Конспект логопедического занятия для детей с ОНР (с использованием здоровьесбергающих технологий) "Слово и слог"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Пичугина (Сайманина) Мария Александровна

Тема: Слово и слог

Цели: 1. Дать понятие «слога»;

2. научить дифференцировать понятия «слово» и «слог»

задачи:

- обучающие:

1. Формировать у учащихся представлений о слогах как частях слова, на которые оно делится при произношении и чтении; развивать умение определять в слове количество слогов по количеству гласных звуков, в том числе и на слух;

2. Формировать навык анализа и синтеза слогового состава слова. Развивать умение:

а) делить слова на слоги;

б) составлять из слогов слова;

в) диктовать себе по слогам, четко представляя последовательность звуков в слове.

3. Продолжать формирование умений конструировать предложения адекватно замыслу.

4. Уточнять и обогащать словарный запас учащихся.

- развивающие:

1. Развивать логическое мышление учащихся, операции анализа и синтеза.

2. Развивать наблюдательность, слуховое, зрительное внимание и память.

3. Развивать навыки самоконтроля.

4. Развивать связное учебное высказывание.

- воспитательные:

1. Воспитывать хорошее отношение, интерес, любовь к природе.

2. Воспитывать навыки взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект332.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР

(с использованием здоровьесбергающих технологий)

Тема: Слово и слог

Цели: 1. Дать понятие «слога»;

2. научить дифференцировать понятия «слово» и «слог»

задачи:

- обучающие:

1. Формировать у учащихся представлений о слогах как частях слова, на которые оно делится при произношении и чтении; развивать умение определять в слове количество слогов по количеству гласных звуков, в том числе и на слух;

2. Формировать навык анализа и синтеза слогового состава слова. Развивать умение:

а) делить слова на слоги;

б) составлять из слогов слова;

в) диктовать себе по слогам, четко представляя последовательность звуков в слове.

3. Продолжать формирование умений конструировать предложения адекватно замыслу.

4. Уточнять и обогащать словарный запас учащихся.

- развивающие:

1. Развивать логическое мышление учащихся, операции анализа и синтеза.

2. Развивать наблюдательность, слуховое, зрительное внимание и память.

3. Развивать навыки самоконтроля.

4. Развивать связное учебное высказывание.

- воспитательные:

1. Воспитывать хорошее отношение, интерес, любовь к природе.

2. Воспитывать навыки взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.

Оборудование: картинки с изображением Фили и Степашки, предметные картинки, слоги, набор полосок разной длины, су- джок (по 2 на ученика), прищепки.

Ход занятия

I. Оргмомент

Учитель-логопед приветствует детей и  предлагает сесть тем, в чьём полном имени 2 слога (дети садятся); 3 слога; 4 слога.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее занятие мы с вами начнем необычно. Я предлагаю вам разделить свои имена на слоги при помощи хлопков. По очереди выполняют задание.

Молодцы! Все справились с заданием! Стоять никто не остался.

II. Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики

«Слонёнок»

Вытягивание сомкнутых губ вперёдhttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/03/s_5a4cf58e6955a/786232_1.png

Я водичку набираю

И ребяток поливаю!

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю

Руки складываем вместе, вытягиваем вперед.https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/03/s_5a4cf58e6955a/786232_2.png

«Улыбочка»

Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. 

  Тянем губки прямо к ушкам,

Как весёлая лягушка!

Руки показывают как широко мы улыбаемся (разводим руки в разные стороны)

«Чашечка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/03/s_5a4cf58e6955a/786232_3.jpeg

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

Складывать вытянутые перед собой руки в чашечку.

«Окошечко»

 Улыбнуться, широко открыть рот. Расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам.https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/03/s_5a4cf58e6955a/786232_4.jpeg

Широко откроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я: 1, 2, 3, 4, 5.

А теперь закроем ротик,

Отдыхает бегемотик!

Руки опираются локтями о стол, ладони показывают как широко открывает рот бегемотик.

