Предупреждение и коррекция дизорфографии у обучающихся 2-5 классов
рабочая программа по логопедии

Папст Татьяна Геннадьевна

Формирование фонематических процессов, орфографической зоркости, связной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preduprezhdenie_i_korrektsiya_dizorfografii.docx50.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                               

Логопедическая программа

 «Предупреждение и коррекция дизорфографии у учащихся 2 – 5 классов»

  1. Пояснительная записка:

Цель:  формирование орфографических навыков у учащихся 2 – 5 классов, способствуя усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению.

Данный коррекционный курс направлен на:

1. Формирование фонематических процессов.

2. Формирование орфографической зоркости.

3. Формирование связной речи.

4. Формирование психических процессов.

В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время.

Частота занятий 2 раза в неделю, форма организации – индивидуальные занятия.

Преподавание курса связано с преподаванием других предметов учебного плана: «Русский язык», «Литературное чтение»  и создает базу для успешного усвоения этих предметов.

Планируемые результаты освоения программы:

    Личностные результаты:

Курс ориентирован на:

  1. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  2. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения на логопедических занятиях;
  3. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  4. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в ситуациях общения и совместной деятельности, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

Курс  обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивных

1)  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, сформулированную учителем-логопедом;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) формирование умения осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

6)  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательных

1) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

2) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и  жанров в соответствии с целями и задачами;

3) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

4) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

5)  умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.

Коммуникативных

1) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

2) формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

3) формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

4) формирование умения определять общую цель и пути ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

5) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

   

Предметные результаты:

    Обучающийся получит возможность научиться в устной и письменной речи:

  1. Последовательно пересказывать текст с опорой на вопросы, с ярко выраженной причинно-следственной связью, от первого (третьего) лица по графическим схемам, с опорой на серию картинок, сюжетную картинку.
  2. Выполнять выборочный, краткий, творческий пересказы.
  3. Составлять самостоятельные связные высказывания, рассказы повествовательного характера, рассказы по вопросам и картинке.
  4. Составлять сравнительные рассказы описательного характера с использованием графических (знаковых) схем.
  5. Определять лексическое значение слов, употребленных в контексте.
  6. Понимать значение однозначных и многозначных слов.
  7. Находить в тексте и подбирать антонимы и синонимы к словам.
  8. Употреблять синонимы для преодоления неоправданного повторения слов.
  9. Понимать прямое и переносное значение слов, образные слова и выражения, фразеологизмы, фразеологические обороты, крылатые слова и выражения, пословицы и поговорки.

    Система оценки достижения планируемых результатов

Во время прохождения программы предусмотрены:

-   входящая (первичная) диагностика (1-15 сентября);

-   итоговая диагностика (15-30 мая).

    Входящая и итоговая диагностика осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.

  1.  Содержание коррекционного курса

Коррекционно–логопедическая работа проводится по разделам.

1. Формирование фонематических процессов:

- выделение гласных и согласных звуков из слов;

- определение количества и последовательности звуков в слове;

- слоговой анализ и синтез слов;

- выделение из слова ударных слогов и гласных букв;

- дифференциация звонких и глухих согласных;

- дифференциация мягких и твердых согласных;

- гласные второго ряда (обозначение двумя звуками);

- анализ значений слов-паронимов;

- фонетический разбор слов.

2. Формирование орфографической зоркости:

- родственные слова;

- дифференциация однокоренных слов со словами-омонимами;

- морфемный разбор слова;

- дифференциация близких по написанию и значению морфем;

- выделение «ошибкоопасных» мест в слове;

- подбор проверочных слов при проверке безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением;

- подбор проверочных слов при проверке сомнительных согласных в корне слова;

- ассоциативные ряды при работе со словарными словами;

- выделение орфограмм в приставке, суффиксе, окончании;

- падежные формы имен существительных;

- согласование прилагательных с существительными в падеже, роде, числе;

- согласование прилагательных, местоимений, числительных с существительными;

- согласование глаголов с существительными в роде, числе;

- личные окончания глаголов;

-  употребление предлогов;

-  дифференциация предлогов и приставок;

-  правописание разделительных «ь» и «ъ»;

-  правописание «ь» на конце существительных, глаголов, прилагательных;

-  правописание -тся, -ться в глаголах.

3. Формирование связной речи:

- словосочетания и предложения;

- составление предложений из слов;

- составление текста из предложений;

- пересказ текста;

-  составление текста по сюжетным картинкам;

- выделение логико-смысловых связей текста.

4. Формирование психических процессов:

-  развитие пространственных представлений;

-  развитие долговременной речеслуховой памяти;

-  развитие произвольного слухового и зрительного внимания;

-  развитие словесно-логического, наглядно-образного мышления.

      III.  Тематическое  планирование

В представленном тематическом планировании дан примерный перечень тем коррекционных занятий. Количество часов может меняться как в сторону увеличения, так и в противоположную сторону, в зависимости от степени тяжести нарушения.

2 класс

п/п

Тема логопедического занятия

Содержание работы

Кол-во часов

1-3

Звуки и буквы.

Закрепление  представлений о звуках и буквах, их отличительных характеристиках. Выделение звуков. Дифференциация на гласные и согласные.

3

4-5

Согласные звуки и буквы.

Закрепление характеристики согласных звуков. Звуко - буквенный анализ слов.

2

6

Обозначение мягкости и твердости согласных с помощью гласных.

 Закрепление умений обозначать мягкость и твердость согласных с помощью гласных.

1

7-8

Различение букв а-я

Обозначение  мягкости  и твердости  согласных с помощью букв а-я.

2

9-10

Различение букв о-ё

Обозначение  мягкости и твердости согласных с помощью букв о-е

2

11-12

Различение букв у-ю

Обозначение  мягкости и твердости согласных с помощью букв у-ю

2

13-15

Буквы Е, Ё, Ю, Я

Звуко - буквенный анализ слов.

3

16-17

Деление   слов на  слоги.

Определение количества  слогов в словах. Составление слов из слогов. Письмо слов к соответствующим схемам.

2

18

Деление  слов на слоги. Ударение.

Работа с ритмическим рисунком слов. Изображение слов графически.

1

19

Ударение. Перенос слов.

 Правила переноса слов.  Изменение слов, изображение их графически.

1

20

Слова - предметы,  слова – признаки, слова  –действия.

Подбор подходящих по смыслу слов – признаков, слов – действий. Угадывание предметов по признакам.  Подбор к словам  - действиям, слова -- предметы.

1

21 - 23

Предложение.

Определение на слух количества слов в предложениях, определение границ предложений. Составление предложений  по картинкам. Письмо предложений с подбором нужного предлога.

3

24

Имя существительное. Общее значение.

Закрепление умения определять имя существительное, подбор существительных к прилагательным.

1

25

Имя существительное. Род и число.

Определение рода и числа существительных. Работа с существительными, имеющими только форму множественного числа.

1

26

Глагол. Общее значение.

Закрепление умения определять глаголы, замена словосочетаний глаголами в начальной форме.

1

27

Глагол. Число и время.

Изменение глаголов  по числам и времени.

1

28

Различение имени существительного и глагола.

Дифференциация существительных и глаголов, подбор к глаголам существительных в начальной форме.

1

29

Имя прилагательное. Общее значение.

Закрепление умения определять имя прилагательное.  Подбор к именам существительным прилагательные.

1

30

Имя прилагательное. Число и род.

Изменение прилагательных по числам и родам.

1

31

Различение имени существительного, имени прилагательного и глагола.

Подбор к именам  существительным родственные имена прилагательные и глаголы.

1

32-35

Предлог.

Выполнение заданных действий, работа с вопросами.  Подбор имен существительных с предлогами. Добавление пропущенных предлогов.

4

36

Слова, близкие по смыслу (синонимы).

Подбор синонимов, исключение лишнего слова.

1

37

Слова, противоположные по значению (антонимы).

Подбор антонимов, работа с пословицами.

1

38

Слова, совпадающие по написанию и произношению (омонимы).

Составление предложений с данными словосочетаниями. Объяснение значения омонимов.

1

39

Однозначные и многозначные слова.

Составление предложений с данными словосочетаниями, замена слов словами, близкими по смыслу.

1

40-41

Фразеологизмы.

Разбор значения фразеологизмов

2

42

Состав слова. Корень. Родственные слова.

Подбор родственных слов, выделение корня.

1

43-44

Состав слова. Родственные слова и формы слова.

Изменение формы слова и выделение окончания, корня. Работа с пословицами.

2

45

Состав слова.  Родственные слова и формы слова.

Выделение окончаний, подбирая формы слова, и корень, подбирая родственные слова. Нахождение ошибок.

1

46

Состав слова. Приставка.

Образование родственных слов с помощью приставок. Составление словосочетаний,  путем подбора к глаголам подходящих по смыслу приставок.

1

47

Приставка и предлог.

Подбор родственных слов с противоположными по смыслу приставками. Выделение приставок и предлогов.

1

48

Состав слова. Суффикс.

Образование с помощью суффиксов родственные имена существительные со значением «очень маленький» и «очень большой». Изменение слов по образцу, выделение корня и суффикса.

1

49

Состав слова. Морфемный разбор.

Составление из частей слов. Подбор слов к соответствующим схемам.

1

50

Предложение.

Изображение предложений графически. Составление предложений из данных слов по заданному алгоритму.

1

51

Предложение. Грамматическая основа предложения.

Подбор подлежащих и сказуемых  к предложениям. Определение главных членов предложения.

1

52

Предложение. Согласование глагола с именем существительным в числе и роде.

Изменение предложений по образцу. Добавление подходящих по смыслу имен существительных и глаголов.

1

53

Предложение. Согласование имени прилагательного с именем существительным в числе и роде.

Подбор подходящих по смыслу имен прилагательных. Дополнение рассказа именами прилагательными.

1

54-55

Предложение. Управление.

Составление словосочетаний.  Работа с деформированными предложениями.

2

56-57

Распространение предложения.

Составление предложений с данными словами; используя схемы. Распространение предложений, используя словосочетания, данные в скобках

2

58-59

Границы предложения.

Деление текста на предложения.  Исправление ошибок в тексте.

2

60

Связь слов в предложении.

Определение  грамматической основы.  Составление полных ответов на вопросы.

1

3 класс

п/п

Тема логопедического занятия

Содержание работы

Кол-во часов

1

Слова-действия, слова-предметы

Учить различать существительные и глаголы, собственные и нарицательные существительные;  развивать языковой анализ, произвольное внимание.

1

2-3

Слоговой анализ слов.

Закреплять представление о слогообразующей роли гласных. Закреплять навык деления слов на слоги. Учить видеть «ошибкоопасные» места в различных морфемах. Учить разбирать слово по составу. Учить проверять окончания глаголов. Активизировать словарь. Развивать концентрацию и устойчивость внимания, долговременную память.

2

4

Морфемный анализ слова.

Развивать навык морфемного анализа слов. Формировать навык слогового анализа и синтеза. Развивать навык переключения внимания.

1

5

 Слова-признаки.

Учить задавать вопросы к прилагательным; развивать навык согласования прилагательных с существительными, дифференциации гласных первых и второго ряда.

1

6

Согласование существительных и прилагательных.

Развивать навык склонения прилагательных по падежам; учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные.

1

7

Согласование прилагательных и существительных в числе.

Учить подбирать однокоренные слова, развивать навык постановки ударения в зависимости от значения слова; развивать навык употребления мягкого знака. Учить подбирать правило, по которому подбирается орфограмма.

1

8

Согласование прилагательных и существительных в роде и числе.

Развивать навык согласования прилагательных и существительных в роде; учить подбирать проверочные слова; закреплять навык фонематического анализа.

1

9

Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах.

Развивать навык согласования прилагательных с существительными; учить выделять словосочетание прилагательное плюс существительное  из текста; учить определять окончания существительных и прилагательных по падежу.

1

10

Согласование существительных и прилагательных в роде, числе, падеже.

Развивать навык правописания окончаний существительных и прилагательных;  развивать фонематический слух, произвольное внимание.

1

11

Однокоренные (родственные) слова.

Развивать умение подбирать однокоренные слова. Учить видеть орфограммы в различных частях слова. Развивать умение выделять гласные в сильных и слабых позициях. Развивать фонематический слух. Развивать навык переключения внимания.

1

12

Однокоренные слова. Безударные гласные в корне слова.

Развивать умение подбирать однокоренные слова. Развивать умение выделять «ошибкоопасные» места в словах. Развивать навыки контроля и самоконтроля.

1

13

Слова с безударными гласными в корне.

Учить проверять безударные гласные в корне слова. Учить разбирать слова по составу. Формировать орфографическую зоркость. Развивать произвольное внимание.

1

14

Формирование орфографической зоркости в процессе развития навыков фонематического анализа.

Формировать орфографическую зоркость. Формировать фонематический анализ. Развивать долговременную память.

1

15

Безударные гласные в корне слова, проверяемые и не проверяемые ударением.

Развивать навык морфемного анализа слова. Учить подбирать правило для проверки орфограмм. Развивать долговременную память.

1

16

Безударные гласные, не проверяемые ударением. Словарные слова.

Развивать навык выделения орфограммы в слове. Учить строить ассоциативные ряды. Развивать произвольное внимание.

1

17

Формирование орфографической зоркости. Звонкие и глухие согласные.

Развивать навык различения звонких и глухих согласных. Развивать фонематический слух. Формировать орфографическую зоркость. Развивать зрительное и произвольное внимание, долговременную память.

1

18

Правописание предлогов и приставок со словами.

Развивать навык раздельного правописания предлогов. Развивать навык слитного правописания приставок. Развивать фонематический слух. Развивать произвольное внимание.

1

19

Правописание предлогов со словами. Слова-паронимы.

Учить дифференцировать звонкие и глухие звуки в словах, словосочетаниях, предложениях. Развивать фонематическое восприятие. Формировать орфографическую зоркость. Развивать зрительное восприятие и логическое мышление.

1

20

Дифференциация предлогов. Падежные окончания имен существительных.

Развивать навык правописания предлогов с существительными. Учить выделять по значению слова-паронимы. Формировать навык правописания падежных окончаний. Развивать произвольное внимание.

1

21

Правописание местоимений с предлогами. Склонение местоимений.

Развивать навык правописания местоимений с предлогами; формировать орфографическую зоркость; развивать произвольное внимание.

1

22

Дифференциация приставок в словах и предлогов со словами.

Развивать навык раздельного написания предлогов. Развивать навык слитного написания приставок. Формировать фонематический слух. Развивать долговременную память.

1

23-24

Сочетания –оро-, -оло-, -еле-,  -ере-

Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематические процессы, связную речь, долговременную память, логическое мышление.

2

27

Развитие орфографической зоркости.

Формировать орфографическую зоркость. Учить подбирать однокоренные слова.

3

28

Сомнительные согласные в корне слова.

Развивать навык подбора проверочных слов. Развивать фонематический слух. Развивать долговременную память и концентрацию внимания.

1

29

Сочетания -жи, -ши. -ча, -ща, -чу, -щу.

Развивать орфографическую зоркость. Формировать фонематическое восприятие. Развивать зрительную память и внимание.

1

30-31

Правописание гласных в корне слова.

Учить находить безударную гласную в корне слова. Закреплять навык разбора слова по составу. Развивать избирательность восприятия.

2

32-33

Двойная роль гласных е, ё, ю, я.

Закреплять навык дифференциации гласных 1-го и 2-го ряда. Развивать орфографическую зоркость. Развивать фонематические процессы. Развивать слухоречевую память.

2

34

Согласование существительных и числительных.

Развивать умение согласовывать существительные с порядковыми числительными. Развивать умение дифференцировать «ь» и «ъ». Развивать произвольное внимание.

1

 35

Изменение глаголов по родам.

Учить изменять глаголы по родам. Формировать языковой анализ. Развивать навык морфемного разбора. Развивать долговременную память.

1

36

Мягкий знак на конце существительных и глаголов.

Учить отличать существительные 3-го скл., оканчивающихся на шипящую, от существительных 1-го скл., в Р.п.(рожь — много рож). Формировать орфографическую зоркость. Развивать произвольное внимание.

1

37-38

Морфемный анализ слов. Падежные окончания существительных.

Развивать навык разбора слова по составу. Учить подбирать однокоренные слова. Учить дифференцировать приставки и предлоги. Развивать произвольное внимание.

2

39

Окончания глаголов во множественном числе. Не-с глаголами.

Формировать орфографическую зоркость. Учить проверять личные окончания глаголов. Закреплять навык правописания -ться, -тся. Развивать навык правописания не с глаголами. Развивать слуховое внимание.

1

40

Согласование существительных и местоимений с прилагательными в косвенных падежах.

Формировать орфографическую зоркость. Учить изменять местоимения, существительные, прилагательные по падежам. Закреплять навык правописания предлогов с местоимениями.

1

41

Согласование местоимений с предлогами.

Учить согласовывать местоимения и существительные с предлогами. Развивать фонематический слух. Развивать произвольное внимание.

1

42

Правописание предлогов и приставок с различными частями речи.

Закреплять навык раздельного написания предлогов со словами. Формировать орфографическую зоркость. Учить различать ш-щ в словах, предложениях, тексте. Развивать фонематический слух. Развивать устойчивость внимания.

1

43

Формирование орфографической зоркости.

Развивать навык разбора слова по составу. Формировать навык подбора нужного правила к орфограмме. Развивать фонематический слух. Развивать произвольное внимание.

1

44

Непроизносимые согласные в корне слова.

Формировать орфографическую зоркость. Формировать навык подбора нужного правила к орфограмме. Развивать фонематический слух. Развивать долговременную память.

1

45

Разделительный «ь», «ъ». Что такое орфографическая задача.

Формировать орфографическую зоркость. Учить решать орфографическую задачу. Развивать произвольное внимание.

1

46-47

Орфограммы в корнях слов.

Закреплять навык выделения сомнительных согласных в корне. Формировать фонематические процессы. Развивать долговременную память.

2

48

Гласные и согласные в корне слова. Слова-омонимы.

Учить выделять «ошибкоопасные» места в словах. Учить подбирать проверочные слова. Развивать фонематический слух. Учить различать слова-омонимы и слова-синонимы. Развивать зрительное внимание.

1

49

Орфограммы в приставках.

Формировать орфографическую зоркость. Развивать навык разбора слова по составу. Развивать фонематический синтез. Развивать произвольное внимание.

1

50-52

Орфограммы в приставках и корнях.

Учить подбирать проверочные слова. Учить выделять орфограмму в слове. Развивать фонематические процессы. Развивать произвольное внимание.

3

53

Орфограммы в суффиксах.

Учить выделять орфограммы в различных частях слова. Развивать умение подбирать правило для проверки орфограмм. Учить графически обозначать орфограммы. Развивать произвольное внимание.

1

54-55

Обобщение знаний о различных способах проверки орфограмм в корнях слов (2 занятия: 1 — подготовка к написанию рассказа по сюжетным картинкам; 2 — запись рассказа в тетрадь).

Учить подбирать проверочные слова. Развивать фонематический слух. Развивать долговременную память.

2

56

Формирование орфографической зоркости.

Учить видеть «ошибкоопасные» места в словах. Развивать навык слогового анализа и синтеза. Развивать навык языкового анализа. Развивать произвольное внимание, долговременную память.

1

57-58

Формирование орфографической зоркости («ошибкоопасные» места в приставках).

Развивать навык выделения в слове приставки. Учить подбирать правило для проверки «ошибкоопасных» мест. Развивать фонематический слух. Развивать долговременную память.

2

59-60

Формирование орфографической зоркости («ошибкоопасные» места в окончаниях).

Развивать навык правильного написания окончаний существительных и прилагательных. Учить согласовывать прилагательные с существительными. Учить, искать проверочные слова к словам с безударными гласными. Развивать произвольное внимание.

2

4-5 классы

п/п

Тема логопедического занятия

Содержание работы

Кол-во часов

1

Слова-действия, слова-предметы.

Учить различать существительные и глаголы. Учить различать существительные собственные и нарицательные. Развивать языковой анализ. Развивать произвольное внимание.

1

2-3

Слоговой анализ и синтез.

Закреплять представление о слогообразующей роли гласных. Закреплять навык деления слов на слоги. Учить видеть «ошибкоопасные» места в различных морфемах. Учить разбирать слово по составу. Учить проверять окончания глаголов. Активизировать словарь. Развивать концентрацию и устойчивость внимания, долговременную память.

2

4

Морфемный анализ слова.

Развивать навык морфемного анализа слов. Формировать навык слогового анализа и синтеза. Развивать навык переключения внимания.

1

5

Слова-признаки.

Учить задавать вопросы к прилагательным. Развивать навык согласования прилагательных с существительными. Закреплять навык дифференциации гласный первого и второго ряда. Развивать долговременную память.

1

6

Согласование существительных и  прилагательных.

Развивать навык склонения прилагательных по падежам. Учить дифференцировать твердые и мягкие согласные. Развивать произвольное внимание.

1

7

Согласование прилагательных и существительных в числе.

Учить подбирать однокоренные слова. Развивать навык постановки ударения в зависимости от значения слова. Развивать навык употребления мягкого знака. Учить подбирать правило, по которому проверяется орфограмма. Развивать произвольное внимание, долговременную память.

1

8

Согласование прилагательных и существительных в роде и чесле.

Развивать навык согласования прилагательных и существительных в роде. Учить подбирать проверочные слова. Закреплять навык фонематического анализа. Развивать произвольное внимание, долговременную память.

1

9

Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах.

Развивать навык согласования прилагательных с существительными. Учить выделять словосочетания прилагательное+существительное из текста. Учить определять окончания существительных и прилагательных по падежу. Развивать долговременную память.

1

10

Согласование существительных и прилагательных в роде, числе, падеже.

Развивать навык правописания окончаний существительных и прилагательных. Развивать фонематический слух. Развивать произвольное внимание.

1

11

Однокоренные (родственные) слова.

Развивать умение подбирать однокоренные слова. Учить видеть орфограммы в различных частях слова. Развивать умение выделять гласные в сильных и слабых позициях. Развивать фонематический слух. Развивать навык переключения внимания.

1

12

Однокоренные слова. Безударные гласные в корне слова.

Развивать умение подбирать однокоренные слова. Развивать умение выделять «ошибкоопасные» места в словах. Развивать навыки контроля и самоконтроля.

1

13

Слова с безударными гласными в корне.

Учить проверять безударные гласные в корне слова. Учить разбирать слова по составу. Формировать орфографическую зоркость. Развивать произвольное внимание.

1

14

Формирование орфографической зоркости в процессе развития навыков фонематического анализа.

Формировать орфографическую зоркость. Формировать фонематический анализ. Развивать долговременную память.

1

15

Безударные гласные в корне слова, проверяемые и не проверяемые ударением.

Развивать навык морфемного анализа слова. Учить подбирать правило для проверки орфограмм. Развивать долговременную память.

1

16

Безударные гласные, не проверяемые ударением. Словарные слова.

Развивать навык выделения орфограммы в слове. Учить строить ассоциативные ряды. Развивать произвольное внимание.

1

17

Формирование орфографической зоркости. Звонкие и глухие согласные.

Развивать навык различения звонких и глухих согласных. Развивать фонематический слух. Формировать орфографическую зоркость. Развивать зрительное и произвольное внимание, долговременную память.

1

18

Правописание предлогов и приставок со словами.

Развивать навык раздельного правописания предлогов. Развивать навык слитного правописания приставок. Развивать фонематический слух. Развивать произвольное внимание.

1

19

Правописание предлогов со словами. Слова-паронимы.

Учить дифференцировать звонкие и глухие звуки в словах, словосочетаниях, предложениях. Развивать фонематическое восприятие. Формировать орфографическую зоркость. Развивать зрительное восприятие и логическое мышление.

1

20

Дифференциация предлогов. Падежные окончания имен существительных.

Развивать навык правописания предлогов с существительными. Учить выделять по значению слова-паронимы. Формировать навык правописания падежных окончаний. Развивать произвольное внимание.

1

21

Правописание местоимений с предлогами. Склонение местоимений.

Развивать навык правописания местоимений с предлогами. Формировать орфографическую зоркость. Развивать произвольное внимание.

1

22

Дифференциация приставок в словах и предлогов со словами.

Развивать навык раздельного написания предлогов. Развивать навык слитного написания приставок. Формировать фонематический слух. Развивать долговременную память.

1

23-24

Сочетания -оро-, -оло-, -еле-, ере-.

Формировать орфографическую зоркость. Развивать фонематические процессы. Развивать связную речь. Развивать долговременную память, логическое мышление.

2

25

Гласные о-а в корнях.

Формировать орфографическую зоркость. Учить подбирать проверочные слова. Развивать долговременную память.

1

26

Гласные и-е в корнях.

Формировать орфографическую зоркость. Развивать навык правописания «ь» после шипящих на конце существительных и глаголов. Развивать долговременную память.

1

27

Развитие орфографической зоркости.

Формировать орфографическую зоркость. Учить подбирать однокоренные слова.

1

28

Сомнительные согласные в корне слова.

Развивать навык подбора проверочных слов. Развивать фонематический слух. Развивать долговременную память и концентрацию внимания.

1

29

Сочетания -жи, -ши. -ча, -ща, -чу, -щу.

Развивать орфографическую зоркость. Формировать фонематическое восприятие. Развивать зрительную память и внимание.

1

30

Правописание гласных в корне слова.

Учить находить безударную гласную в корне слова. Закреплять навык разбора слова по составу. Развивать избирательность восприятия.

1

31

Двойная роль гласных е, ё, ю, я.

Закреплять навык дифференциации гласных 1-го и 2-го ряда. Развивать орфографическую зоркость. Развивать фонематические процессы. Развивать слухоречевую память.

