"Программа обследования лексического строя речи с помощью словаря-минимума у обучающихся начальных классов с ОВЗ»
учебно-методический материал по логопедии (1, 2 класс)

Ермакова Елена Николаевна

В настоящее время одной из наиболее частых проблем, связанных с развитием ребенка, является отставание в развитии речи. Это связано с тем, что в первые годы жизни речь малыша развивается наиболее интенсивно. Когда ребенок только начинает говорить, он зачастую с трудом использует свою речь для организации общения. Передать ему опыт предшествующих и современных поколений (в форме знаний, умений и навыков) с помощью слова, без наглядной и действенной опоры просто невозможно. Как регулятор деятельности ребенка речь в этот период функционирует также весьма ограниченно. Для того чтобы выполнить все свои функции, речь проходит сложный и большой путь развития, тесно связанный с общим психическим становлением ребенка – обогащением его деятельности, восприятия, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.

При определении содержания программы обследования и методики его проведения мной был использован методический материал, разработанный Н.С.Жуковой, Т.Б.Филичевой, Р.И.Лалаевой и Н.В.Серебряковой, Т.В.Тумановой, В.П.Глуховым и другими авторами, и представленных в соответствующих пособиях.

Этот материал был переработан мной и использован в программе обследования.

Творческий подход к составлению программы исследования состоял в модификации предложенных указанными авторами заданий обследования, разработки собственных вариантов заданий в авторском определении общей структуры и «компоновки» программы обследования (сочетание и последовательность используемых заданий, их конкретное «речевое» наполнение и т.д.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx627.74 КБ

Предварительный просмотр:

Общеобразовательное частное учреждение «Школа – интернат «Абсолют»

"Программа обследования лексического строя речи с помощью словаря-минимума у обучающихся начальных классов с ОВЗ»

Учитель-логопед:

Ермакова Елена Николаевна


В настоящее время одной из наиболее частых проблем, связанных с развитием ребенка, является отставание в развитии речи. Это связано с тем, что в первые годы жизни речь малыша развивается наиболее интенсивно. Когда ребенок только начинает говорить, он зачастую с трудом использует свою речь для организации общения. Передать ему опыт предшествующих и современных поколений (в форме знаний, умений и навыков) с помощью слова, без наглядной и действенной опоры просто невозможно. Как регулятор деятельности ребенка речь в этот период функционирует также весьма ограниченно. Для того чтобы выполнить все свои функции, речь проходит сложный и большой путь развития, тесно связанный с общим психическим становлением ребенка – обогащением его деятельности, восприятия, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.

При определении содержания программы обследования и методики его проведения мной был использован методический материал, разработанный Н.С.Жуковой, Т.Б.Филичевой, Р.И.Лалаевой и Н.В.Серебряковой, Т.В.Тумановой, В.П.Глуховым и другими авторами, и представленных в соответствующих пособиях.

Этот материал был переработан мной и использован в программе обследования.

Творческий подход к составлению программы исследования состоял в модификации предложенных указанными авторами заданий обследования, разработки собственных вариантов заданий в авторском определении общей структуры и «компоновки» программы обследования (сочетание и последовательность используемых заданий, их конкретное «речевое» наполнение и т.д.).

Программа обследования лексического строя речи с помощью словаря-минимума

Методика развития связной речи учащихся начальных классов с ОВЗ языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря является важным условием  достаточного уровня развития речи ребенка, поэтому проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в логопедической практике.

Слово представляет собой основную единицу языка, имеющую сложное строение, в котором выделяются следующие основные составные части: денотативное значение, а именно лексическое значение, соотношение слова с понятием: коннотативное значение, контекстуальное значение, выражающее в слове наличие экспрессивно-стилистических оценок. В процессе развития лексики слово включается в систему парадигматических и синтагматических связей элементов языка.

Обследование лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи проводилось с помощью составленного словаря-минимума.

Содержание словаря-минимума было подобрано с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Это позволило отобрать необходимый материал и провести обследование в соответствии с возрастными возможностями детей.

По каждому заданию проводится количественный и качественный анализ. Количественный анализ предполагает подсчет количества правильных и неправильно актуализируемых слов. Правильными ответами считаются те, где наблюдается адекватное употребление слов, по своему значению, и отсутствуют грамматические искажения. При оценке ответов фонетические искажения речи не принимаются во внимание.

Определение объема словаря обучающихся с ОВЗ представляется актуальным, т.к. рост активного словарного запаса служит важным показателем речевого развития детей.

Речевой материал предлагаемых заданий составляют слова обозначающие предметы, действия и признаки.

