Фонетическая ритмика. 1 класс. Проект.
презентация к уроку по логопедии (1 класс)

Анисимова Наталия Андреевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Альбом «Фонетическая ритмика» Выполнено учащимися 1 А класса совместно с учителем-логопедом Рословой Наталией Андреевной 2021-2022 учебный год

Слайд 2

Фонетическая ритмика - система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала ( звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь

Слайд 3

Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики показало, что; -у детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений; -улучшается фонематический слух; -нормализуется речевое дыхание; -формируется умение изменять силу и высоту голоса; -улучшается ритмикой - интонационная сторона речи; -уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создаётся база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков; - повышается речевая активность детей.

Слайд 10

Рекомендации по выполнению упражнений Занятия проводятся в игровой форме. Для каждого звука создаётся своя игровая ситуация. Например, при знакомстве со звуком [а], давая команду" спрятались!", можно сказать детям, что они похожи на грибочки ,спрятавшиеся под листочками от грибников , что они могут засыпать как мышата в норках , а просыпаясь , радостно приветствовать солнышко и т. д. Произнося звук [у], дети "путают " то Бабу Ягу, то Кощея Бессмертного, то Змея Горыныча и т. д. На звук [о] обыгрываются различные ситуации удивления. Дети удивляются то летящему по небу слону или крокодилу, то курице, у которой выросли большие уши, то ещё какой- нибудь небывальщине. При этом, чем необычней и смешней ситуация, тем больше интерес детей к игре и тем ярче эмоции. Звук[э]--растаявшее мороженое , а такая ситуация всегда сопровождается разочарованием и обидой. Звук [ы]--растягивание пружины или тренировка силачей. Звук [и] --растущие к солнышку колоски; натянутые струнки. Фантазия подскажет вам и другие сюжеты для игровых ситуаций.

Слайд 11

Пример стихотворения с движением

Слайд 12

Проект: Книга-памятка по фонетической ритмике

Слайд 13

Список использованной и рекомендуемой литературы • Визель Т. Г. Основы нейропсихологии .М., 2005. • Власова Т.М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду. Практикуем по работе со слабослышащими детьми . М., 1997. • Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группа ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие. М., 2006. Расскажи стихи руками. М.,1992. • Савина Л .П Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников . М., 2000. • Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2002. • Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М., 2003. • Чернякова В. Н. Стихотворно -игровые комплексы для дошкольников с недостатками речи// Логопед. 2005.N2. Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Фонетическая ритмика. Работа над речевым дыханием и слитностью речи.

Фонетическая ритмика - здоровьесберегающая коррекционная технология, содержащая систему двигательных упражнений, в которых движения корпуса, рук, ног сочетаются с произнесением речевого материала: звуков, слогов, слов, словосочетаний, фраз. Речевой материал воспринимается детьми слухо-зрительно.

Обратиться к данной технологии мне пришлось, поскольку я работаю с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, у которых наблюдается нарушение не только звукопроизношения, но и нарушения дыхания, голоса, темпа и ритма речи. У многих детей речевой выдох укорочен, голос к концу фразы становится приглушённым, тусклым, дети часто говорят на вдохе, а не на выдохе, нарушается тембр голоса и модуляции. Речь таких детей невыразительная, нечёткая, малопонятная для окружающих людей.

В основе методического приёма фонетической ритмики лежит правило, исходящее из взглядов природосообразности: устная речь «физиологична», она состоит не только из звуков, но и включает в себя мимику и движения. Таким образом, произносительная деятельность - это деятельность всего организма.

В фонетической ритмике используются природные способности детей: эмоциональность (дети легко подражают эмоциям взрослым, друг другу и даже животным), потребность в двигательной активности. Развивая моторику и эмоции у детей, создаются предпосылки для становления многих психических процессов (слухового восприятия, внимания, памяти и др), но в первую очередь для своевременного развития речи.

Фонетическая ритмика сочетает в себе три компонента - эмоциональный, двигательный, речевой, и использует механизм их функционального единства.

Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий - эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонаций. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям данной категории. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов (речедвигательный анализатор), т.е. улучшается подвижность губ, языка, мышц глотки, дыхательных мышц.

Таким образом, основные задачи деятельности с использование фонетической ритмики это:

1. соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;

2. способствовать формированию у детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной с помощью перехода от общей моторики к речедвигательной;

3. развивать слуховое восприятие детей и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.

Фонетическая ритмика вводится постепенно, на основе принципа «от простого к сложному». Начинается с нормализации речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Это условие нередко представляет определенную трудность для многих детей дошкольного возраста, так как они ещё не умеют управлять работой дыхательных мышц.

Вначале дыхательные упражнения направлены только на координацию ротового и носового дыхания при активном участии диафрагмы. Это беззвучные дыхательные упражнения, когда ребёнок учится управлять своим вдохом и выдохом. Они, в конце концов, сводятся к естественному дыханию при говорении — вдох носом, выдох — ртом.

 Постепенно беззвучные дыхательные упражнения переходят в фонационные, т. е. на выдохе дети учатся произносить те или иные звуки: сначала гласные затем согласные. Постепенно дети начинают произносить на выдохе звуковые цепочки, состоящие из двух - трёх звуков, а затем из 5-6 звуков. С введением согласных начинается произнесение слогов и слоговых рядов. Затем произносятся слова, словосочетания и тексты, в основном стихотворные.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по фонетической ритмике ФГОС 3 класс "Школа России"

Рабочая программа включает в себя календарно-тематическое планирование и пояснительную записку для работы в 3  коррекционном классе во внеурочной деятельности...

Фонетическая ритмика для детей с нарушением слуха

В  данном занятии используется ритмика как средство коррекции нарушения слуха у детей....

Фонетическая ритмика.

Комплекс логопедических упражнений....

задание для 1б класса по фонетической ритмике

задание для 1 б класса по фонетической ритмике...

Фонетическая ритмика (на период карантина 06.04.2020г.-30.04.2020г.)

Автоматизация и дифференциация звукопроизношения. Группа шипящих звуков. Группа свистящих звуков. На период карантина с 06.04.20г.-17.04.20г....

Фонетическая ритмика (на период карантина с 06.04.2020г.- 30.04.2020г.). Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика (свистящие звуки, шипящие звуки, сонорные звуки, аффрикаты)....

Фонетическая ритмика (на период карантина с 27.04.2020г-30.04.2020г.)

Автоматизация и дифференциация звкопроизношения. Аффрикаты....