Из опыта молодого педагога по коррекции звукопроизношения у первоклассников
опыты и эксперименты по логопедии (1 класс)
Аннотация: в статье рассматриваются 3 группы речевых нарушений у обучающихся первых классов, автором анализируются причины нарушения звукопроизношения, подходы к коррекции звукопроизношения, делается вывод.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_iz_opyta_molodogo_pedagoga_po_korrektsii_zvukoproiznosheniya_u_pervoklassnikov.docx | 17.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Воробьева С.А.
МАОУ СОШ №1 «Полифорум»
Из опыта молодого педагога по коррекции звукопроизношения у первоклассников
Аннотация: в статье рассматриваются 3 группы речевых нарушений у обучающихся первых классов, автором анализируются причины нарушения звукопроизношения, подходы к коррекции звукопроизношения, делается вывод.
Четкая речь – одна из составляющих всестороннего развития детей младшего школьного возраста. Проводя логопедическое обследование звукопроизношения обучающихся, я пришла к выводу, что при нарушении произносительной стороны речи возникают дефекты. Некоторые звуки совсем не произносятся, искажаются или заменяются другими. При данных нарушениях речь может быть в целом невнятна и невыразительна.
Существует 3 группы речевых нарушений:
Первая группа – фонетические нарушения речи. Они выражаются как в нарушении произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений.
Вторая группа – фонетико-фонематические нарушения. Ученик не только неправильно произносит звуки речи, но и недостаточно их различает (пропуски, перестановки слогов, недоговаривание окончаний).
Третья группа – общее недоразвитие речи. Страдает умение различать звуки речи, правильность слогового оформления слов, словарь, грамматика языка, связная речь.
Моя задача, как учителя-логопеда - создать все необходимые условия для формирования у первоклассника правильной речи.
Во время обследования были рассмотрены причины нарушения звукопроизношения у детей 6-7 лет. Чаще всего, причиной являлись:
- отклонения в строении артикуляционного аппарата (зубов, челюсти, языка, нёба),
- нарушения в иннервации мышц, участвующих в артикуляции,
- подражание неправильной речи.
Проанализировав причины нарушения и опыт моего наставника Буцык Галины Александровны, были приняты в моей собственной практике следующие подходы к коррекции звукопроизношения:
- Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков. Выработка правильного речевого дыхания;
- Постановка звука;
- Введение звука в открытые и закрытые слоги;
- Введение звука в слова (начало, середина, конец слова);
- Автоматизация слов в предложении (чистоговорки, скороговорки, самостоятельно составленные предложения, составление предложений по картинкам);
- Автоматизация звука в самостоятельной речи (стихи, рассказы);
- Дифференциация звуков.
Познакомившись с различной методической литературой, сайтами с различными упражнениями, собрала свою методическую копилку. На каждом занятии использую ее по – разному (электронные приложения, карточки с картинками, зарисовки в тетрадях).
Таким образом, при работе с обучающимися первых классов были и сложности. По моим наблюдениям все больше появляется детей со скрытыми формами нарушения звукопроизношения. В условиях школы в короткие сроки исправить речь таких детей достаточно непросто. Стараюсь наиболее тесно взаимодействовать с родителями для того, чтобы дома они больше времени уделяли исправлению речевых дефектов.
Могу сделать вывод, опираясь на свой небольшой опыт, что, при постоянном использовании методов и приёмом, которые были описано выше, речь ребёнка постепенно сформируется. В работе над развитием речи нужна долгая и кропотливая работа, как учеников и их родителей, так и учителя-логопеда.
02.05.2022 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта молодого педагога на тему "Духовно-нравственное воспитание в школе"
В данной статье представлен первый опыт молодого педегога на тему "Духовно-нравственное воспитание в школе", который был обощен на одном из заседаний "Школы молодого педагога" в г. Гусь-Хрустальный...
Итоговая работа на тему: «Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения» (коррекция звукопроизношения + Изобразительная деятельность ).1 класс
Работа представлена по результатам курса "Традиционные и инновационые подходы к коррекции звукопроизношения"Педагогический университет Первое сентября. Тема занятия:«Путешествие с Колобком. Звук Л»...
Планирование индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения учащихся начальных классов школ VIII вида (из опыта работы)
Статья для сборника "Здоровьесберегающие и логопедические технологии в образовании (традиции, поиск, новаторство) ГОУ ВПО "Магнитогорский государственный университет".Институт педагогик...
«Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога» ( из опыта работы Кочетовой Э.Г.«наставник- молодой педагог»)
Выступление на августовской конференции 2018...
«Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога» ( из опыта работы «наставник- молодой педагог»)
Повышение профессионального мастерства, желание всегда идти вперед, достойно преодолевая трудности – всегда есть главное в моей педагогической деятельности. И это я стараюсь привить своим коллег...
Статья на онлайн-конференцию "Молодые педагоги". Тема: "Тайм-менеджмент в работе молодого педагога"
Учитель-это человек, который всё знает и умеет. Вы все -решительны и несгибаемы. Люди, которые успевают не только работать, но и жить. Вы вовремя уходите с работы, причём налегке. Читаете много интере...
Школа молодого педагога. Родительское собрание «Опыт работы классного руководителя с родителями первоклассников»
Одним из важнейших направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок живёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассма...