Развитие грамматического строя речи
методическая разработка по логопедии

Попова Надежда Анатольевна

Дидактические игры для развития грамматического строя речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_grammatika.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры  для  развития грамматического строя речи

Дидактические игры:

"Один - много"

Например: Один стол - много столов,      Один стул - много стульев

      Один гриб - много грибов                     одно яблоко - много яблок

                      одно дерево - много деревьев       и так далее

"Назови ласково"

Например: Стол- столик              Ведро - ведерко

                     Кукла - куколка,           кровать - кроватка

                Окно - окошечко, тарелка - тарелочка, гвоздь - гвоздик и т.д....

"Кто как говорит":

Например: Корова - мычит, кошка - мяукает,    Воробей - чирикает, собака - лает, ворона - каркает,  лягушка - квакает и    так далее........

"Что из чего"

Например: Тарелка из стекла - стеклянная;  кувшин из глины - глиняный,    машинка из пластмассы - пластмассовая, из металла - металлическая;    Шуба из меха - меховая - .......и так далее                  

                          Обобщения - "Назови одним словом"

Например: яблоко, груша, банан, слива - это фрукты

                     огурец, помидор, картофель, лук - это овощи

                     рубашка, брюки, свитер, шорты - одежда

                     автобус, автомобиль, трамвай - наземный транспорт

                     самолет, вертолет, ракета - воздушный транспорт

                     теплоход, катер, лодка - речной транспорт

                     дятел, воробей, синица - птицы                     и так далее

"4-лишний" - развивается логическое мышление

яблоко, груша, огурец,  слива - что лишнее? - ребенок должен догадаться,  А почему?

Ответ: Потому что огурец не фрукт, а овощ.

корова, лошадь, лиса, кошка -  лишняя лиса, потому что это дикое животное, а остальные - домашние

весна, лето, ноябрь, осень - лишний ноябрь,  - это месяц, а остальные времена года

пальцы, нога, ладонь варежки -   варежки - это одежда, а остальное - части тела ................................и так далее - придумывайте сами

"1,2,5"

Например: 1 стол - 2 стола - 5 столов

                      1- кукла -2  куклы - 5 кукол

                      1 кровать - 2 кровати - 5 кроватей

                      1 шишка - 2 шишки - 5 шишек   и так далее...................

 «Назови сок, назови варенье» (образование относительных прилагательных):   сок из малины  - малиновый; сок из вишни ...; варенье из малины - малиновое, варенье из вишни -.... А из остальных ягод и фруктов?

Подбор антонимов «Скажи наоборот»

Эта улица узкая, а эта ... (широкая), эта дорога длинная, а эта ... (короткая), эта речка мелкая, а эта ... (глубокая), эта школа близкая, а эта ... (далекая), эта тропинка прямая, а эта ... (кривая), этот дуб молодой, а этот ... (старенький), этот путь далекий, а этот (близкий),

«Назови, правильный признак: какой, какая?»

Лист березы — березовый; ... рябины — рябиновый; ... дуба — дубовый; ... сосны — сосновый; ... клена — кленовый;

Для развития связной речи - обязательно нужно учить детей

составлять небольшие рассказы !!!!

 «Расскажи о зиме (лете, осени, весне)  по плану»:

1) как ты заметил наступление зимы (весны лета, осени);

2) ее первые приметы в живой и неживой природе;

3) назови зимние месяцы;

4) повадки зверей и птиц, которые проявляются зимой;

5) какие ты предпочитаешь зимние забавы и развлечения

Загадывайте ребенку простые детские загадки - развивается мышление.

Обязательно читайте сказки!!! и потом спрашивайте, что запомнил, какие герои понравились, почему.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие грамматического строя речи у младших школьников, которые испытывают трудности в обучении.

Актуальность настоящей работы обусловлена, во-первых, недостаточным изучением особенностей грамматического строя речи у младших школьников с  трудностями в обучении; во-вторых, увеличен...

Развитие грамматического строя речи у младших школьников

курсовая работа по методике преподавания русского языка...

Статья "Особенности развития грамматического строя речи у младших школьников с ЗПР"

Речь – одна из важнейших функций, необходимых для психического развития ребенка. Построенная в соответствии с грамматическими нормами она является надежным средством общения и познания окружающе...

Формирование и развитие грамматического строя речи у младших школьников.

Рекомендации по формированию грамматического строя речи у младших школьников...

Формирование и развитие грамматического строя речи у младших школьников.

Презентация к статье "Формирование  и развитие грамматического строя речи у младших школьников"...

Использование электронных образовательных ресурсов в работе логопеда по развитию грамматического строя речи ( словообразование ).

Использование электронных образовательных ресурсов в работе логопеда по развитию грамматического строя речи ( словообразование )....

"Развитие грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста." Журнал "Образование Нижнекамского муниципального района" 2016-2017 учебного, №7

     Своевременное развитие грамматического строя языка ребенка является важным условием его полноценного речевого и общего психического развития. Овладение грамматическим строем...