюдаются проблемы в овладении процессов чтения, развитию словаря и грамматического строя речи. Многие учёные указывают на огромную роль чтения в формировании человека, как саморазвивающейся личности. Известный психолог Б.Г. Ананьев писал, что дети сначала учатся чтению и письму, а потом посредством чтения и письма. Своевременное устранение чтения предупреждает возникновение нарушений письма.

Слайд 3

Цель: Формировать и развивать навыки быстрого, правильного, осознанного и выразительного чтения.

Слайд 4

Задачи:

  • Восполнение пробелов звуковой стороны речи.
  • Формирование фонематического восприятия.
  • Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
  • Формирование обобщённых  зрительно-пространственных, зрительно-двигательных, речедвигательных, речеслуховых представлений.
  • Развитие понимания прочитанного.

Слайд 5

Виды дислексических ошибок при чтении:

-Пропуски букв, слогов, предлогов.

-Замена, перестановка букв.

-Искажение звуко-слоговой структуры слова.

-Чтение по догадке.

-Побуквенное чтение.

-Аграмматизмы разного вида.

-Нарушение понимания прочитанного.

Слайд 6

Определяют следующие формы дислексии (на основе нарушенных механизмов, т.е. несформированных операций процесса чтения, а также психических функций, обеспечивающих процесс чтения):

1) оптическая;

 2) мнестическая;

 3) фонематическая;

 4) семантическая;

 5) аграмматическая.

Фонематическая связана с недоразвитием слуховой дифференциации фонем, звонких и глухих, твёрдых и мягких.

Аграмматическая вызывается недоразвитием грамматических обобщений. Дети часто искажают окончания, суффиксы.

Семантическая (механическое чтение) –это нарушение понимания читаемого при технически правильном чтении.

Оптическая связана с недоразвитием зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений.

Мнестическая  проявляется трудностями установления связей между звуком и буквой. Ребёнок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

Слайд 7

Причины дислексии

Дислексия возникает из-за неслаженной работы правого и левого полушарий мозга. Причиной могут быть родовые травмы, нарушения во время беременности, нарушения правильного моторного развития. К нарушению чтения может привести и то, что ребенка слишком рано поставили на ноги, и у него не сформировалась мелкая моторика. Передается дислексия и по наследству. Встречается особая, врожденная форма дислексии, когда дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в отдельных его зонах. Эта незрелость проявляется в специфических задержках развития определенной функции. Расстройство чтения наблюдается очень часто у детей с ММД, СДВ, ДЦП, ЗПР, ЗРР. Считается, что это реальное генетическое заболевание, нарушающее правильную работу мозга.

Слайд 8

Симптомы дислексии

Держит книгу слишком близко к глазам

Немного косит.

При чтении не замечает отдельные места.

При чтении прикрывает или вообще закрывает один глаз.

Поворачивает голову, блокируя тем самым работу одного глаза.

Испытывает во время чтения или после головную боль.

Покачивает головой вперед-назад.

Часто трет глаза.

Быстро устает.

При чтении пропускает слова.

Примерно в пятилетнем возрасте пишет буквы и слова задом наперед.

Пытается избежать чтения и выполнения домашних заданий.

Читает хуже, чем следовало бы ожидать соответственно возрасту.

 Имеет очень плохой почерк, слова словно наползают друг на друга.

Слайд 9

Психологические особенности у детей c нарушением чтения (дислексией):

•  позже формируются познавательные интересы и долго сохраняется игровая деятельность

преобладают подвижные игры, однотипные, малосодержательные.

•  наблюдается снижение умственной работоспособности, повышенная утомляемость

•  недостаточная концентрация произвольного внимания, частые отвлечения  

•  низкий уровень кратковременной слухо-речевой памяти

•  общая осведомленность таких детей низкая

•  умозаключения поверхностные, шаблонные

•  способность к обобщению развита недостаточно

•  при определении сходств и различий выделяют второстепенные, а не основные признаки

•  характерен низкий объем словарного запаса

•  пассивный словарь развит лучше, активный словарь ограничен

•  бедность словаря проявляется при использовании в речи грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения.

Слайд 10

Диагностика

Для обследования используются специально составленные (обязательно печатными буквами) тексты. Приемы обследования необходимо использовать в порядке постепенно возрастающей сложности, начиная с самых элементарных.

Основной метод - когнитивное тестирование.

Все показатели чтения фиксируются специалистом, во время исследования делаются пометки там, где нарушено чтение. В ходе различных тестов проверяется слух и способность ребёнка к воспроизведению речи. Также определяется, как лучше ребёнок воспринимает информацию: устно (при разговоре) или тактильно (когда что-то делает своими руками).

Родителям не рекомендуется присутствовать при тестировании ребёнка специалистами.

Слайд 11

Диагностические методики, которые используют при тестировании:

А.Н. Корнев «Раннее выявление дислексии»

Тесты: 1. рядоговорение;

            2. ритмы;

            3. кулак-ребро-ладонь;

            4. повторение цифр.

Тест оперативных единиц чтения (ТОПЕЧ)

Коррекция дислексии

Дислексия является нейробиологической особенностью человека и можно лишь помочь ребенку справиться с трудностями, возникающими при дислексии, но не избавить его от дислексии навсегда. Коррекция дислексии наиболее успешна на раннем этапе ее развития.

Профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить эти расстройства. Большинству детей невозможно поставить диагноз до 8-9 лет. Если бы была возможность диагностировать данное заболевание на более раннем этапе – им могла бы быть предоставлена дополнительная помощь еще до того как дети начнут испытывать трудности в учебе. Необходимо проводить ранние тренировки с фонемами, которые помогают дислексикам лучше читать. Это специфический тип языковой подготовки направленный на звуковую структуру слова, а не просто на общие навыки чтения. Существует программное обеспечение позволяющее замедлять или растягивать звучание слов, помогая детям практиковаться раскладывать слова на фонемы. Кроме того, у дислексиков могут возникнуть проблемы с длинными или новыми словами. Им трудно освоить механическое запоминание так как им нужны контекстные ключи для того чтобы понять значение слова. Дети страдающие дислексией, нуждаются в специальной коррекционной помощи, так как трудности в чтении не могут быть преодолены обычными школьными методами.

Слайд 12

Система работы складывается из нескольких направлений:

– развитие глазодвигательного анализатора;

– совершенствование зрительно-пространственного восприятия;

– развитие слухового восприятия;

– и работа над техникой чтения.

Слайд 13

Игровые задания, направленные на :

-опознание буквы  в связи с её фонемой;

- определение букво-звуковых соответствий;

-узнавание буквы в  контексте слога.

1. Назови спрятавшиеся буквы

2.Назови буквы кверх ногами

3.Допиши элементы букв

Слайд 14-17 (демонстрация практических заданий и упражнений)

Слайд 18

Игровые задания, направленные на:

-развитие  произвольного зрительного внимания;

-формирование зрительно-моторных координаций;

-развитие навыков зрительного анализа и синтеза.

Слайд 19-23 (демонстрация практических заданий и упражнений)

Слайд 24

Игровые задания, направленные на:

-овладение навыком слогослияния;

-формирование навыка чтения словами, группами слов,предложениями:

-развитие лексико-грамматических компонентов устной речи;

-формирование навыка  чтения и понимания текста.

Слайд 25-27 (демонстрация практических заданий и упражнений)

Слайд 28

Упражнения на развитие осознанного чтения и обогащение словарного запаса.

Слайд 29 (демонстрация практических заданий и упражнений)

Слайд 31

Способы чтения:

1. «Буксир» (учитель читает вслух – ребенок повторяет за ним шепотом и следит указкой по тексту).

2. «Буксир» – «Корабль» (Буксир – логопед, корабль – ребенок).

    Развивает скорость чтения и артикуляцию.

3. «Вреднючки» (действия наоборот).

        а) чтение вверх ногами

        б) чтение задом наперед

        в) чтение текста с последнего слова

        Развивает зрительное восприятие, зрительно-моторную координацию.

4. «Зловредный Кляксич» (Чтение по верхушкам и по корешкам, закрывается верхняя или нижняя половина строчки).

    Развивает умение предугадывать – антиципацию.

Слайд 32

5. Игра «Что дальше?» (Чтение «кусочками»: ребенок читает предложение не полностью – начало или конец, закрывается (1-3 слова). Нужно догадаться и восстановить предложение).

        Развивает языковую догадку, формирует осмысленное чтение.

7. Игра «Фотограф» (Начинать со слов, постепенно наращивая слоговую структуру: прочитал – запомнил – записал по памяти. Слова пишутся в столбик, для 2-4 классов – тесты Федоренко).

        Развивает зрительную и оперативную память.

8. Игра «Прятки» (Найти заданное слово, предложение в тексте).

        Развивает зрительно-моторную координацию.

Слайд 33

Заключение

Уважаемые коллеги! Сегодня вы познакомились с практическими приёмами коррекции дислексии у младших школьников, которые я использую на  занятиях.

Я желаю Вам успехов в речевом развитии детей. В заключении, мне хочется вспомнить слова Л.С. Выготского «Для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребенка. Именно для того, чтобы дефективный ребенок мог достичь того же, что и нормальный, следует применять совершенно особые средства».

 Всем профессионального роста, творческих находок, постоянного самосовершенствования!

Слайд 34

Знаменитые дислексики

Слайд 35

Рекомендуемые ресурсы

Слайд 36

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа над несовершенным навыком чтения у детей с ОНР

В моей педагогической деятельности был опыт работы с детьми с ОНР. Моя работа представляет систему коррекции ОНР в начальной школе....

Современные подходы к организации коррекционно-развивающего обучения. Технология модульного обучения.

Сегодняшняя ситуация в области образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с нарушениями в интеллектуальном р...

Современные коррекционно-развивающие технологии и их адаптация к условиям работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися на дому

Коррекционно-развивающее обучение способствует преодолению, коррекции и компенсации нарушений физического, психического и психологического развития обучающихся. Построение общей системы коррекционно-р...

«Современные коррекционно-развивающие технологии и их адаптация в работе с детьми, обучающимися на дому»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающе...

«Современные коррекционно-развивающие технологии и их адаптация в работе с детьми, обучающимися на дому»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающе...

Современные коррекционно-развивающие технологии и адаптация их к условиям надомного обучения детей с ОВЗ

Современное общество характеризуется стремительным изменением темпа жизни, новыми технологиями, ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача нас - педагогов  состоит в т...

«Современные коррекционно-развивающие технологии воспитательной системы образовательной технологии»

Современное общество характеризуется стремительным изменением темпа жизни, новыми технологиями, ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Овладение современными педагогическими т...