В соответствии с задачами обследования в словарь-минимум вошли: 61 актуализируемое слово-лексема из «Предметного словаря» (игрушки, обувь, одежда, мебель, бытовые приборы, домашние животные, дикие животные, овощи, фрукты, цветы, грибы, деревья, ягоды, школьные принадлежности, части тела, инструменты, профессии людей, транспорт (наземный, воздушный, водный)); 31 – из «Глагольной лексики» (слова, обозначающие действия: физические, обиходно-бытовые, профессиональные, слова, выражающие эмоциональное состояние человека) и 76 слов из «Словаря признаков» (слова, обозначающие качества, свойства предметов: цвет, форма предметов, величина (размер) предмета, пространственные характеристики, материал, из которого изготовлены предметы, пространственные представления о расположении предметов, временные ориентиры, характер протекания действия (события) во временном плане, время суток, явления природы)  (всего 168 слов). Детям предлагается самостоятельное называние предметных картинок.

Задание позволяет выявить у дошкольников умение точно соотнести слово с предъявленной картинкой, адекватно употребить слово в соответствии с его значением и, таким образом, оценить активный словарь детей.

Для обследования пассивного словаря используются те же актуализируемые слова-лексемы, что и для обследования активного словаря детей. Выполняя задание, ребенок производит выбор картинки, которую называет логопед.

Для данных обследования лексического строя речи детей (на основе изучения специальной научно-методической литературы) был определен ряд критериев оценки, характер изучающих лексикон детей по качественным и количественным критериям уровня овладения детьми лексическим строем речи. На основании ряда оценочных показателей (общий объем словаря, его качественная структура, сформированность соответствующих понятий, наличие и степень выраженности лексических затруднений, корреляция между объемом активного и пассивного словаря). На основании этого выделяется несколько сопоставительных уровней сформированности лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста: удовлетворительный, недостаточный, средне - низкий, низкий и крайне низкий.

Привожу краткую характеристику этих уровней.

Удовлетворительный уровень овладения лексической стороной речи характеризуется объемом активного словаря в пределах 100% (от исследуемого словаря-минимума), пассивного словаря - 95%. Полным или почти полным соответствием уровня овладения соответствующих понятий; отсутствием или минимальной выраженности лексических затруднений; отмечается достаточный уровень овладения всеми основными лексико-понятийными группами слов.

Недостаточный уровень. Пассивный словарь от 85% до 90%. Некоторое отставание в овладении соответствующими понятиями, средний уровень их сформированности от 80% до 90%; отмечаются нерезко выраженные лексические затруднения (от 10 до 11% от общего объема актуализируемых слов); отмечается некоторое отставание в овладении лексикона по лексико-понятийным группам слов.

Средне - низкий уровень. Объем пассивного словаря от 75% до 85%. Диспропорция между активным и пассивным словарем в пределах 10%. Лексические затруднения (от 12 до 18% от общего объема актуализируемых слов); средний объем предметного словаря составляет  62,5 %.

Низкий уровень. Объем пассивного словаря от 70% до 75%. Диспропорция между активным и пассивным словарем в пределах 20%. Лексические затруднения имеют стойкий характер и проявляются по всем лексико-понятийным группам слов.

Крайне низкий уровень. Отмечается низкий уровень сформированности как активного, так и пассивного словаря. Объем пассивного словаря менее 70%. Диспропорция между активным и пассивным словарем (более 20%). Все лексико-понятийные группы представлены в словаре детей недостаточно полно. Число лексических ошибок составляет большой процент от общего числа актуализируемых слов (свыше 15%).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию лексического строя речи обучающихся с нарушением процесса письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР

В методической разработке предложено содержание программы по формированию лексического строя речи у детей с ОВЗ, имеющих ЗПР....

Особенности формирования лексического строя речи обучающихся с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня

В методической разработке предлагаются направления работы по развитию лексики с обучающимися 1 класса и перспективное планирование логопедических занятий с обучающимися 3 класса....

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ РЕЧИ для занятий с обучающимися начальных классов (1-2 классы)

Рабочая программа составлена на основе методических разработок М.Е. Евлампиева, М.В. Черенковой, Т.Г. Ланиной по нейропсихологической коррекции нарушений онтогенеза общего и речевого развития детей в ...

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся начальных классов, имеющих нарушения письменной речи

Календарно-тематическое планирование логопедического сопровождения для 1-2 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Развитие речи и окружающий природный мир» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью (Уровень начального общего образования) (вариант 6.4)

         Цель реализации адаптированной основной программы начального общего образования.АООП образования (вариант 6.4) обучающихся с умственной отсталостью и опорно-дв...

Обследование состояния лексического строя речи детей с ОНР III уровня

В документе представлена презентация, с помощью которой можно обследовать лексический строй речи ребенка как старшего дошкольного возраста, так и  младшего школьного возраста....

Развитие лексической стороны речи обучающихся начальных классов средствами, смежными с художественной литературой.

Одной из задач современной школы является эмоционально-эстетическое развитие учащихся, формирование культуры их чувств. Поэтому на своих занятиях я стремлюсь научить обучающихся не только смотреть, но...