«Хомяк»https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/03/s_5a4cf58e6955a/786232_5.png

Сделать глубокий вдох и надуть щеки.

Я надую щёчки так,

Словно толстый я хомяк!

Ладони складываем вместе, раздвигаем, показывая какие толстые щёки у хомяка.

III. Введение в тему занятия.

Л. МЫ попали с вами на сказочную поляну.

Вот по ней шагает сказочный солдат. Какой первый звук стоит в слове СОЛДАТ? Запомните эту букву.

Из-за дерева ласточка взмыла вверх. Какой первый звук стоит в слове ЛАСТОЧКА? Запоминайте.

Из леса вышел олень – золотые рога. Какой первый звук стоит в слове ОЛЕНЬ? Продолжайте запоминать буквы.

В небе быстро мчаться Гуси – лебеди. Какой первый звук в слове ГУСИ?

А вот на гору поднялся Иван- Царевич. Какой звук начинает его имя?

Назовите буквы по порядку С, Л, О, Г.

Л. Назовите, пожалуйста, темы нашего занятия. (Слог)

Логопед: Сегодня мы узнаем, из чего состоит слово. Слова делятся на части, как апельсин на дольки. Эти дольки и называются СЛОГОМ. Сегодня вы будете учиться делить слова на слоги. Определять гласные звуки и буквы, считать количество слогов. Вы уже знаете, что СЛОГ – это часть слова. Каждое слово состоит из слогов.

1. Определение количества слогов в словах.

Логопед: А как узнать сколько в слове слогов?

Дети: Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Логопед: А еще какие есть способы определения слогов?

Дети: надо хлопать в ладоши и говорить слово по частям или проговаривать слово положить руку на подбородок.

Логопед: Сейчас я посмотрю, как вы умеете определять количество слогов в словах:

Задание 1

Логопед загадывает загадки, а дети отгадывают их и определяют количество слогов в словах- отгадках

Закаляют нас всегда

Солнце, воздух и …

(ВОДА)

Хвост пушистый – краса

И зовут ее …

(ЛИСА)

Сапожник, сапожник!

Скорей помоги!

Совсем прохудились мои…

(САПОГИ)

Я расчищу снег, ребята,

Только мне нужна…

(ЛОПАТА)

Задание 2

 Работа с карточками.

Догадайся, какой слог пропущен, запиши этот слог.
(ша)рик, (ди)ван, ру(ба)шка, пана(ма) ДИ, ША, БА, МА
- Какие знания необходимы нам были для выполнения этого задания?
- Вспомнить написание этого слова и выделить пропущенный слог.


Дыхательная гимнастика.


 «Подуй на свечку».
Сесть, держа в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительны и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3—4 раза.

Задание 3

Л. На доске закреплены картинки Филя и Степашка. Вам необходимо раздать карточки с картинками какому -то одному из героев.

Каждому ребенку дается карточка с иллюстрацией. Нужно подсчитать количество слогов и прикрепить под выбранным героем, объяснить свой выбор (яблоко, свеча, собака, усы, гнездо, дерево, лодка, снеговик, девочка, птицы)

2. Дифференциация слова и слога

1.Логопед вывешивает звук «ма».

- Ребята, что здесь написано?

- Что это такое?

- Есть ли смысл в слоге «ма»?

Аналогично разбираются слоги «ши», «на»

Логопед: Что получится, если мы соединим эти слоги?

Дети: Машина

Логопед: Значит, сам по себе слог не содержит смысл. А любое слово имеет определенный смысл .

Ребята, наши гости пришли к нам с интересным заданием. Они предлагают вам поиграть в разведчиков. Нужно собрать зашифрованные слова

2.Работа в группах

Составление слов и слогов, данных в беспорядке:

У КА ЛИТ ( улитка)

ТА КОН ФЕ (конфета)

ГА КНИ (книга)

ГА ЗИН МА (магазин)

РО ВО НА (ворона)

Проверка слов, запись в тетрадь.

Подчеркните гласные буквы, разделите слова на слоги.

Проверка.

3.Пальчиковая гимнастика с элементами массажа с применением су- джок

- Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,
А потом обратно, чтоб стало мне приятно.

(Су- джок положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно)

(Су- джок положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп

-Научился два ореха между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать.

-Катать два су- джока между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу. -

Три ореха я возьму, между пальцами зажму.
Раз, два, три, четыре, пять, орехи сложно удержать!

(Удерживать два (три) су - джока между любыми растопыренными пальцами одной руки, обеих рук)

Вокруг Земли Луна летает, а вот зачем – сама не знает

(Два су - джока держать в одной руке и вращать одним вокруг другого)

3. Работа со схемами слов

1.Логопед: вы научились делить слова на слоги, а теперь мы научимся

работать со схемами слов. У каждого из вас набор полосок.

Длинная полоска обозначает слово, а короткая часть слова-

слог.

Логопед вывешивает картинку с изображением груши, один ученик выходит к доске, остальные работают на месте.

Логопед: Сколько слогов в слове «груша»?

Ученик: В слове «груша» 2 слога.

Логопед: Сколько коротких полосок надо положить?

Ребенок: Надо выложить 2 короткие полоски.

Аналогичная работа проводиться с другими словами: доска, собака, черепаха. Учащиеся по очереди меняются у доски.

2.Пальчиковая гимнастика (с использованием прищепок)

«Котенок кусается» Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочередно «кусаем» подушечки пальцев на ударные слоги стихотворения от большого пальца к мизинцу (котенок кусается)

4. Работа с деформированными словами. Составление схем предложений.

Задание 5. Найдите лишнюю букву в словах.

ЛИРСТ, ДОТЖДИ, ЖЕКЛТЫЙ, ЛИСТОНПАД, ЮТГ, ДЕНРЕВЬЯ, ПКТИЦЫ, ЗОРЛОТАЯ

Логопед: - Назовите слова, состоящие из1слога, 2 слогов.

- Почему в них только 1,2 слога?

- В какое время года мы встречаемся с этими словами ?

Придумайте предложения из этих слов. Составьте схемы этих предложений.

Дети: Птицы летят на юг.

│________ _________ _______ ________ .

  1. Итог занятия.

- Давайте повторим, как называются части слова.

- Как узнать сколько в слове слогов?

- Чем слог отличается от слова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР с использованием речедвигательной ритмики на тему: "Дифференциация звуков З - Зь. Буква З"

Данный конспект занятия предназначен для логопедов, работающих с детьми с ОНР 6-7 лет, состоящими в группе риска по акустической дисграфии. Конспект посвящен дифференциации звуков З и Зь, а также знак...

Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ 1 класс "Автоматизация звука [ ш ] в слогах, словах и предложениях."

В данном занятии представлены приемы автоматизации звука [ш ] в слогах, словах и предложениях. Задания даются с использованием игровых приемов с использованием доступного речевого материала. Проводитс...

Конспект логопедического занятия для детей 1 класса: дифференциация гласных А - Я.

Конспект логопедического занятия для детей 1 класса: дифференциация гласных А - Я. Развитие фонематического восприятия и формирование четких фонематических представлений....

Конспект логопедического занятия по коррекции на тему: «Артикуляция гласных [а-я].Дифференциация в слогах, словах»

Задачи :       1. Закрепить знания детей о звуковом составе гласных  а –я. 2. учить дифференцировать гласные А-Я в слогах, словах;3. развивать навыки...

Конспект логопедического занятия для детей с ТНР (2 класс, АООП 5.1) Обучающее изложение «Зима в лесу»

Конспект подгруппового логопедического занятия (с дидактическим материалом), посвященный обучению написания изложения. Предназначен для  младших школьников с ТНР....

Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ 1 класс. Тема :" Дифференциация звуков [с]- [з] ".

Практический материал представлен в игровой форме для автоматизации свистящих звуков....