1

32

Согласование существительных и числительных.

Развивать умение согласовывать существительные с порядковыми числительными. Развивать умение дифференцировать «ь» и «ъ». Развивать произвольное внимание.

1

 33

Изменение глаголов по родам.

Учить изменять глаголы по родам. Формировать языковой анализ. Развивать навык морфемного разбора. Развивать долговременную память.

1

34

Мягкие знак на конце существительных и глаголов.

Учить отличать существительные 3-го скл., оканчивающихся на шипящую, от существительных 1-го скл., в Р.п.(рожь — много рож). Формировать орфографическую зоркость. Развивать произвольное внимание.

1

35- 36

Морфемный анализ слов. Падежные окончания существительных.

Развивать навык разбора слова по составу. Учить подбирать однокоренные слова. Учить дифференцировать приставки и предлоги. Развивать произвольное внимание.

2

37

-Ться-, -тся- в глаголах.

Развивать навык правописания -тся, -ться в глаголах. Учить различать глаголы в тексте. Развивать навык правописания личных окончаний глаголов. Формировать орфографическую зоркость. Учить обозначать гласные звуки в ударных и безударных слогах. Развивать произвольное внимание.

1

38

Окончания глаголов во множественном числе. Не-с глаголами.

Формировать орфографическую зоркость. Учить проверять личные окончания глаголов. Закреплять навык правописания -ться, -тся. Развивать навык правописания не с глаголами. Развивать слуховое внимание.

1

39

Согласование существительных и местоимений с прилагательными в косвенных падежах.

Формировать орфографическую зоркость. Учить изменять местоимения, существительные, прилагательные по падежам. Закреплять навык правописания предлогов с местоимениями.

1

40

Согласование местоимений с предлогами.

Учить согласовывать местоимения и существительные с предлогами. Развивать фонематический слух. Развивать произвольное внимание.

1

41

Правописание предлогов и приставок с различными частями речи.

Закреплять навык раздельного написания предлогов со словами. Формировать орфографическую зоркость. Учить различать ш-щ в словах, предложениях, тексте. Развивать фонематический слух. Развивать устойчивость внимания.

1

42

Формирование орфографической зоркости.

Развивать навык разбора слова по составу. Формировать навык подбора нужного правила к орфограмме. Развивать фонематический слух. Развивать произвольное внимание.

1

43

Непроизносимые согласные в корне слова.

Формировать орфографическую зоркость. Формировать навык подбора нужного правила к орфограмме. Развивать фонематический слух. Развивать долговременную память.

1

44

Разделительный «ь», «ъ». Что такое орфографическая задача.

Формировать орфографическую зоркость. Учить решать орфографическую задачу. Развивать произвольное внимание.

1

45

Орфограммы в корне слов.

Закреплять навык выделения сомнительных согласных в корне. Формировать фонематические процессы. Развивать долговременную память.

1

46

Гласные и согласные в корне слова. Слова-омонимы.

Учить выделять «ошибкоопасные» места в словах. Учить подбирать проверочные слова. Развивать фонематический слух. Учить различать слова-омонимы и слова-синонимы. Развивать зрительное внимание.

1

47

Орфограммы в приставках.

Формировать орфографическую зоркость. Развивать навык разбора слова по составу. Развивать фонематический синтез. Развивать произвольное внимание.

1

48

Орфограммы в приставках и корнях.

Учить подбирать проверочные слова. Учить выделять орфограмму в слове. Развивать фонематические процессы. Развивать произвольное внимание.

1

49

Орфограммы в суффиксах.

Учить выделять орфограммы в различных частях слова. Развивать умение подбирать правило для проверки орфограмм. Учить графически обозначать орфограммы. Развивать произвольное внимание.

1

50-51

Обобщение знаний о различных способах проверки орфограмм в корнях слов (2 занятия: 1 — подготовка к написанию рассказа по сюжетным картинкам; 2 — запись рассказа в тетрадь).

Учить подбирать проверочные слова. Развивать фонематический слух. Развивать долговременную память.

2

52

Формирование орфографической зоркости.

Учить видеть «ошибкоопасные» места в словах. Развивать навык слогового анализа и синтеза. Развивать навык языкового анализа. Развивать произвольное внимание, долговременную память.

1

53

Формирование орфографической зоркости («ошибкоопасные» места в приставках).

Развивать навык выделения в слове приставки. Учить подбирать правило для проверки «ошибкоопасных» мест. Развивать фонематический слух. Развивать долговременную память.

1

54

Формирование орфографической зоркости («ошибкоопасные» места в окончаниях).

Развивать навык правильного написания окончаний существительных и прилагательных. Учить согласовывать прилагательные с существительными. Учить, искать проверочные слова к словам с безударными гласными. Развивать произвольное внимание.

1

  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
  1. Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий.- М.: «Гном», 2015.
  2. Чистякова О. В. 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 2 класс.- Санкт-Петербург : «Литера», 2010.
  3.  Чистякова О. В. 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 3-4 класс.- Санкт-Петербург : «Литера», 2010.
  4.  Костылева Н. Ю. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками. –М.: «Астрель», 2005
  5.  Николаева Л. П., Иванова И. В. Тренировочные задания по русскому языку 2 класс.- М.: «Экзамен», 2014.
  6.  Кузнецова М. И. Тренировочные примеры по русскому языку 2 класс. –М.: «Экзамен», 2015.
  7.  Кузнецова М. И. Тренировочные примеры по русскому языку 3 класс. –М.: «Экзамен», 2015.
  8.  Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Справочное пособие по русскому языку 4 класс.- М.: «Астрель», 2016.
  9.  Зубарева Л. В. Коррекция письма на уроках 1-4 классы.- Волгоград: «Учитель», 2012.
  10.  Плешакова Е. П. Коррекционно-развивающие задания и упражнения, 3-4 классы.- Волгоград: «Учитель», 2009
  11. Фомина И. В., Щербакова И. В.  Русский язык .- Волгоград: «Учитель», 2009
  12.  Городилова В. И., Кудрявцева М. З. Сборник упражнений по исправлению недостатков чтения и письма.- Санкт-Петербург: «Каро, Дельта», 2005.
  13.  Кобзарева Л. Г., Резунова М. П., Юшина Г. Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР.- Воронеж: «ЧП Лакоценин С.С.», 2006.
  14.  Романенко О. В. Русский язык, комплексный тренажёр, курс начальной школы.- Минск: «Кузьма», 2016.
  15. Стронская И. М. Все части русского языка в таблицах и схемах. – СПб.: «Литера», 2009.
  16. Коррекция устной и письменной речи у детей 6-8 лет.- Волгоград: «Учитель», 2008.
  17.  Аскульская Л. В. Предупреждение и коррекция дизорфографии. – М.: «Владос», 2015.
  18. Оглоблина И. Ю. Логопедическая тетрадь для коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников. – М.: «Владос», 2015.
  19. Алифанова Е. А., Егорова Н. Е. Развитие правильности и осознанности чтения – М.: «Книголюб».
  20.  Мисаренко Н. В. Пособие по развитию навыков чтения.
  21.  Новиковская О. А. Логопедическая грамматика
  22. Чистякова О. В. Исправляю дисграфию. – Санкт-Петербург, 2017.
  23. Китикова А. В. Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников 1, 2 части. – Москва, 2018.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика и коррекция дизорфографии у учащихся 2 -4 классов.

Материал будет интересен для студентов и начинающих педагогов....

Программа работы учителя по предупреждению и коррекции нарушений письма у учащихся начальных классов

Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе. К сожалению, есть дети, и их количество в последние годы неуклонно растёт, которые допускают множество специфических ошиб...

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ДИЗОРФОГРАФИИ

Русский язык в системе обучения занимает лидирующее положение среди других школьных предметов, так как его роль в обучении является основной. Для успешного усвоения школьной программы по русскому язык...

Рабочая программа "Коррекция дизорфографии у учащихся 3-4 классов"

Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в усл...

Что такое дизорфография. Предупреждение и коррекция дизорфографии.

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов ЧУ ОО "СОШ "Виктория" 13.12.2019 года...

Аннотация к рабочей программе по курсу «Профилактика и коррекция дизорфографии у обучающихся с ОВЗ ЗПР»

В аннотации указаны:  нормативно-правовое основание разработки рабочей программы, список используемой литературы, цели и задачи курса, срок реализации программы, место в учебном плане и план...

Логопедическая программа "Коррекция дизорфографии у учащихся 5-7 классов с ЗПР"

Чрезвычайно актуальной для школы становится проблема выявления коррекции детей с нарушениями письменной речи. Решение этой проблемы и должна обеспечить программа по дизорфографии. Орфографически прави...