Из опыта молодого педагога по коррекции звукопроизношения у первоклассников
опыты и эксперименты по логопедии (1 класс)

Аннотация: в статье рассматриваются 3 группы речевых нарушений у обучающихся первых классов, автором анализируются причины нарушения звукопроизношения, подходы к коррекции звукопроизношения, делается вывод.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воробьева С.А.

МАОУ СОШ №1 «Полифорум»

Из опыта молодого педагога по коррекции звукопроизношения у первоклассников

Аннотация: в статье рассматриваются 3 группы речевых нарушений у обучающихся первых классов, автором анализируются причины нарушения звукопроизношения, подходы к коррекции звукопроизношения, делается вывод.

Четкая речь – одна из составляющих всестороннего развития детей младшего школьного возраста. Проводя логопедическое обследование звукопроизношения обучающихся, я пришла к выводу, что при нарушении произносительной стороны речи возникают дефекты. Некоторые звуки совсем не произносятся, искажаются или заменяются другими. При данных нарушениях речь может быть в целом невнятна и невыразительна.

Существует 3 группы речевых нарушений:

Первая группа – фонетические нарушения речи. Они выражаются как в нарушении произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений.

Вторая группа – фонетико-фонематические нарушения. Ученик не только неправильно произносит звуки речи, но и недостаточно их различает  (пропуски, перестановки слогов, недоговаривание окончаний).

Третья группа – общее недоразвитие речи. Страдает умение различать звуки речи, правильность слогового оформления слов, словарь, грамматика языка, связная речь.

Моя задача, как учителя-логопеда - создать все необходимые условия для формирования у первоклассника правильной речи.

Во время обследования были рассмотрены причины нарушения звукопроизношения у детей 6-7 лет. Чаще всего, причиной являлись:

- отклонения в строении артикуляционного аппарата (зубов, челюсти, языка, нёба),

- нарушения в иннервации мышц, участвующих в артикуляции,

- подражание неправильной речи.

Проанализировав причины нарушения и опыт моего наставника Буцык Галины Александровны, были приняты в моей собственной практике следующие подходы к коррекции звукопроизношения:

  • Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков. Выработка правильного речевого дыхания;
  • Постановка звука;
  • Введение звука в открытые и закрытые слоги;
  • Введение звука в слова (начало, середина, конец слова);
  • Автоматизация слов в предложении (чистоговорки, скороговорки, самостоятельно составленные предложения, составление предложений по картинкам);
  • Автоматизация звука в самостоятельной речи (стихи, рассказы);
  • Дифференциация звуков.

Познакомившись с различной методической литературой, сайтами с различными упражнениями, собрала свою методическую копилку. На каждом занятии использую ее по – разному (электронные приложения, карточки с картинками, зарисовки в тетрадях).

Таким образом, при работе с обучающимися первых классов были и сложности. По моим наблюдениям все больше появляется детей со скрытыми формами нарушения звукопроизношения. В условиях школы в короткие сроки исправить речь таких детей достаточно непросто. Стараюсь наиболее тесно взаимодействовать с родителями для того, чтобы дома они больше времени уделяли исправлению речевых дефектов.

Могу сделать вывод, опираясь на свой небольшой опыт, что, при постоянном использовании методов и приёмом, которые были описано выше, речь ребёнка постепенно сформируется. В работе над развитием речи нужна долгая и кропотливая работа, как учеников и их родителей, так и учителя-логопеда.

02.05.2022 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта молодого педагога на тему "Духовно-нравственное воспитание в школе"

В данной статье представлен первый опыт молодого педегога на тему "Духовно-нравственное воспитание в школе", который был обощен на одном из заседаний "Школы молодого педагога" в г. Гусь-Хрустальный...

Итоговая работа на тему: «Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения» (коррекция звукопроизношения + Изобразительная деятельность ).1 класс

Работа представлена по результатам курса "Традиционные и инновационые подходы к коррекции звукопроизношения"Педагогический университет Первое сентября. Тема занятия:«Путешествие с Колобком. Звук Л»...

Планирование индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения учащихся начальных классов школ VIII вида (из опыта работы)

Статья для сборника "Здоровьесберегающие и логопедические технологии в образовании (традиции, поиск, новаторство) ГОУ ВПО "Магнитогорский государственный университет".Институт педагогик...

«Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога» ( из опыта работы «наставник- молодой педагог»)

Повышение профессионального мастерства, желание всегда идти вперед, достойно преодолевая трудности – всегда есть главное в моей педагогической деятельности. И это я стараюсь привить своим коллег...

Статья на онлайн-конференцию "Молодые педагоги". Тема: "Тайм-менеджмент в работе молодого педагога"

Учитель-это человек, который всё знает и умеет. Вы все -решительны и несгибаемы. Люди, которые успевают не только работать, но и жить. Вы вовремя уходите с работы, причём налегке. Читаете много интере...

Школа молодого педагога. Родительское собрание «Опыт работы классного руководителя с родителями первоклассников»

Одним из важнейших направлений в деятельности классного руководителя  является работа с семьёй,   в которой ребёнок живёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассма...