Нарушение письменной речи у детей младшего школьного возраста.Способы их предупреждения и устранения.
консультация по логопедии

Галина Сергеевна Корягина

Письменная речь - это графически оформленная устная речь. Она предполагает умение логически мыслить и правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и тесно связана с развитием устной речи. При недоразвитии речи часто возникают различные нарушения письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нарушение  письменной речи  у детей младшего школьного возраста.

Способы их предупреждения и устранения.

Письменная речь - это графически оформленная устная речь. Она предполагает умение логически мыслить и правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и тесно связана с развитием устной речи. При недоразвитии речи часто возникают различные нарушения письма.

Эта неспособность к письму и чтению называется дисграфией (расстройство письма) и дислексией (расстройство чтения)

Расстройства письма и чтения часто сопутствуют друг другу.

- У ученика недостаточно развит фонематический слух, вследствие чего он не представляет звукового состава слова. Этот ученик не может слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы уже известны ему. Читая, набирает слова по буквам, а когда дойдет до конца слова, то начало уже забыто и произносится совсем не то слово, что написано в книге.

- Часто у ребенка с расстройством письма речь правильная, но он плохо дифференцирует ряд звуков: свистящие - шипящие, звонкие - глухие, и т.д.

- Есть ошибки, которые напрямую зависят от произношения, т.е. как говорит, так и пишет.

Письмо- это сложный навык и вид графо-моторной деятельности

Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов:

•        Речедвигательного – помогает осуществлять проговаривание

•        Речеслухового – помогает произвести отбор нужного звука

•        Двигательного – помогает осуществлять движения мелких мышц кисти

•        Зрительного – участвует в подборе нужных букв

Сложные процессы перешифровки происходят в теменно – затылочно - височной областях головного мозга и окончательно формируется на 10-11-м  году жизни .

Исходя из вышесказанного, ясно, что процесс письма и чтения является многоуровневым, и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью (письмом и чтением).

  Нарушение письма приводит к неумению делить слова на слоги, звуки, предложения на слова.

Примеры ошибок письма:

1.) Пропуски букв в слове (гласных,согласных).  [весна-всна]

2.) Перестановка букв , слогов в слове. [есть – етсь, бабочка – бачка]

3.) Искажение слов [Лошадь – дожит]

4.) Недописывание слов.

5.) Неумение согласовывать слова в предложении. [Сеня  сидит стул]

6.) Неумение правильно пользоваться родом, числом.

7.) Смешение: свистящих - шипящих, звонких - глухих, соноров  р - л;

8.) Оптическое смешение букв.

Профилактика нарушений чтения и письма должна производиться в дошкольном  возрасте, особенно у детей с речевыми нарушениями. Осуществляется работа с психологом по развитию психических процессов и с логопедом и воспитателем по развитию устной речи.

Методы устранения нарушений письма.

Коррекционная работа по уточнению и закреплению дифференциации (различение) звуков проводится с опорой на различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный)

Например:

А.) Умение определять количество, последовательность и место слов в предложении

1.        Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.

2.        Придумать предложение с определенным количеством слов.

3.        Увеличить количество слов в предложении.

4.        Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении.

Б.) Умение определить количество и последовательность звуков в слове. Место звука в слове.

1.        Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.

2.        Разложить картинки в 2 ряда, в зависимости от количества звуков в слове.

3.        Вставить пропущенные буквы в слова.

4.        Преобразовать слова

а)        добавляя звук: рот - крот, мех - смех.

б)        изменяя один звук в слове: сук - суп - сух - сок - сор.

в)        переставляя звуки: пила - липа, палка - лапка.

              5.Отобрать картинки, в названии которых 4 и 5 звуков.

6.        От   записанного   слова   образовать   цепочку   слов   так,   чтобы   каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего:

дом - мак - кот - топор

7.        Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на грани.

8.        Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов: рак, брови, сумка, трава, сыр.  (комар)

9.        Какой звук убежал? (крот - кот, лампа - лапа, рамка - рама)

ИГРЫ,

которые могут помочь справиться с трудностями в овладении письменной речью.

1. «Корректор». Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву А зачеркнуть, а букву О обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.

2. «Диктант». Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Ошибки пометьте на полях  зеленой или черной ручкой ( не используйте красную ручку.) Затем дайте тетрадь на исправление ребенку. Он имеет возможность самостоятельно найти ошибку и  не зачеркивать, а стереть ее, написать правильно.

3. «Пропущенные буквы» («Пропущенные слоги»). Ребенку дается текст с пропущенными буквами. Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах.

4. «Змейка» - дидактические игры со специальными картинками, где нужно отделять предлоги от слова, слова в предложении, предложения в тексте друг от друга. Эти игры помогают развить у ребенка навыки языкового анализа и синтеза, оптико-пространственные представления, навыки чтения и письма.

5. «Реши пример» Игра помогает уточнить и дополнить у детей знания о составе слова («кот» + «ик» = «котик»);

6. «Какие слова спрятались» . Детям нужно найти в одном слове другое («Начался первый курок (урок). Такая игра помогает формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, навыки чтения и письма;

7. «Увеличь предложения» Предложите ребенку прочитать текст, а потом увеличить его словами из разных частей речи (прилагательными, наречиями и т. д.). Каждое предложение нужно увеличить на 1 – 2 слова. Эта игра помогает закреплять знания детей о частях речи, умения согласовывать слова во фразе, совершенствовать навыки связной речи.

8. «Графические диктанты». Дети сначала срисовывают изображения по клеточкам. Затем изображение срисовывается ребенком под диктовку взрослого. Такие диктанты совершенствуют мелкую моторику, развивают оптико-пространственные представления, зрительный гнозис (узнавание);

9. «Измени слова по образцу» (игры на развитие лексико-грамматического строя): «Назови ласково»   (дом-домик), «Один – много – нет»  (Мост-мосты-мостов, ухо-уши-ушей;), «Большой – средний – маленький» (усищи-усы-усики), «Какой – какая – какое» (синий шар, красивая сумка, спелое яблоко),  «Чей, Чья, Чьи» (лисий хвост ,медвежья лапа, заячьи следы).  и т.д. Все измененные слова записываются ребенком  под внимательным контролем взрослых.

11. Кроссворды, ребусы, шифровки и др. игры со словами  помогают детям развивать мышление, слуховое и зрительное внимание и память, навыки звукобуквенного анализа, навыки письма;

12. «Доскажи словечко» (в рифму), «Найди сходства», «Найди отличия», «Найти пару», «Найди, какие предметы спрятались» (на картинках и в словах) и др. игры для развития зрительного и слухового внимания.

13. «Что изменилось», «Чего не стало», «Запомни и повтори» со словами и картинками и т.д. Игры такого типа направлены на тренировку памяти (зрительной, слуховой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста с ОНР по средствам абилитационной педагогики.

Эффективность коррекционного обучения по предупреждению нарушений письменной речи у младших школьников с ОНР может быть обеспечена только в том случае, если содержание и методы коррекции речевой функц...

Нарушение устной и письменной речи у учащихся младших классов. Способы их предупреждения и устранения.

Речь - это своего рода одна из составляющих личности человека. Общение людей осуществляется с помощью речи. Человек воспринимает предметы двояко - непосредственно с помощью органов чувств (например, с...

Статья на тему "Профилактика нарушений письменной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Статья по коррекционной педагогике  "Профилактика нарушений письменной речи и чтения у дошкольников и младших школьников"...

нарушения письменной речи у детей

материал содержит информацию о видах нарушения письменной речи у детей и возможных способах её коррекции...

«Профилактика нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста».

Данный материал имеет практическую направленность. Предлагается комплекс игр-упражнений, направленных на профилактику нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста....

Особенности нарушения письменной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью

Презентация "Особенности нарушения письменной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью"...