Рабочая программа "Говори правильно"
рабочая программа по логопедии (4 класс)

Ефимова Ольга Сергеевна

Программа внеурочной деятельности «Говори правильно» для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Примерных программ внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского, Методического конструктора по внеурочной деятельности школьников Д.В.Григорьева и П.В.Степанова, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения.

На основании диагностических фактов у учащихся недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли: владея набором слов и синтаксических конструкций, необходимых для построения высказывания, они испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в целое, в отборе материала, который соответствовал бы той или иной цели высказывания. Другие учащиеся, имея относительно сформированную связную речь, не умеют отразить в собственной речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_govori_pravilno_ispravlennoe.docx55.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении, школа-интернат № 68 Пушкинского района

Санкт-Петербурга

(далее ГБОУ ШИ № 68)

                                 Утверждаю

                                                               ИО Директора ГБОУ ШИ №68

                                                                ____________О.С. Ефимова

                                                                        Приказ №_________от___________

                                        Согласовано

                                                                           на заседании Педагогического  совета

                                                                             Протокол №________от____________

                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОДОД

«Говори правильно»

(общекультурное направление)

для 4 класса

Составитель: Ефимова О.С..,                        

Учитель-логопед ГБОУ ШИ №68

 

Санкт-Петербург

  1. Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности «Говори правильно» для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Примерных программ внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского, Методического конструктора по внеурочной деятельности школьников Д.В.Григорьева и П.В.Степанова, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения.

На основании диагностических фактов у учащихся недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли: владея набором слов и синтаксических конструкций, необходимых для построения высказывания, они испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в целое, в отборе материала, который соответствовал бы той или иной цели высказывания. Другие учащиеся, имея относительно сформированную связную речь, не умеют отразить в собственной речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.

  1. Общая характеристика курса.

Ценность жизни и человека-осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность добра и истины - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными и связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий (например: поступай так, как ты хотел чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.). Ценность семьи — понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам. Ценность труда и творчества — признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области. Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданства и патриотизма — осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурными ценностями предшествующих поколений.

Программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учитываются основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».

Цель: развитие связной речи и обогащение словарного запаса младших школьников, имеющих трудности в овладении русским языком как средством коммуникации и учебным предметом.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  • систематическая работа по формированию и закреплению лексико-грамматических категорий;
  • формирование навыков речевого общения на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей;
  • обучение анализу текста, выделению смысловых звеньев, составлению плана и пересказу по плану;
  • формирование, правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний, обогащение словарного запаса младших школьников;
  • обучение анализу, планированию, построению, композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний;
  • развитие самоконтроля детей за собственной речью;
  • осознание учащимися своего места в обществе и их социальная адаптация в окружающем мире;
  • воспитание и уважение к нравственным нормам.

Формы организации внеурочной деятельности: игры, беседы, просмотр видеофильмов, ролевое моделирование типовых ситуаций, конкурсы рисунков, стихов, заочные экскурсии.

  1. Описание места курса в плане внеурочной деятельности.

Рабочая Программа по внеурочной деятельности (ОДОД) рассчитана 3 раза в неделю по 3 часа, 34 учебные недели.

  1. Основное содержание курса.

Основным принципом коррекционно-развивающего обучения на первом этапе является одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи с этим в занятия включен материал по развитию фонематических процессов, формированию звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

Работа по формированию связной речи проводится методом устного опережения, так как учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развернутое связное высказывание о последовательности выполнения учебного задания.

Эта работа подготовит учащегося к свободному учебному высказыванию в классе, научит анализировать литературный текст, выделять части его структуры (Вступление — основная часть — заключение), определять стиль текста, его жанровые особенности, сложные синтаксические элементы, выясняя роль межфразовых синтаксических элементов.

Умение учащихся понимать и сознательно строить словесные сообщения разных типов формируется в процессе их интеллектуально-речевой деятельности, преимущественно на этапе подготовки к связному сообщению.

Активизация этой деятельности осуществляется по следующим направлениям: целенаправленный анализ источника, из которого черпается материал для развития речи (текст, сюжетная картина, серия картин, наблюдаемые детьми окружающая природа и жизнь); овладение содержанием; овладение структурой готового или составляемого связного сообщения.

На втором этапе обучения так же включен материал по развитию слогового анализа и синтеза слов. Занятия формируют умения детально анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы, проводить качественный и количественный анализ предложений, закрепляя навык обозначения границ предложения на письме.

Одновременно развивать инициативные формы речи: умение самостоятельно составлять развернутые и краткие неподготовленные сообщения, ответы, задавать вопросы, рассуждать. Работая с деформированными предложениями, формировать умения и навыки построения связного высказывания, предупреждая аграмматизм согласования и управления, повторение слов в предложении, нарушение порядка слов.

Работа на заключительном этапе: «Письменная связная речь. Изложение. Сочинение» сформирует у учащегося необходимые умения для создания высказывания, и умения, необходимые для восприятия готового текста. При работе над изложением отработаются умения, связанные с восприятием и подачей содержания текста, при работе над сочинением -умения, связанные с созданием собственных текстов.

  1. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.

Личностные результаты:

  • учебно-познавательные- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических работ;
  • ориентации на понимание причин успеха в речевой деятельности;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности
  • заложены основы социально-ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. На достижение личностных результатов направлены задания:
  1. на высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией;
  2. на анализ характеров и поступков героев;
  3. на формулирование концептуальной информации текста.

Младшие школьники получают возможность для формирования:

  • устойчивого познавательного интереса к речевой деятельности;
  • возможности реализовывать речевой потенциал, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на социальном уровне.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно искать средства её осуществления;
  • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя;
  • оставлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
  • соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его в диалоге с учителем;
  • учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;
  • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательные:

  • извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Выполнять универсальные логические действия:

  • выполнять анализ (выделение признаков);
  • производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием);
  • выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
  • выстраивать логическую цепь рассуждений;
  • относить объекты к известным понятиям;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму;
  • составлять простой и сложный план текста, уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные:

  • доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
  • учиться критично относиться к собственному мнению, понять другие позиции (взгляды, интересы), слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные результаты освоения содержания коррекционного курса «Говори правильно» определяются уровнем речевого развития, степенью выраженности, механизмом языковой/коммуникативной недостаточности, структурой речевого дефекта обучающихся.

  1. Предполагаемые результаты в освоении программы.

Коррекционный курс

Минимальный уровень освоения коррекционного курса

Достаточный уровень освоения коррекционного курса

Логопедические занятия

-умение выражать свои просьбы, желания;

-участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

-умение отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный

материал;

-умение слушать сказку или рассказ;

-составление простой фразы на основе предложенного рисунка;

-списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста;

- умение произносить чистоговорки, стихотворения с опорой на образец чтения учителя

-понимание содержания прослушанных сказок и рассказов, умение отвечать на вопросы по содержанию;

-умение участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка;

-умение различать понятия «предложение», «слово», «слог», «гласный», «согласный»;

-чтение текста вслух;

-умение отвечать на вопросы короткими предложениями;

-списывание рукописного и печатного текста;

-деление слов на слоги;

-запись под диктовку слов и коротких предложений.

  1. Формы учёта результатов обучения.

Для оценки эффективности внеурочной деятельности курса «Говори правильно» используются следующие формы учета результатов обучения: диктанты, контрольное списывание, графическая работа, контроль техники чтения, анализ динамики текущей успеваемости, устный опрос, письменная и самостоятельная работы.


  1. Календарно-тематическое планирование.

С 05.09.2022 по 23.09.2022 (3 недели) проводится диагностика детей с целью определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребёнка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере.

С 04.05.2023 по 26.05.2023 (3 недели) проводится диагностика на конец года с целью выявления динамики за период учебного года.

№ п/занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Характеристика деятельности учащихся (на уровне УУД)

Дата

предметные

метапредметные

личностные

План.

Факт.

1,2

6

Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы Составление предложений. Осень

формировать умения отвечать на вопросы полным предложением; последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем,

составлять простой и сложный план текста.

осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

26.09, 28.09

3,4

6

Последовательный пересказ текстов с ярко-выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы. Урожай. Овощи.

30.09, 03.10

5,6

6

Последовательный пересказ текстов от первого(третьего) лица по графическим (знаковым)схемам. Фрукты.

05.10, 07.10

7,8

6

Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки,  вопросы, графические схемы. Грибы.

10.10, 14.10

9,10

6

Последовательный пересказ описательно- повествовательного характера с использованием опорных  предметных  картинок, сюжетной картинки. Составление плана рассказа. Ягоды.

16.10

19.10

10,11

6

Последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий  с использованием серии сюжетных картинок и слов- действий. Домашние животные.

21.10, 24.10

12,13

6

Выборочный пересказ. Составление плана пересказа. Детёныши домашних животных

объяснение лексического значения слова;

развивать фонематический анализ слов, слуховое восприятие, память,  способность к переключению;

составлять простой и сложный план текста.

уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде,

самостоятельно работать в группе при выполнении практических работ,

ориентироваться на понимание причин успеха в речевой  деятельности

26.10, 28.10

14,15

6

Выборочный пересказ. Составление плана пересказа. Дикие животные

31.10, 02.11

16,17

6

Краткий пересказ. Составление плана пересказа. Животные севера.

04.11, 07.11

18,19

6

Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа. Деревья.

09.11,.11.11

20,21

6

Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Составление плана рассказа. Моя семья.

14.11, 16.11

22,23

6

Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа. Составление плана рассказа. Продукты питания.

формировать умения отвечать на вопросы полным предложением;

последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план,

выбирать основания для  сравнения, сериации, классификации объектов,

устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

18.11, 21.11

24,25

6

Устное сочинение. Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов повествовательного характера по демонстрируемым действиям и картинкам. Мебель.

23.11, 25.11

26,27

6

Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам. Зима.

28.11, 30.11

28,29

6

Устное сочинение по вопросам и картинке. Новогодний  праздник.

02.12, 05.12

30,31

6

Устное сочинение по опорным словам и картинке. Рождество.

составлять полные предложения;

объяснение лексического значения слова;

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем,

-осознанно и произвольно строить речевые  высказывания в устной и письменной форме.

самостоятельно работать  и  в группе при выполнении практических работ

07.12, 09.12

32,33

6

Устное сочинение. Составление рассказа по серии картинок, используя план- вопросы. Зимние забавы.

12.12, 14.12

34,35

6

Устное сочинение. Составление сравнительного рассказа описательного характера с использованием предметных картинок, графических (знаковых) схем, вопросов. Зимующие птицы.

16.12, 19.12

36,37

6

Устное сочинение. Составление сравнительного рассказа описательного характера с использованием предметных картинок, графических схем, вопросов. Одежда.

21.12, 23.12

38,39

6

Устное сочинение. Составление сравнительного рассказа описательного характера с использованием предметных картинок, графических схем, вопросов. Профессии.

развивать фонематический анализ слов, слуховое восприятие, память,  способность к переключению;

составлять простой и сложный план текста.

уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде,

-понимать причины  успеха в речевой  деятельности

оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации.

25.12, 28.12

40,41,42

9

Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке с использованием опорных слов. Части тела человека.

09.01, 11.01, 13.01

43,44,45

9

Устное сочинение .Составление рассказа по материалам текущих наблюдений с элементами описания, используя план- вопросы, опорные слова. День Защитника Отечества.

формировать умения отвечать на вопросы полным предложением;

последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план,

- составлять полные предложения

выбирать основания для  сравнения, сериации, классификации объектов,

устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

16.01,

18.01, 20.01

46,47,48

9

Определение лексического значения слов. Мамин праздник.

23.01, 25.01, 27.01

49,50,51

9

Определение и толкование лексического значения слов, употребляемых в контексте. Транспорт, правила дорожного движения.

30.01, 01.02, 03.02

52,53,54

9

Однозначные и многозначные слова. Весна.

осознанно и произвольно строить речевые  высказывания в устной и письменной форме

06.02, 08.02, 10.02

55,56,57

9

Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Работа с кроссвордами. Перелётные птицы весной.

13.02. 15.02. 17.02

58,59,60

9

Омонимы. Школьные принадлежности.

20.02

22.02

24.02

61,62,63

9

Этимология слов. Работа с этимологическим словарём. Космос.

объяснение лексического значения слова; развивать фонематический анализ слов, слуховое восприятие, память,  способность к переключению;

составлять простой и сложный план текста.

уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде,

организованно и, добросовестно относиться   к делу; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме

27.02

01.03

03.03

64,65,66

9

Антонимы. Подбор антонимов к слову. Рыбы.

06.03

10.03

13.03

67,68,69

9

Нахождение антонимов в тексте. Животные жарких стран.

15.03.

17.03

20.03

70,71,72

9

Синонимы. Подбор синонимов к слову. Майские праздники.

22.03

24.03

27.03

73,74,75

9

Пословицы и поговорки.

формировать умения отвечать на вопросы полным предложением;

Последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план

выбирать основания для  сравнения, сериации, классификации объектов,

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

самостоятельно работать  в группе при выполнении практических работ

29.03

31.03

03.04

76,77,78

9

Прямое и переносное значение слова.

05.04

07.04

10.04

79,80,81,82,83,84,85,86

24

Повторение материала за год, подведение итогов.

12.04

14.04

17.04

19.04

21.04

24.04

26.04

28.04


  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Развитие и коррекция сенсомоторных функций речи.

Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса, графо-моторных навыков.

Содержание

Примечания

1

Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь

www.Padaread.com

Мет. Матер. в электр. виде

2

Шнуровки

Дид. пособие

3

Мозаика

Дид. пособие

4

Пазлы

Дид. пособие

5

Массажные мячи

Дид. материал

6

Рисуем по клеточкам (2ч.)

Раб.тетрадь

7

Волшебный мешочек

Дид. пособие

8

«Веселые клеточки» www.liveinternet.ru

Дид. игра

9

Конструктор

Дид. игра

Развитие ВПФ и пространственно-временных представлений.

Содержание

Примечания

1

Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. www.klex.ru

Мет. Матер.в электр. виде

2

Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет.

Мет. Матер.

III

Коррекция нарушений фонемного распознавания.

Содержание

Примечания

1

Профили артикуляции звуков.

Дем. Матер.

2

Ефименкова Л.Н. Коррекция письменной речи. www.nsportal.ru

Дид. матер.

3

Мазанова Е.А. Коррекция акустической дисграфии.

УМК

4

Юрова Е.Я. Коррекция письменной речи. www.pedlib.ru

Дид. матер.

5

«По дорожке слов».

Дид. игра.

6

«Веселый футбол».

Дид. игра.

7

«Домики для звуков»

Дид. игра

8

Фонетическое лото «Звонкий - глухой»

Дид. игра

Коррекция нарушений процессов языкового анализа и синтеза.

Содержание

Примечания

1

«По дорожке слов»

Дид. игра

2

«Найди и прочитай»

Дид. игра

3

Обучающие карточки. Русская азбука

Дид.пособие

Коррекция оптико-кинетических нарушений.

Содержание

Примечания

1

Конструктор букв

Разд. Материал

2

«Узнай и обведи букву»

Разд. Материал

3

«Шрифты»

Дид. игра

4

Изографы

Дем. Матер.

5

«Узнаем буквы»

Дем. Матер.

6

Стилизованные буквы

Дем. Матер.

7

«Волшебная ниточка»

Дид. игра

Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи.

Содержание

Примечания

1

Муляжи «Овощи», «Фрукты», «Насекомые», «Домашние и дикие животные»

Игрушки

2

Лото «Угадай животных»

Дид. игра

3

Домино «Фрукты»

Дид. игра

Развитие связной речи.

Содержание

Примечания

1

Ефименкова Л.Н. Коррекция письменной речи.

Дид. матер.

2

Пословицы, поговорки, стихи

Картотека

  Профилактика дизорфографии.

Содержание

Примечания

1

Волина В. Русский язык. Учимся играя. www.twirpx.com

Мет. Литер.

2

Тикунова Л.И. Игнатьева Т.В. 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку для начальной школы www.twirpx.com

Дид. матер.

3

Узорова О.В. Нефедова Е.А. 300 заданий и упражнений по русскому языку (1-2кл.) www.twirpx.com

Дид. матер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Разговор о правильном питании»

Составлена для 3 класса на основе «Программы о правильном питании», М.: издательство «Нестле» «Олма-пресс», 2007 год. Допущено министерством образования Российской Федерации.   Обучение вед...

Рабочая программа по предмету «Учусь говорить правильно» для слабослышащих учащихся 1 «а» класса 2 отделения 2 варианта

Для того, чтобы цели и задачи предмета «Развитие речи» были реализованы в полном объеме, считаем необходимым введение курса коррекционных занятий «Учусь говорить правильно».Курс нацелен на разно...

Рабочая программа по учебному курсу Разговор о правильном питании 2 класс

Программа «Разговор о правильном питании» допущена министерством образования Российской Федерации....

Внеурочная деятельность по ФГОС. Рабочая программа кружка "Учимся жить правильно и красиво"" для 1-4 классов.

Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе....

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" для 1 класса

Пояснительная записка и тематическое планирование курса по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" для 1 класса...

Рабочая программа кружка «Разговор о правильном питании»

Рабочая программа кружка «Разговор о правильном питании» составлена для 5 класса на основе «Программы о правильном питании», М.: издательство «Нестле» «Олма-пресс», 2007 год. ...